методическая разработка "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"
методическая разработка (литература, 9 класс) на тему

Федорова Наталья Николаевна

методическая разработка"Жизнь и творчество А.С.Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_zhizn_i_tvorchestvo_a.s.pushkina.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 2

Предмет:    литература

Курс:           1

Тема урока:   Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина.

 

 Цели урока:

                Обучающая-  после изучения материала учащиеся должны знать основные этапы жизни и творчества А. С. Пушкина; анализировать важнейшие исторические события, которые повлияли на формирование мировоззрения поэта;

                Развивающая- развивать умения и навыки самостоятельной работы

                Воспитывающая- способствовать воспитанию культуры учащихся,

Оборудование: Портрет поэта, эпиграф к уроку,  презентация «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»,   приложение № 1 (карточка с вопросами),  приложение № 2 (карточка по технике безопасности при работе на компьютере),  приложение № 3 (карточка с лекцией учителя), компьютеры.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет наличие письменных принадлежностей

Приветствуют учителя

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

Отвечают на вопросы учителя.

Приложение № 1 (карточка с вопросами)

3. Постановка целей, объявление темы.

Объявляет тему урока, цели, напоминает технику безопасности при работе с компьютером.

Записывают тему в тетрадь, слушают учителя, могут задать вопросы.

Приложение № 2 (карточка по технике безопасности при работе на  компьютере)

4. Изучение нового материала.

     А) вступительное слово учителя;






     Б)  самостоятельная работа учащихся

А) рассказ о вкладе А. С. Пушкина в русскую и мировую литературу







Б) объясняет, как работать с презентацией.

А) слушают, записывают некоторые моменты.








Б) самостоятельно просматривают презентацию, выписывают основные даты, события в жизни поэта, его  произведения

Эпиграф на доске: «Следы исчезнут поколений,  Но жив поэт, - бессмертен гений»

Ф. Глинка

Приложение № 3  (карточка с лекцией)



Презентация «Жизнь и творчество А. С. Пушкина».

5. Закрепление изученного материала

   А) выполнение теста

   Б) решение кроссворда

А) объясняет, как выполнить тест


Б) объясняет, как решить кроссворд

А) выполняют тест на компьютере


Б) решают кроссворд в компьютере

Программа Тест 2000.

Тест в презентации


Кроссворд в презентации

6.  Подведение итогов

Подводит итоги урока, выставляет оценки за тест и кроссворд

Подводят итоги урока

7. Домашнее задание

Задает домашнее задание

Записывают в тетрадь

Повторить основные даты, события в жизни поэта, выучить стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.  ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

  1. Что такое романтизм? Что лежит в основе данного направления? Назовите представителей данного направления.

  1. Что такое реализм? Что лежит в основе данного направления? Назовите представителей данного направления.

  1. Что такое классицизм? Что лежит в основе данного направления? Назовите представителей данного направления.

  1. Что такое сентиментализм? Что лежит в основе данного направления? Назовите представителей данного направления.

      5. В чем особенность произведений Жуковского и Державина? Какое  

          влияние они оказали на русскую литературу 19 века?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.   ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО О ВКЛАДЕ А. С. ПУШКИНА В РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ.

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все пространство.

 Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

Император Николай Павлович, в 1826 году, после первого свидания с Пушкиным, которому было тогда 27 лет, сказал гр. Блудову: "Сегодня утром я беседовал с самым замечательным человеком в России". Впечатление огромной умственной силы Пушкин, по-видимому, производил на всех, кто с ним встречался и способен был его понять. Французский посол Барант, человек умный и образованный, один из постоянных собеседников кружка А. О. Смирновой, говорил о Пушкине не иначе, как с благоговением, утверждая, что он - "великий мыслитель", что "он мыслит, как опытный государственный муж". Так же относились к нему и лучшие русские люди, современники его: Гоголь, кн. Вяземский, Плетнев, Жуковский.

        Влияние Пушкина не есть прямое воздействие высоконравственной личности, но воздействие его литературного гения. Не по своей воле, не вследствие нравственных усилий получил он исключительную способность совершенно перевоплощаться в настроение каждого человека и открывать в нем правду жизни читателю и самому себе: все это было свойством его природы, даром Божиим.

Пушкин был великим поэтом, но великим человеком мы его назвали бы лишь в том случае, если бы он эту способность глубокого сострадания людям и эту мысль о царственном значении совести в душе нашей сумел бы воплотить не только в своей поэзии, но и во всех поступках своей жизни.  Светлые идеи своей поэзии он почерпал в изучении жизни народной и в самом своем поэтическом вдохновении; ими он старался побороть свои греховные страсти и надеялся, что он достигнет возрождения души своей в той ее первоначальной чистоте и светлости, какими она была одарена от Творца.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Картотека учебно-методических материалов для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе

В картотеке собраны и систематизированы учебно-методические материалы для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе (по публикациям в журнале "Литература в школе" и еженедельном прило...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией по теме: «Творчество А. С. Пушкина»

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимс...

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия, посвященного творчеству А.С. Пушкина «Венок добрых чувств»

Данная методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по дисциплине  «Немецкий язык» предназначена для использования преподавателями немецкого языка во всех учебных заведениях, где он ...

Формирование устойчивого интереса к творчеству А.С.Пушкина. у детей на занятиях изобразительного искусства. " Детство и творчество А.С.Пушкина"

Формирование устойчивого интереса к творчеству А.С.Пушкину у детей на занятиях изобразительного искусства.Создание тематического рисунка....