Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Пархоменко Елена Юрьевна

КТП по литературе для 7 классов составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов В.Я Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной и ориентирована на традиционную систему преподавания по учебнику В.Я.Коровиной и др., выпускаемого издательством «Просвещение». / Литература: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений в 2 ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). -13-е изд. – М.: Просвещение, 2007./

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_7.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Литература. 7 класс

ДАТА

Корректировка

ТЕМА

ВИДЫ РАБОТ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1

Введение.

Литература как эстетическое отражение действительности и выражение идеалов писателя.

Беседа.

Знать: образную природу  словесного искусства.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

2

Предания как поэтическая автобиография народа.  Воцарение Ивана Грозного. Сороки-ведьмы. Петр и плотник.

Пересказ с сохранением особенности повествования.

Предание

Знать:  предание как литературный жанр.

Уметь: пересказывать с сохранением особенностей повествования.

3-4

В мире русской былины.

 «Вольга и Микула  Селянинович».Воплощение в былине нравственных устоев русского народа. Микула- носитель лучших человеческих качеств.

Рассказ о былине и ее особенностях. Пересказ былины с использованием характерной для нее лексики.

Былина. Гипербола

Знать:  своеобразие былин как исторических песен эпического характера.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин

5

Вн.чт. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Бескорыстное служение родине и народу.

Рассказ о былинном герое.

Героический эпос

6

Новгородский цикл былин «Садко». Поэтичность и своеобразие былины.

Комментированное чтение.


Знать:  своеобразие былин как исторических песен эпического характера.

Уметь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия  былин.

7

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок.

Аукцион пословиц.

Пословица, поговорка.

Знать: малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь: создавать письменное оригинальное произведение.

8

Древнерусская литература.

 «Повесть временных лет». Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси.

Чтение древнерусского текста, толкование устаревших слов и оборотов. Изложение текста своими словами.

Словарная работа.

Знать: основы христианской морали.

Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст.

9

«Повесть о Петре и Февронии». Историческая основа повести. Нравственный идеал человека.

Характеристика Февронии, толкование ее ответов. Анализ лексики.

Повесть. Житие

Знать: основы христианской морали.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

10

М.В. Ломоносов-человек, ученый, поэт. «ночною темнотою…», «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…», «Случилось два астронома в пиру…»Тема могущества и величия России, уверенность в будущем русской науки.

Формулирование в виде тезисов основных  мыслей  статьи Шергина. Выразительное чтение, чтение наизусть. Сравнение жанра стихотворения и оды.

Ода.

Знать: биографию М.В.Ломоносова, историческую основу стихотворений.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

11

Г.Р.Державин.

Очерк жизни и творчества. «Река времен в своем стремленьи…», «Признание», «На птичку». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Роль поэта и назначение поэзии.

Составление плана хрестоматийной статьи, пересказ по плану. Наблюдение над метафорическими сравнениями, олицетворением, инверсией.

Инверсия.

Знать: основные этапы жизненного пути Державина

Уметь: в поэтическом тексте находить выразительные средства (метафоры, сравнения, олицетворения, инверсии).

12

Обыденное и фантастическое  в балладе В. А.Жуковского  «Лесной царь»

Рассказ о писателе. Выразительное чтение.

Баллада

Знать: биографию В.А. Жуковского, жанр баллады.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

13

А.С. Пушкин.

Поэма «Полтава». Интерес Пушкина к истории России. Прославление мужества, выражение чувства любви к Родине. Образ Петра Великого в поэме.

Комментированное чтение фрагментов поэмы, беседа по содержанию. Сравнение изображения боя Пушкиным и Лермонтовым. Портреты Петра и Карла. Наблюдение над звуковой стороной стиха. Анализ языковых средств.

Антитеза, аллитерация.

Знать:  историческую основу поэмы.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

14

А.С. Пушкин

 «Медный  всадник» (вступление). Гордость автора за свой город.

Наблюдение над художественно-языковыми средствами. Чтение наизусть.

Знать:  историческую основу поэмы.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

15

А.С. Пушкин

 «Песнь о вещем Олеге». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник.

Художественное чтение. Выявление архаизмов. Роль эпитетов в характеристике персонажей.

Баллада.

Знать:  историческую основу стихотворения.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

16

А.С. Пушкин.

Трагедия «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Вступительная беседа по тексту статьи «Пушкин-драматург». Инсценированное чтение. Анализ языка Пимена.

Драма, трагедия.

Знать:  историческую основу трагедии.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

17

18

А.С.Пушкин

«Станционный смотритель». Гуманизм повести. Общечеловеческая тема «блудных детей».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Выразительное чтение.

