Художественный текст. Проблемы понимания.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Лабурская Людмила Ивановна

В помощь пишущему сочинение. Часть С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyudmila_ivanovna.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

Художественный текст. Проблема понимания.

Урок развития речи в 9-м классе

«Что же сделать, чтобы милосердия согревало нашу жизнь?»

Лабурская Людмила Ивановна

89646869285

laburskaya65@mail.ru

МОУ СОШ №42

г. Мурманск


Актуализация темы.

Все мы родом из большой и замечательной страны. Нравственная сила русской нации – Добро. Доброе дело украшает человека. И христианский долг каждого – заботиться о страждущих, услышать голос слабых. Добро – внутренняя потребность быть нужным людям.

А что происходит сегодня?

Духовное состояние общества очень тревожно. Мы никак не выберемся из «сталинской шинели»… Перестали чувствовать боль другого человека, привыкли не обращать внимания на стариков. Комфорт и благополучие делают людей жадными и эгоистичными. А ведь еще Петр Яковлевич Чаадаев говорил: «Пока мы не услышим голос слабых, мы не увидим спасения…»

Что делать, чтобы человек не существовал одиноким?


I. Художественный текст. Проблема понимания.

Что значит «запоминается» - ясно: пересказал текст без потерь, значит, запомнил.

А что значит «понимается»? Это трудоемкая умственная работа. Технология восприятия будет другой, если не понять значения слов.

3 этапа.

I. Обучение слушанию. Настрой на восприятие прочитанного.

  • О чем пойдет речь?
  • Что мне предстоит узнать?
  • Что я уже знаю об этом?

II. «Диалог с текстом». Технология на основе дидактического усовершенствования, реконструирования материала.

  • коммуникативный опыт
  • установка на восприятие иных точек зрения
  • поиск опорных мотивов  выход на проблему
  • формирование своего опыта изучаемого материала
  • переработка информации, скрытой в тексте, приближение к авторскому замыслу

Однако мотивом, благодаря которому ученик захочет заговорить, должна быть точка удивления. Слово.

III. Целевое наблюдение, когда одновременно с отбором фактов, положений, деталей происходит группировка этого материала, т.е. распределение по каким-то общим признакам, позволяющим объединить его в отдельные группы.


Виды информации в тексте

  1. Фактуальная.

События, место и время действия составляют фабулу.

  1. Концептуальная.

Концепт (смысловое ядро), средоточие текста. В тексте может быть воплощена не одна главная мысль, а совокупность мыслей и взглядов автора, т.е. концептуальная информация.

Подтекстовая информация

порядок слов, текстообразующая роль глаголов

пейзаж, заглавие, интонация, деталь, символы

монтаж (порядок построения предложения, абзацев, отрезков текста)

скважины (смысловые проблемы)

II. Формирование новых знаний и коммуникативных умений.

«Открытие текста»

1) Почему автору так важно, чтобы героем стал именно этот человек?

2) Чьи портреты есть в тексте? (текст)

3) Как портрет старика помогает нам почувствовать отношение автора к своему герою?

Портрет старика – образная доминанта.

Одежда – знак социального статуса. Перед нами бедняк. Цветовой эпитет («серый»). Нищета «изувечила» внешность. Сравнение неслучайно. Человек отчаялся.

Неожиданные и очень точные средства передачи чувств и эмоций мы видим через эпитет.

Философская проблема.

Жизнь как тяжелый путь, полный испытаний, в конце которого ждет горькое одиночество

Образ дороги – сквозной образ. Им начинается повествование. Им же и заканчивается

«Исхудалые ноги», «ступали, словно чужие», «непокрытая голова», «искривленные пальцы».

Обобщенным является и образ времени. «Сухой», «седая пыль».

 

Глаголы несовершенного вида в повествовательном тексте часто используется в зачине для общей характеристики ситуации, в которой будет разворачиваться действие. «Шел», «шатался», «изнемогал»…

Открытие текста

(9 предложение) «Он вспоминал»… И жизнь, как сон, пронеслась перед ним. Воспоминания позволяют представить биографию героя.

