Главные вкладки

    "Они жрецы единых муз".Пушкин и Навои.Урок внеклассного чтения
    методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

    Урок внеклассного чтения в форме традиционного соревнования поэтов-мушоира. Проводится в 9 классе. Поможет полюбить литературу Востока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 9.navoi_.docx25.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 9 классе с русским языком обучения.

    « Они жрецы единых муз…» Пушкин и Навои.

    Цели урока.

    -Провести сравнительный анализ жизненного пути и творчества поэтов, показать сходство взглядов, сходные мотивы в лирике.

    -Развивать самостоятельное мышление, умение анализировать литературные произведения в мировом контексте.

    -Учить любви к Родине, стремлению оставить хороший след в жизни.

    Оборудование.  Портрет А. Навои. Портреты русских поэтов.

                                  Иллюстрации о жизни Навои.

                                   Планшет с карточками «Этапы жизни Навои».

                                  Таблица «Современники Навои».

                                 Выставка произведений Навои и книг о нем.

    Эпиграф к уроку.                 …Они жрецы единых муз,

                                                     Единый пламень их волнует

                                                                                                  Пушкин.

    План урока.

    1. Организационный момент. Вступительная беседа.

    2. «Анкета гостя». Ознакомление с творческим путем Навои и закрепление сведений по русской литературе.

    3. Творчество Навои и Пушкина. Сравнительный анализ.

    4. Итоги урока.

    5. Домашнее задание.

    Ход урока.

    1. Вступительная беседа.

    Сегодня на уроке мы поведем необычную беседу. Есть такой термин восточной поэзии – мушоира, соревнование поэтов.  Мне хотелось бы, чтобы вы стали радушными хозяевами и пригласили на дружескую  беседу своих любимых авторов. Кто вам больше по душе? Кого особенно любите? (Называются имена русских поэтов). Вот и получилось, что снами незримо будут вести разговор Пушкин и Лермонтов, Есенин и Цветаева и еще многие, чья душа «в заветной лире» прах пережила и тленья убежала. Они живут в душах наших и откликнутся на первый зов. Как говорил святой Августин, «не блуждай вовне, но войди вовнутрь себя». Ведь «есть целый мир в душе твоей». Закройте глаза. Вы находитесь в литературной гостиной. Откройте, чтобы увидеть новичка.

     Нашего последнего  гостя я вам представлю сама. Не думаю, что кто-нибудь из вас может назвать себя близким другом мавлоно Алишера. Вот поэтому  и познакомимся с ним поближе.

    2. Заполняется «Анкета гостя» на планшете (имена, даты на карточках, города).

    1). Кто может назвать его полное имя? (карточка «Низамаддин Алишер») В его имени дважды назван лев: по-арабски и по-персидски.

    2). Что означает «Навои»? Как на Востоке называется псевдоним? Был ли еще тахаллус у Навои? (карточка Навои, Фани»)

    3). Дата и место рождения (карточка «9(10) февраля 1441 года Герат») Нет еще Шекспира и Сервантеса. Еще жив Улугбек. На три года старше Алишера Хусейн Байкара. Через семь лет родится его европейский «коллега» Лоренцо Великолепный, покровитель искусств. Скоро начнут печатать книги.  Через 10 лет родится Христофор Колумб. Еще через год – великий Леонардо да Винчи. А вот Николай Коперник, Альбрехт Дюрер , Рафаэль, Микельанджело и Тициан годятся Алишеру Навои в сыновья.

      Чей юбилей отмечали в 1941 году? (Лермонтов) По гороскопу это год петуха. Кто еще родился в этот год? (Екатерина Вторая, Елизавета Петровна, Франклин Рузвельт) Неплохая компания государственных деятелей, причем все интересуются наукой. Что вы знаете о Герате? Кто правил им?

    4). Что вы знаете о предках поэта? (карточка «кукельташ Гиясиддин Кичкина»)

    Игра. «Поиск в социальной сети».

    Исходя из анкетных данных, не найдете ли вы ему друзей, как это делают в социальных сетях, по сходству групп и сообществ?

    -Кто из литераторов вошел в историю под псевдонимами? Назовите подлинное имя Айни, Александра Грина, Энкашапе, Чехонте, Жорж Санд, Мольера, О.Генри, Стендаля, автора Уэверли, Горького, Белого, Черного, Щедрина. В эту компанию мог войти даже Пеле.

    -Кто из известных вам поэтов имел счастье родиться в столице великого государства? (Г.Гулям, Айбек, Пушкин, Лермонтов, Блок, Цветаева…). Конечно, можно родиться и в деревне и стать при этом Тургеневым или Толстым, покорить Париж, как Бальзак, или Узбекистан, как А. Арипов.

    -Знатный род.  Близость к престолу…Часто ли это встречается в нашей поэтической семье?  Чей предок «мышцей бранной святому Невскому служил»? Чей дед был царевичем и крестником Петра? Кто был потомком шотландского барда и познакомился с царицей эльфов? Назовите графскую фамилию, давшую трех писателей. А ведь есть еще потомок хана Темира, сын сподвижника Петра Кантемир!