Повесть

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа.  

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

19-20

М.Ю. Лермонтов.

 «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси, судьбе и правах человеческой личности.

Выразительное чтение. Анализ языковых средств. Характеристика Калашникова, Ивана Васильевича с использованием цитат.

Фольклоризм литературы

Знать: содержание поэмы, нравственную проблематику владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведений.  

Уметь: анализировать язык  поэмы, её связь с УНТ.

Домашнее сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Знать:  содержание прочитанного  произведения.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный план, редактировать написанное.

21

М.Ю.Лермонтов.

 «Когда волнуется желтеющая нива…»: восприятие, истолкование, оценка. «Молитва», «Ангел». Земное и небесное в человеческой душе.

Анализ стихотворений. Сравнение стихотворений с пейзажными зарисовками русских художников. Наблюдение над звуковым инструментом стиха.

Знать:  о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

22-25

Н.В. Гоголь.

«Тарас Бульба». Характеристика героев. Образ матери. Картины степи. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Самоотверженная борьба запорожцев за родную землю.

Конспектирование статьи о Гоголе, пересказ конспекта. Рассказы о Тарасе Бульбе, Остапе, Андрее, их характеристик, сравнительная характеристика. Наблюдение над особенностями языка.

Архаизмы.

Антитеза. Роды литературы. Литературный герой.

Знать: содержание повести, нравственную проблематику, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведений. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Домашнее сочинение по повести «Тарас Бульба», анализ сочинения.

Характеристика литературного героя.

Знать:  содержание прочитанного  произведения.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный план, редактировать написанное.

26-28

И.С. Тургенев

«Бежин луг». Мастерство в изображении жизни России, быта крестьян. Художественное своеобразие рассказа.

Выписки, необходимые для характеристики персонажей. Описание портрета Бирюка, одного дня из его жизни.

Знать:  содержание понятия пейзаж.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

29

И.С. Тургенев

 «Стихотворения в прозе». Особенности жанра. Размышления о богатстве и красоте русского языка. Нравственные уроки тургеневских стихотворений в прозе.

Анализ текстов. Высказывание собственного мнения о содержании.

Стихотворения в прозе

Знать:  содержание нравственных уроков тургеневских стихотворений в прозе.

Уметь: анализировать текст, высказывать собственное мнение о содержании

30-31

Н.А. Некрасов

 «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин.

Чтение в лицах. Сопоставление стихотворения Тургенева «Порог» и поэмы.

Поэма

Знать:  историческую основу поэмы.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

32

Н.А. Некрасов

 «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Выразительное чтение, чтение наизусть.

Ирония. Трехсложные размеры стиха

Знать:  об  образной яркости и повествовательном начале Некрасова.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

33

Поэтическое творчество Н. Гайдука.

Выразительное чтение, чтение наизусть.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

34-35

М.Е. Салтыков-Щедрин

 «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Сатира на социальные и нравственные пороки общества.

Чтение в лицах. Сопоставление иллюстраций с текстом. Наблюдение над использованием гиперболы.

Сатира, гротеск, абсурд, юмор.

Знать: содержание сказок. Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

Вн.чт.: М.Е. Салтыков-Щедрин  «Дикий помещик»

Анализ сказки

36-37

Л.Н. Толстой

«Детство». Взаимоотношения детей взрослых. Жизненные уроки героя. Образ матери в повести.

Работа с текстом. Формирование оценочных суждений. Сочинение-рассуждение.

Повесть.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа.  

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

38-39

А.П. Чехов

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. «Злоумышленник». Человек и общество. Рассказы по выбору учащихся.

Разыгрывание сюжета по ролям. Рецензирование вариантов ролевого чтения. Наблюдение над назначением детали.

Сатира и юмор как формы комического

Знать: сюжет и образную систему рассказа.  

Уметь: давать оценку действиям героев.

40-41

И.А. Бунин

 «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей. «Лапти». Стихотворения «Родина», «Догорел апрельский светлый вечер…»

Комментированное чтение, беседа. Наблюдение за языковыми средствами, отражающими внутренний мир человека.\

Знать: содержание понятия «Деталь произведения».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста.

42-43

А.М. Горький

 «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Вера в творческие силы народа.

Сообщение о писателе. Сравнительная  характеристика. Рассказ об Алеше Пешкове с использованием цитат.

Тема и идея произведения

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Домашнее сочинение – характеристика  литературного героя (по повести А.М. Горького «Детство»).

Знать:  содержание прочитанного  произведения.

Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный план, редактировать написанное

44

М. Горький

«Старуха Изергиль». Образ Ларры. «Легенда о Данко». Подвиг во имя человека.

