Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.П.Чехов
тест по литературе на тему

Жукова Марина Юрьевна

Подборука заданий по творчеству А.П.Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chehov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Свою писательскую деятельность Чехов начинал в юмористических журналах «Стрекоза» и «Осколки».Ранние рассказы печатались под псевдонимами Антоша Чехон-те, Человек без селезёнки.В литературе того времени происходит обновление тематики- судьбы крестьянина и дворянина уступают место проблемам «среднего человека», интел-лигента. Героями произведений становятся врачи, учителя, представители земства. Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Пи-сатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт Но эта чеховская недо-говорённость действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую кар-тину жизни в мельчайших её деталях. В коротких рассказах даёт такое явление жизни, которым посвятили романы Гоголь, Тургенев, Толстой. («Краткость – сестра таланта»,- афоризм Чехова). Чехов – мастер детали. Сюжетным стержнем рассказов является исто-рия одного героя. Рассказом «Смерть чиновника» Чехов завершил галерею образов «маленького человека» в русской литературе 19 в., начатую Пушкиным («Станционный смотритель»), Гоголем («Шинель»), Достоевским («Бедные люди»).

1900 г. Чехова избирают членом Академии наук по разряду изящной словесности.

Маленькая трилогия (жанр- рассказ в рассказе):

рассказы 1)«Человек в футляре» (1898)

Герои __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                        2) «Крыжовник» (1898)

Герои __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                        3)  «О любви» (1898)

Герои __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Рассказ «Ионыч» (

Тема рассказа – протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства.

Идея – «Берегите в себе человека!»

Кольцевой характер композиции: в начале и в конце рассказа представлена «талантливая» семья Туркиных, на фоне жизни которой и происходит превращение Старцева в Ионыча.

5 глав – 5 ступеней деградации Старцева: 1) «любит говорить о своей больнице», совершает пешие прогулки, «чтобы развлечься», способен трезво оценивать людей, но ему уже покойно и удобно в доме, где царит пошлость; 2)хочет любить, способен делать глупости, но главное – «своя пара лошадей и кучер» и «не надо бы полнеть!»: 3)трезво размышляет о приданом и спокойно воспринимает отказ; 4) пополнел и неохотно ходит пешком, торопится к богатым клиентам, а потом в Дялиже принимает «спешно»; 5)жизнь посвящена стяжательству.

Герои __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1898 – пьеса «Чайка». Работа для Московского художественного театра.

1899 – пьеса «Дядя Ваня»

1901 – пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе О.Я.Книппер

1903-1904 – пьеса «Вишнёвый сад»

-Чеховские драмы пронизывает атмосфера неблагополучия. В них нет счастливых людей. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности.

- Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столе-тия и нового общественного подъёма

- нет ключевого события, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение;

- нет главного, ведущего героя, нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных (полифонизм)

- новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий бытия. Слова героев имеют  скрытый душевный подтекст.

- речевая индивидуализация героев стушёвана. Речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена, чтобы создать общее настроение драмы

- события в драмах даны как репетиция, идёт накопление сил, к решительным поединкам герои ещё не готовы

- пьесы состоят из 4 актов:

        1)медленное вступление, экспозиция к действию, идёт знакомство с героями

        2)общий характер – лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев

        3)кульминация, действие оживлённое, захватывающие события

        4)действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет

-характер героя раскрывается не в деятельности, а в переживаниях

- в пьесах Чехова сильно «подводное течение» (определение В.И.Немировича-Данченко). За всеми понятными, употреблёнными в прямом значении словами скрывается неясное, глубинное содержание.

        Пьеса «Вишнёвый сад» (1903-1904)

Обращение к новым людям = «строгим и честным» - требовало, по утверждению Чехова, новых тем, новых художественных решений: «нужно писать не так…». Замысел «Вишнё-вого сада» относится к началу 1901г. В 1892 формировался сюжет, с а с конца 1903 г пьеса писалась с перерывами из-за болезни. Пьеса включает в себя немало автобиографическо-го. Прошлое Лопахина напоминает родословную писателя: Дед Чехова был крепостным, отец, как и Лопахин, открыл своё собственное «дело».За неуплату долга Семье Чеховых грозила продажа дома с аукциона. Сосед, обещая спасти положение, купил дом Чеховых, после чего юный Чехов, как и Аня в «Вишнёвом саде» становится свободным человеком.

