Литературная гостиная как форма нравственно-эстетического воспитания
методическая разработка по литературе по теме

Макарова Надежда Владимировна

Литературная гостиная как форма нравственно-эстетического воспитания существует в нашей школе уже более 15 лет. Возникла эта форма работы не искусственно, не надуманно, а была потребностью поделиться размышлениями о тех вопросах, которые непременно решает для себя каждый человек, решает много раз в течение длинной своей жизни.

Как не быть одиноким? В чем счастье человека? Что такое дружба и что такое любовь? В чем долг человека? Почему жизнь одного человека можно назвать богатой, счастливой, хотя, может быть, и нет у него дорогих вещей, а жизнь другого бедна, несмотря на внешнее благополучие? Как строить отношения с родителями? Какую личность называют яркой, выдающейся? Как стать такой личностью? Не просто интересным собеседником, но тем, в чьем присутствии всем становится теплее и легче на душе? Ведь к этому стремится каждый подросток. "Хочу, чтобы меня любили",-это естественное желание человека, оно свойственно каждому. Но что нужно сделать, чтобы тебя любили? Над этими и другими вопросами размышляют в нашей гостиной ребята 12-17 лет. Конечно, сказать удается далеко не все. Да и точных рецептов не выпишешь. Ведь каждый строит  жизнь по-своему.  Но я верю, мы можем и должны помогать друг другу размышлять о жизни, делиться мыслями. Для этого и существует наша гостиная. Такая форма работы, как театрализация, помогает вовремя регулировать поведение школьников, их взаимоотношения. Когда дети сами проигрывают и проживают конкретную ситуацию, им легче понимать и усваивать правила и нормы поведения.

Что такое  дружба? Какими должны быть  настоящие друзья? Ответам на эти вопросы  была посвящена первая литературная гостиная  на тему "Прекрасен наш союз". И говорили мы о дружбе, которая, пройдя через века, была и остается примером, эталоном человеческих отношений - это дружба лицеистов первого выпуска Царскосельского Лицея. На второй встрече разговор шел о любви, называлась гостиная "Страна любви - великая страна". Говорили в ней о  любви к маме, к мужчине и женщине, к искусству, природе, Родине.

Но очем бы мы ни говорили, это всегда разговор очеловеке, о его месте в этом мире. "Жизнь дана на добрые дела" - это была тема третьей гостиной. Человек должен быть добрым. Это мы знаем. А что такое доброта? Как отличить добро от зла? В этом нам помогают книги. Они дают материал для размышления. И решившись поразмышлять о жизни, мы говорили о людях, которые на самом деле жили и которых не было, их придумали писатели, но для нас они живы до сих пор, в нашем сознании они рядом.

А затем были следующие гостиные:  "Размышления старшеклассников "В поисках смысла жизни";  "Я иду землей Невской...." (посмвящается 300-летию Санкт-Петербурга);  "Душа России" (о русском национальном характере); "О доблестях, о подвиге, о славе" (посвящается декабристам); "Болит у меня Россия"; "Русь, куда несешься ты..."(посвящается 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя); "А может, не было войны..."; "Как прекрасен этот мир"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            ЛИТЕРАТУРНАЯ   ГОСТИНАЯ

              " ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН  НАШ  СОЮЗ"

              ( ПОСВЯЩАЕТСЯ  ЛИЦЕИСТАМ  1  ВЫПУСКА

                        ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО  ЛИЦЕЯ ).

     

На сцене стоят 2 стола. На одном, покрытом зеленой скатертью, стоит подсвечник, кофейник и чашки. За этим столом будут собираться бывшие лицеисты 19 октября.

      Второй стол стоит в другом конце сцены. На нем – подсвечник, чернильница и перо. Здесь будет представлена сценка пребывания Александра Пушкина в Михайловском.

     

На стенах гостиной висят плакаты:

  1. ПРЕКРАСЕН  НАШ  СОЮЗ.

      2    Души высокая свобода,

      Что дружбою наречена...

                    А.А.Ахматова.

