Литературная гостиная как форма внеклассной работы
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

 

Литературная гостиная как форма внеклассной работы


В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углубленного изучения литературы. Задача педагога – помочь учащимся осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, креативности, стимулировать саморазвитие личности.

На мой взгляд, наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы по литературе является литературный клуб. Это добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию в области литературы, искусства, к развитию творческих способностей, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности. Преимущества школьного литературного клуба перед другими формами внеклассных занятий:
 


  • стабильность (что способствует зарождению и развитию школьных традиций);

  • систематичность (что дает возможность использовать разные виды внеклассной работы не изолированно друг от друга и случайно, а взаимосвязано, целенаправленно, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность);

  • массовый характер работы (что позволяет приобщить к литературе, к искусству максимальное количество школьников).


Клуб способен объединить все виды внеурочной работы по литературе, став её центром.

Деятельность нашего школьного клуба реализуется через проекты:
 


  • творческие: самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в творческих группах (сценарная, оформительская и т.д.);

  • игровые: участие в театральных инсценировках клуба, самостоятельное создание “своей” роли (литературного персонажа или выдуманного героя);

  • информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.


На мой взгляд, литературный клуб является формой реализации креативных возможностей учащихся. Каждое открытое заседание клуба это: 
 


  • театральное действо, зрелище. Это всегда создание интерьера в стиле эпохи, музыка, танец;

  • проявление творческих способностей в драматизации. Это работа над актерским мастерством (сценическая речь, движение, пластика). Театральные этюды способствуют раскрепощению ребят;

  • сотворчество: ученик - родитель, ученик - учитель; 

  • участие всех членов актива в работе над подготовкой праздника; 


Приоритетные формы работы клуба:
 


  • литературная игра 

  • театральные инсценировки литературных произведений;

  • собственные инсценировки актива клуба;

  • литературный вечер 

  • литературно – музыкальная композиция;

  • просмотр и обсуждение кинофильмов, спектаклей.

  • встречи с писателями, поэтами и т.д.


Я в своём выступлении остановлюсь на одной из форм клуба – литературная гостиная.
     Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.
Существует множество пособий по внеклассной работе по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто происходит подмена методического термина “литературная гостиная” понятием “литературный вечер” или “литературно-музыкальная композиция”.

Ведь литературная гостиная — более гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; “живой” диалог “на равных”.

Мы попытались оживить эту форму работы «литературная гостиная», осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. Поскольку при изучении курса классической литературы 18-19 веков в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, так как подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется “невероятно устаревшим” весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, то мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс. 


^ Цели литературной гостиной: 
 


  • информационно– предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой; 

  • деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;

  • ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения. 



Таким образом, гостиная нашего клуба приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме “живого диалога”, где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, и начинающий - в лице ученика. Здесь возможен разговор “на равных”, а значит — и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Поэт и школьник становятся равно ответственными соучастниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех. 

Анализ итогов литературных встреч показывает: 40% учащихся считают, что литературные гостиные раскрывают творческие способности, формируют потребности в самовыражении и самосовершенствовании, 35% участников видят в литературных гостиных возможность самовыражения.

Участники клуба получают новые, дополнительные сведения и знания по литературе. В ходе мероприятий ученики в достаточной мере раскрывают свои творческие способности. Клуб позволяет включить массу ребят в литературное творчество, обеспечивает активизацию учащихся, их самостоятельную деятельность, их максимальное участие в изучении литературы. Клуб рождает традиции, создает творческую атмосферу и тем вернее выполняет свою литературно-образовательную и литературно-развивающую задачу. Стало традицией у моих учеников, выпускающихся из школы, проводить литературную гостиную в конце учебного года. Тема одна: «Бардовская песня». Удивительная вещь, но именно в гостиной раскрываются многие таланты детей, о которых раньше мало кто знал: кто-то прекрасно играет на гитаре, кто-то хорошо поет, кто-то обладает великолепными актерскими данными. Итог подобного мероприятия- огромное удовольствие, которое получают и ребята, и я от общения друг с другом, с музыкой и поэзией. Как правило, о литературной гостиной по бардовской песне каждый выпускающийся класс ( а я выпускаю несколько лет подряд) узнает в начале учебного года, а на последнем уроке литературы в учебном году звучат песни Владимира Высоцкого, Виктора Цоя и Булата Окуджавы. Вот и в этом году литературная гостиная традиционно откроет свои двери. Что покажет 11 «А»? Как построит свое выступление? Какие песни отберет? Кто проявит свой талант? Обо всем этом- в конце мая 2013 года.

       Что касается актерского мастерства, то в этом году в литературной гостиной по серебряному веку показали себя два ученика 10 «Б» класса Линда Михаэлян и Артем Антохин. Словесная дуэль Маяковского с Есениным ( роль Маяковского исполнял Артем Антохин) поразила всех зрителей актерским профессионализмом, который показал Артем. Дело в том, что осенью этого учебного года с 10 классами была проведена литературная гостиная по Серебряному веку русской поэзии. И вот что  у нас получилось. Представляю вашему вниманию фрагменты презентации учащихся 10 Б класса, которые собрали и показали очень интересный материал по футуризму.

 

              Литературные гостиные ( в частности та, что была проведена нами в этом учебном году)- прекрасный материал для изучения в 11 классе темы «Серебряный век русской поэзии». И в этом смысле литературная гостиная -прекрасная пропедевтика темы.

    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Литературная гостиная как форма нравственно-эстетического воспитания

Литературная гостиная как форма нравственно-эстетического воспитания существует в нашей школе уже более 15 лет. Возникла эта форма работы не искусственно, не надуманно, а была потребностью поделиться ...

Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы, формирующей духовно-нравственные ценности ( 5-11 классы)

В статье я обобщила свой опыт работы по внеклассной работе по литературе, форма работы - литературно-музыкальная композиция....

Доклад на краеведческом семинаре "Литературные гостиные как форма внеклассной работы по литературе"

Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному...

Литературная гостиная Матушки Гусыни внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 классов. Очень интересная и увлекательная работа с детскими стишками Матушки Гусыни на русском и английском языках. Большой простор для творчества. В интернете л...

Литературно-музыкальная гостиная как форма внеклассной деятельности, направленная на развитие читательской активности

Читая книги, мы погружаемся в мир литературы, она расширяет наш словарный запас, обогащает чувства, знакомит с неизвестными культурами и народами, наконец, скрашивает одиночество, помогает побороть пе...