Методическая разработка урока-игры "Литературный аукцион"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Рыбакова Ольга Михайловна

Урок итоговый,  использованы групповые и индивидуальные формы работы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_kazino.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

,Литературный аукцион

( 7 – 8 классы )

Особая валюта – «ум»

   Это казино, где каждый человек, кто честен, смел, может заработать «деньги», и не как-нибудь, а своим собственным умом. Только деньги особенные. Это банкноты достоинством в один «ум». Помните, как говорится : «Один ум хорошо, а два лучше». У каждого из вас по два «ума». Вы можете увеличить свое «умственное» состояние, а можете стать банкротом, потеряв его, т.е. все свои «умы». Можете поделиться своим состоянием с товарищем. В конце игры 5 «умов» обменять на «5» ; «4»  - за 4 «ума» и так далее. Ставку могут сделать не более пяти человек. Выигравший получает обратно ставку в 1 «ум» и еще один «ум», т.е. 2 «ума».

Подготовка

  1. Каждый участник получает 2 «ума» от казино (карточки)

    Посчитать, сколько это «5» на класс.

  1. 5 карточек с цифрами «1», «3», «3» всего 5 цветов

                                                             а)    б)     в)

               5 ручек и 3х5 листочков

               3. Подготовить 2 стола : на один – «умы», на другой – карточки для ответов.

               4.  2 помощника, которые следят за отвечающим, называют правильные ответы и отдают «умы». Если судили справедливо – получают 5 «умов» (2 уже было и по одному в каждый тайм)

              5. «Черный ящик», в него положить иглу, клубок, кольцо.

Начало игры

Я задаю вопрос и даю 3 варианта ответа. Вы должны выбрать ответ и отдать карточку с номером ответа ведущему (помощнику). Делаем ставки : отдаем 1 «ум», Не больше 5 человек. Риск – благородное дело. 

I тайм

Вопросы:

  1. Кто из русских классиков родился в 1814 году?

 (а) Пушкин, б) Лермонтов, в) Гоголь)

2. Знаете ли русские былины? С каким врагом сражался богатырь Илья Муромец?

(а) Чингис-хан, б) Змей Горыныч, в) Соловей-Разбойник)

3. А сейчас – старинная легенда, Удалого Садко полюбила водяная царица Волхва. Но однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась она от Садко и пошла прочь, а из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только Луна была свидетелем того, как ее чистые слезы превращались в цветы, унизанные жемчужинами. Что же это были за цветы? С тех пор их считают символом чистой и нежной любви.

(а) ландыши, б) гвоздики, в) колокольчики)

  1. Еще о «литературных» цветах. У.М.Булгакова есть прекрасный роман- «Мастер и Маргарита». По нему недавно был снят фильм- экранизация. Если вы еще не читали этот роман, м.б., вы смотрели экранизацию. Какие цветы были в руках у Маргариты при их первой встрече с Мастером?

    (а) великолепные алые розы;  б) отвратительные желтые цветы; в) белые царственные лилии)

Подарок от казино: кто сможет назвать (и прокомментировать) другие «литературные» цветы – получает 1 «ум».

     5. Приключения … Кто не мечтал побывать на месте литературного героя, у которого жизнь полна приключений?

В 1793 году в провинции Буэйнос-Айрес в Аргентине во время грозы прогремело 37 раскатов грома подряд и длилось это 55 минут без перерыва. Какой литературный герой вспоминает об этом факте?

(а) доктор Паганель (Ж. Верн «Дети капитана Гранта»); б) Билли Бонс (Р. Стивенсон «Остров сокровищ»); в) Том Сойер (М.Твенн «Приключения Тома Сойера»)

 

 6. Если мы заболели, то лечимся медицинскими препаратами, таблетками, инъекциями, микстурами, настоями трав и ягод. А в некоторых литературных произведениях предлагаются очень интересные чудодейственные средства лечения. Так, один из героев предлагал дохлую кошку как средство от бородавок. Кто этот герой?

(а) Карлсон (А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»); б) доктор Овсов (А.П.Чехов «Лошадиная фамилия») приказчик генерала Иван Евсеевич; в) Том Сойер (М.Твен «Приключения Тома Сойера»).

7. А теперь о загадочных именах

Кто из перечисленных писателей женщина?

(а) Оноре де Бальзак (фр.) ( «Отец Горио», «Шагреневая кожа»); б) Эрих Мария Ремарк (нем.) ( «Три товарища», «На западном фронте без перемен»); в) Жорж Санд (фр.) ( «Консуэло», «Графиня Рудельштадт»)

     (Аврора Дюпен)

8. Кого из поэтов характеризует высказывание В.Г.Белинского: « С него начинается наша литература, он был ее отцом!»

(а) А.С.Пушкин; б) Г.Р.Державин; в) М.В.Ломоносов)

9. По некоторым словам в тексте отгадайте произведение ( есть цитата в этом тексте)

   Летом ребята были на пасеке, слушали песни лесника, тешились особым строем народных песен, отведали меду, вспоминали златоглавую Москву, как заря алая над лесом подымается.