  1. Формула дружбы: каждый из лицеистов составлял необходимость в жизни своих друзей.
  2.  "Ныне отверзаем новое Святилище наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества желали мы предназначить особенно к важным частям службы государственной, а для образования его способностей собрать оное в сие святилище; сюда призвали науки и изящные искусства, наиболее соответствующие назначению юношества, имеющего в нем воспитываться… В залог же особенного нашего к сему училищу благоволения даруем ему титло ИМПЕРАТОРСКОГО  ЛИЦЕЯ".

                                                             Из Устава Царскосельского Лицея.

  1. "Само собой разумеется, что Российская история должна занять предпочтительное место".
  2. "Главное правило доброй методы или способа обучения состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие".
  3. "Главное, о чем надо заботиться лицейским наставникам, чтобы воспитанники никогда не были праздны".

                                                             Из Устава Царскосельского Лицея.

  1. СПИСОК ЛИЦЕИСТОВ 1 ВЫПУСКА ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ЛИЦЕЯ:
  1. БАКУНИН  АЛЕКСАНДР                     ( 1799 – 1862 )
  2. БРОГЛИО  СИЛЬВЕРИЙ                      ( 1799 – 1822\ 1825 )
  3. ВОЛЬХОВСКИЙ  ВЛАДИМИР            ( 1798 – 1841 )
  4. ГОРЧАКОВ  АЛЕКСАНДР                   ( 1798 – 1883 )
  5. ГРЕВЕНИЦ  ПАВЕЛ                              ( 1798 – 1847 )
  6. ГУРЬЕВ  КОНСТАНТИН                      ( 1800 – 1833 )
  7. ДАНЗАС  КОНСТАНТИН                     ( 1801 – 1870 )
  8. ДЕЛЬВИГ  АНТОН                                ( 1798 – 1831 )
  9. ЕСАКОВ  СЕМЕН                                 ( 1798 -  1831 )
  10.  ИЛЛИЧЕВСКИЙ  АЛЕКСЕЙ             ( 1798 – 1837 )
  11.  КОМОВСКИЙ  СЕРГЕЙ                     ( 1798 – 1880 )
  12.  КОРНИЛОВ  АЛЕКСАНДР                (1798 – 1880 )
  13.  КОРСАКОВ  НИКОЛАЙ                    ( 1800 – 1820 )
  14.  КОРФ  МОДЕСТ                                  ( 1800 – 1876 )
  15.  КОСТЕНСКИЙ  КОНСТАНТИН       ( 1797 – 1830 )
  16.  КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ         ( 1797 – 1846 )
  17.  ЛОМОНОСОВ  СЕРГЕЙ                    ( 1799 – 1887 )
  18.  МАЛИНОВСКИЙ  ИВАН                  ( 1796 – 1873 )
  19.  МАРТЫНОВ  АРКАДИЙ                   ( 1801 – 1880 )
  20.  МАСЛОВ  ДМИТРИЙ                        ( 1799 – 1872 )
  21.  МАТЮШКИН  ФЕДОР                      ( 1799 – 1872 )
  22.  МЯСОЕДОВ  ПАВЕЛ                         ( 1799 – 1868 )
  23.  ПУШКИН  АЛЕКСАНДР                  ( 1799 – 1837 )
  24.  ПУЩИН  ИВАН                                  ( 1798 – 1859 )
  25.  РЖЕВСКИЙ НИКОЛАЙ                    ( 1800 – 1817 )
  26.  САВРАСОВ  ПЕТР                             ( 1799 – 1830 )
  27.  СТЕВЕН ФЕДОР                                ( 1797 – 1851 )
  28.  ТЫРКОВ АЛЕКСАНДР                    ( 1799 – 1873 )
  29.  ЮДИН  ПАВЕЛ                                  ( 1798 – 1852 )
  30.  ЯКОВЛЕВ  МИХАИЛ                        ( 1798 – 1868 )

      ВЕДУЩИЙ: Сегодняшняя наша встреча в литературной гостиной посвящается теме дружбы, ставшей примером, эталоном человеческих отношений. Это дружба лицеистов 1 выпуска Царскосельского Лицея.

      ВЕДУЩАЯ: Если попытаться составить точную формулу дружбы, которая подошла бы для определения дружбы Александра Пушкина и его друзей, то она выглядела бы так: "Каждый из лицеистов составлял необходимость в жизни своих друзей".

