Рабочая программа по литературе для НПО.
календарно-тематическое планирование по литературе по теме

Данная рабочая программа разработана для лицеев начального профессонального образования по новым требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

2012 год

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 110307 Мастер сельскохозяйственного производства, 110308 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, повар,кондитер.

Организация-разработчик: ФГУ «Федеральный институт развития образования»

Разработчики:

Ахатов Н.Ф., преподаватель ГАОУ НПО «Профессиональный лицей №96» Балтасинского района Республики Татарстан;

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________201__ г.

                                                  номер

1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                            Литература

1.1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО,

110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства;

110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;

Повар, кондитер.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

           опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

Биографии писателей и поэтов ;тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия; историко-литературные процессы и его основные закономерности

о русском языке как многофункциональной знаковой системе и  общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных    сферах общения; 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 292 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;

самостоятельной работы обучающегося 97 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

292

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

195

в том числе лаб. и практ.занятия

из них:

20

        Внеклассное чтение

6

        Развитие речи

8

        контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

97

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»


Содержание

Количество часов

Введение

1

Русская литература 1 половины 19 века

19


Русская литература 2 половины 19 века


60


Литература народов России.


1


Зарубежная литература


9

Введение

1

Русская литература начала 20 века.

18


Серебряный век русской поэзии


14


Русская литература 20 века.( 20-е-30-е годы)


29


Лирика периода ВОВ


1


Русская литература 2 пол. 20 века. ВОВ в прозе 50-80-ых годов.


12

Тема деревни в русской литературе 60-80-х годов.

10

Лирика 60-80-х годов

3

Авторская песня

2

Драматургия 70-80-х годов

3

Лагерная тема в русской литературе 60-80-х годов

6

Русская литература 90-х годов

1

Зарубежная литература 20 века

3

Обобщающий урок

3

Тема урока

Кол-во часов

Внеклассное чтение.

Уровень освоения

1

Введение

1

1

2

Русская литература 1пол. 19века 

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики.  

1

1

3

Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина

1

1

4-5

Философская лирика А.С.Пушкина

2

А.С.Пушкин «Телега жизни», «Храни меня мой талисман», «Поэт и толпа», «Пиковая дама»

2

6-11

«Борис Годунов» – энциклопедия русской жизни.

6

2

12-13

М.Ю.Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы поэзии. Философская лирика.

2

1

14

Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

1

2

15-19

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества.  «Петербургские повести». «Невский проспект»

5


1

20

Контрольная работа

1

3

21

Русская литература второй половины 19века. 

Введение.

1

2

22-27

А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества. «Гроза»

6

2

28-32

И.А.Гончаров. Очерк жизни и творчества. Роман «Обломов».

5

2

33-38

И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети»

6

«Дворянское гнездо»,

«Накануне», «Рудин».

1

39-40


Развитие речи. Сочинение по творчеству И.С.Тургенева.


2

3

41-44

Н.Г.Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Роман «Что делать?»

4

2

45

Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества.

1

1

46-47

Лирика Некрасова.

2

2

48-52

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

5

2

53

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Лирика.

1

2

54

А.А.Фет. Слово о поэте. Лирика.

1

1

55

А.К.Толстой. Слово о поэте. Лирика.

1

2

56-57

Н.С.Лесков. Очерк жизни и творчества. «Однодум».

2

2

58-60

М.Е.Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. «История одного города»

3

2

61-65

Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. «Преступление и наказание»

5

2

66

Л.Н.Толстой. Очерк жизни и творчества.

1

1

67-73

74-75

Л.Н.Толстой «Война и мир»


Развитие речи. Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

7


2

2

3

76

А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества. «Студент», «Ионыч».

1

2

77-80

А.П.Чехов.  «Вишневый сад»


4


«Три сестры»

«Дядя Ваня»

3

81

Контрольная работа

1

3

82

Мировое значение русской литературы 19века. Литература народов России. Сравнительный анализ на примере произведений Г.Тукая.

1

1

83-85

Зарубежная литература

Сервантес. Дон Кихот.

3

2

86

Поэзия. Дж. Г. Байрон. Анализ стихотворениям.

1

1

87-88

В.Шекспир «Гамлет»


2

2


89


Э.Верхарн. анализ стихотворениям.

1

1

90-91

И.В.Гете. Очерк жизни и творчества. «Фауст»

2

2

92

Д.Байрон. Очерк жизни и творчества. «Корсар»

1

2

93

Оноре де Бальзак. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. «Евгения Гранде»

1

1


94


Поэзия. Г.Гейне.


1

2

95

Контрольная работа

1

3

96-97

Обобщающий урок по литературе 19 века.




