Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа (литература, 7 класс) по теме

ВАХИТОВА НАИЛЯ ГУМАРОВНА

Рабочая программа по литературе 7 класс. Для татарской школы по учебнику М.Г. Ахметзянова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter.7_klass_akkr_nov.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
  2. Примерная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  3. Примерная программа (основного) общего образования по литературе , программы по литературе  к учебникам для 5-11 классов; под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007 г.
  4. Базисный учебный план на 2011-2012 учебный год МБОУ «Лешев-Тамакская» ООШ»
  5. Ахметзянов М.Г.Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы. Базовый уровень. Казань, Магариф, 2009.
  6. Ахметзянов М.Г. Русская литература. Учебник- хрестоматия для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы в 2-х ч. –Казань, Магариф, 2006

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный компонент учебного плана по предмету «Литература» составляет 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Базовый уровень.

Цели

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  1. выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение и сопоставление;
  3. умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  4. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  5. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  6. осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  7. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  8. составление плана, тезиса, конспекта;
  9. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  10. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  11. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Виды контроля

  1. промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
  2. итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:   авторов и содержание изученных художественных произведений;

  1. основные теоретические понятия:, Народные сказки, поговорки, пословицы, прибаутки, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

  1. видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих
    классов;
  2. обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  3. видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
  4. комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
  5. различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
  6. определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
  7. сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
  8. выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
  9. осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
  10. видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
  11. находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
  12. сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
  13. выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
  14. сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской   интерпретацией;
  15. редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

  1. Ахметзянов М.Г. Русская литература. Учебник- хрестоматия для 7 класса татарской средней общеобразовательной школы в 2-х ч. – Казань, Магариф, 2006
  2. Пословицы и поговорки;
  3. Словари;
  4. Ресурсы Интернет

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(70 час)

Введение

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР( 1час)

Русские народные песни.

Исторические песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 час)

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума.

литература XIX века  (38 часов )

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

Жуковский В.А. (1 час)

 Баллада «Светлана» Биография. Личность поэта. Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, Пиитические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»).

Евгений Абрамович Баратынский. (1 час)

Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. «Мой дар убог, и голос мой но громок...», «Муза», «Весна, весна! Как воздух чист!..».

Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская природа дарования поэта.

Алексей Васильевич Кольцов. (1 час)

Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...», «Разлука». Самобытность дарования поэта. Стихи поэта — рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.

А.С. Пушкин  (9 часов)

        Жизнь и творчество (обзор).

Лицейские годы поэта. «Полтава» («Горит восток зарею новой...»). Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.

«И. И. Пущину», «Бесы». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина.

Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

«Дубровский». Гуманизм автора. Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Чистота и благородство отношений героев, их противостояние деспотизму. Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа. Особенности построения романа.

Роман Пушкина «Дубровский» в иллюстрациях художников. Кинофильм «Дубровский

М.Ю. Лермонтов (3 час)

         Московский университетский благородный пансион. «Желанье» («Отворите мне темницу...»), «Парус».

Мятежный характер лирики Лермонтова: жажда борьбы и свободы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка.

Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое в поэме. Картины быта и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Связь поэмы с устным народным творчеством.

Н.В. Гоголь (8 час).

Биография писателя. «Тарас Бульба» (в сокращении). Изображение быта и характеров запорожских казаков. Сопоставление Остапа и Андрия. Позиция автора в оценке героев. Романтическая приподнятость повествования.

Повесть Н. В. Гоголя в иллюстрациях художников.

Теория литературы. Повесть.

Для внеклассного чтения:

Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Ф.И. Тютчев (1 час)

Слово о поэте. Биография поэта «Весенние воды», «В небе тают облака...».

Аполлон Николаевич Майков. (1 час)

Биография поэта. «Боже мой! Вчера — ненастье...»), «Поле зыблется цветами...».

