Методическая разработка учебного занятия Школы молодого педагога "Аукцион знаний"
методическая разработка

Голюшева Анастасия Николаевна

Представлена методическая разработка учебного занятия в рамках Школы молодого педагога. На занятии молодые педагоги на практике знакомятся с одной из нетрадиционных форм проведения учебного занятия. «Аукцион знаний» позволяет проверить и закрепить знания по пройденным темам «Типы учебных занятий», «Методы и приемы обучения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голюшева А.Н.,

методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия Школы молодого педагога

«Аукцион знаний»

Занятие-аукцион – это одна из нетрадиционных форм контрольного занятия. Оно позволяет педагогу проверить теоретические и практические знания обучающихся, активизировать их творческий потенциал. Аукцион – это соревнование, игра, где каждый участник вовлечен в процесс. Чтобы победить, каждый должен учитывать не только собственные способности, но и возможности команды – это способствует сплочению коллектива, умению слушать и понимать других. Данная форма контрольного занятия развивает любознательность, повышает интерес к учению.

Аукцион – универсальная форма проверки знаний: может применяться на занятиях детей любого возраста, по разным учебным направлениям.

Представлена методическая разработка учебного занятия в рамках Школы молодого педагога. На занятии молодые педагоги на практике знакомятся с одной из нетрадиционных форм проведения учебного занятия. «Аукцион знаний» позволяет проверить и закрепить знания по пройденным темам «Типы учебных занятий», «Методы и приемы обучения».

Цель занятия: выявить уровень усвоения изученного материала с помощью одной из нетрадиционных форм занятий – аукцион.

Задачи:

Обучающие

- сформировать представление о нетрадиционной форме обобщения и контроля знаний обучающихся;

- проверить знания по пройденным темам «типы учебных занятий», «методы обучения».

Развивающие

- способствовать развитию познавательного интереса и мотивации к учению;

- способствовать развитию коммуникабельности;

Воспитательные

- способствовать воспитанию уважительного отношения между участниками и сплочению группы.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран; компьютерная презентация «Аукцион знаний»; валюта.

Описание формы занятия «Акцион»

Участники игры:

В аукционе участвуют команды по 5-6 человек. Ведущим является педагог.

Описание игры:

Ведущий представляет всех участников игры и объясняет правила. Команды представляются и приветствуют друг друга.

Ведущий продает вопросы за определенную сумму («валюта» – денежная единица игры, это могут быть жетоны, баллы, монеты или вымышленная игровая валюта). Вопросы (в дальнейшем лоты) могут быть закрытыми (сначала озвучивается вопрос, а затем идет торг) и открытыми (сначала идет торг, а после покупки лот озвучивается).

Каждому лоту присваивается определенная цена. Простые вопросы стоят мало, сложные вопросы стоят больше. Если команда, к примеру, сторговалась и купила вопрос за 6000 баллов, а первоначальная стоимость вопроса 2000 – то, если команда ответила на вопрос правильно, она получает разницу между первоначальной стоимостью лота и конечной, т.е. 4000, а если неправильно, команда выплачивает 6000.

Если же одна команда не смогла ответить на вопрос, а другая знает ответ, они могут договориться и продать друг другу вопрос за любую цену. Но та команда, которая не смогла ответить на вопрос и продала его другой команде, все же обязана выплатить стоимость вопроса.

В начале игры каждой команде выдается определенная сумма, например, 10000 баллов. В пределах этой суммы участники имеют право торговаться и покупать вопросы, если же они превысили свой лимит – они признают себя банкротами и выбывают из игры, либо просят разрешения взять кредит. В конце игры команда обязана выплатить свой кредит. Выигрывает та команда, которая за игру заработает больше всего баллов.

Лот № 1

Наука о методах.

Ответ: методология.

Лот № 2

Метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов.

Ответ: демонстрация

Лот № 3

Составная часть метода, разовое действие, отдельный шаг.

Ответ: прием

Лот № 4

Форма организации учебного процесса, предполагающая передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала.

Ответ: учебное занятие

Лот № 5

Заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.

Ответ: цель

Лот № 6

Метод устного изложения, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения.

Ответ: беседа

Лот № 7

Метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций.

Ответ: упражнение

Лот № 8

Перечислите типы учебных занятий.

Лот № 9

Расположите в порядке возрастания уровня самостоятельности учащихся следующие методы обучения:

a) частично-поисковый;

б) исследовательский;

в) проблемное изложение;

г) объяснительно-иллюстративный;

д) репродуктивный.

