Презентация "Слово о Жуковском и его романтической балладе"
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Зеленова Татьяна Юрьевна

Данная преезнтаия посвящена В.А.Жуковскому и его балладе "Лесной царь". Будет интересна и полезна при подготовке урока по любой образовательной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_o_v.a._zhukovskom_i_ego_znamenitoy_ballade.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Василий Андреевич Жуковский Слово о поэте и его романтической балладе «Лесной царь»

Слайд 2

Цель урока: познакомиться с личностью поэта, с его ролью в развитии русской литературы; определить особенности романтической баллады на примере произведения Жуковского «Лесной царь». сравнить тексты баллады Гёте и Жуковского Примечание В основе педагогической мастерской – индивидуальная или групповая самостоятельная работа учеников по изучению нового материала без предварительного объяснения его учителем. Ученики прорабатывают и преобразовывают текст учебника или дополнительный материал в план, тезисы, сравнительные таблицы и самостоятельно добывают новые знания из книг, а не со слов учителя. 2

Слайд 3

Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. А.С.Пушкин «К портрету Жуковского» 3

Слайд 4

4

Слайд 5

«Весь мир в мою теснился грудь…» Василий Андреевич Жуковский… Кто он? Задание I . Познакомьтесь с содержанием статьи учебника (с. 58-59). Составьте тезисный план. Прочтите тезисы, дополните при необходимости свои записи. Скажите, можно ли назвать Жуковского обыкновенным человеком? 5 Посмотреть

Слайд 6

Василий Андреевич Жуковский… Кто он? Переводчик. Организатор литературной группы «Арзамас». Учитель Пушкина. Высокий сановник. Ходатай за декабристов. Воин, участник сражения с Наполеоном. Поэт… Да, все это один человек! «Весь мир в мою теснился грудь…», - сказал о себе Жуковский. Но вернее всего, он основатель фундамента, на котором воздвиглось сложное и стройное здание российской поэзии. 6 Назад

Слайд 7

Примерная запись в тетради: В.А.Жуковский – большой оригинальный поэт, открывший новый век в отечественной литературе Поэзия Жуковского пронизана высокой человечностью – автор любит человека, сострадает ему в горе, радуется его победам и верит в добрые начала души Незаконнорожденный сын помещика Бунина – Жуковский считал, что в земных отношениях все зависит не от социальных условий, а от самих людей, от меры их человеколюбия По словам Белинского, Жуковский вдохнул душу в русскую поэзию. Жуковский писал стихотворения, элегии, послания, баллады Баллады Жуковского: русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев» и др.; рыцарские – «Эолова арфа», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург » и др.; античные – «Ахилл», « Ивиковы журавли» и др Поэзия Жуковского открыла русскому читателю романтический мир таинственных преданий, она проникнута гуманизмом и стремлением к нравственному совершенству. 7 Назад

Слайд 8

Как вы понимаете выражение «романтический мир»? Каков он? Задание II . Запишите словосочетание «романтический мир» и ассоциации, которые возникают у вас при этих словах. Прочтите ваши записи, послушайте своих товарищей и допишите то, что вам кажется интересным. 8 Посмотреть

Слайд 9

Примерная запись в тетради: яркий, таинственный, особенный, необыкновенный, экзотический, исключительный, необычный, загадочный. 9 Назад

Слайд 10

«Поэзия необыкновенного человека – Василия Андреевича Жуковского – открыла русскому читателю необыкновенный мир». Послушайте балладу Жуковского «Лесной царь», попытайтесь проанализировать свои чувства. Вопросы : Какие слова Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему? Как поэту удаётся вызвать у читателей эти чувства? В чём секрет баллады? 10

Слайд 11

Словарь литературоведческих терминов БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. www.gramma.ru 11 Назад

Слайд 12

В чем особенность романтической баллады? Задание III . Прочтите балладу (текст), обсудите в группе проблемный вопрос. Для выполнения задания, используйте карточки. 1 группа – карточка № 1 2 группа – карточка № 2 3 группа – карточка № 3 12

