Помним тебя,жизнедательница Екатерина!
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

 

Подай, Фелица! Наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Г.Р. Державин
Учитель:
           Сотни лет российскую государственность ковали великие правители от Ивана III до Александра III. Но особая роль принадлежит двоим Петру I, который начал строить Российскую империю, и Екатерине II, ставшей главным продолжателем его дела.
Первый ведущий:
                    Полное имя императрицы Екатерины II до её приезда в Россию и принятия православия было София – Фредерика – Августа – Ангальт – Цербстская. Она была принцессой и происходила из старейших, но небогатых германских родов – герцогского по отцу и княжеского по матери. Ещё в детстве, если, конечно верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого – то странствующего монаха предсказание, что - в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина».
Второй ведущий:
                В самой России Екатерину  считали самой русской императрицей и с любовью называли  «немецкая мать русского Отечества». Как утверждал остроумный П.А. Вяземский, русский Петр I хотел сделать нас немцами, а немка Екатерина II – русскими. Она и сама в это верила, стараясь как можно реже вспоминать о своих немецких корнях.
              Именно в России её удостоили официального титула Великой, а в Европе называли «Семирамидой Севера», сравнивая с не менее великой ассирийской царицей, создавшей одно из семи чудес света – знаменитые висячие сады в Вавилоне.
Третий ведущий:
            Екатерина II была прекрасным знатоком людей. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умело внимательно выслушать каждого. За все время царствования Екатерины II практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №14

Поселка Советский

Тимашевский район Краснодарский край

Классный час

«Помним тебя, жизнедательница Екатерина!»

Круглый стол

Выполнила

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №14

Тимашевский района

Краснодарского края

Гребенюк Татьяна Васильевна

Подай, Фелица! Наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Г.Р. Державин

Учитель:

           Сотни лет российскую государственность ковали великие правители от Ивана III до Александра III. Но особая роль принадлежит двоим Петру I, который начал строить Российскую империю, и Екатерине II, ставшей главным продолжателем его дела.

Первый ведущий:

                    Полное имя императрицы Екатерины II до её приезда в Россию и принятия православия было София – Фредерика – Августа – Ангальт – Цербстская. Она была принцессой и происходила из старейших, но небогатых германских родов – герцогского по отцу и княжеского по матери. Ещё в детстве, если, конечно верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого – то странствующего монаха предсказание, что - в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина».

Второй ведущий:

                В самой России Екатерину  считали самой русской императрицей и с любовью называли  «немецкая мать русского Отечества». Как утверждал остроумный П.А. Вяземский, русский Петр I хотел сделать нас немцами, а немка Екатерина II – русскими. Она и сама в это верила, стараясь как можно реже вспоминать о своих немецких корнях.

              Именно в России её удостоили официального титула Великой, а в Европе называли «Семирамидой Севера», сравнивая с не менее великой ассирийской царицей, создавшей одно из семи чудес света – знаменитые висячие сады в Вавилоне.

Третий ведущий:

            Екатерина II была прекрасным знатоком людей. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умело внимательно выслушать каждого. За все время царствования Екатерины II практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление о екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства.

Первый ведущий:

           Одно из замечательных произведений Г.Р. Державина – ода «Фелица». Стихотворение посвящено Екатерине II. Изображение Фелицы – Екатерины ещё во многом условно, традиционно и напоминает парадный портрет в духе классицизма, созданный живописцем Д. Левицким. Поэт стремился увидеть в своей героине не только «богоподобную царевну», но и живого человека:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом

                  Добродетельную Филицу Державин противопоставил мурзам – изнеженным вельможам.

Учитель:

                Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную на идеях просвещения, учитывавшую особенности исторического развития страны. Что приобрела Россия за тридцать четыре года, которые назвали целой эпохой?

              Российская императрица достигла такого влияния и могущества, что без её дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела.

             За три десятилетия Россия одержала около ста крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного поражения. При Екатерине боевые действия никогда не велись на территории самой России.                  

