Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Творческая история. Смысл названия.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Тихонова Галина Алексеевна

1 урок по роману с использованием презентации, мини-проекта и самостоятельной работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             УРОК В 10 КЛАССЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ И. С. ТУРГЕНЕВА.

ТЕМА. «Отцы и дети». Творческая история. Смысл названия.

ЦЕЛИ. Определить характерные черты периода конца 50- начала 60 годов 19 века; познакомить с историей создания романа, подвести учащихся к мысли о философичности темы; развивать умение устанавливать причинно- следственные связи; способствовать формированию нравственных качеств, воспитывать патриотизм.

ХОД УРОКА.

Вступительная беседа.

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого нашего классика И. С. Тургенева. Но прежде я хочу задать вам вопрос: бывают ли у вас конфликты с родителями?

-Почему они происходят?

-А в литературе, в уже знакомых произведениях, писатели рассказывали о конфликтах между детьми и родителями, между старшим и младшим поколением?

-Какой вывод можно сделать?

(Конфликт поколений- вечная тема, актуальная во все времена, во всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своих произведениях: В. Шекспир, А. Н. Островский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин. Обратился к ней и Тургенев).

-О каком же романе мы будем сегодня говорить?

-Какие цели перед собой поставим?

(Разобраться в том, что имел в виду Тургенев под словами «отцы» и «дети», о каком конфликте будет идти речь в романе).

-Итак, тема нашего урока- роман «Отцы и дети», творческая история, смысл названия. Но поскольку роман этот очень отдалён от нас во времени, я хочу предварить наш разговор о нём небольшим экскурсом в прошлое, в историческую обстановку, сложившуюся в России в конце 50-х – начале 60-х годов 19 века.

                                Сообщение и презентация учащейся.

Слово учителя о творческой истории романа.

-Такова была расстановка политических сил в то время, о котором рассказал нам Тургенев.

     Вы, конечно, помните, что до романа «Отцы и дети» Тургеневым были написаны уже романы «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо» (1858) и «Накануне» (1859). Чуткий к общественным переменам, Тургенев видел, что время дворянских гнёзд проходит, что дворянство обречено на гибель, потому что слишком велика его вина перед народом. Но кто должен прийти на смену дворянству? Кто осуществит преобразования, которых ждёт общество и которые так необходимы? И такой герой, не краснобай, способный только на слова, как Рудин, а деятель, появляется в романе «Накануне». Это Дмитрий Инсаров, студент- болгарин. Этот герой колоссально отличался от Рудина, от Лаврецкого. Он не живёт за чужой счёт, он решителен, не склонен к болтовне, он готовится возглавить восстание у себя на Родине, в Болгарии, против турецкого ига.

     Казалось бы, герой найден. Но он болгарин. В романе замыслам Инсарова не суждено сбыться, он умирает. В конце романа один из героев размышляет: «Будут ли в России свои Инсаровы?» Ответом на этот вопрос стал роман «Отцы и дети». Обратите внимание на начало романа:

-Что, Пётр, не видать ещё?- спрашивает Николай Петрович своего слугу.

-Никак нет-с, не видать,- отвечает Пётр.

-Не видать?- повторяет чуть позже барин.

-Не видать,- вторично ответствовал слуга.

     Начало символично. Должен появиться герой, которого с нетерпением ждут. И он приезжает с Аркадием- это Базаров. И с первых страниц  мы видим, как сильно отличается он от дворян, в семейство которых он приехал. Тургенев искал в предыдущих романах героя- деятеля. Дворяне на эту роль не подошли. Но когда Тургенев нашёл умного, честного, энергичного героя, то оказалось, что он не деятель, а разрушитель.  Нигилист, от латинского «ничто».

     Что подсказало писателю этого героя? Откуда взял он те взгляды, те убеждения, которыми наделил Базарова? Это исследование я поручила провести Олесе. Давайте познакомимся с её проектом.

                                  Проект «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

     Вот такого героя изобразил Тургенев в своём романе.

     Роман был закончен в 1862 году, а первая мысль о нём, по словам самого автора, зародилась у него в 1860-ом. В сентябре 1860 года Тургенев пишет своему другу П. Анненкову из Парижа: «Намерен работать изо всех сил. План моей повести готов до малейших подробностей, и я жажду за неё приняться».

