Интегрированный урок (французский язык + литература): Перевод стихотворения Поля Верлена «В моём сердце плачет» - Paul Verlaine "Il pleure dans mon cœur...."
методическая разработка по французскому языку (9 класс) на тему

Пояркова Елена Владимировна

Интегрированный урок по переводу стихотворения Поля Верлена «В моём сердце плачет» включает в себя предварительную работу на уроках французского языка и литературы. На уроке французского языка разбирается незнакомая лексика, проводится аудирование и отрабатываются произносительные навыки. На следущем этапе рассматриваются принципы перевода художественных текстов и особенности перевода поэтических текстов. На уроке литературы изучаются принципы стихосложения и повторяются основные художественные средства выражения. Учащимся предлагается выполнить творческие задания: сделать иллюстрации к стихотворению. После проведения урока подводятся итоги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План интегрированного урока31 КБ

Предварительный просмотр:

План интегрированного урока (французский язык + литература + ИЗО)

Круглый стол «Перевод поэзии»

9а класс

Длительность: 2 урока по 45 мин (вторник 10.03 5 и 6 уроки)

Тема: стихотворение Поля Верлена «В моём сердце плачет»

Предварительная подготовка

Французский язык: разобрать стихотворение на уроке, перевести незнакомые слова, найти и объяснить используемые образные средства. Объяснить принцип перевода стихов (создание эмоционального восприятия перевода адекватного оригиналу, передача образов, сохранение формы стихотворения и его звуковой стороны, передача выразительных средств языка). Дать задание учащимся сделать свой перевод и нарисовать иллюстрацию.

Литература: разобрать принципы стихосложения, определить основные понятия (рифма, ритм, строфа, образные средства выражения- тропы, синтаксические средства).

Проведение урока

Класс разбивается на команды по 4 человека (всего 6 команд).

Если есть возможность использовать проектор, то на доске всё время весит текст стихотворения, который иногда можно менять на другие справочные материалы. Всем командам раздаются тексты стихотворения.

Урок проходит по этапам с различными заданиями и их обсуждением, по результатам ответов и обсуждений командам присуждаются очки. При выставлении очков учитывается время, затраченное на подготовку и полнота ответа. Допускаются дополнения ответа другими командами. Заданиям предшествует краткое объяснение или введение в проблематику. На каждое задание отводится определенное время. Перед началом конкурса командам выдаются бланки для ответов по количеству заданий. После выполнения задания бланки собираются, и слово предоставляется команде, которая сдала задание первой. За это начисляются дополнительное очко.

Перед началом урока сделать маленькое вступление об этом стихотворении.

Стихотворение Верлена - одна из жемчужин французской поэзии. В нём сошлись все те черты, которые привычно (и в общем справедливо) связываются с именем Верлена и которые обычно выражаются словом «музыка» и однокоренными с ним: напряжённая игра смыслов и созвучий; нестандартная, но совершенно естественно звучащая стихотворная форма; настроение, выраженное как будто бы поверх слов.

1 задание.

Определите основные образы в стихотворении (написать список слов по-французски). 2-3 мин.

3 очка

Вступительное слово о «художественном образе» (Художественный образ – одна из основных и наиболее сложных категорий искусства. Строго говоря, именно художественная образность отличает искусство от всех других форм отражения и познания действительности. В этом смысле совершенно справедливо утверждение, что образ – сердце искусства, а само искусство – это способ мышления художественными образами. При этом получается не копия жизни, а какая-то другая форма жизни, связанная с реальностью, но с ней не совпадающая. Это и есть мир художественных образов. В этом мире образами является все: человек, цветок, облако, животное, солнце и луна. В этом мире смутно узнается реальность, но в то же время это не обычная жизнь)

2 задание

Назовите используемые в стихотворении художественные средства выражения (написать средства на русском с примерами из стихотворения). 5 мин.

4 очка

Перед заданием напомнить о возможных средствах выражения (лексические (синонимы, антонимы, архаизмы, лексика разных регистров языка), тропы (метафора, олицетворение, гипербола, литота, сравнение, аллегория), фигуры речи (градация, каламбур, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм, инверсия)).

