Главные вкладки

    интегрированный урок истории и литературы по стихотворению Лермонтова "Бородино"
    методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

    Большакова Надежда Юрьевна

    Интегрированный урок (пара) в 5 классе, сопровождающийся презентацией, содержит историческую основу произведения, обучение анализу текста. Урок представлен в виде технологической карты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse_avtosohranennyy.docx20.75 КБ

    Предварительный просмотр:

                       Открытый урок в 5 классе

    Дата: 11.12.12.

    Учителя: Большакова Н.Ю.(литература), Эпова Т.В.(история)

    Тема урока: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа произведения.

    Вид урока: интегрированный (литература и история)

    Тип урока: изучение нового

    Оборудование: учебник литературы (текст), портрет поэта, ноутбук, мультимедиапроектор, опорная схема («Этапы сражения»), значки для оценивания (юбилейные  эмблемки и пёрышки).

    Цели урока:

    1). Познакомить со стихотворением Лермонтова «Бородино»  и историей его создания.

    2). Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, о Бородинском сражении и его роли в ходе войны.

    3).Определить авторское отношение к изображённым событиям.

    4). Совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, используя начальные навыки анализа текста.

    5). Развивать познавательный интерес, умение делать выводы.

    6). Показать взаимосвязь литературы и истории.

    7).Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за нашу историю, чувства истинного патриотизма.

    Задачи урока: определить, в чём состоит историческая основа произведения; увидеть в стихотворении, как автор передаёт своё отношение к изображаемому событию.

    Основной метод: метод творческого чтения

    Формы работы учащихся и с учащимися:

    словесное рисование, лексико-орфографическая работа,   выразительное чтение  фрагментов, самостоятельная работа по тексту, индивидуальная работа (сообщение), работа в парах, эвристическая беседа, работа с картой и другие.

                                                                Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя литературы

    Деятельность учителя истории

    Деятельность учащихся

    Сопро-

    вождение

    (слайды и другое)

    Оргмомент

    Проверка готовности к уроку, перекличка, сообщение о системе оценивания: за каждый правильный ответ – жетон (от учителя истории – эмблемка юбилейной даты 200-летия победы в 1812 году, от учителя литературы – пёрышко)

    Демонстрация готовности к уроку

    Актуализация

    - Ребята, у вас на столах учебники литературы, а занимаемся мы в кабинете истории и вместе с учителем истории. Обратите внимание на слайд. Чей портрет вы видите? О чём вам говорят даты 1812-2012? Запишите тему урока.

    Наблюдают за изображением, отвечают на вопросы, записывают тему.

    Рассматривают эмблему, описывают изображённое на ней.

    Слайд 1

    Портрет М.Ю. Лермонтова.

    Предлагает рассмотреть изображение на эмблеме. Переходит к тому, что литература тесно связана с историей, и некоторые события художественно отражаются в произведениях писателей и поэтов.

    Юбилейная

    эмблема

    Опорное пов-торение

    Предлагает повторить некоторые понятия: война, сражение, историческая карта

    Дают толкование слов-понятий.

    Слова записаны на доске

    - А мы обратимся к поэзии. Как вы отличаете стихотворную речь от эпической?

    Что такое композиция?

    Диалог?

    Углубление известных знаний

    - Автор в своём творчестве неоднократно обращался к теме войны, к истории России. В частности – к теме Бородинского сражения. Почему – узнаем из сообщения Лены.

    После прослушивания:

    - В каком году было написано стихотворение? (предлагает посчитать, через сколько лет и объяснить причину написания)

    Учащаяся даёт краткое сообщение о том, какие факты из его биографии повлияли на интерес к теме, с какими людьми, имеющими отношение к событию, он был знаком.

    Остальные слушают.

    Делают вывод, что к 25-летию было написано стихотворение, к юбилею битвы.

    Некоторые репродукции с картин времени жизни поэта, детских лет, репродукции с изображений родных мест Лермонтова.

    (в учебнике и с альбома «Жизнь и биография М.Ю. Лермонтова)

    Физкультминутка

     «В атаку!» -

    импровизация марша

    Историческая справка

    Демонстрирует презентацию и сообщает исторические данные об этапах Бородинского сражения, ходе боя, особенностях  войск, оружия, о командовании.

    Наблюдают изображения на слайдах и прослушивают сообщение учителя, включаются в попутную беседу.

    Слайды 2-16

    Этапы сражения – на бумаге крупно.

    Знакомство с текстом стихотворения

    - Вы узнали об исторической основе произведения. Прослушайте теперь текст и представьте всё то, что слышите. Обратите внимание на особенности речи, настроение стихотворения, авторское отношение к тому, о чём он пишет.

