Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа (литература, 8 класс) по теме

Суслова Марина Валентиновна

 

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1) программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией Г. И. Беленького, М.: «Мнемозина», 2006;

2) Государственного стандарта общего образования;

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе;

4)обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе;

5) оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. /Сост Э.А.Красновский. – М.: Дрофа, 2008

Реализуется в таком учебнике «Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-частях» под редакцией Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина», 2008.

          Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), на развитие речи – 7 часов, внеклассных чтений – 9 часов, плановых контрольных работ – 4, домашнее сочинение – 1.

Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_dlya_8_klassa.doc360 КБ

Предварительный просмотр:

1. Титульный лист.

РАССМОТРЕНО

Руководитель  МО учителей русского языка и литературы

________________ Петреченко И. С.

Протокол № ___ от

«____»________________2012 г.

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР МОУ «СОШ № 45  г. Белгорода»

_________________ Шамрай В. М.

«____»_________________2012 г.

Утверждаю

 Директор МОУ «СОШ № 45 г. Белгорода»        __________________Бугаёва Л. И.


Приказ № 295 от «___»_______2012 г.

Рабочая программа по литературе

(с элементами краеведения)

Название учебного предмета – литература

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет,  - Суслова Марина Валентиновна

Класс (параллель), в котором изучается учебный курс – 8 … класс

Год составления программы – 2012г.

                                                                                                                                                                                                                   Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                          педагогического совета школы

                                                                                                                                                          от «30» августа 2012 года  

                                                                                                                                                          протокол № 1

2. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1) программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией Г. И. Беленького, М.: «Мнемозина», 2006;

2) Государственного стандарта общего образования;

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе;

4)обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе;

5) оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. /Сост Э.А.Красновский. – М.: Дрофа, 2008

Реализуется в таком учебнике «Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-частях» под редакцией Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина», 2008.

          Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), на развитие речи – 7 часов, внеклассных чтений – 9 часов, плановых контрольных работ – 4, домашнее сочинение – 1.

Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

                                     Цели и задачи  программы обучения в области формирования системы  знаний, умений

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 8 классе будут:

  1. осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
  2. формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  3. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  4. формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и                                                                                                                                                                                                                     оценки литературно-художественных произведений.
  5. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  1. развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;
  2. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, литературе родного края;
  3. усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур,   выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

   Программа для 8 класса  построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства).  Сверхзадача курса в  8 классе   - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.

           Основой изучения  литературы  остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем,  8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике , способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

          Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

         Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

С 2001 года МБОУ СОШ № 45 является экспериментальной площадкой краеведческой направленности. В связи с этим на уроках учащимся предоставляется возможность познакомиться с наследием писателей и поэтов Белгородчины, при составлении программы был использован дидактический материал краеведческой направленности.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

7-8 классы

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
  2. роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
  3. основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
  4. некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
  5. средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
  6. родо-жанровые  особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. использовать элементы  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  2. определять  сущностные характеристики  изучаемого объекта, самостоятельно  выбирать  критерии  для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
  3.  проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять  основной информации от второстепенной;
  4.  развернуто обосновывать суждения, давать определения;
  5.  выбирать  вид  чтения в соответствии с поставленной целью;
  6. владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
  7.    характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
  8.    выявлять авторское отношение к изображаемому;
  9.    пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
  10.     писать сочинения-рассуждения на доступную тему,  работать над отзывом  о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  3. поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

4. Учебно-методические средства обучения

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Беленький Г.И  «Литература. 8 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях». - М.: Мнемозина, 2008.

1. Мещерякова  М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: Рольф, 2010.

2. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы  уч-ся по литературе. 8 кл. – М.: Мнемозина, 2008.

1.Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 8 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.

2. Н.В. Егорова Поурочные разработки 8 класс. -  М.: Вако, 2011.

  Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2012.
  3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. .  – М.: Просвещение, 2010.
  4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. .  – М.: Просвещение, 2011.
  5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2010.
  7. Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для уч-ся 4-х классов / Сост. Н. Г. Овчарова, Б. И. Осыков. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1977. - 77 с.: ил.
  8. В. С. Буханов. Раздолье: Стихи. - Воронеж: Центр.-Чернозем. rн. изд-во, 1972. - 96 с.: ил.
  9. Е. Ф. Дубравный. Анютины встречи. - Белгород, 1991. - 32 с.
  10. Е. Ф. Дубравный. Смерть шампиньона. - Белгород: Везелица, 1992. - 143 с.
  11. Е. Ф. Дубравный. Грустное эхо: Стихи. - Белгород: Изд-во В.М. Шаповалова, 1995. - 72 с.
  12. Е. Ф. Дубравный. Египетские этюды. - Белгород: Изд-во В.М. Шаповалова, 1995. - 31 с.
  13. Е. Ф. Дубравный. Птицеслов: Стихи. - Белгород: Изд. дом "В. Шаповалов", 1998. - 64 с.
  14. Е. Ф. Дубравный. "Звездопад" над Белогорьем: Встречи со знаменитыми людьми России. - Белгород: Истоки. - 2001. - 226 с.
  15.  Е. Ф. Дубравный. Музыкальный птицеслов: Песни на стихи Евгения Дубравного. - Белгород, 2001. - 91 с.
  16.  В. Е. Молчанов. Подозрительный чай: Забавные эпизоды из жизни творческих людей / [Худож. В. Колесник]. - Белгород: Крестьянское дело, 1999. - 128 с.
  17.  В. Е. Молчанов.  Другие времена: Стихи. Переводы / [Худож. Н.А.Аргунова, В.П.Легеза; Фото А. Черноморцева] - Белгород: Крестьянское дело, 2000. - 112 с.
  18. В. Е. Молчанов. Приятного аппетита: Литературные байки / [Худож. В. Колесник]. - Белгород: Крестьянское дело, 2002.- 128 с.
  19. Музыкант, путешественник, поэт, педагог. 1890-1990: К 100-летию со дня рождения Василия Яковлевича Ерошенко / Авт.-сост. Б.И. Осыков. - Белгород, 1989. - 48 с.
  20. Собрание сочинений. Т. 3. / В.М. Шаповалов. - Белгород: Изд. дом "Шаповалов", 2000. - 512 с.
  21. По всей линии фронта: повести рассказы / В.М. Шаповалов. - Белгород: Изд. дом "В. Шаповалов", 2003. - 475 с.
  22. О. Е. Кириллов. Сыны Белгородины.- Ст. Оскол,2002.-432 с.
  23. И. А. Чернухин. Поздний дождь: Стихи. - Белгород: Везелица, 1994. - 142 с.
  24. И. А. Чернухин. Земное время. - Белгород: Крестьянское дело, 1999. - 172 с.