Рассказывая о предстоящей продаже имения, Чехов хочет рассказать о столкновении прошлого и настоящего России, о зарождении её будущего в этом процессе.

Жанр – лирическая комедия.  В ней автор передал своё отношение к русской природе и негодование по поводу расхищения её богатств. Лирическое отношение Чехова к Родине, к её природе, боль за разрушение её красоты и богатств составляют как бы «подводное течение» пьесы. Это отношение выражено то в подтексте, то в авторских ремарках. Чехов принципиально подчеркивал, что «В.С.» - это комедия (драматическое произведение, в котором критически  оцениваются общественные нравы, воспроизводится дух эпохи, отражаются закономерности жизни, времени). Показывая столкновение, конфликт своих героев, социальное положение которых указано в перечне действующих лиц, Чехов решает их в соответствии с самой историей.

Композиция кольцевая: опоздание к приходу поезда («забыли» Лопахина) в начале и к отходу поезда («забыли» Фирса) – в конце; приезд Раневской из заграницы в начале и её отъеэд в финале.

Экспозиция (Д I)- зритель знакомится с персонажами, которые не самораскрываются в диалогах; даётся ряд нравоописательных сцен; герои ещё надеются на спасение;

Завязка – причины разорения Раневской – отнесена в прошлое;

Развитие действия (ДII) – нервозное ожидание дня, когда состоятся торги;

Кульминация (Дiii) – веселье как способ заглушить беспокойство; торги, решающие дальнейшую судьбу вишнёвого сада;

Развязка – (ДIV) – решение основного и множества частных конфликтов); расставание с прошлым; возвращение героев к будням.

Конфликт внешний, социальный – продажа вишнёвого сада;

Конфликт внутренний, подтекстовый – человек в историческом потоке

Название «Вишнёвый сад» имеет конкретное и обобщённо-поэтическое содержание. Вишнёвый сад – характерная принадлежность дворянской усадьбы, но и олицетворение Родины, России, её богатств, красоты, поэзии.

Герои ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                Вопросы.

1.Что вы знаете об общественной деятельности Чехова?

2.Назовите журналы, в которых сотрудничал молодой Чехов.

3.На занавесе какого театра изображена чайка как символ исторической связи этого театра с творчеством Чехова?

4.Как назвал Чехов своё последнее драматическое произведение?

5.В каком произведении Чехова герои Иван Иваныч, Фёдор Тимофеич и Тётка вовсе не люди?

6.В каком произведении Чехов назвал современную ему жизнь «не запрещённой цирку-лярно, но и не разрешённой вполне»?

7.Чей это портрет : «он был замечательно хорош тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате»

8. «…полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал  любительские спектакли с благо-творительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно». Кто это?

9.Кто из персонажей произведений Чехова ездил на свидание с любимой на кладбище?

10.Кто любил употреблять слова: «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?

11.Кто в течение нескольких минут не один раз менял своё мнение по поводу собаки, укусившей за палец одного из жителей?

12.Какой приём использует Чехов в рассказе «Ионыч» для раскрытия внутреннего мира героя?

13.К какому роду литературы  принадлежит «Вишнёвый сад»?

14.Каково авторское определение жанра?

15.Укажите фамилию персонажа пьесы «В.С.», которому принадлежит реплика «Вся Россия – наш сад».

16.Укажите имя героини пьесы, которая мечтает о такой судьбе: «Если бы были деньги, хоть немного, хоть бы сто рублей, бросила бы я всё, ушла бы подальше. В монастырь ушла».

17.Назовите фамилию героя пьесы, которого Петя Трофимов называет «хищным зверем».

18.Укажите фамилию персонажа пьесы, пересыпающего свою речь «бильярдной» лексикой.