3 задание

Дайте характеристику стихотворения с точки зрения стихосложения (тип рифмы, количество строф, длина строфы, ассонансы (аллитерация)). 2-3 мин. (4 quatrains, vers courts hexasyllabes (6) Rimes abaa, même mot à la fin du 1er et 4ème vers.) 

4 очка

Перед заданием напомнить, что делает из текста стихотворение – ритм, рифма. Какими они бывают?  

4 задание

Назовите то, что переводчик должен обязательно передать при переводе этого стихотворения. 5 мин. (Какие образы важны, какой общий настрой стихотворения, что важно в форме стихотворения, какие образные средства нужно сохранить).

6 очков

Перед этим заданием нужно напомнить об основных принципах перевода поэзии: создание эмоционального восприятия перевода адекватного оригиналу, передача образов, сохранение формы стихотворения и его звуковой стороны, передача выразительных средств языка.

5 задание

Проанализируйте предложенный перевод стихотворения. 10 мин.

Учащимся предлагается вытянуть один из существующих переводов и проанализировать его сильные стороны (что переводчику удалось передать) и слабые стороны (что переводчик упустил). Карточка заполняется в 2 столбика: плюсы и минусы.

10 очков

Перед этим заданием даётся краткая справка о том, что у данного стихотворения существует множество переводов, назвать самых известных переводчиков Валерий Брюсов, Борис Пастернак, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский).

В этом задании свою работу представляет каждая команда. Вначале они читают перевод.

Потом представляют то, что они в нём нашли. (всё это длится 30 мин).

После обсуждения все команды голосуют за лучший перевод. (им выдаются бланки для голосования)

6 задание

Представьте и аргументируйте Ваши иллюстрации к стихотворению. (5 мин) И иллюстрации и их аргументация должны быть подготовлены заранее. Время командам даётся на выбор лучшей с их точки зрения иллюстрации от команды.

8 очков

В этом задании свою работу также представляет каждая команда. (всё это длится 30 мин)

После обсуждения все команды голосуют за лучшую иллюстрацию. (им выдаются бланки для голосования) Команде, представившей лучшую иллюстрацию присуждается 5 очков.

По итогам круглого стола участникам предлагается написать их собственный перевод (дома) на дополнительную оценку.

Участникам команды-победительницы ставятся «5» по французскому и литературе с весом 45 как за творческий проект, 2 место «5» с весом 30 и 3 место – «5» с весом 10. Также в индивидуальном порядке можно определить наиболее активных участников и поставить им отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок французского языка и информатики и ИКТ

Тема  «Франция»,  тема урока «Прогулка по Парижу».  Знакомство с памятниками Франции; осознание учащимися возможности использования компьютера в практической деятельности....

интегрированный урок истории и литературы по стихотворению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок (пара) в 5 классе, сопровождающийся презентацией, содержит историческую основу произведения, обучение анализу текста. Урок представлен в виде технологической карты....

Интегрированный урок (французский язык+ИКТ) по теме: "Здоровье - главная ценность в жизни"

  Цели урока:          - создание условия для осознания и осмысления блока «Правильное питание» с применением средств ИКТ; ...

Интегрированный урок французского языка и урока географии по французскому языку в 10 классе

Интегрированный урок по французскому языку и географии в 10 классе.Класс: 10Учитель: Ильичева А.Н.Предмет: французский и географияТема: Экономика ФранцииТип урока: интегрированныйМесто урока: Школа № ...

Интегрированный урок (французский язык и музыка) "Три орешка для Золушки", 3 класс.

Аннотация квнеклассному интегрированному мероприятию«Три орешка для Золушки» (музыка, французский язык). Класс: 3 классТема: «Три орешка для Золушки»Тип мероприятия: обобщающий, театрализова...

Интегрированный урок (французский язык и МХК) "Любовь-вечная тема искусства", 9 класс.

          Мероприятие проводилось в 9 классе по теме «Мюзикл. Любовь – вечная тема искусства». Мероприятие интегрированное, метапредметное. Предметы: музыка и фран...

5 класс Интегрированный урок (французский язык+технология)

Методическая разработка интегрированного урока в 5-м классе....