            Императрица ни разу не объявляла войну первой -  всегда только отвечала на агрессию. Но отвечала так, чтобы впредь неповадно было!

Четвертый ведущий:

             Все её войны с Турцией, главным тогда соперником России, окончились блестящими победами. Даже прусский король Фридрих II , которого нельзя не упрекнуть в любви к России, так как он не раз был бит русской армией, признавал: «Средиземное море, покрытое русскими кораблями, и Константинополь, трепещущий при виде русского флота, будут вечными памятниками величия вашей славы и блеска вашего царствования».

Учитель:

                   Итоги царствования Екатерины II поражают даже сегодня. За три десятилетия – сто сорок четыре города! Государственная казна «потяжелела» в четыре раза. Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт.

                 Был создан героический Черноморский Флот, легендарный Севастополь, «гордость русских моряков, и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе».

                  В отличие от многих наших правителей – воинов Екатерина управляла огромной страной с умом и пользой. Не зря великие Суворов, Державин, Ломоносов душевно обращались к ней «государыня-матушка».

                Екатерина положила начало заботе государства о сиротах, инвалидах, стариках. Впервые создала органы попечительства, бесплатные народные училища и сиротские дома. Доступ в школы впервые получили беднейшие слои населения. Екатерина II поставила знак равенства между обучением и воспитанием. Сама императрица говорила: «Корень всему злу и добру - воспитание».

Пятый ведущий.

               Екатерина не просто полюбила новую родину, от души приняла православие и выучила русский язык. Свой искренний патриотизм она доказывала каждый день. Она любила носить русские сарафаны и кокошники, собирала и пела народные песни. Удивительно, что даже самую русскую традицию пить чай с мёдом у самовара ввела Екатерина II.

Второй ведущий:

             Наше Отечество впервые приросло плодородными южными землями. Так страна приобрела главную житницу.

Сценка «Казачья делегация на приёме у императрицы»

             Казачья делегация прибыла в Санкт – Петербург и первого апреля 1792 года попала на приём к императрице. Прошение войска уже было составлено. В одном из залов велено было ждать. Перед выходом императрицы казаки стали на колени. В окружении свиты вошла Екатерина. Наружность её была привлекательна и величественна.

Первый ведущий:

              На приёме Черноморцы сумели расположить к себе Екатерину, и через некоторое время решение об их переселении на кубанские земли было принято окончательно. 30 июня 1792 года Екатерина особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем. Казакам был подарен «остров Фанагория со всей землею, лежащею на правой стороне Кубани от устья Ея к Усть – Лабинскому редуту,

            Так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли».

Третий ведущий:

             25 августа 1792 года несколько тысяч казаков под руководством войскового атамана Захария Чепеги «пеши поспешали на Кубань» и зазимовали на Ейской косе Азовского моря. А весной 1793 года двинулись занимать границу по реке Кубани.

             Атаман Захарий Чепега облюбовал со старшинами место под столицу войска и с весны 1973 года начали строить крепость, а затем город Краснодар:

Там где выгнула русло река,

Как подкову,

У глинистой  кручи,

Свиток царский был предком раскручен

И прочитан под гул тростника,

-Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

 И пшеницу сажать,

И растить казаков.

Пятый ведущий:

              Мудрый дипломат Антон Головатый ездил в Царское Село благодарить императрицу за оказанную черноморцам милость. Во время прощального приёма Головатый сказал, обращаясь к императрице: «Мы к тебе прибегли, к тебе, монархине правоверной. Ты нас приняла, яко матерь. Тамань, дар твоего благоволения о нас, будет вечным, для обитающих в нем залогом милостей твоих. Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним безопасность пределов»:

Поставлен был первый курень

И казак задымил под котлом

И пропах сей торжественный день

Духовитой ухой – чебаком…

Так был город родной утверждён,

Степь дышала угаром травы.

Не носить молодцу головы –

Он, отважный, для славы рождён!

Охранять рубежи казаку

И стоять день и ночь на чеку.