      25. С. В. Постолов. Ромашка в сентябре: Стих / Предисл. Н. Дроздовой. - Белгород: Крестьянское дело, 2001. - 104 с.: ил.

      26. М. С. Борисенко. "Вечер-чародей" // Капели клавесинный звон: Стихи и проза. - Белгород, 1995. - 72-75.

      27. Ю. И. Макаров. Ровеньские залепухи: Рассказы. - Белгород: Крестьянское дело, 1997. - 88 с.

      28. Ерошенко В.Я. Цветок справедливости: сказка. - Белгород: Везелица, 1992.- 15 с.

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);

  1. мультимедийные продукты (презентации, тесты, плакаты, таблицы и прочее);
  2. наборы дидактических материалов, как в печатном, так и в электронном виде;
  3.  плакаты со справочными материалами;
  4. библиотека с электронной и печатной картотекой;
  5. каталоги всех материалов и пособий в электронном и печатном виде.

5. Содержание программы учебного курса

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

2

Устное народное творчество. Народные песни.

3

1

Русская старина.

4

1

Литература XIX века.

31

4

3

Литература конца XIX  -  начала XX века.

7

1

Литература XX века.

17

3

2

Из зарубежной литературы.

6

1

Итого

70

7

9

Введение. (2 ч.)

Образное отражение  жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как  искусство слова. Другие виды искусства.

            

  1. Устное народное творчество. Народные песни. (2ч.+1ч.)

Исторические песни

Для чтения и бесед

Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие  (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила да меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные» и другие. Лирические  песни как  жанр народной поэзии. Выражение в них  «горя или радости сердца».

Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Для чтения и бесед

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море – священный Байкал…» Д.П. Давыдов, «Среди долины ровныя…» А.Ф. Мерзлякова, «Вечерний звон» И.И. Козлова, «Соловей» и «Не осенний мелкий дождичек…» А.А. Дельвига).

Для чтения и бесед

К.Г. Паустовский.    «Колотый сахар»; В.С. Высоцкий.  «Песня о Волге»; Б. Ш. Окуджава. «Песенка», «По Смоленской дороге».

  1. Русская старина (3 ч. + 1ч.)

А. Н. Толстой.

Для чтения и бесед

«Земля оттич и дедич».

Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе.

Для чтения и бесед

«Жития преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский - подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

«Жития протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила  и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

Для самостоятельного чтения

«Сказание о  Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык). Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемякин», «Повесть о Петре и Февронии».

III. Литература XIX века. (24 ч. + 4ч. + 3ч.)

А.С. Пушкин. Пушкин-прозаик.

Для чтения и изучения

«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль  в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм  пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

Для чтения и бесед

«Метель».

Для самостоятельного чтения

А.С. Пушкин.  «Повести Белкина», стихотворения; М.И. Цветаева.  «Мой Пушкин» (фрагменты).

М.Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Для чтения и бесед

«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы, Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Для чтения и изучения

«Мцыри».  «Мцыри – любимы идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Роль  вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В. Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

Для самостоятельного чтения

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Боярин Орша».

Н.В. Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения и изучения

«Ревизор». Жизненная основа комедии.  Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.  Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и в кино.

Драматические произведения, комедия; сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения

«Женитьба».

И.С. Тургенев.  Особенности прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Ася». Образ «тургеневской девушки»; скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Для самостоятельного чтения

«Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Л.Н. Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения

«После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.

Для самостоятельного чтения

«Хаджи Мурат», «За что?», «Люцерн».

IV. Литература конца XIX  -  начала XX века. (6 ч. + 1 ч.)

В.Г. Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и бесед

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчика, его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения

«Мгновение».

И.А. Бунин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...»,  «Густой зеленый ельник у дороги…», «Родине», «Слово».

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

Для самостоятельного чтения

«Птицы небесные», «Крик» и другие рассказы.

Максим Горький – убежденный защитник идеи активного отношения к жизни.

Для чтения и изучения

«Песня о Соколе». Символика - аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

Для чтения и бесед

«Заветы отца».

Для самостоятельного чтения

Произведения из цикла «Сказки об Италии», «Челкаш», «Ма-ленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти».

IV.Литература   XX   века   (12 ч. + 3 ч. + 2 ч.)

Н.А. Заболоцкий. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Я воспитан природой суровой…», «Журавли», «Одинокий дуб»,  «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…».

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.

К.Г. Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).  Композиция рассказа ( роль «ленинградских страниц»). Емкость художественного слова.  Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и изображение писателя (ср. «Золотой розой»).

Роль воображения в художественном творчестве.

Для самостоятельного чтения

«Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и другие произведения.

