Методическая разработка учебного занятия Школы молодого педагога "Аукцион знаний"
методическая разработка
Представлена методическая разработка учебного занятия в рамках Школы молодого педагога. На занятии молодые педагоги на практике знакомятся с одной из нетрадиционных форм проведения учебного занятия. «Аукцион знаний» позволяет проверить и закрепить знания по пройденным темам «Типы учебных занятий», «Методы и приемы обучения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Голюшева А.Н.,
методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия Школы молодого педагога
«Аукцион знаний»
Занятие-аукцион – это одна из нетрадиционных форм контрольного занятия. Оно позволяет педагогу проверить теоретические и практические знания обучающихся, активизировать их творческий потенциал. Аукцион – это соревнование, игра, где каждый участник вовлечен в процесс. Чтобы победить, каждый должен учитывать не только собственные способности, но и возможности команды – это способствует сплочению коллектива, умению слушать и понимать других. Данная форма контрольного занятия развивает любознательность, повышает интерес к учению.
Аукцион – универсальная форма проверки знаний: может применяться на занятиях детей любого возраста, по разным учебным направлениям.
Представлена методическая разработка учебного занятия в рамках Школы молодого педагога. На занятии молодые педагоги на практике знакомятся с одной из нетрадиционных форм проведения учебного занятия. «Аукцион знаний» позволяет проверить и закрепить знания по пройденным темам «Типы учебных занятий», «Методы и приемы обучения».
Цель занятия: выявить уровень усвоения изученного материала с помощью одной из нетрадиционных форм занятий – аукцион.
Задачи:
Обучающие
- сформировать представление о нетрадиционной форме обобщения и контроля знаний обучающихся;
- проверить знания по пройденным темам «типы учебных занятий», «методы обучения».
Развивающие
- способствовать развитию познавательного интереса и мотивации к учению;
- способствовать развитию коммуникабельности;
Воспитательные
- способствовать воспитанию уважительного отношения между участниками и сплочению группы.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран; компьютерная презентация «Аукцион знаний»; валюта.
Описание формы занятия «Акцион»
Участники игры:
В аукционе участвуют команды по 5-6 человек. Ведущим является педагог.
Описание игры:
Ведущий представляет всех участников игры и объясняет правила. Команды представляются и приветствуют друг друга.
Ведущий продает вопросы за определенную сумму («валюта» – денежная единица игры, это могут быть жетоны, баллы, монеты или вымышленная игровая валюта). Вопросы (в дальнейшем лоты) могут быть закрытыми (сначала озвучивается вопрос, а затем идет торг) и открытыми (сначала идет торг, а после покупки лот озвучивается).
Каждому лоту присваивается определенная цена. Простые вопросы стоят мало, сложные вопросы стоят больше. Если команда, к примеру, сторговалась и купила вопрос за 6000 баллов, а первоначальная стоимость вопроса 2000 – то, если команда ответила на вопрос правильно, она получает разницу между первоначальной стоимостью лота и конечной, т.е. 4000, а если неправильно, команда выплачивает 6000.
Если же одна команда не смогла ответить на вопрос, а другая знает ответ, они могут договориться и продать друг другу вопрос за любую цену. Но та команда, которая не смогла ответить на вопрос и продала его другой команде, все же обязана выплатить стоимость вопроса.
В начале игры каждой команде выдается определенная сумма, например, 10000 баллов. В пределах этой суммы участники имеют право торговаться и покупать вопросы, если же они превысили свой лимит – они признают себя банкротами и выбывают из игры, либо просят разрешения взять кредит. В конце игры команда обязана выплатить свой кредит. Выигрывает та команда, которая за игру заработает больше всего баллов.
Лот № 1
Наука о методах.
Ответ: методология.
Лот № 2
Метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов.
Ответ: демонстрация
Лот № 3
Составная часть метода, разовое действие, отдельный шаг.
Ответ: прием
Лот № 4
Форма организации учебного процесса, предполагающая передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала.
Ответ: учебное занятие
Лот № 5
Заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.
Ответ: цель
Лот № 6
Метод устного изложения, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения.
Ответ: беседа
Лот № 7
Метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций.
Ответ: упражнение
Лот № 8
Перечислите типы учебных занятий.
Лот № 9
Расположите в порядке возрастания уровня самостоятельности учащихся следующие методы обучения:
a) частично-поисковый;
б) исследовательский;
в) проблемное изложение;
г) объяснительно-иллюстративный;
д) репродуктивный.