Алексей Константинович Толстой. (1 час)

Биография поэта. «Звонче жаворонка пенье...», «То Ом .но раннею весной...».

Афанасий Афанасьевич Фет. (1 час)

Биография поэта. «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Ель рукавом мин тропинку завесила...».Человек и природа в творчестве русских поэтов XIX века. Красота родной природы. Постижение прекрасного. Яркость и выразительность стиха.

И.С.Тургенев (2 часа) 

Слово о писателе.

«Бирюк». Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян. Сочувственное отношение автора к ним. Пейзаж в рассказе. Художественные особенности произведения.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Н.А.Некрасов (1 час)

«Железная дорога».

Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений.

 Н.С.Лесков (2 час)

«Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.(2 часа)

 Биография писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса. Противопоставление генералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования в произведении.

Портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иллюстрации Кукрыниксов, Н. Муратова к произведениям Салтыкова-Щедрина.

Л.Н. Толстой (2 часа)

Слово о писателе. Л. Н. Толстой на Кавказе. «Детство» (главы из повести: «Занятия в кабинете и гостиной», «Наталья Савишна» и др.). Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психологическая глубина произведения.

А.П .Чехов (2 часа)

Из воспоминаний о писателе.

«Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чином, должностью. Хамелеон — художественный образ обобщающей силы. Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Особенности развития действия. Смешное и грустное в рассказе.

«Тоска». Сюжет рассказа. Герой рассказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа.

литература ХХ века (20 часа)

 

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

Сергей Александрович Есенин. (1 час)

На родине поэта. «Задремали звезды золотые...», «Мелколесье, степь и дали...».

Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы.

Владимир Владимирович Маяковский.(1 час)

 Биография поэта. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Автор о роли поэзии в жизни человека и общества.

Андрей Платонович Платонов.(2 часа)

 Биография писателя.    «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное подержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования. Своеобразие языка писателя.

Сказка «Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все сущее на земле.

Александр Степанович Грин. (2 часа)

Биография писателя.

 «Алые паруса» (в сокращении). Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечта героини повести о счастье. Авторское отношение к героям.

 Александр Трифонович Твардовский. (1 час)

Автобиография поэта. «Есть обрыв, где я, играя...», «Спасибо, моя родная...», «Памяти матери».

Любовь поэта к Родине. Поэтические картины родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворений.

Николай Алексеевич Заболоцкий. (1 час)

Слово о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок», «Еще заря не встала над селом...», • Я воспитан природой суровой...», «Журавли».

Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи.

Юрий Павлович Казаков.(1 час)

 Автобиография писателя.

 «Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление

Юрий Маркович Нагибин. (1 час)

 Биография писателя.

 «Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа.

Федор Александрович Абрамов. (1 час)

Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.

Евгений Иванович Носов. (1 час)

Автобиография писателя. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа.

:«Живое пламя».

Николай Михайлович Рубцов. (1 час)

Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина».

Выражение глубокой любви к Родине. Образность и выразительность языка стихотворения.

Виктор Петрович Астафьев. (2 часа)

Детство писателя. «Конь с розовой гривой» (в сокращении). Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи. Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Василий Иванович Белов.(1 час)

 Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьбы.

Литература народов России

Расул Гамзатов  (1 час)

Слово о писателе. «Журавли»

Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.

Мустай Карим

 Лирика (Одно –два стихотворения по выбору)

Авторская песня. В.С.Высоцкий, Б.Ш.Окуджава (1 час)

Зарубежная литература (4 час)

Данте (1 час)

 «Божественная комедия» (фрагменты)

Джек Лондон. (2 часа)

Слово о писателе. «Любовь к жизни». Джек Лондон — певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д. Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности.

Джеймс Олдридж. (2 час)

Слово о писателе.  «Последний дюйм» (в сокращении). Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни, способность выстоять. •

Обобщение (3 час)

Урок развития речи 2 часа

                                                 

 5-6 классы

     На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса).

Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

                                                            7-8 классы

     На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее.

Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

    Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

    - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

    - выразительное чтение художественного текста;

    - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

    - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

    - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

    - анализ и интерпретация произведения;

    - составление планов и написание отзывов о произведениях;

    - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

    - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе (70 часов)

Тема урока

Тип урока

Количество часов

Хар-ка деятельности учащихся

 Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля, измерители

План

Факт

1

Введение. Человек как главный предмет изображения в худож.лит-ре.

Урок беседа Актуализация читательского опыта.

1

Коллективная

Дать понятие об этапах развития русской литер.

Фронтальный опрос


03/09

2

Народные песни: «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Синтетический урок с элементами путешествия игры. Обучение чтению. Беседа.

1

Коллективная

Дать понятие об особенностях народных песен

Фронтальный опрос


05/09

3

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Житийный жанр в древнерусской лит-ре.

Урок комментированного чтения с элементами слова учителя. Обучение чтению. Беседа.

1

Групповая. Чтение. Беседа

Составить сообщение; знать жанры дрр. л-ры

Фронтальный опрос


10/09

4

В.А.Жуковский. Слово о поэте, личность поэта. Баллада «Светлана»

Обучение чтению. Беседа.

1

Индивидуальная. Беседа

Уметь определить композицию; знать ключевые моменты биографии поэта; знать лиро-эпические жанры

Чтение и комментирование баллады.


12/09

5

Е.А.Баратынский. Биография поэта. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…», «Муза».

Рассказ учителя с элементами беседы. Выразит. чтение.

1

Коллективная. Составление плана лекөии

Дать понятие о выразит. средствах языка и фигурах речи

Индивид.выразит.чтение


17/09

6

А.В.Кольцов. Биография поэта, лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь», «Русская песня»

Урок изучения нового материала. Соверш-е ЗУН

1

Коллективная.Чтение Беседа

Уметь делать анализ стихотворения; выявлять ВСЯ

Индивид.выразит.чтение


19/09

7

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Лицейские друзья Пушкина. Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. «Пущину».  Двухсложные размеры стиха.

Рассказ учителя с элементами беседы. Выразит. чтение.

1

Коллективная. Ответы на вопросы

Уметь делать анализ; знать лицейских друзей поэта

Фронтальный и индивидуальный контроль.  Оценка сообщений уч-ся и чтение стих-я наизусть


24/09

8

А.С.Пушкин. «Полтавский бой»

Урок изучения нового материала.

1

Коллективная. Беседа

Уметь анализировать стихотвор.

Какие литературные приемы использует Пушкин для изображения сражения


26/09

9

Сопоставление полководцев. Петра 1 и Карла 12.

Урок развития речи

1

Групповая. Чтение Беседа

Уметь составлять сравнит.хар-ку; литературные приёмы, ВСЯ

Составление таблицы с указанием значимых деталей


01/10

10

О создании романа «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский старший и Троекуров. Глава 1.

Изучение нового материала. Рассказ  учителя с элементами беседы. Комментированное чтение глав.

Групповая. Чтение Беседа

Составить сообщение

Характеристики  героев, ответы на вопросы. Вызазит.чтение  фрагментов текста. Фронтальный опрос уч-ся.


03/10

11

Осуждение в романе произвола и деспотизма, защита чести и независимости личности. Развитие понятия об эпитетах и метафоре. Глава 2-7.

Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа.

1

Коллективная. Беседа

Дать понятия об эпитетах и метафоре

Характеристики героев, ответы на вопросы, анализ эпизода «Владимир в роше». Оценка умения анализа художественного текста.


08/10

12

Протест Дубровского против беззакония  и несправедливости. Бунт крестьян.

Практическая работа. Работа с текстом, комм.чтение, анализ глав..

1

Коллективная. Ответы на вопросы

Пересказать содержание.