Художественный пересказ. Анализ изобразительных средств.

Легенда.

Знать: содержание легенды; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

45

Л. Андреев

«Кусака». Отношения человека с животным миром. Проблема одиночества, способность к состраданию.

Составление плана. Комментирование художественных средств, передающих переживания собаки.

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

46

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение...».Представления поэта о роли творчества в жизни человека и общества. «Хорошее отношение к лошадям»Проблема одиночества и человеческой черствости

Анализ стихотворений.

Лирический герой, метафора, афоризмы, неологизмы, просторечия

Знать: нравственную проблематику;

Уметь: анализировать поэтический текст, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

47-48

А.П. Платонов

 «Юшка». Любовь и уважение к человеку.

Дискуссия на тему: «Можно ли в наше время жить по Евангелию?»

Знать:  факты биографии Платонова; своеобразие языка рассказа, стилистическую манеру писателя.

Уметь: анализировать эпизоды

49

А.П. Платонов

 «Неизвестный цветок». Идея великого братства всего  во Вселенной.

Беседа. Письменный ответ на вопрос: «Ради чего живут платоновские герои?»

Знать: содержание рассказа. Уметь: анализировать эпизоды, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

50-51

А.Т. Твардовский

«Братья». Воспоминания о детстве, размышления о родных, об их судьбах. Лирические стихотворения поэта.

Презентация стихотворений автора.

Лирический герой

Знать:  содержание изучаемых произведений, образную природу словесного искусства.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста.

52

Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны о военной поэзии Ю.Г.Разумовским.

Чтение и анализ интервью. Составление интервью «Мой разговор с участником войны».

Публицистика. Интервью

Знать:  содержание интервью, образную природу словесного искусства.

Уметь: составлять интервью.

53-54

Ф.А.Абрамов

 «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Беседа по содержанию.

Знать:  факты биографии Абрамова; своеобразие языка рассказа, стилистическую манеру писателя.

Уметь: анализировать эпизоды данного произведения

55

Е.И.Носов.

 «Кукла». «Радуга». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности.

Беседа о связи поколений, о памяти потомков. Работа со словообразовательным гнездом

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

56

Ю.П.Казаков

. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.

Краткий рассказ о писателе. Беседа по содержанию. Составление плана пересказа.

Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

57

Тихая моя Родина. Стихотворения Э. Нонина, В.Брюсова, Н. Заболоцкого, Н Рубцова. Человек и природа. Общее и индивидуальное восприятие родной природы русскими поэтами.

Беседа по содержанию. Описание портрета  рассказчика.

Знать:  сведения о жизни и творчестве поэтов Э. Нонина, В.Брюсова, Н. Заболоцкого, Н Рубцова.  

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

58

Вн.чт. Б. Васильев «Великолепная шестерка» Нравственно-экологические проблемы.

Отзыв о прочитанном.

Знать: содержание рассказа, нравственную проблематику произведения.

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию.

59

Д.С. Лихачев

 «Земля родная» Духовное напутствие молодежи.  «Учимся говорить и писать» (урок развития речи)

Составление плана статьи. Овладение особенностями чтения публицистического текста.

Публицистика.

Мемуары

Знать: биографию Д.С. Лихачева, стиль публицистики.

Уметь: воспринимать и анализировать публицистический текст.

60

Роберт Бернс.

 «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!»

Чтение и анализ.

Антитеза.

Знать: биографию Роберта Бернса, содержание стихотворений. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

61

Д.Г.Байрон.

«Властитель наших дум».

О Байроне. Чтение текста стихотворения. Творческая импровизация.

Знать: основные этапы жизненного пути Д.Г. Байрона.

Уметь: в поэтическом тексте находить выразительные средства (метафоры, сравнения, олицетворения, инверсии).

62-63

Японские хокку.

Чтение стихотворений из книги «Одинокий сверчок» в переводах А.А.Долина. Сопоставление ритмики японских хокку с русской ритмикой.

Хокку

Знать: своеобразие ритмики и содержания японских хокку. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

64-65

Джеймс Олдридж

«Отец и сын». Ответственность за судьбу близкого человека.

Беседа, самостоятельное формулирование выводов об отношениях отца и сына.

Знать: содержание рассказа; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

66

О. Генри Преданность и жертвенность во имя любви. «Дары волхвов».

Рассказ об истории подарка, полученного или преподнесенного кому-то.

новелла

Знать: содержание новеллы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

67

Л. Пиранделло «Черепаха». В чем измеряется счастье?

Знать: содержание новеллы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

68

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...