Лот № 10

Укажите приемы обучения, которые могут конкретизировать указанные методы обучения:

Методы обучения

Приемы обучения

1) Рассказ

a) последовательное раскрытие причинно-следственных связей

2) Объяснение

б) использование задач на применение знаний на практике в различных (возможно,

усложняющихся) ситуациях

3) Упражнение

в) организация учителем самостоятельного поиска учащихся

4) Дискуссия

г) риторические вопросы преподавателя

5) Частично-поисковый

д) направление учителем учащихся при поиске решения проблемы с помощью дополнительных вопросов

6) Исследовательский

е) свободное обсуждение проблем

Лот № 11

Урок химии на тему «Стекло и его производство» в 9-м классе. Учитель быстро опросил учеников и приступил к новой теме. На столах образцы стекла и тех материалов, из которых оно изготовляется. Рассматриваются образцы стекла, описываются их свойства. Учитель знакомит класс с составом стекла, характеризует области его применения.

— Посмотрите материалы, которые лежат перед вами, — говорит учитель. — Из них производится стекло. То стекло, которое вы видите на своих столах. Как же получается оно?

Учитель знакомит с исходными материалами, разъясняет сущность реакций получения стекла.

Предстоит демонстрация кинофильма. Учитель, обращаясь к классу,  говорит:

— Когда будете смотреть фильм, постарайтесь выяснить такие вопросы: Из чего состоит стекло и каковы его свойства? Какова технология изготовления стекла?

После фильма девятиклассники безошибочно ответили на эти вопросы.

  • Какими методами пользовался учитель при объяснении новой темы?
  • Какую роль в ходе урока сыграл кинофильм?
  • Как сочетается слово учителя с демонстрацией кинофильма?

Лот № 12

Урок рисования по впечатлениям и наблюдениям детей на тему  «Мое лето».

Прежде чем разрешить рисовать, учитель проводит вступительную беседу. Он говорит, что лето было одно, но каждый провел его по-своему, и предлагает детям из всех событий вспомнить самое-самое интересное и изобразить на своих рисунках.

В классе оживление. Дети стараются детально восстановить в памяти то, что им понравилось. Они охотно рассказывают о своих впечатлениях. Учитель выслушивает их, уточняет, какая была в то время погода, какое время дня, в каком месте происходило действие, какие краски им запомнились.

По окончании урока учитель тщательно проверяет работы, подробно отмечает достоинства и недостатки в решении темы, в рисунке, в цвете, а затем анализирует их вместе с классом, дает оценку каждому рисунку.

  • Дайте оценку такой организации урока рисования. Раскройте дидактическое значение вступительной беседы.
  • О чем могут свидетельствовать рисунки детей?
  • Какие выводы может сделать учитель на основании рисунков?

Лот № 13

На уроке ботаники изучается строение цветка. Ассистенты раздают живые цветки, после чего учитель приступает к объяснению новой темы. Он поднимает вверх один цветок и говорит:

  • Снаружи цветок имеет чашечку, которая состоит из зеленых листочков — чашелистиков. Видите ее? - Видим! — хором отвечает класс.
  • Дальше следует венчик. Он состоит из розовых лепестков. Вы видите их?
  • Видим!

Иногда учащиеся, даже не глядя на цветок, отвечали «видим»,  «понимаем».

Так прошло объяснение нового материала.

Другой учитель изучение этой темы организовал по-иному.

Сначала он провел предварительную беседу о строении цветка, использовав в качестве наглядного пособия его модель. На модели учащиеся увидели пестик и тычинки, рассмотрели их строение, усвоили символические обозначения формулы цветка.

После этой беседы учитель раздал классу живые цветки и предложил:

а)        найти в цветке тычинки и пестик, выделить их, зарисовать, в подписях обозначить их строение, подсчитать количество и цифры поставить в формулу цветка;

б)        ознакомиться со строением околоцветника, установить, какими двумя органами он представлен, цифровые данные поместить в формулу.

  • Как был использован раздаточный материал каждым учителем?
  • Определите роль и значение раздаточного материала.

После завершения игры ведущий подводит итоги. Происходит обсуждение работы команд, анализ ответов на вопросы, достоинства и недостатки данной формы проведения занятия и рефлексия.

Список литературы

1. Андреев В.И. Творческие задания по педагогике для саморазвития студентов: учеб.-метод. пособие / В.И. Андреев, И.И. Голованова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 48 с.

2. Практикум по педагогике: учеб.-метод. пособие для студентов специальности 1-08 01 01«Профессиональное обучение» / авт.-сост. Е. Е. Каменкова, И. В. Полищук. – Минск: МГВРК, 2010. – 108 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык

Методическая разработка  урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов  I курса СПО  (УМК Кузовлев В.П.)  направлена на комплексное применение знаний и способов...