  • Память (воспоминания героя) – внутреннее зрение героя. Поток сознания…
  • Сама судьба сделала так, чтобы Господь снизошел к нему. Оценил его жизненный подвиг и помог ему.

Рефлексия (лат. reflexio отражение) – 1) осознание человеком собственных мыслей и эмоционально-психоческих состояний; 2) размышление персонажа о самом себе.

Ситуация онтологическая – описание внутреннего состояния  персонажа во время его пребывания наедине с самим собой, когда в повествовании ставятся наиболее важные для автора (и персонажа) проблемы жизни и смерти, смысла жизни, бытия, Бога. Обязательным элементом онтологической ситуации является одиночество персонажа. В ней наиболее ярко проявляются авторские способности к «вы-мыслию».

5) Какие приемы использует автор, рисуя незнакомца?

  1. он дает портрет героя (предложения 17, 18)
  2. стремясь сделать читателей единомышленниками, прибегает к диалогу (предложения 19 – 24)

6) Вопросно-ответная форма.

Риторические вопросы и обращения.

Местоимения первого, второго лица.

Морфологические экспрессивные средства (частицы).

Инверсия (неровность, взволнованность речи).

Это какой вид информации? (Текстуальная)

7) Какая деталь подчеркивает благоговение старика перед незнакомцем, таящем в себе огромную силу? Аллюзия (литературный намек)

[17, 18] (портрет, «ровный голос») «Глаза не лучистые» (глаза).

Глаголы повелительного наклонения обозначают нереальные действия, которые на самом деле не происходят, но говорящий побуждает совершать их. Побуждение направлено на собеседника (2 л., ед. ч.)

2.2   Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

  1. Нужно унизиться до того, чтобы просить милостыню.
  2. Доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что ни добры.
  3. Человек роздал все свое богатство, но не жалеет об этом.
  4. Если бы не было на свете нищих, то не было бы у тебя случая показать свою добродетель.
  5. Добрый – благожелательный к людям

II. Добрый – благожелательный к людям.

  • Каково лексическое значение?

(прил. ед.ч., муж. рода), корень: добр, главная морфема.

Во владениях Лексики слово нередко имеет несколько значений. Слово добрый – 7.

1) Делающий добро другим

добрый человек

доброе сердце

2) Несущий добро, благо.

доброе известие

добрый совет

3) Дружески милый

наши добрые знакомые

4) Хороший, нравственный

добрые дела

5)Безукоризненный, честный

доброе имя

6) Безукоризненный, хороший

добрый молодец

он в добром здравии

7) Такой большой, не меньший, чем указывается числительным.

ждал добрых полчаса

Участливый, ласковый, внимательный, отзывчивый, чуткий, душевный, неравнодушный

(Словарь синонимов).

III. 1) Подберите к I значению слова «добрый человек» синоним  добродушный, добросердечный, гуманный (заимств. из французского)

(Словарь антонимов)

Гуманус (лат.)

Человек|о|любие

         2) Подберите синонимы (злой)

2.5  В каком пункте правильно указано значение слова добродетель (предложение 22)?

  1. личное имущество, вещи, пожитки.
  2. Скромное поведение, кротость, мягкость.
  3. Бескорыстность.
  4. Высокая нравственность, моральная чистота.

Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщающей характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности. (Словарь по этике под ред. И.С. Кона)

Человек все чего-то дожидается, а надо действовать.

Нам теперь нечего ждать…

Доброта – миссия, которую Господь дает каждому человеку…

Добро дерзновенно.

Владыка Сергий (Пражский)

Понятие «добродетель» подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродеять – делать добро)

Понимание содержания Д. исторически менялось в соответствие с социальными потребностями общества.

В Древней Греции представление о Д. было связано с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, и венчающей их Д. справедливости, что нашло выражение в учении Платона.

Уже Аристотель подчеркивал, что Д. приобретается человеком в процессе упражнения.