А.Т. Твардовский. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Василий Теркин» (главы  «Переправа»,  «О награде», «Гармонь», «Два солдата»,  «Кто стрелял?»,  «Смерть и воин»,   «От автора»).

История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Народнопоэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

Образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе.

Для самостоятельного чтения

А.Т. Твардовский.   «Василий Теркин» (полный текст поэмы), «Я убит под Ржевом…», «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война…», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения; Ч. Айтматов.   «Ранние журавли».

В.М. Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дядя Ермолай».

«Солнце, старик и девушка».  Подвиг или равнодушие  героя?

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Для самостоятельного чтения

«Космос, нервная система  и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы.

Н.М. Рубцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Русский огонек», «О Московском Кремле», «Старая дорога», «Журавли», «Посвящение другу», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

Для самостоятельного чтения

«Во время грозы», «Жеребенок и другие стихотворения.

V.  Из зарубежной литературы  (5 ч. + 1 ч.)

Литература эпохи Возрождения

У. Шекспир.  Сведения о жизни драматурга.

Для чтения и бесед

«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Трагедия как жанр драматургии.

М. Де. Сервантес.  Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дон Кихот»  (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

П. Мариме. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

«Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А.С. Пушкина

6. Календарно-тематический план (2 часа в неделю, всего 70 часов)



№ п.п



Дата

План

Факт



Тема учебного занятия


Формирование универсальных учебных действий



Диагно-

стика



Подготовка к экзамену



Использование ресурсов кабинета, ИКТ




Краеведение




Домашнее задание


Знать


Уметь

                                            I.  Введение. (2 ч.)

04.09

Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.

Образную

природу  народного словесного искусства. Понятие художественного образа.

Составлять тезисы и план прочитанного текста; владеть различны-

ми видами пере-

сказа.

Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия». 8 класс.

Письменный ответ на вопрос

06.09

Литература как искусство слова. Другие виды искусств.

Литература как искусство слова. Другие виды искусств

Перефразировать мысль; владеть

монологической и диалогической

речью.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 8  класс.

Диск

«Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс».

                                                                     II. Устное народное творчество. Народные песни. (2ч.+1ч.)

11.09

Исторические песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве.

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриот. И освободит. стремлений народа.

Видеть художественное  своеобразие (роль вымысла, ритмические  особенности, повторы) текста.

Диск «Устное народное творчество».

Маматов  Д. А. Стихи и поэмы автора, воспева-ющие подвиг земляков

Сообщение по историческим песням

13.09

Лирические песни. «Породила да меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные».

Лирические песни как жанр народной поэзии, выражение в них «горя или радости сердца».

Определять песенный стих, особенности лексики, повторы.

Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях.

Диск «Устное народное творчество».

Творчество поэта Шкуты Ю. К.

Выучить наизусть песню по выбору

18.09

Внеклассное чтение

 К.Г. Паустовский.  «Колотый сахар».

Особенности творчества писателя. Композиция произведения. Тема и идея.

Проводить анализ произведения в русле изучаемой темы.

Составление аналитической карты по итогам изучения темы.

Диск «Устное народное творчество».

                                                                                                        III.  Русская старина (3 ч. + 1ч.)

20.09

А.Н. Толстой. «Земля оттич и дедич».

 Зарождение древнерусской литературы. Особенности творчества писателя. Композиция произведения. Тема и идея.

Проводить анализ произведения в русле изучаемой темы. Находить отличительные черты древнерусской литературы от современной.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 8  класс

Диск «Сокровища древнерусской литературы. Жития».

Стр.54, вопр.1, 2

25.09

Житийный жанр в древнерусской литератур.  «Житие преподобного Сергия Радонежского»  (фрагменты).

Содержание и историческую основу «Жития С.Радонежского»

Интерпрети-

ровать  художественный текст; определять род и жанр произведения.

Диск «Сокровища древнерусской литературы. Жития».

В. Я. Ерошенко- писатель, педагог, путешественник, эсперантист.

Стр.55-56, пересказ

27.09

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).

Содержание, историческую основу «Жития протопопа Аввакума, им самим написанное».

Объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно- художественное своеобразие  произведения через  образ главного героя.   Сравнивать «Жите…» с обрядовой народной поэзией.

Диск «Сокровища древнерусской литературы. Жития».

Выразитель-

ное чтение

02.10

Внеклассное чтение

«Сказание о Борисе и Глебе».

Понятие сказания,  понимать содержание и историческую основу произведения.

Выразительно читать и пересказывать эпизоды, определять род и жанр произведения.

Составление аналитической карты по итогам изучения темы.

Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях.

Диск «Сокровища древнерусской литературы. Жития».

Буханов В. С.

Выучить наизусть стихотворе-

ние «Памятник»

                                                                                            IY. Литература XIX века. (24 ч. + 4ч. + 3ч.)

04.10

А.С. Пушкин

(6 ч. + 1 ч. + 1 ч.)

А. С.  Пушкин-прозаик. «Капитанская дочка». Историческая основа повести.

Основные

факты жизни и

творческого пути

А. С. Пушкина;

исторические

источники; содержание изучаемого произведения.

Делать сообщение о Пугачевском восстании.  Знать о работе Пушкина над образом Пугачева (отрывки из «Истории Пугачевского бунта»). Владеть

различными видами пересказа;  участвовать в диалоге

по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Сообщение об А.С.Пушкине

09.10

Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов.

Содержание изучаемого

произведения; этапы формования

характера героя.

Выделять смысловые части текста.   Рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринёва. Работать над сообщениями «Первые жизненные испытания П. Гринёва»,  « Что такое милосердие?».

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 8  класс

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Читать повесть «Капитанская дочка»

11.10

Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.

Исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику.

Характеризовать особенности сюжета и  композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному тексту.  Выявлять «Зеркальные» сцены в повести.  Владеть монологической и диалогической

  речью;   развернуто обосновывать   суждения, приводить доказательства.

В. Н   Катасонов. Тема чести и милосердия в

повести Пушкина «Капитанская дочка».

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Пересказать 4 встречи Гринева с Пугачевым

Художественный пересказ описания метели

16.10

Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини.

Содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов. Понимать отношение автора и других действующих лиц к героине.

Развернуто   обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материал. Оценивать высокие духовные качества Маши, ее близость к народу, объяснять роль  эпиграфов, народных песен в раскрытии характера героини, объяснять смысл названия  произведения.

В. Н   Катасонов. Тема чести и милосердия в

повести Пушкина «Капитанская дочка».

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Сопоставить героев повести

Проанализировать образ  Маши

18.10

 Утверждение автором  нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Образ-характер, художественная правда и вымысел в литературе.

Почему  повесть «Капитанская дочка» называют поэтическим завещанием Пушкина; как соотносится в произведении и в литературе историческая правда и художественный вымысел. Понятие и значение в литературе образа-характера.

Глубоко

анализировать художественный  текст; сопоставлять эпизоды и сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа и видами публичных выступлений.

Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком.

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Выписать отношение Пушкина к бунту

23.10

Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии. Роль и характер эпиграфов.

Понятие лаконизма, особенности прозы писателя, роль народной поэзии и эпиграфов в раскрытии идеи произведения.

Выражать свое отношение к прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа и видами публичных выступлений

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Подготовиться к сочинению

25.10

Р.р. Написание контрольного сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Содержание и проблематику изученного произведения.

Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам.

Выбрать тему и жанр сочинения; составить

план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.

Мониторинговое исследование по результатам сочинения

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 8 класс».

Дописать сочинение

06.11

Внеклассное чтение

 А.С. Пушкин. «Метель».

История создания повести, понимать ее нравственную проблематику, особенности жизненной философии героев.

Сравнивать «Метель» с другими произведениями автора, объяснять художественное своеобразие повести.

Составление аналитической карты по итогам изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Диск «Пушкин А.С. Произведения».

Подготовить рассказ о биографии М.Ю,Лермонтова

08.11

М.Ю. Лермонтов

(5 ч. + 1 ч. + 1 ч.)

М. Ю. Лермонтов.  «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Символические образы  тюрьмы и узничества в лирике.

Основные

факты жизни и

творчества М. Ю.Лермонтова. Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, замысел автора.

Определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать  произведение, в том числе выученные наизусть от

рывки; соблюдать нормы литературного языка.  Выявлять способы и средства раскрытия  образа главного героя стихотворения.

 Диск «Лермонтов М.Ю.  Великий поэт прекрасной Родины».

Выучить наизусть одно из стихотворений М.Лермонтова

13.11

Мотивы вольной кавказской природы. «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...».

Понимать значение Кавказа для поэта. Алгоритм анализа стихотворного произведения.

 Проводить анализ стихотворного произведения.  Передавать

содержание прочитанного текста в развернутом виде; владение монологической и

диалогической речью.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 8  класс

Диск «Полный мультимедийный курс по  литературе  для 8 класса, 40 интерактивных уроков».

Прочитать поэму «Мцыри», охарактеризовать главного героя

15.11

«Мцыри  – любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).

Историю создания произведения, содержание изучаемого

произведения;

оценку образа

Мцыри  В. Г. Белинским.

Выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с  темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Прочитать поэму «Мцыри», охарактеризовать главного героя

20.11

Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.

Черты романтизма как литературного направления

Выявлять черты романтизма в поэме, объяснять ее своеобразие.  Делать

выводы в результате анализа текста, фрагмента; характеризовать

роль выразительных  средств,  находить их в тексте; выразительно читать фрагменты поэмы.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 8  класс

Диск «Лермонтов М.Ю.  Великий поэт прекрасной Родины».

Определить основный конфликт поэмы, ее кульминацию

22.11

«Упругость, энергия стиха» (В.Г. Белинский). Особенности построения поэмы.

Способы раскрытия образа главного героя. Белинский о своеобразии поэмы Лермонтова.

Оценивать лирически приподнятый язык поэмы. Определять стихотворный размер.  Перефразировать мысль;

использовать различные виды

чтения, выбирать  и использовать изобразительно-выразительных средств языка.

Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Выучить наизусть отрывок  из поэмы

27.11

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Образную

природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя.

Составлять рабочие материалы к обсуждаемым темам; анализировать приемы построения образа и способы художественной обрисовки образа.  Владеть различными видами пересказа,  строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.

Мониторинговое исследование по результатам сочинения.

Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком.

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 8 класс».

Подготовиться к сочинению

29.11

 Внеклассное чтение

 М.Ю. Лермонтов.  Стихотворения.

Понимать духовный мир, мысли и чувства лирического героя, замысел автора.

Владение основными видами публичных выступлений;

 обосновывать суждения, приводить цитатный материал.

Составление аналитической карты по итогам изучения творчества  М.Ю. Лермонтова.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Диск «Лермонтов М.Ю.  Великий поэт прекрасной Родины».

Автор Калуцкий В. У. и его творчество

Чтение наизусть

04.12

Н. В. Гоголь

(5ч. +1 ч. +1ч.)

Сатира в творчестве Гоголя.  «Ревизор». Жизненная основа комедии.

Факты жизни и творчества Гоголя, исторические события в комедии Особенности  драматического

произведения; литературного жанра; определение понятия «комедия». Творческая и сценическая история пьесы, реакция на нее зрителей, императора Николая 1, противоречивые оценки пьесы современникам, понимать идейный замысел комедии.