Комментированное чтение глав. Ответы на вопросы (7-8 главы). Оценка ответов уч-ся на поставленные вопросы


10/10

13

Романтическая любовь Владимира и Маши. Композиция. Сюжет.

Беседа по вопросам.

Коллективная. Ответы на вопросы

Пересказать содержание.

Индивидуальный опрос. Пересказ текста «Как появился Дефорж в доме Троекурова». Как относятся к нему в доме Троекурова?


15/10

14

Развязка романа «Дубровский».

Урок соверш.-я зун. Аналитическое чтение, беседа по вопросам.

1

Групповая. Составление плана

Умение определить особенности жанра повести

Оценка умений уч-ся анализа текста.


17/10

15

Р/р Сочинение по роману Пушкина «Дубровский»

Совершенствование ЗУН

Р/Р

1

Коллективная. Чтение  Беседа. Составление плана сочинения.

Сочинение


22.10

16

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Стихотворение «Парус», «Молитва».

Изучение нового материала.. рассказ учителя с элементами беседы, выраз. чтение, анализ стих-я.

1

Индивидуальная Групповая Лекция.

Дать определение жанра стихотворения

Устный анализ стих-я. Ответы на вопросы.


24.10

17

Благородный голос Лермонтова «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Беседа.

1

Лекция. Групповая

Дать определение жанра песни

Проверка письменных ответов .


29.10

18

Лермонтов «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Аналитическая беседа по вопросам:

1

Групповая

Дать понятие композиции песни

Письменный ответ на вопрос «Почему Иван Грозный казнил купца Калашникова


31.10

19

Н.В.Гоголь. История создания повести «Тарас Бульба»

Обучение репродуктивному высказыванию после почтения учебника по составленному плану.

1

Коллективная

Составить сообщение.

Работа над понятиями: общественные нравы, батальные сцены, худож. своеобразие.


12/11

20

Образ запорожской сечи в повести.

Комментированное чтение с элементами анализа. Образ Запорожской Сечи.

1

Индивидуальная. Чтение и анализ стих.

Составить сообщение.

Работа над понятием «Дорога», «Воля». Образ степи.


21

Героизм и самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

Урок совершенствования и углубления знаний.

1

Коллективная. Чтение. Беседа

Составить сообщение.

Сообщения уч-ся по теме. Выразительное чтение отрывка. Беседа.


14.11

22

Сыновья Тараса. Сопоставление Остапа и Андрия. Особенности изображения природы и людей в повести гоголя.

Урок совершенствования и углубления знаний. Беседа. Анализ эпизода.

1

Групповая. Беседа.

Составить сравнительную хар-ку

Самостоятельные выводы по уроку. Коллективная. Индивидуальная.

19.11

23

Трагедия Тараса Бульбы.

Урок совершенствования ЗУН.

1

Индивидуальная

Тезисный план

Коллективное обсуждение. Самостоятельная работа.


21.11

24

Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.

Урок-беседа с элементами комментированного чтения эпизодов.

1

Коллективная

Определить своеобразие композиции

Коллективное творчество. Индивидуальный опрос.


26.11

25

Р/р. Сочинение по повести «Тарас Бульба».

Урок обобщения и контроля.

Р/р

1

Коллективная. Беседа

Составить сообщение.

Сочинение


28.11

26

Вн/чтение. Н.В.Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Урок комментированного чтения.

1

Коллективная. Беседа

Дать характеристику

Коллективное творчество. Индивидуальный опрос.


03.12

27

Ф.И.Тютчев «Весенние воды» , «В небе тают облака»

Урок изучения нового материала.

1

Индивидуальная. Составление сообщен.

Уметь сделать анализ стихотворения

Анализ стихотворений


05.12

28

А.Н.Майков

Урок изучения нового материала.

1

Индивидуальная. Беседа

Уметь анализировать стихотворений

Анализ стихотворений


10.12

29

А.К.Толстой

Урок изучения нового материала.

