Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.А.Бунина "Косцы"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Александрова Надежда Егоровна

 

Изображение природы и народного труда. Образ Родины.

Цели и задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.

Развивающие: развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.

Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.

Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.

Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.

Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_literatury_dlya_5_klassa_po_rasskazu_i.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.А.Бунина «Косцы»

Изображение природы и народного труда. Образ Родины.

Цели и задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.

Развивающие: развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.

Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.

Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.

Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.

Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.

                                                   Ход урока.

1) Оргмомент.

2) Актуализация знаний.

Учитель зачитывает стихотворные строки Бунина, знакомые детям, показывает портрет, рассказывает кратко биографию.

  И.А.Бунин родился 22(10 по старому стилю) октября 1870 года в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. И.А.Бунин рано начал работать самостоятельно. Работал журналистом, служащим земской управы.

  Путешествия едва ли не главная жизненная страсть Бунина. Уже в 1880-1890годы он много странствовал по России, в начале 20 века объездил Европу, побывал на Ближнем Востоке, в странах Азии.  Писатель ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Утверждение в России нового политического строя заставило писателя в начале 1920 года покинуть родину. Октябрьскую революцию Бунин сразу и окончательно осудил. С этого времени почти вся жизнь писателя связана с Францией. Почти все произведения, написанные в эмиграции, о России. Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)

  И.А.Бунин в 1933 году был награжден Нобелевской премией, в своем ответном слове он подчеркнул, что премия принадлежит не только ему, сколько всей русской литературе, России.  Умер Бунин в Париже в 1953 году.

- Как вы считаете, за какие заслуги Бунину была присуждена «Нобелевская премия».

3) История создания рассказа «Косцы».

 Рассказ «Косцы» напечатан в альманахе «Медный всадник» в Берлине. Перепечатывая, Бунин неоднократно редактировал его.      В написанных незадолго до кончины заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись о «Косцах» :      «Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге... и все говорили: „Так... могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес» 

Писатель в эмиграции обращается к прошлому и создает его в преображенном виде. О том, как велика тяга писателя к соотечественникам, как глубока его любовь к России, свидетельствует его рассказ «Косцы», где речь идет о рязанских крестьянах, их вдохновенном труде, берущем за душу пении во время сенокоса на орловской земле. В рассказе «Косцы» главная прелесть для него не только в крестьянах и их дивном пении: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».

4) Анализ рассказа.

Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души. (И.А.Бунин)                                                                                                                                                            

- Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.

- Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?

- О какой теме мы с вами говорим? (тема природы). - Какой представлена природа в рассказе И. А. Бунина? Свои ответы подтверждайте текстом.

- Одним из эпиграфов к уроку являются слова И. А. Бунина: «Я пишу о красоте … все равно, в чем бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души». Как вы понимаете эти слова?

(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).

- Как автор относится к героям? - Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами, что ещё? (Они поют песню). - Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней.

- Ещё одна тема звучит в рассказе. (Тема крестьянского труда)

Словарная работа.

Бахилы - вид крестьянской обуви.

Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень).

Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой.

-Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).

-Как понимаете эти слова? (Любят работать).

-А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).

-А как этот труд описывается в рассказе? Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).

- Какое чувство объединяет косцов? (Любовь к родине, чувство единения)

5) Анализ картины Г.Мясоедова «Косцы»

-Кто изображён на картине?

- Чем картина близка рассказу?

Автор заканчивает рассказ печальным воспоминанием о косцах и их песне. Та радость, которую дарила людям эта песня, свидетельствовала, что «бесконечно счастливы были мы в те дни». Бунин сожалеет о том, что сказочные дни эти — увы! — невозвратимы.

6)Прослушивание старинной народной песни «Коло леса косец косит»

 

Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления.

7) Итог урока.

- Что мы узнали на уроке?

-Чем вам понравился рассказ?

8) Домашнее задание. Мини-сочинение «Моя родина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет".

Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"....

Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"

Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной....

Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"

В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа....

разработка урока по литературе 5 класс

          Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: ·         выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...