      ВЕДУЩИЙ: Задумаемся, легко ли это, быть таким человеком, необходимым другим? Что такое дружба? Какие обязательства накладывает это чувство на человека? Как стать таким человеком, к которому тянутся другие люди? Кого ценят, уважают, с чьим мнением считаются?  Невозможно дать исчерпывающий ответ и на половину этих вопросов. Но попытаемся  поразмышлять над ними.

      ВЕДУЩАЯ: Необычное определение дружбе дала Анна Ахматова:

                            Души высокая свобода,

                            Что дружбою  наречена…

              ( Звучит отрывок из Второго концерта Рахманинова ).

      Сразу трудно понять смысл этих строк. Они торжественные и возвышенные. Это создается старинным словом НАРЕЧЕНА. Это подчеркивается эпитетом ВЫСОКАЯ. Торжественность звучит и потому, что применен необычный порядок слов – инверсия: не СВОБОДА ДУШИ, ДУШИ СВОБОДА. Понятно, дружба – высокое чувство. Это – дело души. Но почему – свобода? Ведь для друга жертвуешь и силами, и временем, и отношениями с другими людьми – какая уж тут свобода.

      ВЕДУЩИЙ: Нет, слово жертвуешь здесь лишнее. В дружбе человек сам, по доброй воле совершает поступки. Никто его не заставляет – просто не совершать их он не может.  Никакие внешние условия, правила не могут заставить человека дружить, только его собственная воля. Вот откуда взялось это слово – СВОБОДА. Вот почему она – ВЫСОКАЯ. Кто-то, может, и не согласится со мной, но я думаю, что истинная дружба, как истинная любовь – редкий дар, не каждому дается. Но тот, кому дано, кто не уклонился от настоящей дружбы эгоизмом, душевной ленью, тот  по-настоящему счастлив.

      ВЕДУЩАЯ: По-настоящему счастливы были и лицеисты. И нам, которым предстоит еще жить, нужно познакомиться с классом, который прошел по жизни до конца. Прошел много лет назад. И разве важно, горят в классе электрические лампочки или свечи, пересекаем мы страну на поезде или в карете на лошадях, носим джинсы или камзол и треуголку. Конечно, разница веков небезразлична, конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль. Но когда бы человек ни жил, он всегда будет одинаково любить, мечтать, дружить. И устремляясь в прошлое, мы поразмышляем над сегодняшним днем, соединим цепью наше сегодня и их далеко.

      ВЕДУЩИЙ: Именно для этого мы отправимся совсем недалеко – всего в 1,5 – 2 столетия назад – в первые десятилетия 19 века. Посмотрим на обыкновенную историю одного класса. Класс как класс – 30 человек. Мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе 6 лет и потом никогда о том не забывавшие. Представим себе их: веселых, озорных, находчивых , верных друг другу, преданных Отчизне, готовых отдать за нее свою жизнь. Но были бы они такими, если бы не Лицей…

                                                        С Ц Е Н А  1.

      В лицейских мундирах выстраиваются в один ряд лицеисты. Напротив стоят преподаватели. В креслах сидят царь и приглашенные гости.

      МАЛИНОВСКИЙ: Ныне отверзаем новое Святилище наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества мы желали предназначить особенно к важным частям службы государственной, а для образования его способностей собрать оное в сие святилище наук; сюда призвали науки и изящные искусства, наиболее соответствующие назначению юношества, имеющего в нем воспитываться. В залог же особенного нашего к сему училищу благоволения даруем ему титло ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ.

      А теперь, господа, позвольте вам представить преподавателя нравственных наук, профессора Александра Петровича Куницына.

      КУНИЦЫН: Забота о народе – вот важнейшая задача государственного человека. Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.

      Каждый должен помнить, что начальники стараются о его благополучии и потому любовь к ним есть необходимая должность всех воспитанников. Все воспитанники равны как дети одного отца или семейства, и потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими кем бы то ни было.

      МАЛИНОВСКИЙ: Разрешите вам представить и других преподавателей.

      Профессор российской словесности и латинского языка НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ КАШАНСКИЙ (выходит вперед, кланяется). Преподаватель истории и географии – ИВАН КУЗЬМИЧ КАЙДАНОВ. Преподаватель французского языка ДАВИД ИВАНОВИЧ ДЕ БУДРИ. Преподаватель математики и физики ЯКОВ ИВАНОВИЧ КАРЦЕВ. Рисование будет преподавать СЕРГЕЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧИРИКОВ. Наконец, преподаватель музыки ТЕППЕР ДЕ ФЕРГЮССОН.