1

Уметь анализировать стихотворений

Анализ стихотворений


12.12

30

А.А.Фет «Заря прощается с зарею», «Ель рукавом мне тропинку завесила».Обучение анализу стихотворения

Урок развития речи

1

Коллективная. Чтение и анализ

Анализ стихотворений

Анализ стихотворений


17.12

31

 И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык»

Урок изучения нового материала

1

Коллективная Чтение .Беседа

Письменный ответ на вопросы

Выразительное чтение стих-я


19.12

32

«Бирюк» И.С.Тургенев

Урок комментированного чтения.

1

Коллективная Чтение .Беседа

Письменный ответ на вопросы

Комментированное чтение, составить план-хар-ку литературного героя.


24.12

33

«Железная дорога». Роль пейзажа в поэме

Анализ стихотворения, беседа

1

Групповая. Беседа

Дать понятие о романе в стихах

Выразительное чтение.


26.12

34

Н.С.Лесков. Биография писателя. «Человек на часах».

Урок изучения нового материала

1

Коллективная. Беседа

Дать характеристику образа Онегина

Сообщения уч-ся.


14.01

35

«Человек на часах» Урок дискуссия

Урок-беседа с элементами комментированного чтения эпизодов.

1

индивидуальная

Дать характеристику образа Татьяны

Литературный диктант.


16.01

36

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о  том, как один мужик двух генералов прокормил». Знакомство с сатирической сказкой

Комбинированный урок. Метод литературной беседы.

1

Групповая. Составление устного сообщ.

Определить философско-нравств. проблемы в романе

Фронтальный и индивидуальный опрос.


21.01

37

Вн/чтение. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь», «Дикий помешик»

Урок-беседа с элементами комментированного чтения эпизодов

1

Индивидуальная

Уметь указать особенности композиции


23.01

38

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство».

Изучение нового материала.

1

Коллективная. Беседа

Определить особенности произведения

Фронтальный и индивидуальный опрос.


28.01

39

Анализ главы «Наталья Савишна» из повести «Детство».

Совершенствование умений и навыков анализа произведения. Литературная беседа с элементами анализа.

1

Индивид.

Знать содержание

Фронтальный и индивидуальный опрос.


30.01

40

А.П.Чехов. Слово о писателе Рассказ «Хамелеон».

Объяснение нового материала. Творческое чтение с элементами беседы.

1

Индивид. Чтение Беседа

Умение сделать анализ стихотворений

Составление конспекта урока по схеме: вопрос-тезис-план.



04.02

41

Смешное и грустное в рассказе «Тоска»

Объяснение нового материала. Творческое чтение с элементами беседы.

1

Коллективная

Умение сделать анализ стихотворений

Ответы на вопросы


06.02

42

С.А.Есенин. «Задремали звезды золотые», «Мелколесье. Степь и дали»

 Урок изучения нового материала

1

Коллективная Чтение . Беседа.

Дать понятие о романе в стихах

Анализ стих-й.


11.02

43

В.В.Маяковский «Необычайное приключение…»

Урок изучения нового материала

1

Индивидуальная

Дать характеристику образа Печорина

Анализ стих-й.


13.02

44

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире»

Урок чтения и изучения произведения.

1

Коллективная

Беседа с классом.


18.02

45

Сказка «Неизвестный цветок».

Урок чтения и изучения произведения.

1

Групповая. Беседа

Дать характеристику

Устные иллюстрации


20.02

46-47

А.С.Грин. «Алые паруса».

Урок чтения и изучения произведения

2

Групповая. Составление устного сообщ.

Дать сравнительную характеристику

Устные иллюстрации


25.02

27.02

48

А.Т.Твардовский. «Есть обрыв, где я играя», «Спасибо моя родная».

Рассказ учителя.

1

Индивидуальная. Беседа

Определить нравственные проблемы в романе

Анализ стихотворений.