    (читает стихотворение в сопровождении слайдов к стихотворению)

    Прослушивают стихотворение, наблюдают за особенностями ритма, языка произведения, определяют непонятные слова, рассматривают на слайдах иллюстрации.

    Слайды 17-30

    Беседа по содержанию текста (осмысление)

    - Понравилось стихотворение? Какие картины особенно запомнились? Как вы думаете, почему?

    - Что представляет собой стихотворение: диалог или монолог? Докажите.

    - Кто беседует? (поясняет, что «дядя» - это не родственник, это обычное обращение к человеку взрослому от лица молодого)

    Высказывают свои впечатления, дают вольный пересказ эпизодов, отвечают на вопросы.

    Учебник с текстом и иллюстрации к произведению

    Лексико-орфографическая работа

    Предлагает описать рассказчика. Задаёт вопросы о том, чем занимался он во время войны, как он представлен в произведении, какие детали говорят о том, что он был артиллеристом.

    Предлагает  обратить внимание на слова, которые имеют отношение к военному делу.

    Даёт объяснение некоторым словам, демонстрируя слайды:

    редут, кивер, лафет, уланы, драгуны, артиллерист и другие

    Работают по тексту с поиском деталей, занимаются словесным рисованием.

    Текст, слайды 32-38

    Сообщает о том,

    эти слова называются историзмами. Предлагает подумать, почему.

    Просит записать слова, подчеркнуть в них безударные гласные, которые надо запомнить

    Объясняют, что такое историзмы. Записывают слова в тетрадь, на доске – подчёркивают безударные гласные (по одному), в слове артиллерист – удвоенные согласные

    Список слов на доске

    Первичное обобщение (по итогам 1 урока)

    Предлагают ответить на вопрос о том, что нового узнали на уроке.

    Нацеливает на задачи следующего урока: практическая работа по тексту.

    Сообщают о том, что познакомились со  стихотворением «Бородино», исторической основой произведения, с историзмами, с фактами из биографии поэта, повлиявшими на желание создать «Бородино»

    Физкультминутка

     – «Привал»

    Практическая работа с текстом (анализ некоторых художественных особенностей произведения)

    1) Раздаёт вопросы по тексту – по одному на каждую парту, даёт время для поиска ответов – через содержание, сотрудничая, обсуждая друг с другом варианты ответов.

    2)Проводит опрос по заданиям, данным  для самостоятельной  работы.

    3)Предлагает определить композицию стихотворения

    1)Работают самостоятельно в парах.

    2)Отвечают по заданиям

    3)Разбивают текст на части, пользуясь опорной записью с доски.

    Учебник с текстом.

    Этапы сражения – крупно- на доске.

    Проверяет работу учащихся по композиции текста.

    Зачитывают фрагменты в соответствии с делением на части.

    Обобщение

    Предлагает подумать над тем, что было главным на уроках, какие выводы по теме после первого знакомства с произведением можно сделать.

    Делают вывод о том, что автор художественно представил   Бородинское сражение в стихотворении, не отступив от исторической правды, сохранив этапы сражения, соединив и повествование, и описание.

    Рефлексия

    Предлагают посмотреть количество набранных жетонов, выполнить самооценку из расчета: 1-2 жетона – «3»,

    3-4 жетона – «4», больше – «5»

    Выполняют самооценку, ставят в дневники оценки.

    Домашнее задание

    Отрывок наизусть в соответствии с делением на части

    Подготовить дополнительный материал на внеклассное занятие.

    Записывают домашнее задание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

    На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

    Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".

    Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться  на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...

    Интегрированный урок (история и литература) по теме: "ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э"

    Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувс...

    Интегрированный урок (французский язык + литература): Перевод стихотворения Поля Верлена «В моём сердце плачет» - Paul Verlaine "Il pleure dans mon cœur...."

    Интегрированный урок по переводу стихотворения Поля Верлена «В моём сердце плачет» включает в себя предварительную работу на уроках французского языка и литературы. На уроке французского языка...

    Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

    Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

    Интегрированный урок история и литература Тема урока «Гроза 1812г.»

    Цели урока:- образовательная -  систематизировать знания учащихся и создать целостную картину событий войны 1812 года; - развивающая – способствовать  развитию у учащихся логическ...


     

    Комментарии

    Егорова Наталия Алексеевна

    Интересный урок! Спасибо, Надежда Юрьевна

    Большакова Надежда Юрьевна

    Здравствуйте, Наталия Алексеевна!Спасибо за отклик. Если мои работы приносят пользу коллегам, значит, я не зря работаю! Вам успехов!