Христианская этика в эпоху средневековья выдвинула три оси Д. – веру, надежду и любовь. В них вкладывалось прежде всего религиозное содержание (вера в бога, надежда на его милость и любовь к богу). Всем этим Д. придавался аскетический характер.

(Аскетизм) отказа от мирских благ и земных радостей в пользу загробной жизни.

Теоретики эпох Возрождения и буржуазного Просвещения связывали это понятие с земными интересами и счастьем человека.

В социальном обществе Д. учитывает первостепенное значение, а часто даже приобретает иронический оттенок. (Принципы и нравственный идеал).

Текст (31, 34)

«Его осенила тихая радость»…

Учитель: Тихую радость, особое душевное состояние (осененность свыше) испытывает этот старый больной человек.

Состояние «осенности» связано с чувством томления, прощания с вещественным миром.

Слово «томление» имеет огромный смысл в христианстве и указывает на особое чувство человека: когда человек умирает, и душа его готовится расстаться с телом, она томится, находится в особом состоянии.

С одной стороны, это жалость от прощания с телесным миром, а с другой – страх перед миром, в который душа должна отойти.

Милосердие, сострадание, любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых); деятельное проявление М. – различного рода помощь, благотворительность.


Размышления из сочинений девятиклассников

Иногда кажется, что такие понятия, как добродетель, милосердие, любовь к ближнему современный мир не волнуют. Иногда слышишь: люди стали жестче, равнодушнее…

Что же делать? Может быть, попробовать измениться самим?

Милосердие, на мой взгляд, своего рода гармония человека с самим собой и с обществом в целом. В определенные моменты жизни у каждого человека происходит переоценка ценностей, и именно тогда человек полностью наполняется чувством, когда он хочет отдавать, а не принимать, делать добро, не прося и не ожидая ничего взамен. По-моему, это и есть истинное милосердие.

Панфилова Виктория, 9 класс

Милосердие… Это с чем люди рождаются?  Или оно приобретается со временем?

Милосердие – это сострадание. Не стоит искать в слове «милосердие» что-то высокое… А давно пора начать задумываться, пока тебе 15 лет, пока ты не стал полным ничтожеством и пока тебе не «наплевать» на близких, а потом и на весь окружающий мир…

Начни с себя! Ведь помогая другим, мы чувствуем, как сами вносим лучик света в свою душу.

Сильный человек – это добрый человек. Он бескорыстен, и ему не нужна такая «банальная вещь», как слава. Делиться с другими всем, что у тебя есть, – вот черта сильных людей.

Немногие из нас способны делиться. Нами правят жадность, скупость или просто не желание помочь другим.

Глушкова Мария, 9 класс


Лексика

Co значением личностного отношения

Эмоционально-оценочного значения

Специальная

Я вижу... (слышу, полагаю, думаю...)...

Одно из интересных, на мой взгляд,...

Можно заметить...

Как хочется...

Люблю перечитывать...

Не знаю лучше...

Хотелось бы думать…

Символ веры

Жизнеутверждение

Оптимизм

Проникновенный лиризм

Идейно-художественное значение

Композиция

Художественные

средства

Аргументы

Синтаксические конструкции

Эмоционально-оценочные

Аналитические

Когда я впервые внимательно прочел...

Неторопливо, раздумчиво, свободно и

естественно движется...

В каждой строке чувствуется...

Так постепенно писатель переходит к...

Первые строки...

Но уже в следующей строфе...

Что означают эти слова?

Нет, не случайно писатель...

 Своеобразие этих строк в том...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

«Развитие УУД при обучении восприятию и пониманию содержания публицистического или художественного текста»

Авторы: Агиевич Наталья Владимирова, Демакова Ольга Николаевна, Филатова Ливия Владимировна, Журавлёва Марина Валерьевна, Гаврилова Елена Анатольевна, Ползунова Татьяна Владиленовна Проектировани...

Проблема чтения художественных текстов

Выступление на конференции...

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....

Чтение: понимание смысла художественного текста

  Рассматривается процесс обучения смысловому чтению художественного текста. Предлагаются формы работы учителя, создающие условия для повышения  уровня понимания смысла.  ...