19.Кто из действующих лиц пьесы обращался к шкафу с торжественной речью?

20.Кто съел сразу полведра огурцов?

21.Кто имел прозвище «двадцать два несчастья»?

22.Кто с презрением относился к своей матери-крестьянке, так как побывал в Париже и считал себя образованным?

23.Кто хорошо умела показывать фокусы?

24.Кто отдала золотой случайному прохожему, тогда как дома было нечего есть?

25.Кто назвал раскрепощение крестьян несчастьем?

26.Кто говорил о себе, что у него отец мужик был, а сам он теперь в белой жилетке, жёлтых ботинках?

27.Кто, прощаясь с прежней жизнью, восклицает: «Здравствуй, новая жизнь!»?

28.Назовите девичью фамилию Раневской.

29.Чьё имя означает «жезл, увитый виноградными лозами»?

30.Кто из героев пьесы произносит слова: «…ваш дед, прадед, и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живёте в долг, на чужой счёт, на счёт тех людей, которых вы не пускаеие дальше передней…»?

31.Всех героев пьесы объединяет атмосфера всеобщего неблагополучия. «Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье»,- говорит Епиходов. Какое прозвище ему дали?

32. «Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, что мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…» Кому из героев пьесы не спится от таких мыслей?

33.Какой персонаж радуется предстоящему отъезду в Париж после продажи с торгов вишнёвого сада?

34.Как Фирс называет своего хозяина, подчёркивая его неумение жить?

35.Назовите героя, который считает, что в России «народ безнравственный, и по временам мычит»?

36.Кто из героев пьесы был крепостным Гаевых?

37.Назовите термин, определяющий художественный образ, повторяющийся в пьесе, в процессе повторения и варьирования обрастающий ассоциациями, сздающий настроение, являющийся эмоциональным тоном произведения. («Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны…»)

38.Что является главным «происшествием» (кульминацией сюжета), вынесенным за сцену, в пьесе?

39.Торги назначены на 22 августа (день Святого Моисея).Кто стал хозяином вишнёвого сада?

40.Назовите год, в который произошло «несчастье». (Фирс. Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.  Гаев. Перед каким несчастьем?  Фирс. Перед волей)

41.Как называется тип высказывания, представляющий собой законченное развёрнутое высказывание.

42.Назовите несколько раз упомянутую в ремарках предметную деталь, которая симво-лизирует смену хозяев имения как смену хозяев жизни (Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.   Смеётся.    Хохочет.    Топочет ногами.    Поднимает ключи, ласково улыбаясь.   Звенит ключами.    )

43.Действие в пьесе часто сопровождается комментариями «Смеётся», «Хохочет», «Топо-чет ногами». Как в драматургии называют подобные авторские комментарии?

44.Как в произведении называется непримиримое противоречие между героями или в сознании персонажа?

45.Почему литературоведы спорят, является ли пьеса Чехова «Вишнёвый сад» комедией?

46.Чем объясняется обилие «случайных» персонажей в пьесе «Вишнёвый сад»?

47.Как вы понимаете выражение «футлярный человек»?

48.Осуждает или восхваляет Лопахина Чехов?

49. Кто виновен в гибели вишнёвого сада?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе А.П.Чехов

Презентация по литературе А.П.Чехов...

Презентация к уроку литературы "А.П.Чехов. Личность и судьба" (часть1)

Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве А.П.Чехова (часть1)...

Презентация к уроку литературы "А.П.Чехов. Личность и судьба" (часть2)

Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве А.П.Чехова (часть2)....

Урок по литературе "А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия" (5 класс)

Урок литературы. Тема: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс) Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; развивать умение размышлять на...

урок литературы. А.П. Чехов "Ионыч"

Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А. П. Чехова  " Ионыч"...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ А.П. ЧЕХОВ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» ПАНОРАМНЫЙ УРОК

Конспект панорамного урока по теме "Развитие коммуниктивной компетентности на уроках литературы" основан на содержании рассказа А.П.Чехова "Толстый и тонкий!, который изучается в 7 классе, но может бы...

Урок литературы "А.П.Чехов.Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье"

Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни»....