                                            (Уходят ).

      ВЕДУЩИЙ: Разными людьми они были, но все вместе создавали лицейское братство, лицейскую республику. Заканчивая разговор о них, вспомним их словами благородного и благодарного Александра Пушкина:

                        Наставникам, хранившим юность нашу,

                        Всем честию, и мертвым, и живым.

                        К устам подъяв признательности чашу,

                        Не помня зла, за благо воздадим.

      ВЕДУЩАЯ: А теперь пришло время познакомиться с самими лицеистами. Не будем забывать, что были они простыми мальчишками. Точнее любой характеристики – их прозвища, любовно данные друг другу. Вспомним их.

                              ( Появляются один за другим ).

      ВЛАДИМИР ВОЛЬХОВСКИЙ, сразу отличившийся знаниями и лидирующий по отметкам, - СУВОРОЧКА.

                 

                       (Далее лицеисты представляют друг друга).

     

      АЛЕКСАНДР ГОРЧАКОВ – ФРАНТ.

      КОНСТАНТИН ДАНЗАС – рыжий и ленивый, целая мишень для        

      изощренных прозвищ – МЕДВЕДЬ, КАБУД.

      АНТОН ДЕЛЬВИГ – ТОСЯ, ТОСЕНЬКА, СУЛТАН.

      АЛЕКСЕЙ  ИЛЛИЧЕВСКИЙ – ехидно – ласкательно ОЛОСЕНЬКА.

      СЕРГЕЙ  КОМОВСКИЙ – за приставание и ябеду сделался СМОЛОЙ,  

      ЛИСОЙ.

      МОДИНЬКА  КОРФ – за злой характер и интерес к церковному –  

      ДЬЯЧОК МОРГАН.

      ВИЛЬГЕЛЬМ КЮХЕЛЬБЕКЕР – КЮХЛЯ, БЕКЕРКЮХЕЛЬ.

      СЕРГЕЙ  ЛОМОНОСОВ – хитрющий и пронырливый КРОТ.

      ИВАН  МАЛИНОВСКИЙ – за доблесть и драчливость становится

      КАЗАКОМ.

      ФЕДОР  МАТЮШКИН – к нему прилипает немецкое ласковое  

      ФЕДЕРНЕЛКЕ, было и другое – ПЛЫТЬ ХОЧЕТСЯ.

      ПАВЕЛ МЯСОЕДОВ – туповатый и упрямый МЯСОЖОРОВ,  

      добродушно  МЯСИН.

      АЛЕКСАНДР  ПУШКИН – ФРАНЦУЗ, ЕГОЗА, ПОМЕСТЬ ТИГРА С

      ОБЕЗЬЯНОЙ.

      ИВАН  ПУЩИН – ЖАННО, БОЛЬШОЙ  ЖАННО, за длинный рост

      ИВАН  ВЕЛИКИЙ.

      МИША  ЯКОВЛЕВ – строящий рожицы и уморительно подражающий

      ПАЯС.

      МАТЮШКИН: Перечень неполный, но дает ясную картину о нас. Мы учились, дружили, ссорились, писали стихи, мечтали. Было все, но только не знали мы одного, кем станем друг для друга, не знали мы, что наша дружба станет примером для подражания.

      ЯКОВЛЕВ: В общем-то лицейская дружба не очень нуждается в объяснениях. Оторванные от семьи, запертые в Лицее, мы, естественно, должны были подружиться. Удивительно не то, что мы чувствовали в стенах закрытого учебного заведения, а то, что чувство братства сохранилось на всю жизнь.

      МАЛИНОВСКИЙ: И впервые мы ощутили это в момент разлуки. Нам не верилось, что, проснувшись поутру, не услышим мы больше лицейские колокол. Кому поведать заветное, кому читать стихи! Чувства переполняли душу. И эти чувства, выраженные словами, ложились на бумагу, чтобы навсегда остаться с теми, кому посвящены.