2

2

98

Введение. Русская литература начала 20века

1

1

99

Проза начала 20века.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество.

1

2

100-101

И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «»Ворон», «Поздней ночью».  

2

2

102

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Судьба писателя.

1

1

103-104

А.И.Куприн. «»Олеся». Великая сила любви.

2

2

105-106

А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Тема социального неравенства в любви.

2

2

107-108

Л.Н.Андреев. Жизнь и творчество. «Ангелочек»,  «Предстояла  жара». Гуманистический пафос произведений.

2

2

109

М.Горький. Жизнь и творчество.

1

1

110

М.Горький «Старуха Изергиль» Воспевание подвига во имя счастья людей.

1

2

111-112

М.Горький «На дне». Трагизм судеб людей «дна».

2

2

113

М.Горький «Несвоевременные мысли» Нравственное осмысление революции.

1

2

114

Серебряный век русской поэзии. 

В.Я.Брюсов Жизнь и творчество. «Грядущие гунны», «Мне грустно оттого, что мы с тобой не двое…». Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений.

1

1

115

Н.С.Гумилев. Жизнь и творчество. «Жираф», «Заблудившийся трамвай». Романтический герой лирики , яркость, праздничность восприятия мира.

1

2

116

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. «Петербургские строфы», «За гремучую доблесть грядущих веков…».

1

2

117-118

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Лирика. «Вхожу я в темные храмы…», и др. Трагическое восприятие страшного мира.

2

1

119

А.А.Блок. «Двенадцать» - поэма о революции.

1

2

120-122

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество.  Лирика. «Смятение», «Песня последней встречи» и др. Тема поэта и поэзии, родины и гражданского мужества. «Реквием». Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме.  

3

1

123-124

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Лирика. «Молитва», «Бабушке» и др. Основные мотивы лирики. Своеобразие поэтического стиля.

2

2

125



Конкурс на лучшее чтение стихов «Поэзия серебряного века». Письменный анализ стихов серебр века

1



3

126

Контрольная работа

1

3

127-129

Русская лит-ра 20века (20-30ые гг.)

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Лирика. «Песнь о собаке», «Письмо матери» и др. Чувство любви к родине и природе родного края.

3

Поэма «Анна Снегина»

2

130-132

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Лирика. «Нате!», «Скрипка и немножко неровно» и др. Мотивы трагического одиночества  в дореволюционной лирике. Поэма «Облако в штанах».

3

2

133-134

А.А.Фадеев. Жизнь и творчество. «Разгром». Тема интеллигенции и революции в романе, ее одностороннее освещение.

2

2

135

И.Э.Бабель. Жизнь и творчество. «Соль», «Письмо». Трагедия расколотого гражданской войной народа.

1

2

136-137

А.П.Платонов. Жизнь и творчество. «Усомнившийся Макар». Размышления героя о смысле  жизни.

2

2

138

Е.И.Замятин. Жизнь и творчество. «Пещера». Сатирически-гротескное изображение Петербурга в годы «военного коммунизма»

1

2

139-142

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. «Белая гвардия» События гражданской войны в романе.

4

2

143

М.М.Зощенко. Трагическая судьба писателя. «Аристократка». Обличение пошлости, бескультурья, грубости, хамства.

1

Илья Ильф и Евгений Петров «»Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

2

144-149

М.А.Шолохов. Биография писателя. Роман-эпопея «Тихий Дон». Революция и гражданская война в изображении писателя.

6



«Донские рассказы»

2

150-151

Развитие речи. Сочинение по литературе 20 века.

2

3

152

Лирика периода ВОВ.

К.М.Симонов «Далекому другу»

М.В.Исаковский «Враги сожгли родную хату…»

Я.В.Смеляков «Милые красавицы России»

О.Ф.Берггольц «Второе письмо на Каму»

М.Дудин «Соловьи» и др.

1

2

153-154

Русская литература 2пол 20века.

ВОВ в прозе 50-80-ых гг.

К.Д.Воробьев. Жизнь и творчество.  «Убиты под Москвой». Жизненная достоверность в изображении военных событий.

2

2

155-157

В.Л.Кондратьев. Жизнь и творчество. «Сашка» - повесть о войне рядового пехотинца.

3

2

158

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины..», «Слово о словах». Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь.

1

1

159

Поэма «За далью даль». Философское и трагическое осмысление событий прошлого.

1

2

160

Поэма «По праву памяти» как поэма-исповедь.

1

2

161-162

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. «Метель», «Баллада». Роман «Доктор Живаго»(обзор).Философская насыщенность лирики.

2

1

163-164

Тема деревни в русской литературе 60-80-хгг.

Ф.А.Абрамов. Биография писателя. «Две зимы и три лета». Судьба северной русской деревни.