04.03

49

Н.А.Заболоцкий «Уступи мне, скворец, уступи», «Еще заря не встала над селом»

Рассказ учителя.

1

Коллективная

Умение находить лирические произведения

Устные иллюстрации


06.03

50.

Письменная работа по творчеству русских поэтов 20 в.

Развитие речи

Групповая

Умение находить лирические произведения


11.03

51

В/Ч Ю.П.Казаков «Тихое утро».

Эвристическая беседа.

1

Коллективная

Знать содержание

Вопросно-ответная форма.


13.03

52

Ю.М.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Изучение нового материала. Рассказ учителя.

1

Групповая

Знать содержание

Обсуждения статьи учебника. Оценка ответов на вопросы.


18.03

53

Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади».

Слово о писателе.

Коллективная. Беседа

Знать содержание

Пересказ эпизода, характеристики героев.


20.03

54

Е.И.Носов «Кукла», «Живое пламя».

Беседа с элементами комментированного чтения.

1

Коллективная. Беседа

Уметь определить особенности жанра

Индивидуальный опрос.


03.04

55

Н.М.Рубцов «Звезда полей».

Рассказ учителя.

1

Групповая

Уметь находить художеств.-изобраз. средства

08.04


56

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

Изучение нового материала, работа с учебником.

1

Контрольное сочинение

Знать содержание

Оценка выразительного чтения стих-й Джалиля и других татарских писателей на выбор.


10.04

57

Анализ рассказа  «Конь с розовой гривой»

Изучение нового материала, работа с учебником

1

Коллективная. Чтение Беседа

Знать содержание

Пересказ эпизода, характеристики героев.


15.04

58

В.И.Белов «Мальчики»

Совершенствование умений и навыков. Художественная интерпретация.

1

Индивид.

Знать содержание

Пересказ эпизода, характеристики героев.


17.04

59

Расул Гамзатов «Журавли»

Совершенствование умений и навыков. Беседа.

1

Групповая

Уметь анализировать стихотвор.

Анализ стихотворений


22.04

60

Мустай Карим Лирика

Совершенствование умений и навыков. Беседа

1

Групповая

Уметь анализировать стихотвор.

Анализ стихотворений


24.04

61.

Авторская песня .В.С.Высоцкий, Б.Ш Окуджава .

Изучение нового материала.

1

Индивид.

Уметь анализировать стихотвор.

Анализ стихотворений


29.04

Зарубежная литература (5 часов)

Коллективная

Знать биографию писателя

62.

Данте «Божественная комедия » (фрагменты)

Изучение нового материала.

1

Индивид.

Определить тему и идею произведения

Чтение произведения.


01.05

63

Джек Лондон «Любовь к жизни»

Изучение нового материала.

1

Коллективная. Беседа

Определить тему и идею произведения

Чтение произведения.


06.05

64

«Любовь к жизни»

Рассказ учителя с элементами беседы

1

Коллективная. Беседа

Составить сообщение

Анализ произведения


08.05

65

Д.Олдридж «Отец и сын».

Изучение нового произведения.

1

Коллективная. Чтение . Беседа

Характеристика героя: Дэви и Бен; отец и сын.


12.05

66

Р/р. Урок обобщения . любимое произведение, изученное в 7 классе.

Закрепление, систематизация полученных знаний.

1

Индивид

Проанализировать,

Составить сообщение

Индивид.и творч. работы.


15.05.

67

Письменная контрольная работа «Мое любимое произведения»

Урок развития речи

1

Коллективная. Беседа.

Сочинение

Индивид.и творч. работы. Списки литературы.


20.05

68.

Игра шоу «Слабое звено».

Повторение изученного.

Закрепление, систематизация получ. знаний.

1

Групповая. Чтение и беседа

22.05

69-70

РР. Устное сочинение рассуждение. (письменный отзыв)

2

27.05

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....