    Поэты рождались и на тронах. Вспомните Бабура, Зебинисо, Надиру. Стихи писали, правда и Шейбани, и автор Варфоломеевской ночи Карл Х.

    Продолжим «Анкету гостя».

    5.Друзья детства (карточка «Хусейн Байкара»).

     С кем свела судьба мальчика Алишера? (иллюстрация «Алишер Навои и Хусейн Байкара»)

    Пожалуй, никто из знакомых поэтов не был так близок с правителем в детстве. Разве что один мог бы. В учебном заведении нового образца, созданном по проекту Сперанского, должны были учиться с ним царские братья. (Пушкин) Александр Радищев был придворным пажом.

    6. Годы учебы. С ранних лет судьба благосклонна к Алишеру. Он живет в атмосфере любви к поэзии, искусству. Он видит воочию знаменитых поэтов и ученых. Его благословил автор «Зафарнаме» Али Йезди. В 10 лет он писал письма со стихами поэту Мир-Шахи. Кажется. Знакомая биография?

    Конечно, есть и разница. Алишер, в отличие от Александра. Петух, а не коза. Двоек по математике он не получал, кличку «обезьяна» за ловкость не носил. Он был первым в учении по всем предметам, а не только в словесности и фехтовании. Да и школ ему пришлось переменить много (карточка « Герат, Шираз, Себзевар, Мешхед, Герат, Самарканд»).

    7. Любимые книги. («Речи птиц». Аттар)

    О своей любимой книге «Речи птиц» Аттара Навои написал в поэме «Язык птиц». (Чтение отрывка)

    Эта мысль была в мектебе рождена.

    В дни, когда твердил я божьи имена,

    В дни, когда с детьми другими свой урок

    Я учил, запоминая ходы строк.

    Но когда от повторенья слов одних

    Голос детский становился слаб и тих,

    Чтобы снова к изученью нас привлечь,

    Наш учитель, просветляя бедных нас,

    Заставлял читать поэта стройный сказ.

    Я рассказы «Гулистана там узнал,

    Поучения «Бустана там узнал,

    Там постиг душою страстной «Речи птиц»,

    Труд бесценный, труд прекрасный «Речи птиц».

    Постепенно в птичьи речи я вникал,

    Вдохновенно птичьи речи повторял,

     И пленил меня Аттара яркий стих.

    Не хотел я больше слышать слов иных.

    Стал он мил простому сердцу моему.

    Я душою устремлялся лишь к нему.

    Стал я звучные реченья познавать.

    Звуков скрытые значенья раскрывать.

    С той поры дано раздумье мне в удел,

    Постигая тайны слова, я немел.

    Все сильнее становился мой восторг.

    И свое общенье с миром я расторг.

    И в моей уединенной тишине

    Эта книга верным другом стала мне.

    Какие книги любите вы? Я вижу лес рук. А сколько еще добрых книг впереди! Одно помните: «Непрочитанные книги мстят», как предупреждал Рей Бредбери.

    8. Краткий рассказ о государственной деятельности Навои по учебнику истории 7 класса (карточка «Амир. Хранитель печати. Вазир»). Таблица « 40 рабатов, 20 хаузов, 17 мечетей, 10 ханака, 9 бань, 9 мостов».

    -Занимали когда-нибудь в истории правительственные посты литераторы, поэты? Кто был при Екатерине личным секретарем, затем недолго министром юстиции? (Державин) Кто создал университет? (Ломоносов)  Кто воспитал наследника престола, будущего реформатора Александра II ? (Жуковский) Кто долгие годы был министром в Веймаре? (Гете) Кто руководил журналом? Союзом писателей?

    Но чиновник принадлежит правительству, а поэт владеет миром.

    9. Произведения Навои. Назовите те, что вы знаете сами. ( Карточки с названиями «Чудеса детства. Редкости юности. Диковины среднего возраста. Полезные советы старости. Смятение праведных. Лейли и Меджнун. Фарход и Ширин.  Семь планет. Стена Искандара. Сокровищница мыслей»). Кто еще писал «Пятерицы». Кто из авторов «Хамса» был знаком Навои? Похожа ли книга Навои на предыдущие? Алишер Навои пишет не о страстной любви Хосрова и Ширин, а о силе самоотверженной любви Фархода, творящей добро.

    О том, какое впечатление «Пятерица» навои произвела на современников, и особенно на Хусейна Байкару, рассказано в книге Васифи «Удивительные события». Султан изъявил желание стать мюридом Алишера.  Он заставил поэта сесть на коня и сам повел его в поводу. Алишер тогда чуть сознание не потерял. (В книге И.Султана Книга признаний Навои. Ташкент. 1985. С.237)

    10. Изгнание  (карточка «Астрабад»).

    Кто из русских поэтов не был в ссылке?

    11. Смерть Навои – всенародное горе. Как восприняли дуэль и смерть Пушкина? Похороны Тургенева и Толстого взволновали всю страну.