2

1

165-166

В.П.Астафьев. Биография писателя. «Царь-рыба». Философский смысл изображения природы.

2

2

167-169

В.Г.Распутин. Биография писателя. «Прощание с Матерой». Проблема гражданской ответственности.

3

1

170

В.М.Шукшин. Биография писателя. «Ванька Тепляшин» Своеобразие прозы Шукшина.

1

2

171

Лирика 60-80-х гг.

Н.М.Рубцов. Биография поэта. Лирика. «Журавли», «Душа хранит», «Посвящение другу», «Во время грозы»

1

2

172

Е.А.Евтушенко. Биография поэта. Лирика. «Свадьбы», «Со мною вот что происходит», «Идут белые снеги»

1

1

173

А.А.Вознесенский. Биография поэта. Лирика. «Гойя», «Тишины», «Сага»

1

2

174

Авторская песня

Б.Ш.Окуджава. Биография поэта. «Полночный троллейбус», «Тьмою все здесь занавешено…», «Дорожная песня»

1

2

175

В.С.Высоцкий. Биография поэта. «Песня о звездах», «Здесь лапы у елей дрожат на весу…», «Конец охоты на волков» или, Охота с вертолетов»

1

2

176-178

Драматургия 70-80-х гг.

А.В.Вампилов. Биография драматурга. Драма «Утиная охота» Тема провинциального быта в драме.

3

2

179-181

Лагерная тема в русской литературе 60-80-х гг.

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Судьба писателя и его произведений. «Один день Ивана Денисовича» Биографические мотивы в рассказе. Обзор романа «Архипелаг ГУлаг».

3

2

182-183

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы»: «Ожерелье княгини Гагариной», «Сентенция»

2

2

184

Ю.В.Трифонов. Биография писателя. Повесть «Обмен». Столкновение духовных и материальных ценностей.

1

2

185

Контрольная работа

1

3

186

Русская литература 90-х гг.

И.А.Бродский. Биография поэта. Лирика. «Пророчество», «И при слове «грядущее из русского языка…», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»

1

1

187


Зарубежная литература 20века.

Эрих Мария Ремарк. Биография писателя. «На Западном фронте без перемен». Растерянность героя перед лицом жестокой судьбы.


1

1

188

Эрнест Хэмингуэй. Биография писателя. «Прощай, оружие». Роль писателя в литературе 20века.

1

1

189



Антуан де Сент-Экзюпери. Биография писателя. «Маленький принц». Смысл путешествия Маленького принца по планете.

1



2

190-191

Развитие речи. Сочинение по зарубежной литературе 20 века.

2

3

192

Контрольная работа

1

3

193-195

Обобщающий урок

3

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Темы самостоятельных работ обучающихся: 1. Исследовательская работа на тему «Русская литература 19 века» (20 часов)

2. Исследовательская работа на тему « Зарубежная литература 19 века» (20 часов)

3. Исследовательская работа на тему «Русская литература 20 века» (20 часов)

4.Исследовательская работа на тему « Зарубежная литература 20 века» (20 часов)

5. Реферат на тему « Литература периода Великой Отечественной войны»( 10 часов)

6. Реферат на тему « Писатели серебряного века» (7 часов)

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX— XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

• соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

• самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

• создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Список литературы.

  1. Государственный стандарт основного общего образования;
  2. Русская литература: Программа для 5 – 11 классов татарской средней общеобразовательной школы: Базовый уровень / Под редакцией М. Г. Ахметзянова. – Казань: Магариф, 2009. – 142 с.;
  3. Русская литература: Учебник-хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы: В двух частях. Под редакцией М. Г. Ахметзянова. - Казань: Магариф, 2009.
  4. Литература в школе (от  А до  Я) 5-11кл        В.В.Агеносов и др.        Дрофа        2007;
  5. Русские писатели 19в (биографии)        А.Н.Архангельский и др.        Дрофа        2007;
  6. Русская литература 19века        Э.Л.Безносов и др.        Дрофа        2007;
  7. Русские писатели  20века (биографии)        В.В.Агеносов и др.        Дрофа        2007;
  8. Большой справочник по литературе        Э.Л.Безносов        Дрофа        2007;
  9. Зарубежные писатели  1т  А-Л        Н.П.Михальская        Дрофа        2007;
  10. Зарубежные писатели 2т   М-Я        Н.П.Михальская        Дрофа        2007;
  11. Контрольные и проверочные работы по литературе  5-9кл        Е.Л.Демиденко        Дрофа        2007;
  12. Тесты к учебникам-хрестоматиям. Литература 5-9кл        Е.Ю.Липина        Дрофа        2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...