Лот № 10
Укажите приемы обучения, которые могут конкретизировать указанные методы обучения:
Методы обучения | Приемы обучения |
1) Рассказ | a) последовательное раскрытие причинно-следственных связей |
2) Объяснение | б) использование задач на применение знаний на практике в различных (возможно, усложняющихся) ситуациях |
3) Упражнение | в) организация учителем самостоятельного поиска учащихся |
4) Дискуссия | г) риторические вопросы преподавателя |
5) Частично-поисковый | д) направление учителем учащихся при поиске решения проблемы с помощью дополнительных вопросов |
6) Исследовательский | е) свободное обсуждение проблем |
Лот № 11
Урок химии на тему «Стекло и его производство» в 9-м классе. Учитель быстро опросил учеников и приступил к новой теме. На столах образцы стекла и тех материалов, из которых оно изготовляется. Рассматриваются образцы стекла, описываются их свойства. Учитель знакомит класс с составом стекла, характеризует области его применения.
— Посмотрите материалы, которые лежат перед вами, — говорит учитель. — Из них производится стекло. То стекло, которое вы видите на своих столах. Как же получается оно?
Учитель знакомит с исходными материалами, разъясняет сущность реакций получения стекла.
Предстоит демонстрация кинофильма. Учитель, обращаясь к классу, говорит:
— Когда будете смотреть фильм, постарайтесь выяснить такие вопросы: Из чего состоит стекло и каковы его свойства? Какова технология изготовления стекла?
После фильма девятиклассники безошибочно ответили на эти вопросы.
- Какими методами пользовался учитель при объяснении новой темы?
- Какую роль в ходе урока сыграл кинофильм?
- Как сочетается слово учителя с демонстрацией кинофильма?
Лот № 12
Урок рисования по впечатлениям и наблюдениям детей на тему «Мое лето».
Прежде чем разрешить рисовать, учитель проводит вступительную беседу. Он говорит, что лето было одно, но каждый провел его по-своему, и предлагает детям из всех событий вспомнить самое-самое интересное и изобразить на своих рисунках.
В классе оживление. Дети стараются детально восстановить в памяти то, что им понравилось. Они охотно рассказывают о своих впечатлениях. Учитель выслушивает их, уточняет, какая была в то время погода, какое время дня, в каком месте происходило действие, какие краски им запомнились.
По окончании урока учитель тщательно проверяет работы, подробно отмечает достоинства и недостатки в решении темы, в рисунке, в цвете, а затем анализирует их вместе с классом, дает оценку каждому рисунку.
- Дайте оценку такой организации урока рисования. Раскройте дидактическое значение вступительной беседы.
- О чем могут свидетельствовать рисунки детей?
- Какие выводы может сделать учитель на основании рисунков?
Лот № 13
На уроке ботаники изучается строение цветка. Ассистенты раздают живые цветки, после чего учитель приступает к объяснению новой темы. Он поднимает вверх один цветок и говорит:
- Снаружи цветок имеет чашечку, которая состоит из зеленых листочков — чашелистиков. Видите ее? - Видим! — хором отвечает класс.
- Дальше следует венчик. Он состоит из розовых лепестков. Вы видите их?
- Видим!
Иногда учащиеся, даже не глядя на цветок, отвечали «видим», «понимаем».
Так прошло объяснение нового материала.
Другой учитель изучение этой темы организовал по-иному.
Сначала он провел предварительную беседу о строении цветка, использовав в качестве наглядного пособия его модель. На модели учащиеся увидели пестик и тычинки, рассмотрели их строение, усвоили символические обозначения формулы цветка.
После этой беседы учитель раздал классу живые цветки и предложил:
а) найти в цветке тычинки и пестик, выделить их, зарисовать, в подписях обозначить их строение, подсчитать количество и цифры поставить в формулу цветка;
б) ознакомиться со строением околоцветника, установить, какими двумя органами он представлен, цифровые данные поместить в формулу.
- Как был использован раздаточный материал каждым учителем?
- Определите роль и значение раздаточного материала.
После завершения игры ведущий подводит итоги. Происходит обсуждение работы команд, анализ ответов на вопросы, достоинства и недостатки данной формы проведения занятия и рефлексия.
Список литературы
1. Андреев В.И. Творческие задания по педагогике для саморазвития студентов: учеб.-метод. пособие / В.И. Андреев, И.И. Голованова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 48 с.
2. Практикум по педагогике: учеб.-метод. пособие для студентов специальности 1-08 01 01«Профессиональное обучение» / авт.-сост. Е. Е. Каменкова, И. В. Полищук. – Минск: МГВРК, 2010. – 108 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-236732-1365221033.jpg)
методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”
Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-248042-1366829810.jpg)
Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»
Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-159458-1357161751.jpg)
Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)
Учебное занятие в курсе биологии для учащихся 7 класса по теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-301982-1415089410.jpg)
Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"
Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-552011-1434889683.jpg)
Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык
Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов Iкурса СПО (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба» направлена на за...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-552011-1434889683.jpg)
Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык
Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов Iкурса СПО (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба» направлена на за...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-552011-1434889683.jpg)
Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык
Методическая разработка урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов I курса СПО (УМК Кузовлев В.П.) направлена на комплексное применение знаний и способов...