      ПУШКИН (подходит к Пущину, берет за плечо):

                             Взглянув на тайный сей листок,

                             Исписанный когда-то мною,

                             На время улети в лицейский уголок

                             Всесильной, сладостной мечтою.

                             Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

                             Неволю милую, шесть лет соединенья,

                             Печали, радости, мечты души твоей,

                             Размолвки дружества и сладость примиренья.

      ПУШКИН (подходит к Кюхельбекеру):

                             Прости! Где б ни был я; в огне ли смертной битвы,

                             При мирных ли брегах родимого ручья,

                             Святому братству верен я

                             И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

                             Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

      ПУШКИН (обращается ко всем товарищам):

                             Промчались годы заточенья;

                             Недолго, милые друзья,

                             Нам видеть кров уединенья

                             И царскосельские поля.

                             Разлука ждет нас у порогу,

                             Зовет нас дальний света шум,

                             И каждый смотрит на дорогу

                             С волненьем гордых юных дум.

      ВСЕ ЛИЦЕИСТЫ, взявшись за руки, поют лицейский гимн. Слова А.Дельвига, музыка Теппер де Фергюссона.

                   Шесть лет промчались, как мечтанье

                   В объятьях сладкой тишины,

                   И уж Отечества призванье

                  Гремит нам, шествуйте, сыны!

                                            Прощайте, братья, руку в руку!

                                            Обнимемся в последний раз!

                                            Судьба на вечную разлуку,

                                            Быть может, здесь сроднила нас!

                                                  Ребята   уходят.

      ВЕДУЩИЙ: Они расстались и поклялись каждый год 19 октября встречаться. И мы попытаемся представить, как же проходили эти встречи друзей, которые клялись в верности на всю жизнь.

      Первая встреча проходила 19 октября 1817 года в Царском Селе. На встрече присутствовало 14 бывших лицеистов, среди них: Александр Пушкин( в черных фраках появляются один за другим), Иван Пущин, Иван Малиновский, Вильгельм Кюхельбекер.

      ПУШКИН: Жаль, что нет с нами Дельвига. Служить торопится, гостит у родных.

      ПУЩИН: Он ищет в Южной России каких-то каменных угольев и никому ни слова не пишет.

      КЮХЕЛЬБЕКЕР: А Матюшкин. Совсем недавно проводили его до Кронштадта, оттуда на военном шлюпе "Камчатка" отправился он в кругосветное плавание.

      ПУШКИН: Виля! Почитай стихи, которые ты сочинил накануне отплытия Матюшкина.

      КЮХЕЛЬБЕКЕР: С удовольствием.

             

                        Скоро, Матюшкин, с тобой разлучит нас шумное море.

                        Челн окрыленный помчит счастье твое по волнам!

                        Но не забудешь друзей! Нашей мольбою храним, -

                        Ты не нарушишь обетов святых, о Матюшкин, в Отчизну

                        Прежнюю к братьям любовь с прежней душой принесешь.

      МАЛИНОВСКИЙ: Трудно себе представить, что такой чудак, такой как ты, Виля, учит уму – разуму малых детей.

      ПУШКИН: А мне доподлинно известно от брата Левушки, что Вильгельм Карлович превосходный педагог. А что касается чудачеств, кто ж нынче без них? Разве Модинька Корф. Этот так занят службой, что не удостоился даже приехать в лицей.

      ВЕДУЩАЯ: Следующая встреча произошла через год, 19 октября 1818 года. Те же и Антон Дельвиг.

      ДЕЛЬВИГ: А помнишь, Александр, свое первое стихотворение?

      ПУШКИН: "К другу стихотворцу". Еще бы! Хорошо ты подшутил надо мной.

      ДЕЛЬВИГ: Да. Посылая в журнал свое стихотворение "На взятие Парижа", я потихоньку от Саши отправил за одно и его стих.

      ПУШКИН: А я, ничего не подозревавший, зашел в газетную, взял свежий номер "Вестника Европы" и прочитал: "От издателя. Просим сочинителя присланной пьесы под названием "К другу стихотворцу" прислать нам свое имя, ибо мы поставили перед законом: не печатать тех сочинений, которых авторы не сообщают нам своего имени и адреса". Вот это был сюрприз.

      ПУЩИН: А мне вспоминается наша жизнь лицейская в 1812 году.

