Урок литературы в 5 классе по теме:"В. Ю. Драгунский. "Девочка на шаре"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Кошелева Евдокия Павловна

 

Публикация представляет собой конспект урока литературы с применением Технологии индивидуализированного обучения (ТИО), разработанной Заслуженным учителем РФ  Ю. А. Макаровым. Основное время работы на подобных уроках -  самостоятельная работа учащихся.  ТИО предоставляет возможность каждому участнику образовательного процесса выбирать  свой  темп работы. На данном уроке задания  даются дифференцированно,  с учётом уровня литературного развития обучающихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_urok_v_5_klasse_po_tio.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                                            МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»    

                                         Кошелева Евдокия Павловна, учитель русского языка и литературы

                                                                                                                         

                                                                   Урок литературы    

        Класс 5. Урок 2.

        Литературная тема: «В. Ю. Драгунский. Рассказ «Девочка на шаре».

        Тема урока: «Обучение анализу прозаического текста»

        

        Триединая задача

        Развивающая:

        развитие навыка самостоятельной работы с текстом.

          Образовательная:

        обогащение лексики учащихся путём ввода «цирковых» слов,  нравственных понятий;

        расширение интеллектуальной сферы учащихся через анализ текста

          Воспитательная:

        побуждение учащихся к оценке и выражению собственного отношения к проблемам рассказа;

        воспитание внимательного отношения к слову, формирование умения читать и между строк.                          

№ п/п

Вид учебной деятельности

       время

                             Уровень литературного развития учащихся

        Уровень  А  («3»)                     Уровень  Б («4»)                   Уровень    В  («5»)

I

Организационный.

   3 минуты

-Сегодня мы будем учиться анализировать текст, который прочитали на предыдущем уроке. Вы покажете, как внимательно вы читаете текст  и замечаете любые мелочи, детали, которые помогают в раскрытии характера главного героя. В конце урока подвёдём итог. Вам предлагаются  3 варианта  заданий  -  вы вправе  выбрать любой. Желаю вам успехов.

II






III













Самостоятельная работа с текстом

(задания разноуровневые)

     15 минут


Беседа по вопросам

  15  минут












 

1. Какие картины предстали

 перед вами, когда вы

прочитали рассказ

«Девочка на шаре»?

2. Над чем ужасно расхохотался

 Дениска во время первого

 посещения цирка?


3. Что понравилось мальчику,

 когда он пришёл в цирк

 со всем классом?

Чего он испугался ?

4. Папа спросил сына про

 цирк. Что ответил мальчик

на вопрос отца?

Найдите это место в тексте.



5. Что предложил папа

сыну по пути из цирка

домой? Зачем?

1. Что знали Дениска и его друзья о цирке до его посещения?


2. Какие звуки услышали дети в цирке? Какие запахи привлекли внимание  героя в цирке? Как об этом говорит автор?

3. Чем так поразила Дениску эквилибристка – девочка на шаре? Как об этом написано?


4.Как мальчик прожил следующие две недели? Какие слова, выражения использует автор, чтобы передать чувство ожидания мальчика?

5.Каким вы видите автора рассказа? Как он относится к своим героям?

1. С какими чувствами шёл герой в цирк, что хотел увидеть в первую очередь?


2. Какие своеобразные воспоминания остались у Дениски после цирка? Почему?


3. Почему Дениска после девочки уже ни на что не хотел смотреть? Как пишет об этом автор?

Чем его раздражал укротитель?

4. Почему , несмотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил просьбу Дениски уйти домой?



5. Почему же у папы было очень серьёзное и грустное лицо?

IV

Лексическая разминка с последующей проверкой: одно задание на всех

(Цель: проверка усвоения лексики, связанной с цирком)

  6 минут

По лексическому значению слова вспомните и запишите само слово. Эти слова использованы в рассказе «Девочка на шаре»

1. Большая круглая площадка посредине цирка,                                  арена

    где даётся представление.

2. Краткий перерыв между действиями спектакля,                             антракт

    циркового представления

3. Помещение в общественном здании для хранения верхней           гардероб

    одежды посетителей

4. Цирковой артист – комик                                                                   клоун

5. Цирковой артист, занимающийся подкидыванием и ловлей         жонглёр

    различных предметов

V

Рефлексия

 

  5 минут

-Итак, о чём же хотел рассказать автор в этом грустном и серьёзном рассказе?

 ( о взаимоотношениях отца и сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребёнка, о необходимости учиться понимать друг друга)

Творчество писателя и творчество читателя – это единый процесс, взаимно дополняющий одно другое. Как книге нужно творчество читателя, так и творчеству читателя нужна книга.  Вы согласны с этим, ребята?

Оценка собственных результатов.

VI

Домашнее задание

( на выбор)


   1 минута

1. Сделать рисунок к рассказу «Девочка на шаре»

2. Составить кроссворд к рассказу «Девочка на шаре»

3. Написать сочинение – размышление «Зачем В. Драгунский написал этот рассказ?

    Что хотел показать?

 

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...