Проблема чтения художественных текстов
статья по литературе по теме

Выступление на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_chteniya_hudozhestvennyh_tekstov.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема чтения художественных текстов

ЗАЙЦЕВА Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы МОУ Гимназии №1

Выражаясь языком части С ЕГЭ, проблема актуальная. Об этом пишут, говорят, даже спорят. Недоумевают: почему не читают? Сетуют: мало читают. Возмущаются: не то читают. Все это вам знакомо. Парадокс наших дней:  книги есть, они доступны, их много, очень много – читателей (настоящих!) мало.

Понятно, что проблема чтения многогранна:

- читают ли вообще?

- если не читают, то почему?

- что читают?

- как читают?

- как понимают прочитанное?

Что делали ли мы в гимназии, чтобы дети читали, чтобы книга занимала в их жизни достойное место, чтобы чтение хороших книг было потребностью, а не навязанной необходимостью (хотя и навязывание приносит свои плоды – количество иногда действительно переходит в качество).

1. Учителя начальных классов стараются убедить родителей своих учеников в необходимости совместного домашнего чтения. Не просто рекомендуют книги для такого чтения, а проводят, можно сказать, показательные выступления: собирают родителей и детей, вместе читают, обсуждают… Понятно, что не все и не сразу принимают такую форму общения с детьми (ведь зачастую родителю самому ликбез необходим).

2. Пятиклассники в первую неделю сентября отвечают на вопросы своеобразной анкетой (это первое домашнее задание по литературе)
        Моя любимая книга…

        Любимая книга мамы…

                         папы…

                         бабушки…

                         старшего брата…

Количество пунктов определяется составом семьи. Дети, между прочим, с удовольствием звонят бабушкам, тетям, если те живут в других городах. И анализируя ответы, учитель понимает, с кем имеет дело, чего ждать и каков фронт работы. Одно дело, когда любимая книга папы «Трудно быть богом» А. и Б. Стругацких, а мамы – «Алые паруса» А. Грина, другое дело, когда папа любит детективы (ни названия, ни авторов не указывают), и совсем другое дело, когда «мама не читает, ей некогда».

3. Конкурс домашних библиотек. Это могут быть фотографии, рассказы, истории. Конечно, без участия родителей такой конкурс провести нельзя. Дети выясняют, какие книги стоят на полке, каков был критерий выбора, как какая книга попала в библиотеку, какая, например, самая старая, какая самая зачитанная. Ученик седьмого класса принес на урок книгу издания 1928 года (повести Л. Толстого), а потом – 1895 года издания (Достоевский).

4. Создание библиотеки в кабинете. Тексты обязательно должны быть на каждой парте! В младших классах выручают хрестоматии, а вот на уроках внеклассного чтения и уроках литературы в 9-11 классах помогает «кабинетная» библиотека.

Как читают? Как воспринимают прочитанное?

1. Самый простой способ – просмотр художественного фильма, спектакля, поставленного по прочитанному произведению, и обсуждение его. Изменен ли сюжет? Какие проблемы волнуют писателя, какие – режиссера? Совпадает ли образ, созданный актером, с образом, утвердившемся в сознании читателя? Интересно было, например, после прочтения «Гамлета» Шекспира посмотреть художественный фильм Козинцева со Смоктуновским, а потом спектакль МХТ с Трухиным, Хабенским, Пореченковым. После прочтения «Грозы» Островского – х/ф с Тарасовой в роли Катерины, а потом спектакль «Современника» с Хаматовой в этой роли.

2. Очень интересной формой работы оказалось составление натюрмортов, представляющих какого-либо литературного героя (после уроков МХК, естественно, посвященных особенностям натюрморта как жанра живописи).

Лорнет, портрет Байрона, флакон Духов, пистолет дуэльный, конверт (дети даже умудрялись соорудить облатки) – этот набор предметов характеризует Онегина.

Литературные натюрморты составляются группой учащихся. Проходит своеобразная защита натюрмортов. Объясняется, почему именно эти предметы выбраны для характеристики персонажа. Удачно составленные узнаются без комментариев авторов. Но и угадывание – что за персонаж представлен? – процесс очень интересный.

3. На внутреннем экзамене по литературе в 10 классе, обучающиеся анализируют (для гуманитарного класса этот экзамен обязательный) эпизод программного художественного произведения. Перечень эпизодов утверждается на методобъединении, представляется учащимся. Место эпизода в произведении, его содержание, связь с общей идеей, построение, анализ выразительных средств – это тоже позволяет понять, как ученик воспринимает прочитанное.

4. Работают в гимназии научно-исследовательские лаборатории. Проблемы исследуются в течение года, а в мае проходит конференция. Секция литературы представлена такими, например, исследованиям: «Дуэли в жизни и в творчестве Пушкина» 9 класс, «Образ Одинцовой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 10 класс, «Значение слова «тоска» в русском языке и произведениях русской литературы» 10 класс, «Анализ рассказа «Живые мощи» И. С. Тургенева» 7 класс.

5. Интересен опыт проведения уроков «Диалог с Достоевским». Художники студии «Благовест» под руководством Агафонова Сергея представили учащимся 10-11 классов свои картины – иллюстрации к роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Содержание картины, соотнесение с идеями романа, сами идеи Достоевского, образы его произведений, воплощенные на полотне, обсуждались на этих уроках.

6.  Проведение общественного смотра знаний. 5 класс. Конец 2 четверти. На уроке присутствуют родители учеников (это очень важно!). Каждый ученик получает листок с текстом сказки Ф.Кривина и вопросами по тексту. У каждого свой текст. Дается 5-7 минут на прочтение. Потом каждый ученик встает и читает текст сказки вслух. Оценивается и техника чтения, и выразительность. После этого ученик отвечает на вопросы. Ответ помогает выяснить, понял ли ученик смысл сказки. Они ведь у Ф.Кривина особые. Если у остальных учащихся другой ответ на вопрос, они вступаю в дискуссию. Например, к тексту сказки «Герои арифметики» предлагаются вопросы:

-Как автор относится к Единице и Нолю?

-Ноль и Единица – это числа или люди? Если люди, то какие?

Родители смотрят, слушают, анализируют и задумываются. А ещё делают выводы. И выводы эти правильные (хотя и не всегда утешительные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвостилистический анализ художественного текста в литературном развитии учащихся 6-го класса (от внимательного чтения к внимательному читателю).

Лингвостилистический анализ – это анализ, который через внимание к языковым особенностям художественного текста, рассмотрение ключевых слов и образов, выявление ав...

статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»

Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...

Статья "Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов"

Статья содержит практический материал по системно-деятельностному подходу в преподавании литературы....

Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...

Художественный текст. Проблемы понимания.

В помощь пишущему сочинение. Часть С....

Формирование навыка чтения художественного текста

 Формирование навыка чтения художественного произведения, воспитание чуткого к поэтическому слову читателя - важнейшая задача современной школы. Выполнение этой задачи значительно усложняе...

Смысловое чтение художественных текстов на английском языке

Развитие новой модели чтения на АЯ, отвечающей требованиям и критериям информационного общества....