      ПУШКИН: Да, события те сильно отразились на нашем детстве.

      ДЕЛЬВИГ: Помните, как сжигали все французские книги? А еще играли в войну, и Олосенька был генералом, командовал войсками.

      КЮХЕЛЬБЕКЕР: Да, было время. Смешно и грустно вспоминать наш спектакль в честь победы Кутузова под Бородином. Спектакль назывался "Роза без шипов", сочиненный педагогом Иконниковым. На него собралась вся царскосельская публика. Вместо кулис ширмы, костюмов нет – играли в лицейской форме.

      ДЕЛЬВИГ: Да. Да. Главную роль исполнял Дмитрий Маслов, который так

 переволновался, что в антракте упал в обморок и во 2 действии выйти на сцену уже не мог.

      КЮХЕЛЬБЕКЕР: Как быть? Тут неожиданную смелость проявил автор пьесы. Он сам вышел на сцену, хотя был мертвецки пьян. Зрителей не предупредили о замене, и они, привыкшие к образу главного героя, видят, что тот вдруг сильно постарел и к тому же почти не помнит слов, сбивает с ног партнеров.

      МАЛИНОВСКИЙ: За эту провинность Иконникова и прогнали из Лицея.

      ПУШКИН: А помнишь, Виля, как ты чуть не утонул?

      ДЕЛЬВИГ: Виноват был Малиновский. Он так обидел Кюхлю, что тот в полном беспамятстве выскочил из-за стола, выбежал из лицея и бросился в пруд близ Александровского дворца. Хорошо, что пруд был неглубокий, а Виляя слишком длинный, и воды ему хватило лишь по колено.

      ПУЩИН: Да, Вилю вытащили, но министру успели сообщить: "Сегодня во 2-ом часу пополудни воспитанник Кюхельбекер в припадке задумчивости, каковые с ним бывали и прежде неоднократно, выбежал из дома, добежал дл пруда и кинулся в оный. Немедленно он оттуда был вытащен, приведен в чувства, теперь находится в больнице, как кажется, в полном рассудке".

      ВЕДУЩИЙ:  Они вспоминали и не подозревали, что пройдет немного времени – и злобная воля самовластья раскидает их далеко друг от друга, далеко от Лицея, от Царского Села. В мае 1820 года Александр Пушкин отправляется в ссылку. Но дружба не прерывается, она лишь переходит в новую форму. И  далеко друзья будут помнить друг друга: это будут короткие встречи, переписка.

 

     

       ПУШКИН – ПУЩИНУ: С удалением во времени и пространстве все острее становятся воспоминания. После обеда во сне видел Кюхельбекера. Кюхельбекерно мне на чужой стороне.

       ПУЩИН - ПУШКИНУ: Веселый милый друг Корсаков успел угаснуть от чахотки в прекрасной Флоренции. За час до смерти он сочинил следующую надпись для своего памятника, и когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертил ее крупными буквами и велел скопировать на камень: "Прохожий, поспеши к стране родной своей! Ах! Грустно умереть далеко от друзей". Последняя мысль его была о нас.

           ГОРЧАКОВ – ЭНГЕЛЬГАРДУ:  Памятник нашему трубадуру я поставил. Правда, это случилось лишь через 15 лет после его смерти. Я находился в Италии по делам государственной службы. Получив в руки листок с последним желанием лицейского друга, я не мог его не выполнить.

      ПУЩИН из ссылки – Адмиралу ФЕДОРУ МАТЮШКИНУ:

 

      ПУЩИН: Прошло почти 30 лет после окончания Лицея. Помню все и очень скучаю. Друг Матюшкин, сделай одолжение: подыщи и купи фортепиано для дочки – долг я, разумеется, сразу возмещу.

      МАТЮШКИН – ПУЩИНУ: Фортепиано купили. Оно прекрасно, ведь выбирал его наш лицейский друг, музыкант Миша Яковлев. И о каком долге может идти речь, друг Пущин: это подарок твоей дочери от всех лицейских товарищей ее отца, которого мы не видели 27 лет, от тех, кто жив, и за тех, кто умер. Прими этот подарок без малейших колебаний – ведь он от твоих братьев.