     В течение зимы Тургенев пишет первые главы, но работа идёт медленно. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности накануне отмены крепостного права, писатель приезжает в Россию. Начатый до реформы роман он заканчивает уже после неё в Спасском и в письме к тому же Анненкову сообщает: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».

     Осенью, по возвращении из Парижа, Тургенев читает свой роман Боткину и Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь, а в чём-то споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» роман, вносит в него многочисленные изменения и поправки, и в марте 1862 года «Отцы и дети» появляются в журнале «Русский вестник», потому что с «Современником» к этому времени Тургенев уже разошёлся.

Анализ  1-7 глав романа.

-О чём же хотел поведать своим читателям  Тургенев, назвав роман не «Базаров», хотя из 28 глав только в трёх Базаров не появляется, а «Отцы и дети»? Обратимся к начальным главам. Почему  автор указывает точную дату действия: 20 мая 1859 года?

(Это придаёт  достоверность  событиям и обращает внимание на то, что действие происходит до реформы).

-С какой семьёй встречаемся мы?

-Расскажите о братьях Кирсановых.

                                   Подготовленный краткий пересказ биографии братьев Кирсановых.

-Мы не заметили в их биографиях ничего особенного. Они не злобны, не жестоки. Это образованные, хорошие люди.

     Во время переезда от постоялого двора Николай Петрович рассказывает сыну о произведённых им переменах в ведении хозяйства. Какие это перемены? Изменили ли они жизнь к лучшему?

                                   Подготовленный выборочный пересказ.

- Перечитаем описание местности, по которой ехали герои в Марьино (3глава). Подтверждает ли он сделанный нами вывод о том,  улучшили ли жизнь крестьян проводимые Николаем Петровичем реформы?

-Как по-вашему, каких взглядов придерживается Николай Петрович: он либерал, консерватор или радикал?

-Как встретил он Базарова? Обратите внимание: пожали ли друг другу руки Николай Петрович и Базаров?

-Найдите портрет Базарова. Что подчёркнуто в его внешности?

(Он равнодушен к внешнему виду, красная рука свидетельствует о его привычке к труду).

-Как представляется Базаров? Почему?

-Как вы думаете, по своему социальному положению кем является Базаров? (Он разночинец, демократ).

-Как выглядел Павел Петрович, когда мы его впервые увидели?

-Опишите его встречу с племянником.

-Вы заметили, что на этих страницах появляются английские и французские выражения? К чему бы это?

-А как он отнёсся к Базарову? Обратите внимание на деталь: в каком положении находятся руки Павла Петровича?

-В 5 главе происходит разговор Аркадия с отцом и дядей, из которого мы узнаём о взглядах Базарова. Что рассказал Аркадий о Базарове?

(Этот разговор открывает нам, что Базаров- разрушитель, ведь он отрицает весь предыдущий опыт, ничего не признаёт. И ясно становится, что взгляды Базарова не разделяют ни отец, ни дядя Аркадия. Но если Николай Петрович замолкает, узнав о том, что Базаров нигилист, то Павел Петрович сразу становится в открытую враждебную позицию).

-К каким общественным группам мы отнесём Базарова и Павла Петровича?

-Какой же смысл вложил Тургенев в название своего романа? О каком конфликте задумал нам рассказать?

(Конечно, это конфликт общественно-политический, это противостояние либералов и демократов, поколения 40-х и конца 50-х годов)

-Но только ли борьбу мировоззрений имел в виду Тургенев, давая своему роману название «Отцы и дети»? Может, смысл названия не столь однозначен? И задача Тургенева не сводилась лишь к противопоставлению дворян-либералов и разночинцев-демократов?

Самостоятельная работа учащихся с текстом романа.

Проанализируйте самостоятельно указанные фрагменты романа и сделайте вывод: присутствует ли в романе семейный конфликт? Понимают ли друг друга отец и сын?

Вариант 1.

     Перечитайте разговор Николая Петровича с Аркадием от слов «Строгий моралист найдёт мою откровенность неуместною…» до слов «Но он тут же обвинил себя» (глава 3). Почему «что-то кольнуло Николая Петровича в сердце»?

     Обратите внимание:  отцу Аркадия чуть больше сорока лет. Он в течение пяти часов ждал сына на ***шоссе. При встрече «Николай Петрович казался гораздо встревоженнее сына;  он словно потерялся немного, словно робел».  По дороге отец пытается поговорить с сыном на важную для него тему: о своей личной жизни. Аркадий остановил отца, «наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы». И что-то кольнуло Николая Петровича в сердце… Что же произошло?