Четвертый ведущий:

            Так начал жить и развиваться войсковой град Екатеринодар в обширном регионе на юге России, так началось экономическое освоение присоединённых территорий. Необозримы пастбища, речки, лиманы, озёра с дичью, степи, лесные богатства располагали к занятию скотоводством, охотой, землепашеством. Но все это надо было засеять освоить, обжить.

           Новые поселенцы впервые годы их жизни на Кубани достаточно остро нуждались в хлебе и промышленных товарах. Эта необходимость быстро привела к созданию ярмарочного торга, и Екатеринодар становится центром оживленного товарного обмена.

Первый ведущий:

            Да много прекрасных дел на счету у моих предков! Ушли навсегда кубанские первопроходцы, народились их наследники…

          И спустя семь десятилетий, вдруг появились на улицах городов и станиц края люди в черкесках. И снова звучат дорогие сердцу казака слова: «Слава героям, слава Кубани!»

         Воистину, казачьему роду нет переводу!

Второй ведущий.

        Кубанцы благодарны Екатерине II за дарованные земли. 8 сентября 2006 года при огромном стечении народа в Краснодаре состоялось торжественная церемония открытия восстановленного памятника императрице Екатерине II. У подножия памятника стоит князь Потёмкин, судья Головатый, писарь Белый, кошевой атаман Чепега, присел кобзарь с кобзой… Бывать здесь не только интересно, но и познавательно – можно прочитать грамоту, в которой императрица жалует казакам земли, более подробно рассмотреть весь памятник – ансамбль, выполненный краснодарскими скульпторами. Более двух часов продолжались торжества. Прибывшие из всех уголков Кубани казаки оказали Екатерине воинские почести, пройдя строем мимо памятника. Поклонились своей покровительнице молодожены и все невесты были Екатеринами. Мелькали в руках гостей фотоаппараты, каждому хотелось запечатлеть себя рядом с женщиной, подарившей нам однажды Кубань…

Учитель:

               Сколько известных исторических событий произошло в России и на кубанской земле! Сколько было тревожных и радостных дней. Сколько людских судеб, выдающихся и обычных, героев, победителей… Все они обустраивали благодатный кубанский край. И сегодня Время неустанно продолжает творить историю…

              А казаки так и остаются опорой стабильности и мира на Кубани.

Наш милый край, Кубань родная,

Отчизна вольных казаков,

Прими поклон ты дорогая

От нас…

Литература:

  1. Родная Кубань. Страницы истории. Краснодар, «Перспективы образования» 2004 год.
  2. Зовет меня Кубань. Краевое издательство «Северный Кавказ», 2007 год.
  3. История для детей. Москва, «Издательство «Монолог», 2000 год.
  4. Литература Кубани. Хрестоматия для учащихся средних школ. Краснодар, 1965 год.
  5. Газета «Знамя труда»14 сентября 2006 года
  6. Газета «Краевые новости», Статья «Имя России - Екатерина Великая». 2009 год

Цель:

1. Показать роль личности Екатерины II в истории Краснодарского края и России.

2. Прививать любовь к малой Родине, сопричастность к Отечественной истории.

3. Воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм.

Задачи:

  1. Формировать позитивное общественное мнение о роли личности Екатерины Великой в истории России и Кубани.
  2. Показать самобытность и уникальность краевого центра – Краснодара – Екатеринодара.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

«Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне» (История России, 7 класс)

Методическая разработка урока "Внутренняя политика Екатерины II после Пугачевщины. Екатерина II в Коломне". (История России, 7 класс)Знакомит учащихся с основными направлениями внутренней политики Ека...

Презентация Помните! Через века, через года – помните!

Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Презентация "Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай..."

В презентации представлены фотографии Махунова Семена Петровича, отца мужа, дедушки моих сыновей, которого они не видели, но подвиг которого восстанавуливают по крупицам. Вся семья была потрясена архи...

Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Моим внукам посвящается.Я хочу вам, мои внуки Руслан и Юля, рассказать о человеке, с которым мне в жизни не довелось встретиться. Это мой дед Гамов Федор Федорович. Добровольцем он ушел в далеком 42 н...