      ВЕДУЩАЯ: Это и есть высшее проявление дружбы, когда друзья помнят друг друга и бескорыстно помогают друг другу, сколько бы ни прошло лет. А еще были и короткие радостные встречи. И знаменателен в этом отношении 1825 год, когда ссыльный Пушкин встречается с Иваном Пущиным, затем с Александром Горчаковым, третья встреча – с Антоном Дельвигом. И не пугало их как,  это отразится на их карьере, ведь Пушкин был опальным поэтом – но дружба выше. И на одной встрече мы остановимся. 11 января 1825 года в Михайловское к Пушкину приезжает Иван Пущин.

    (Пушкин сидит за столом. На столе свеча, перо, чернильница. Он пишет. Появляется Пущин).

      ПУЩИН: Я оглядываюсь, вижу  на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру в охапку и тащу в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим.

      ПУШКИН:

                             Поэта дом опальный

                             О, Пущин мой, ты первый посетил,

                             Ты усладил изгнанья день печальный;

                             Ты в день его Лицея превратил.

      ПУЩИН: О чем мы говорили? Пушкин, конечно, догадывался о причастности моей к тайному обществу. Незаметно коснулись опять подозрений насчет общества. Когда я ему сказал, что не я один поступил в услужение Отечеству, он вскочил со стула, забеспокоенный заходил по комнате, но потом сказал:

      ПУШКИН: Впрочем, я не заставляю тебя, любезный Пущин, говорить. Может быть, ты и прав, что не доверяешь мне. Верно, я этого доверия не стою – по многим моим глупостям.

      ПУЩИН: Молча, я крепко расцеловал его, мы обнялись. Трудно было скрывать сущность своей жизни от лучшего друга, но иначе нельзя. Я не хотел рисковать жизнью Пушкина. Но сколько терзаний было потом. Если бы при мне должна была случиться несчастная его история, если бы я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила  бы мою грудь: я нашел бы средство сохранить поэта-товарища, достояние России.

      ВЕДУЩИЙ: А это не проявление дружбы, когда друг готов отдать за друга свою жизнь?

      Дружба – они ее не просто ценят, ее боготворят, ставят на первое место, много выше удачи, карьеры и даже любви. Вот когда открывается: лицейская дружба – это вовсе не просто отношения между собой. Это вообще, в целом система человеческих отношений, построенная на душевной щедрости и терпении.

      ПУЩИН: Да, дружбу мы ценили превыше всего – удачи, карьеры. И никакой другой пример не подтверждает это лучше, как пример, когда Александр Горчаков 14 декабря 1825 года, в день восстания, поставив на карту свою карьеру, судьбу, пытался помочь мне. По-разному можно относиться к Горчакову. Мы знаем, как он стремился к первенству в соревнованиях за успеваемость с Владимиром Вольховским, как негладко у него складывались отношения с товарищами, что после окончания Лицея он ни разу не был на встречах, как он стремился к карьере и достиг ее, став дипломатом и канцлером России. Но чего все это стоило?!  Когда настал выбор – карьера, удача  или дружба, он тоже, как и любой из нас выбрал последнее.

      ВЕДУЩАЯ: И мы остановимся еще на одной дате – 19 октября 1825 года. Друзья собрались на брегах Невы на квартире Миши Яковлева и поклялись 19 октября 1827 года отмечать серебряную дружбу, а 19 октября 1837 года – золотую. Но далеко еще до юбилеев.

      ВЕДУЩИЙ: А пока Пушкин один в Михайловском. Все живут полной, бурной жизнью, а он один, уже пятый год он лишен лицейского братства. Он – в глухой деревне, октябрьской мгле, при свече. Он вспоминает своих друзей.

      (Гаснет свет. Зажигается свеча. Звучит отрывок из Первого концерта П.И.Чайковского).

      ПУШКИН: Печален я: со мною друга нет,

                          С кем долгую запил бы я разлуку,

                         Кому бы мог пожать от сердца руку

                         И пожелать веселых много лет,

                         Я пью один: вотще воображенье

                         Вокруг меня товарищей зовет;

                         Знакомое не слышно приближенье,

                         И милого душа моя не ждет.

      ПУШКИН: Друзья мои! Прекрасен наш союз!

