Письмо Петрарке" урок внеклассного чтения по Ю.Яковлеву
методическая разработка по литературе по теме

Урок внеклассного чтения по рассказу Ю Яковлева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_petrarke.docx48.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Ю.Яковлева «Письмо Петрарке».

Цели урока.

Образовательные.  Учить внимательному, глубокому чтению, умению вникать в психологический подтекст прочитанного.

Развивающая.  Прививать интерес к мировой литературе и истории.

Воспитательная.  Воспитывать любовь к книге, уважение к женщине, рыцарственность.

Оборудование.  Портрет Юрия Яковлева, выставка книг писателя, кадры из фильмов по его рассказам. Карта Италии и Франции, фото Авиньона, Флоренции, портрет Петрарки, стенд «Женщины эпохи Возрождения».  Карточки по теме «Великие книги». Аудиозаписи  «Аве, Мария» Шуберта и ария Нормы из оперы Беллини в исполнении Марии Каллас.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

3. Работа по рассказу Ю. Яковлева «Письмо к Петрарке».

4. Беседа по тексту.

5. Итоги урока.

Ход урока

!. На прошлом уроке мы говорили о словах, обозначающих  профессии людей, познакомились с конструкциями, выражающими уточнение сказанного. Впереди у вас экзамены и выбор жизненного пути. Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в этом.

2. Расскажите, какую профессию вы выбрали для дальнейшей учебы. Почему? Используйте конструкциями, выражающими уточнение.

Словарный диктант с лексическим и грамматическим заданием. Запишите слово по его толкованию, выделите суффиксы, которые образуют название профессии, специальности, должности.

Кто водит трактор? Кто играет на пианино? Кто водит поезд? Кто занимается экономической наукой? Кто переводит с иностранных языков? Кто управляет самолетом?  Писатель, работающий в журнале. Художник, иллюстрирующий книги. Кто исправляет ошибки в тексте, корректирует? Руководитель редакции журнала. Кто исполняет музыку? Человек, обучающий детей.

Назовите самые употребительные суффиксы, обозначающие профессии. Найдите еще слова сна –тель.(Читатель. Зритель. Водитель.) Попробуйте изменить род существительных. (Пианист – пианистка) Какие слова не изменяются?  Почему? (Мужская профессия или равноправие полов)

3.  Беседа о профессии писателя.  На уроках литературного чтения мы постоянно говорим о профессии писателя. Что должен знать и уметь автор книг? Определите его профессиональные способности. Используйте конструкции долженствования т уточнения по образцу.

Писатель должен знать психологию людей, то есть быть психологом. (Должен знать язык и литературу, то есть быть филологом. Если пишет о заводе, должен знать технику, то есть быть инженером …).

   

 Краткий рассказ  о писателе Юрии Яковлеве.   Он родился в 1922 году в Петрограде, прошел всю войну, был зенитчиком. А в это время в блокадном Ленинграде умерла мама. Еще в школе написал первые стихи. После войны учился в Литературном институте, сотрудничал во многих газетах и журналах. Написал рассказы «Рыцать Вася», «А Воробьев стекло не выбивал», «Умка», «Забор с голубыми глазами», повести «Тайна Фенимора»,  Станция Мальчики». Умер в 1995 году.

Посмотрите на список произведений. Какие из них стали кинофильмами, мультфильмами? («Девочка, хочешь сниматься в кино?», «Зимородок», «Мальчик с коньками», «Капитан Джек», «Колыбельная для  мужчин», «Умка», «Три веселые смены»)

                                          

Один из самых интересных рассказов, с которым вы ознакомились немного дома, «Письмо Петрарке». Знакомо ли вам это имя из курса истории? Чтобы писать о Петрарке, нужно хорошо знать историю и литературу. Чтобы читать и понимать – тоже! Проверим, кто из вас был бы достоин писать великому Петрарке. Работа с иллюстрациями.

1). Чей памятник украшает Мадрид?

2). Великий артист Аброр Хидоятов умер на сцене театра, исполняя роль Отелло в трагедии  

3). Из какой книги фразеологизмы «троянский конь, ахиллесова пята»?

4). Кто автор книги о приключениях врача по фамилии Гулливер?

5). Кто автор любимой сказки и Золушке?

6). Мультфильм о Маугли создан по книге …

Согласна, многим знакома зарубежная литература. Но нас ждет письмо Петрарке. Кто он, где и когда жил?

Чтение первой части рассказа учениками.

Когда жил Петрарка? Это для Яковлева 600 лет, а для вас все 700, ведь родился поэт возле  Флоренции в 1304 году. Найдите этот город. Позже семья переехала в Авиньон, где была резиденция Папы Римского. Учился Петрарка в знаменитом Болонском университете (найти на карте). Больше всего ценил независимость. Не хотел стать личным секретарем Папы. Умер поэт в 1374 году  в Падуе, склонившись над рукописью.  6 апреля 1327 года Петрарка увидел Лауру. Ей было 20 лет, она уже 2 года замужем. Всего у Лауры было 11 детей, умерла он от чумы в 1348 году. Петрарка писал стихи для нее всю жизнь. Вот такой бывает поэзия. Есть ли похожие истории в узбекской литературе?

А теперь внимание на стенд с фотографиями Флоренции. Представьте себя в Италии. Уйдем от солнечных улиц в тишину собора, где совершилось чудо.

Похожа ли наша школа на эти иллюстрации? Может ли чудо совершиться здесь? Чудеса совершаются в душах людей, а не в домах. Хотя и к школе можно относиться, как к храму, и беречь мебель! Закроем глаза, входим  в храм  своей души.

Звучит аудио запись «Аве, Мария» Шуберта в исполнении Марии Каллас.

4. Чтение второй части учителем (отрывки).

Работа над портретом. Как описана героиня? Можно ли считать ее красавицей? Посмотрите на портреты современниц Петрарки. Чей образ вы отождествите с Лаурой? Почему? В ответе используйте конструкции причины. ( Отметить черты «таинственная, недоступная, далекая»)  

Чтение третьей части в сокращении.

Похожи ли девочки в вашем классе на Лауру? А на дочку математички? Что бы вы могли сделать для Лауры? Как вы относитесь к сверстницам?  Как вы понимаете слово «рыцарь»?

5. Итог урока. Выставление оценок.

Заключение. Женщина всегда была объектом поклонения, и не только в литературе. Перед вами Дева Мария, то есть Биби Марьям, а раньше на этой земле были Анахита и божество Умай. Даже сережки в ушах девочек или головной убор «кош-тили» напоминают нам о древнем культе женщины. Чтобы сохранить наш сегодняшний настрой подольше. Послушайте еще одну великую Марию, Марию Каллас. Она поет гимн богине «Каста Дива».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Анализ стихотворения И. Бродского "Письма римскому другу"

Тема достаточно сложна для подростков, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над формированием ценностного самоопределения школьников. Урок или уроки (2 часа) (в зависимости от под...

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Урок литературы в 10 классе ( внеклассное чтение) "Память сердца в письмах фронтовых лет"

Данный урок дает возможность познакомить детей с творчеством нашего пермского писателя А.М. Тумбасова. Пробудить интерес к истории Великой Отечественнй войны, дать почувствовать значение фронтовых пис...

Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева « Баваклава»

Друзья мои, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему,...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Технологическая карта "Быть Человеком!" (По рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»). Урок внеклассного чтения.

Знакомство с содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; формирование личностного отношения к поднятой проблеме....