Объяснять отношение современников и императора к пьесе Гоголя. Характеризовать действующих лиц

комедии, используя при этом прием устного

рисования.  Использовать различные виды чтения; владеть монологической и диалогической речью.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Подготовить рассказ о биографии писателя, прочитать 1 действие комедии

06.12

Страх перед ревизором  как основа развития комедийного действия.

Понимания жизненной основы комедии; понять обстоятельства, приведшие чиновников к роковой ошибке

Основы сценического поведения; содержание комедии.

Владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге  по  прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному. Анализировать произведение драматургии с точки зрения

идейного художественного своеобразия.

Диск

 «Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс».


Прочитать комедию, выписать отличительные черты чиновников

11.12

Мастерство композиций и речевых характеристик, роль авторских ремарок.

Основы

сценического поведения; содержание комедии.

Выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; владеть различными видами пересказа, основными видами публичных выступлений; обоснованно приводить доказательства с по

мощью цитатного материала

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

Диск «Полный мультимедийный курс по  литературе  для 8 класса, 40 интерактивных уроков».

Дать письменную характеристику Хлестекова

13.12

Хлестаков и хлестаковщина.

Понимать, что такое хлестаковщина. Содержание действий; позицию автора по отношению к каждому из героев.

Анализировать поступки, поведение, характер  Хлестакова в разных ситуациях, оценивать речь героя, отражающую особенности его характера и взаимоотношение  с другими персонажами, сопоставлять разноречивые оценки Хлестакова, высказывать свою точку зрения.

Диск

 «Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс».


Найти в комедии основные этапы сюжета

18.12

Высказывания героев, ставшими афоризмами.  «Ревизор» в театре и кино.

Содержание действий;  позицию автора по отношению к каждому из героев.

Строить устные и письменные высказывания в связи с изучением произведения;

участвовать в диалоге по содержанию и сопоставлению характеров; аргументировано отстаивать свою точку зрения; писать отзывы о прочитанном.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 8  класс

Диск «Полный мультимедийный курс по  литературе  для 8 класса, 40 интерактивных уроков».

Составить таблицу, отражающую художественные особенности комедии

Подготовиться к сочинению

20.12

Р.р. Написание контрольного сочинения по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Содержание комедии, статьи Белинского; пути и приемы раскрытия образов комедии.

Выражать свое отношение к прочитанному произведению; пользоваться нужными цитатами из текста; писать отзывы о героях. Поиск нужной информации в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации.

Мониторинговое исследование по результатам сочинения

Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком.

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 8 класс».

Прочитать комедию Н.В.Гоголя «Женитьба»

25.12

Внеклассное чтение

 Н.В. Гоголь. «Женитьба».

История создания комедии, ее сюжет, характеристики героев.

Анализировать текст комедии, оценивать отношение автора.

Составление аналитической карты по итогам изучения творчества  М.Ю. Лермонтова.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

27.12

И. С. Тургенев

 (3 ч. + 1 ч.)

 И. С. Тургенев. Особенности прозы писателя.  «Ася»

 О личности писателя, его творчество, история создания произведения.

Воспринимать и анализировать    произведение.  Самостоятельно проводить исследование

художественного  своеобразия в прозе: лиричность, музыкальность, философские раздумья.

Диск

 «Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Алексейченко А. Д., стихи автора.

Прочитать повесть «Ася»

15.01

Образ «тургеневской девушки», скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси.

Понятие

«тургеневская девушка», особенности композиции, портретная характеристика героини.   Способы создания образа, анализ текста, монологической речи.

Самостоятельно проводить исследование

художественного своеобразия в прозе. Воспринимать и анализировать сложность

характера Аси.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Устный рассказ о главной героине

17.01

Поэтическая атмосфера повести. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

Особенности поэтической атмосферы в повести.

Владение монологической и диалогической речью, выразительное чтение, анализировать эпизоды.

Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их роль в произведении

22.01

Р.р. Обучающее тестирование по произведению И.С. Тургенева «Ася».

Содержание  произведения,

пути и приемы раскрытия образов.

Правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению; пользоваться нужными цитатами из текста; писать отзывы о героях.

Мониторинговое исследование по результатам  тестирования.

Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком.

Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Прочитать повесть Тургенева «Первая любовь»

24.01

Л.Н. Толстой (4ч. + 1ч.)

Писатель как поборник суровой правды.  «После бала».


Основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа, понимать  жизненную позицию главного героя.

Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения. Способность передавать содержание прочитанного текста; владение

монологической и диалогической речью.

Диск «Литература. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

В.В. Михалёв-член Белгородской писательской организации.

Прочитать один из «Севастопольских рассказов» писателя

29.01

Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.

Содержание изучаемого произведения; прием «контраста», роль приема антитезы в идейной

и художественной ткани рассказа, приемы анализа текста.


Находить при анализе текста

изобразительно-выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа; участвовать

в диалоге.

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

Диск «Полный мультимедийный курс по  литературе  для 8 класса, 40 интерактивных уроков».

Прочитать рассказ Л.Толстого « После бала»

31.01

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Тему и идею рассказа, особенности анализа произведения.

Владение основными видами публичных выступлений;

поиск нужной информации по

заданной теме.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

Проанализировать поведение полковника на балу и после бала

05.02

Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Совершенствовать навыки  устного и письменного

высказывания.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 8  класс

Диск «Полный мультимедийный курс по  литературе  для 8 класса, 40 интерактивных уроков».

Составить сложный план сочинения

07.02

Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу Л.Н. Толстого «После бала».

Алгоритм  написания сочинения на основе и по мотивам литературного произведения.

Писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации. Владеть

навыком создания собственного текста и его редактирования.

Мониторинговое исследование по результатам  сочинения

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 8 класс».

Диск

Дописать сочинение

                                                                                                     V. Литература конца XIX   -  начала  XX века  (6 ч. + 1 ч.)

12.02

В.Г. Короленко (2ч.)

В.Г. Короленко. «Парадокс».

Понятие очерка; приемы анализа текста. Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины. Проблема  смысла жизни и назначения человека.

Сопоставлять эпизоды рассказа, выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение  к прочитанному произведению.

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

Диск «Полный мультимедийный курс по  литературе  для 8 класса, 40 интерактивных уроков».

14.02

«Огоньки» -  поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Жанровое своеобразие лирической миниатюры.

Определять жанровые особенности лирической миниатюры, анализировать текст, вести диспут.

Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

19.02

И. А. Бунин

(2ч.)

И. А. Бунин. «Полевые цветы», «Еще и холоден и сыр...»,  «Густой зеленый ельник у дороги…», «Родине», «Слово».


Сведения о жизни автора, тематика стихотворений.

Оценивать особенности  стихосложения  Бунина. Владение монологической  и диалогической речью; выбор и использование

выразительных средств языка. Выразительно читать стихотворения.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 8  класс

Диск «Полный мультимедийный курс по  литературе  для 8 класса, 40 интерактивных уроков».

Е. Ф., Молчанов

Биография писателя. Выразительное чтение стихотворений

21.02

«Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

Содержание рассказа.

Анализировать художественный текст; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению.

Диск

«Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

26.02

М. Горький (2ч.+1ч.)

М. Горький.  «Песня о Соколе».

Основные

факты жизни и

творчества

М. Горького, история создания изучаемого

произведения, его идейно-

художественное своеобразие;  содержание «Песни о Соколе».

Умение вступать в речевое общение, уча-

ствовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника,

признавать право на иное мнение.

Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком.

Диск

 «Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Прочитать рассказ «Старуха Изергиль»

28.02

 Символика - аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.


Авторская позиция и способы  ее выражения.

Анализировать прозаические и поэтические тексты в единстве формы

и содержания; развивать умение  давать устный и письменный  ответ на тему, совершенствовать

речевые навыки.  Выразительно читать

фрагменты, в том числе выученные наизусть; владеть

различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

Диск

«Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Написать отзыв на одно из романтических произведений М.Горького

05.03

Внеклассное чтение

 А. М. Горький. «Челкаш».

Содержание рассказа;

приемы сопоставительного  анализа. Причины  проявления интереса писателя к людям, опустившимся на «дно» жизни.

Характеризовать особенности сюжета,

композиции, роль  изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики.

Составление аналитической карты по итогам изучения темы.

Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком.

Диск

 «Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Писатели и поэты города Шебекино. Кириллов О. Е.

Прочитать рассказ А.Грина «Зеленая лампа»

Прочитать  феерию А.Грина «Алые паруса»

                                                                                                                        VI. Литература   XX   века   (12 ч. + 3 ч. + 2 ч.)

07.03

Н.А. Заболоцкий (2 ч.)

Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».  

Сведения о жизни и творчестве поэта, содержание

произведений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Владеть монологической и диалогической

речью; выбирать  и использовать выразительные средства языка.

Диск «Литература. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

Учить стихотворение

12.03

«Одинокий дуб». «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…».

Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.

Анализировать, высказывать свою точку зрения.  Выразительно читать произведение; анализировать художественный текст; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 8  класс

Диск «Полный мультимедийный курс по  литературе  для 8 класса, 40 интерактивных уроков».

Учить стихотворение

14.03

К.Г. Паустовский (2 ч.)

К.Г. Паустовский «Телеграмма».

 

Сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев.

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев.

Диск «Литература. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

Чтение рассказа

19.03

Проблема истинной человечности в рассказе. (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).

Особенности композиции и проблематики произведения.

Отвечать на проблемный вопрос. Делать

проект «Тема «блудного сына» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма».

Составление аналитической карты по итогам изучения темы.

Диск

«Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Ответ на вопрос

21.03

А.Т. Твардовский (4ч.+1ч.+1ч)

А.Т. Твардовский.   «Василий Теркин». История создания и композиция поэмы.

Факты жизни и творческого пути писателя, историю создания поэмы, композицию поэмы, понимать сюжет, который складывался по мере  хода  всенародной войны, соотношение жизненной правды и художественного вымысла, тему исторической памяти.

Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника.

Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком.

Диск

 «Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Сообщение о деятельности А.Твардовского в годы войны, прочитать поэму «Василий Теркин

04.04

Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека.


Содержание изучаемых глав; образную природу словесно-

го искусства.

Анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русских богатырей.

Диск

 «Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Письменная характеристика главного героя поэмы

09.04

Народнопоэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме.

Понимать жанрово-стилевые  и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Находить в поэме сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность поэме, роль авторских отступлений, стилевое многообразие произведения, включение лирических глав.

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

Диск «Полный мультимедийный курс по  литературе  для 8 класса, 40 интерактивных уроков».

Писатель Постолов С. В.  

Отобрать эпизоды, характеризующие Василия Теркина

11.04

Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы войны и в наше время

Образную

природу словесного искусства.

Анализировать художественный текст; давать характеристику герою; характеризовать авторскую позицию,

свое отношение к  прочитанному произведению, находить сходства и различия между автором и его героем.

Диск «Полный мультимедийный курс по  литературе  для 8 класса, 40 интерактивных уроков».

Анализ текста, дать характеристику герою

16.04

Р.р. Написание контрольного сочинения по поэме

А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Содержание и проблематику изученного произведения.

Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

Мониторинговое исследование по результатам  сочинения.

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 8 класс».

Дописать сочинение

18.04

Внеклассное  чтение

 А.Т. Твардовский. Стихотворения  о Великой Отечественной войне.

Особенности стихотворных произведений о войне, истории их создания, смысл названий.

Выразительно читать произведения; анализировать поэтические тексты.

Составление аналитической карты по итогам изучения темы.

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

Диск «Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

23.04

В.М. Шукшин

 (2ч +1ч.+1ч.)

В.М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка».

 

Факты жизни и творческого пути писателя. Содержание  и нравственная проблематика рассказов.

Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника. Раскрывать проблематику рассказов Шукшина.

Владеть монологической и диалогической

речью.

Диск

 «Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Макаров Ю. И.- член Союза писателей России.

Прочитать рассказ

25.04

«Микроскоп».

Содержание  и нравственная проблематика рассказа. Особенности  героев - «чудиков», правдоискателей, праведников.

Человеческая

открытость миру как синоним незащищенности.

Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком.

Диск

 «Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Дать подробную характеристику одному из героев рассказа

30.04

Р.р. Написание обучающего сочинения по рассказам В.М. Шукшина.

Содержание  и нравственная проблематика рассказов.

Работать над сочинением на выбранную тему по рассказам В.М. Шукшина, подбирать цитатный материал, редактировать написанное сочинение.

Мониторинговое исследование по результатам  сочинения.

Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 8 класс».

02.05

Внеклассное чтение

В.М. Шукшин. Рассказы.

Особенности художественных произведений, истории их создания, смысл названий.

Выразительно читать произведения; анализировать  художественный текст.

Составление аналитической карты по итогам изучения темы.

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

Диск «Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Дать подробную характеристику одному из героев рассказа

07.05

Н.М. Рубцов (2ч.+1ч.)

Н.М. Рубцов. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога».

Факты жизни и творческого пути поэта. Особенности поэтических произведений, истории их создания, смысл названий.

Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств.

Диск «Литература. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

Письменный анализ одного из стихотворений Н.Рубцова

08.05

«Журавли», «Посвящение другу», «До конца».


Особенности поэтических произведений, истории их создания, смысл названий.

Анализировать поэтический текст, высказывать свою точку зрения.

Диск «Литература. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

14.05

Р.р. Выразительное чтение стихотворений Н.М. Рубцова.

Особенности поэтических произведений, истории их создания, смысл названий.

Выразительно читать наизусть стихотворения, соблюдать нормы литературного произношения. Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Составление аналитической карты по итогам изучения темы.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 8  класс

«Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

                                                                                                            VII.  Из зарубежной литературы  (5 ч. + 1 ч.)

16.05

У. Шекспир (2ч.)

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта».

Факты жизни и творческого пути драматурга.  Постановки Шекспира на сцене.  Понятие трагедии как жанра драматургии. История создания трагедии.

Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника. Объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль монологов-исповеданий, метафоричность речи героев.

Диск «Литература. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

Сообщение об У.Шекспире

21.05

Герои трагедии как символ верной и вечной любви.

Содержание пьесы; образную природу словесного искусства. Понимать, в какой обстановке разыгрывается действие пьесы.

Раскрыть пафос пьесы,  прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность. Выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта); строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 8  класс

«Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

Овчарова Н. Г., Осыков Б. И., Шаповалов М. В.

Выучить понравившийся отрывок из трагедии

23.05

М. Де. Сервантес

 (2ч.)

М. Де. Сервантес.

«Дон Кихот».

О судьбе Сервантеса, ознакомиться с исторической обстановкой Испании XYI-XYII веков.  Содержание фрагментов романа.

Выразительно читать.  Извлекать  необходимую информацию  из источников; владеть основными видами публичных выступлений.

Диск «Литература. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

28.05

Дон Кихот - неумирающий образ мировой литературы.


Понимать жанрово-стилевые  и сюжетно-композиционные особенности  произведения.

Находить в произведении сочетание героики и юмора, объяснять, что придает законченность произведению, роль авторских отступлений, стилевое многообразие произведения, включение лирических отступлений.

Турьянская Б.И.  Литература в   8 классе. Урок за уроком.

Диск

 «Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 8 класс».

30.05

П. Мариме (1ч.).

П. Мариме. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы».

Факты жизни и творческого пути писателя, историю создания легенды, композицию произведения, понимать сюжет.

Проводить сравнительный анализ легенды «Черногорцы»  с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Бонапарт и черногорцы» .

Составление аналитической карты по итогам изучения темы.

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

Диск «Литература. Средняя школа. 8 класс. Обучающая программа (1С)».

Письменный ответ на вопрос

30.05

 Внеклассное     чтение  Рекомендации  на летнее чтение.


7. Средства контроля. Кодификатор проверяемых умений.

 Материалы для контрольных, самостоятельных и проверочных работ.

Виды контроля:

-  промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра;

- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачёт, защита проектов.

Тест по произведениям "Капитанская дочка", "Мцыри", "Ревизор", "Ася" (8 класс) 1 ВАРИАНТ

1) Произведение «Капитанская дочка» по жанру

а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) повесть

2) Укажите название главы повести «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым

а) «Вожатый»

б) «Незваный гость»

в) «Пугачевщина»

г) «Сержант гвардии»

3) Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич

4) В какой семье был рожден Петр Гринев («Капитанская дочка»)?