(а) Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»; б) М.Ю.Лермонтов « Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; в) М.М.Пришвин «Кладовая солнца»)

10. Каким размером написано стихотворение :

          Люблю тебя, Петра творенье,

          Люблю твой строгий, стройный вид.

          Невы державное теченье,

          Береговой ее гранит…?

      (а) дактиль,  б) хорей,  в) ямб)

II  тайм

« ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

  Ответы не предлагаются. Их пишет на листочке отвечающий.

 

  Показывается «черный ящик». В нем 3 предмета: игла, клубок, кольцо.

  ВНИМАНИЕ, «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»!

  1. В нем находится предмет, с помощью которого известный модельер Вячеслав Зайцев может изготовить удивительные вещи, но этот же предмет может уничтожить одного страшного персонажа русских       народных сказок! Укажите этот персонаж. (Игла, Кащея Бессмертного

«Царевна- лягушка»)       1 « ум»

     

  1. А теперь угадайте предмет, который указывал путь-дорожку не только Ивану-Царевичу, но и одному из лирических героев Древней Греции. Укажите этого героя-  1 « ум»  (Клубок, « Нить Ариадны», Тисей с Минотавром)

     3.  Третий предмет помог героине сказки( С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» ) добыть зимой подснежники, а Маше Троякуровой он не помог, когда с его помощью она хотела позвать на помощь Владимира Дубровского. Укажите сказку и автора.      1 «ум»   (Кольцо)

Ты катись, катись  колечко

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру,

К новогоднему костру!

(Падчерица)

III ТАЙМ  

«Кот в мешке»

ОБЪЯВЛЯЕТСЯ АУКЦИОН!  (ДЕЛАЕМ СТАВКИ!)

Стартовая цена 1 «ум». Кто даст больше?

Приглашаются не больше 5 человек, кто поставит больше 1 « ума», приз из мешочка получает тот, кто поставил больше всех.  Остальные- «умы». Ответы – на листочках.

  1. Обычно с первого взгляда обладателя этой вещи все принимают за отличника. Без нее не мог обходиться и А.П.Чехов.   (Очки)

2. Что в мешке?

                                       Сегодня ты о них мечтал.

                                       Их кто-то нынче потерял.

                                       Без них тебе не обойтись.

                                       Тогда плати и не скупись!

                                                  (5 «умов»)

     3. То, что лежит в последнем мешочке, по-моему, просто необходимо в творчестве, оно поддерживает на сочинении и его предлагают вам родители во время экзаменов для поддержания умственных сил. Это то, о чем с сожалением писал А.С.Пушкин в стихотворении « Я помню чудное мгновенье…», чего так не хватало поэту.

               

                      В глуши, во мраке заточенья,

                      Тянулись долго дни мои

                      Без божества, без ВДОХНОВЕНЬЯ,

                      Без слез, без жизни, без любви.

                                   ( Шоколад «Вдохновение»)

      К***                              Я помню чудное мгновенье:

                                             Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

  Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресло вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

 

Ответы

I тайм

Вопросы

  1. б) Лермонтов
  2. в) Соловей-разбойник
  3. а) Ландыши
  4. б) Отвратительные желтые цветы
  5. а) Доктор Паганель
  6. в) Том Сойер
  7. в) Жорж Санд
  8. в) М.В. Ломоносов

II тайм

«Таинственный ящик»

     1. Игла. Кащей Бессмертный. «Царевна-лягушка»

     2. Клубок. Тесей с Минотавром. «Нить Ариадны»

     3. Кольцо. Падчерица. «Двенадцать месяцев». С.М. Маршак

III тайм

«Кот в мешке»

  1. Очки
  2. «Умы»
  3. Вдохновение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Методическая разработка урок-аукцион "Типы гостиничных предприятий"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО, специальности 101101 Гостиничный сервис...

Методическая разработка: «Новогодний аукцион "Делаю добро!"»

Методическая разработка «Новогодний аукцион "Делаю добро!"» представлена комбинацией подготовительный творческих занятий (мастер-классов) по ДПИ в группах в течение учебного полугодия, для создания ун...

Методическая разработка учебного занятия Школы молодого педагога "Аукцион знаний"

Представлена методическая разработка учебного занятия в рамках Школы молодого педагога. На занятии молодые педагоги на практике знакомятся с одной из нетрадиционных форм проведения учебного занятия. ...

Методическая разработка урока по литературе "Литературный аукцион"

Методическая разработка урока по литературе "Литературный аукцион". Проводится на заключительных уроках по литературе.Цель: 1. Актуализация знаний учащихся по литературе для подготовки к ито...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра "Аукцион знаний"

Особенности и новизна представленной методической разработки заключаются: - в оригинальности формы проведения воспитательного мероприятия, позволяющей максимально реализовать принцип «воспитывая...