                         Он, как душа, неразделим и вечен –

                         Неколебим, свободен и беспечен,

                         Срастался он под сенью дружных муз.

                         Куда бы нас ни бросила судьбина

                         И счастие куда б ни повело,

                         Все те же мы: нам целый мир чужбина;

                         Отечество нам Царское Село!

                   (Звучит отрывок из Второго концерта Рахманинова).

      ВЕДУЩИЙ: Строфа настолько знакома, что, кажется, открывать в ней уже нечего. Но строки неисчерпаемые: "Союз – как душа". Почему – как душа? Потому что неразделим – как одна душа, одного человека, хотя их было 30 воспитанников Лицея 1 выпуска. Оказалось, что это неразделимая душа 1 выпуска Лицея вечна, ибо вечен голос Пушкина, которого нельзя отделить от Лицея. А главное – этот союз "неколебим, свободен и беспечен". Кто знает: потому эти строки так пронзают душу, что союз был именно таков, а, может, прочность лицейской дружбы стала такой под влиянием стихов Пушкина?

      ВЕДУЩАЯ: И тут мы остановимся. Жизнь наших героев в этот момент еще не закончилась, но точку мы поставим именно здесь, потому что вот оно решение формулы дружбы, найденной А.Ахматовой. Это ее, ею рожденная строка "Души высокая свобода" подсказана ей Пушкиным, его пониманием дружбы, как свободной стихии. И еще одна строка приходит на память, пушкинская: "С божией стихией царям не совладать". Это из "Медного всадника" о наводнениях. Но жизнь показала, что со свободной стихией лицейской дружбы царям не справиться.

      ВЕДУЩИЙ: Вот на этой высокой ноте можно закончить нашу встречу. Но хочется спросить: в чем лицейская дружба является для вас примером человеческих отношений? Благодаря чему эта дружба была так крепка? Чему мы должны учиться у этих великих людей?

      ( 1. Человеческие отношения не создаются сами собой, их строят люди -              

       терпением, готовностью пренебречь и обидой, и вспыльчивостью.  

        Только надо поступиться самолюбием, гордостью. Оказывается, горячий

         и вспыльчивый  Пушкин умел это. А помогали ему друзья.  

  1. Я согласна, дружба не возникает сама собой, надо уметь взглянуть с расположением друг на друга, полюбить даже недостатки товарища. Научиться прощать, терпеть, понимать.
  2. Я хочу вернуться к отношениям Пушкина и Пущина.  Жанно был терпим к недостаткам друга, считал естественным и обязательным помогать Александру жить среди людей, потому что последний был мальчиком с тяжелым характером. Но Пущин сделал свободный выбор, взял на себя обязательство: быть поддержкой, защитой, нести за друга ответственность.
  3. Все они были счастливы даже в тех условиях, когда, кажется, немыслимо быть счастливым – ссылки, одиночество – это беды. Но их можно преодолеть, когда знаешь, что ты не одинок, что ты частица чьей-то души. Над этим стоит подумать каждому человеку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная как форма внеклассной работы

Литературная гостиная как форма внеклассной работыВ современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широк...

Доклад на краеведческом семинаре "Литературные гостиные как форма внеклассной работы по литературе"

Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному...

Инновационный Проект "Литературное творчество как условие развития нравственно-эстетического воспитания учащихся"

Работа представлена на конкурс "Инноватика в образовании", проводимый Управлением образования АМР "Усть-Куломский", в номинации "Инновационные проекты педагога". Работа представлет собой инновационный...

«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»

Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...

Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами литературного творчества

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, ...

Интегрированный урок «Международный день родного языка» в форме «Литературно-поэтической гостиной»в рамках духовно-нравственного воспитания в 7-9 классах

Интегрированный урок «Международный день родного языка» в рамках «Литературно-поэтической гостиной» в 7-9 классах, 16.02.202 по направлению Духовно-нравственного воспитания, по...


 

Комментарии

Братушка Алла Даниловна

Получила удовольствие от прочтения, хотя видела эту постановку несколько раз. Вами, Надежда Владимировна, проделана огромная работа. Хотелось бы увидеть (вспомнить замечательные моменты) в фотографиях вашу гостиную, ведь актеры были прекрасны в костюмах лицеистов! С уважением, Братушка Ала Даниловна.