Вариант 2.

     Перечитайте разговор Аркадия с отцом о Фенечке от слов «Аркадий опустил глаза.» до слов «…бывают положения трогательные, из которых всё-таки хочется поскорее выйти» (глава 5).  Обратите внимание на авторские ремарки, характеризующие чувства Аркадия. Почему Николай Петрович смущался? Почему он сознавал, «что едва ли не большее бы уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела»?

     Обратите внимание: во времена Тургенева браки дворян с крестьянками не одобрялись, считались делом постыдным. Николай Петрович влюбился в Фенечку, дочку своей экономки. В отсутствие Аркадия (они с отцом не виделись год) у Николая Петровича родился сын, маленький Митя. Такое от взрослого сына не скроешь. Ещё по дороге в Марьино отец признался, что Фенечка живёт в их доме, а про сына Митю ничего не сказал. И вот на другое утро во время завтрака снова зашёл разговор о Фенечке.  Что высветил он во взаимоотношениях отца и сына?

             

( Семейный конфликт тоже присутствует в романе. Молодой Аркадий переполнен радостными чувствами: он закончил учёбу, свободен, молод, впереди вся жизнь. Ему нет дела до переживаний отца. Он проявляет бестактность по отношению к отцу и даже не замечает этого. Отец  видит это, но прощает ему всё, видимо сердцем отцовским понимая, что сын ещё многого в жизни не испытал, он не знает, что это такое: похоронить любимую жену и жить в одиночестве. И отец не обижается.

     Столь же бестактно ведёт себя Аркадий и дома, когда заводит разговор о Фенечке. Аркадий понимает, что ведёт себя не совсем порядочно, но вместе с тем чувствует себя великодушным, как, пожалуй, человек, прощающий преступника. Отец прекрасно понимает, что «едва ли не большее бы уважение оказал бы Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела». Он переживает, у него сильно бьётся сердце. Когда Аркадий возвращается от Фенечки и они обнимаются, оба чувствуют неловкость, и радуются, когда дядя своим приходом избавляет их от этой неловкости.)

    Вывод. Таким образом, мы увидели, что смысл названия романа неоднозначен. С одной стороны, в нём обозначен конфликт мировоззрений, с другой- конфликт отцов и детей в прямом смысле. И всем ходом романа (мы убедимся в этом в дальнейшем) Тургенев говорит: конфликт и общественный, и семейный неизбежен- так устроена жизнь. Но молодое поколение не должно отбрасывать жизненный и духовный опыт отцов. Рисуя лучших представителей поколения «отцов», писатель пытается донести до нас мысль о важной роли стариков в прошлом и настоящем России. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным  наукам и прочим положительным явлениям, но нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Поколения должны находить компромиссы, а они возможны только тогда, когда в отношениях присутствуют любовь и уважение. Подтверждением этих выводов служат судьбы героев романа: Базаров и Павел Петрович,  непримиримые идейные противники, эгоисты и одиночки, глубоко несчастны и умирают- кто физически, кто духовно. А Аркадий продолжает род, женившись на Кате Локтевой,  и продолжает дело отца с большим успехом, чем это удавалось Николаю Петровичу.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Полезным ли для вашего личного опыта стал наш урок? Заставил ли он вас задуматься об отношении к родителям?

Выставление оценок.

Задание на дом. Составить сравнительную характеристику Базарова и Павла Петровича (социальная принадлежность, портрет, речь, образ жизни); перечитать 10 главу, отметить идейные разногласия героев; гл. 22, 24 (индивидуально- пересказ сцены дуэли), эпилог.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ТЕМА: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского». ЦЕЛЬ УРОКА:  объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово  «уроки» ЗАДАЧИ: раскрыть содержа...

Место вишнёвого сада в системе образов пьесы А. Чехова "Вишнёвый сад". Символический смысл названия.

В данной презентации содержится материал по пьесе "Вишнёвый сад", Рассматривается сад - главный персонаж пьесы....

Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина "Кукушка" (мастерская построения знаний и творческого письма).

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Кукушка" с применением технологии мастерских....

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Война и мир без кавычек. Смысл названия.

Оглавление:Л.Н. Толстой на пути к роману «Война и мир».Споры о названии.Смысл названия романа «Война и мир».Выводы.Литература....

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....