    3. –Сравнительный анализ творчества Навои и Пушкина.

    Знакомство состоялось, можно приступать к состязанию поэтов.

     О чем обычно пишет поэт? Конечно, о Родине, о любви, о дружбе – обо всем. Но нет у Алишера Навои стихов с названием «Родина». Как и у Пушкина. Слишком велико это понятие,  чтобы упоминать его всуе. Есть ведь такие вещи, о которых не говорят. Не говорят словами.

    Но мы услышим строки Навои о Хорасане из дастана «Стена Искандара».

    Беспредельна просторов его широта,

    Все другие пределы ему не чета…

    Рождены родниками, там реки взбурлили,

    Чтоб зерцало души очищалось от пыли.

    Влага рек этих – словно живая вода:

    Лишь отведай – от смерти спасен навсегда.

    Там страна краше рая, куда ни взгляни.

    И прохлада, и воды там раю сродни

    О каких реках говорит поэт? Кто из русских поэтов ответит ему?  Какие стихи вы вспомнили? Там тоже были «темный сад с его прохладой и цветами», светлые ручьи, «двух озер лазурные равнины», «следы довольства и труда». Для Пушкина, как и для Алишера Навои, Родина – это место, где «зерцало души очищается от пыли».

    А что бы прочел Пушкин в ответ на эти строки Навои? Ведь в мушоире таковы правила.

        Но земли ста иль тысячи племен –

       Весь тюркский край был мною покорен.

       Без войн под власть мою я взял простор

       От Хорасана до Китайских гор.

    Цитируется «Памятник» А.С.Пушкина. И русский поэт, и тюрок поставили себе в заслугу создание литературы на родном языке. Выходит, «в разных странах, на разных языках, но одни мысли думают»! (А.Гайдар)

    Конечно, оба поэта дали идеальную картину в этих строчках. Навои иллюстрирует сказку о справедливом и могучем правителе Искандаре. У Пушкина в «Деревне» будет вторая часть с антитезой и словами надежды на реформы ….тоже Александра! Только не третьего, как македонец, а Первого! И в этом близки поэты!

    -Навои – удивительный жизнелюб. Прослушайте рубаи.

    Сильней души моей тебя люблю я, жизнь,

    Сильней любви своей тебя люблю я, жизнь,

    Да, есть любовь, верней которой нет,

     И все ж еще сильней тебя люблю я , жизнь!

    Кто еще мог с такой страстью говорить о жизни?

    «Вакхическая песня» Пушкина.

    А еще – Моцарт. Он – для счастливых людей. (Звучит аудиозапись)

    - Вы не обратили внимания, что в прозвучавшем рубаи был парадокс: «знаю одно. Хотя все по-другому, понимаю это, но все равно делаю по-своему, иначе». Любимый нами Пушкин тоже – мастер парадоксов, ведь он – гений! Пусть он ответит Алишеру стихами мальчишки, который хочет казаться взрослым, но все еще по-мальчишечьи мечтает о славе и любви ради Отчизны.

    Цитируется «К Чаадаеву»

    А теперь стихи о том, как поэт несколько раз повторяет девушке, что любил ее и дает ей знать, что никто так ее любить не будет.

    Цитируется  «Я вас любил».

    -Парадокс еще и в том, что Навои – тюрок из племени барласов, национальный узбекский поэт. А его любимые герои из «Хамсы» - из самых разных концов обитаемого мира: китаянка Дилором, армянка Ширин, македонец Искандар, араб Меджнун. Кто из русских поэтов сумел охватить силой своего слова весь мир, воспел  англичанку Мери, черкешенку Зарему, влюбленную цыганку и польскую княжну, немецкого скупого рыцаря и испанского гранда? Для нас и Пушкин, и Навои – это целый мир. И этот мир не исчезает. Он живет, пока мы листаем страницы их книг.

    4. Итог урока. Комментирование оценок.

    Вы успешно справились с ролями Навои. Пушкина, Лермонтова, Державина и других поэтов. Особо вам удалась роль Александра Сергеевича. В заключение урока попробуйте ответить строками Пушкина Алишеру Навои

    Смертный вечен, если имя

    Будет жить из века в век.

    Цитируется «Памятник» Пушкина.

    5. Домашнее задание. 

    Найдите в предложенных учебником стихах Навои аналогии у Пушкина. Особо обратите внимание на высказывания о роли поэта и поэзии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

    Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

    Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

    Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

    технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

    данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

    А.С.Пушкин "Станционный смотритель" Урок внеклассного чтения.

    Ниже приведена технологическая карта урока,тем,кто работает по ФГОС данный конспект будет полезен....

    Урок - вернисаж в 7 классе. («…Они жрецы единых муз…», В гостях у В.А. Тропинина и А.С. Пушкина)

    Тема урока: «…Они жрецы единых муз…»Цель урока: В гостях у В.А. Тропинина и А.С. ПушкинаОбучающая:·        формировать  умение «читать» произведение искусства –...