а) в семье крестьян

б) в семье врача

в) в семье военного

г) в семье городничего

5) Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) «Служи верно, кому присягнешь»

б) «Слушайся начальников»

в) «Служи в армии, тяни лямку»

г) «Береги платье снову, а честь смолду»

6) Какое событие не изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри

б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы

в) бой с барсом

г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе

7) Каков эпиграф к поэме «Мцыри»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

8) Действие поэмы «Мцыри» происходит

а) в Грузии

б) в Москве

в) в Германии

г) в Турции

9) Какова форма поэмы «Мцыри»

а) рассказ героя

б) исповедь героя

в) рассказ автора о Мцыри

г) рассказ монаха о Мцыри

10) Зачем в поэме «Мцыри» эпизод встречи с грузинкой?

а) чтобы показать, что Мцыри чужд любви

б) для создания любовного сюжета

в) чтобы показать, что три дня на воле равнозначны всей жизни героя

г) чтобы показать, что свобода для героя важнее любви

11) Каков эпиграф к пьесе «Ревизор»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

12) Действие пьесы «Ревизор» происходит

а) в Москве

б) в Тульской Губернии

в) в уездном городе

г) в Петербурге

13) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

а) ремарка

б) пояснение

в) сопровождение

г) ссылка

14) Как звали дочь городничего?

а) Марья Антоновна

б) Татьяна Ивановна

в) Анна Андреевна

г) Людмила Федоровна

15) Укажите возраст Хлестакова в начале пьесы

а) 23 года

б) 32 года

в) 36 лет

г) 39 лет

16) Действие повести «Ася» происходит

а) в Москве

б) в Нижнем Новгороде

в) в Германии

г) в Дании

17) Главный герой Н. Н. из повести «Ася» был

а) практикующим врачом

б) бедным студентом

в) богатым аристократом

г) купцом

18) О каком персонаже из повести «Ася» идет речь?

«…Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. Это было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается…»

а) Гагин

б) Н.Н.

в) отец Гагина

г) мальчик, который принес записку

19) О каком персонаже из повести «Ася» идет речь?

«Она вдруг как будто застыдилась, опустила свои длинные ресницы и скромно подсела к нам, как виноватая. Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты ее мне показались больше, строже, проще. Она вся затихла.»

а) фрау Луизе

б) Ася

в) Анна Андреевна

г) Марья Антоновна

20) Какой персонаж повести «Ася» сказал:

- Пойти  куда-нибудь  далеко,  на  молитву,  на  трудный  подвиг. А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?

а) Гагин

б) Н.Н.

в) фрау Луизе

г) Ася

 Тест по произведениям "Капитанская дочка", "Мцыри", "Ревизор", "Ася" (8 класс) 2 ВАРИАНТ

1) Каков эпиграф к «Капитанской дочке»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

2) Имя какого царя присвоил себе Пугачев, герой повести «Капитанская дочка»?

а) Петр I

б) Петр III

в) Иван IV

г) Павел I

3) Укажите фамилию героя повести «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич

4) По какой причине учитель Петруши Гринева мосье Бопре был выгнан отцом мальчика (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) он распускал руки

б) он очень любил женский пол

в) он любил выпить и вместо того, чтобы учить Петра, мертвецки спал

г) он не имел диплома учителя

5) Как звали дочку коменданта Белогорской крепости («Капитанская дочка»)?

а) Маша Миронова

б) Татьяна Ларина

в) Ольга Ильинская

г) Маша Пугачева

6) Произведение «Мцыри»

а) повесть

б) роман

в) трагедия

г) поэма

7) Как Мцыри попал в монастырь?

а) пленного больного ребенка оставил в монастыре русский генерал

б) убежал из родного аула

в) попал в монастырь за проступок

г) отец с рождения готовил сына к этой доле

8) Определите кульминацию в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) встреча с грузинской девушкой

б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы

в) бой с барсом

г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе

9) Определить стихотворный размер «Мцыри» («Однажды русский генерал»…)

а) хорей

б) дактиль

в) ямб

г) анапест

10) С каким природным явлением испытывает родство Мцыри?

а) с солнечным днем как символом счастливой жизни

б) с горами как символом твердости, устойчивости к жизненным невзгодам

в) с ночью как выражением умиротворения

г) с грозой как символом порыва, буйства

11) Произведение «Ревизор»

а) комедия

б) роман

в) трагедия

г) драма

12) Кто подсказал Гоголю сюжет для пьесы Ревизор?

а) А.С. Пушкин

б) В.А. Жуковский

в) М.Ю. Лермонтов

г) И.С. Тургенев

13) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

а) пояснение

б) ремарка

в) сопровождение

г) ссылка

14) Хлестаковщина - это

а) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет

б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными

в) история любви Хлестакова и Марии Антоновны

г) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова

15) Действие пьесы «Ревизор» происходит

а) в Москве

б) в Тульской Губернии

в) в уездном городе

г) в Петербурге

16) Произведение «Ася»

а) рассказ

б) повесть

в) драма

г) трагедия

17) Определите завязку в «Асе»

а) встреча Н. Н. с Гагиным и Асей

б) свидание Н.Н. и Аси у фрау Луизе

в) рассказ Гагина о прошлом Аси

г) получение Н.Н записки от Аси

18) О каком персонаже повести «Ася» идет речь?

«Девушка … с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого,круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата»

а) фрау Луизе

б) Ася

в) Анна Андреевна

г) Марья Антоновна

19) О каком персонаже повести «Ася» идет речь?

«Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению,  немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает. Быть художником...  Без горького, постоянного труда не бывает художников...»

а) Гагин

б) Н.Н.

в) отец Гагина

г) мальчик, который принес записку

20) Какой персонаж повести «Ася» сказал:

- У ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней ладить. Впрочем, ее нельзя винить, и если б вы знали ее историю...

а) Ася

б) Н.Н.

в) Гагин

г) отец Гагина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....