Слайд 13

Карточка № 1 Какую картину рисует поэт? Что вы представляете, читая эти строки? Кто он этот запоздалый путник? Что заставило его пуститься в путь? Какая атмосфера создана в произведении? Изменилась ли картина в последней строфе? Каков финал произведения? 13 Назад

Слайд 14

Карточка № 2 Как построена баллада? Кто с кем говорит? Какие чувства испытывает ребенок? Каково отношение Лесного царя к младенцу? Почему отец не видит Лесного царя? Можем ли мы определенно сказать, сон это или явь? 14 Назад

Слайд 15

Карточка № 3 Кто обращается к мальчику? Зачем? Отвечает ли ему мальчик? Как рисует свою страну Лесной царь? Похож ли его мир на реальный? Подберите синонимы к слову сказочный. Действительно ли существует Лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца? 15 Назад

Слайд 16

Что мы выяснили? Пейзажный зачин и концовка Диалоги (открытый и скрытый) Реальные и фантастические герои Два мира: реальный и идеальный Острый, напряженный сюжет Трагический финал Сравним с определением: см. здесь 16

Слайд 17

М. Цветаева «Два «Лесных царя»: Лучше перевода «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, нельзя и не должно пытаться. За столетием давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь». Русский «Лесной царь» из хрестоматий и страшных детских снов. 17 Задание IV . Сопоставьте строки из подстрочного перевода баллады Гете и баллады Жуковского и определите различия в содержании двух баллад.

Слайд 18

Гёте Жуковский Отец, ты не слышишь, что мне царь обещает? Успокойся, дитя, в сухой листве ветер шуршит… Мои прекрасные дочери будут нянчить тебя… Отец, отец, неужто ты не видишь там, в этой тьме, царя дочерей?! Мой сын, мой сын, я в точности вижу… Я люблю тебя, меня уязвила твоя красота. Не хочешь охотой – силой возьму Родимый, лесной царь со мной говорит Он золото, радость и перлы сулит О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы. Узнаешь прекрасных моих дочерей Родимый, лесной царь созвал дочерей! Мне, вижу, кивают из темных ветвей! О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне… Дитя, я пленился твоей красотой, не волей иль волей, а будешь ты мой. 18

Слайд 19

Поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность. Что хотел показать нам Гёте? Что внёс Жуковский в перевод? Запишите свои выводы 19

Слайд 20

Вот как писала об этом М.И. Цветаева: “Вещи равновелики и совершенно разны. Две вариации на одну тему, два видения одной вещи. Гёте — из черноты своих огненных глаз — увидел лесного демона, и мы с ним. Жуковский из глади своих ярких, добрых, разумных глаз — не увидел, не увидели и мы с ним. Наше чувство при чтении «Лесного царя»: как это ребёнок не видит, что это вётлы? У Жуковского ребёнок погибает от страха, у Гёте — от лесного царя”. 20

Слайд 21

21

Слайд 22

22

Слайд 23

23 В. Г. Белинский как-то писал: “…В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит ...”

Слайд 24

Рефлексия Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте моменты, когда было трудно, было радостно, когда (чему) удивились, когда хотелось поспорить . 24

Слайд 25

Домашнее задание: Выучить балладу наизусть Определить размер баллады, схему рифмовки . Создать иллюстрации к балладе В.А. Жуковского « Лесной царь» 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

Тема урока: « Баллада И.Гете «Лесной царь» и перевод В.А.Жуковского. Средства создания эмоционального напряжения в балладе»

Литература6 класс  (общеобразовательный)Программно-методическое обеспечение:  Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, учебник Литература 6 класс, автор-сост...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады".

Данная разработка поможет учителю дать интересный урок, посвящённый балладе "Светлана". Большое внимание в ходе урока уделяется личности В.А.Жуковского, понятию о романтизме, а также фольклорным мотив...

Романтическая баллада "Светлана"

Презентация к уроку литературы в 6 классе "В.А. Жуковский. Слово о поэте. Романтическая баллада "Светлана"...

М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в рассказе «Челкаш».

Урок литературы М. Горький. Сведения из биографии. Ранние романтические произведения писателя. Романтический герой в  рассказе «Челкаш»....