Трагические судьбы ночлежников. Нравственные уроки пьесы М. Горького "На дне".
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Андреева Алла Юрьевна

Методическая разработка урока по пьесе М. Горького "На дне". Использована технология критического мышления:

-концептуальная карта и её защита

-постановка проблемных вопросов

-элементы исследовательской работы с текстом

и другие эффективные приемы, позволяющие взглянуть на изучаемое произведение с позиций сегодняшнего дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tragicheskie_sudby_nochlezhnikov_v_pese_m._gorkogo_na_dne.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель литературы

Андреева Алла Юрьевна,

ГБОУ СОШ № 353

 им. А. С. Пушкина

г. Москвы

Тема урока: Трагические судьбы ночлежников. Нравственные уроки пьесы М. Горького «На дне»

Цели урока:

                

        развивающие:

-развивать умение видеть главное, существенное по предложенной проблеме;

-наработка умения объединять подобранный участниками группы материал в концепцию, составить концептуальную карту – своего рода «путеводитель»;

-закреплять навык выделять основную мысль, лейтмотив в многообразии мыслей, подчинять их общей идее, подводить к общей концепции;

-развитие навыка монологической речи, тренинг в мастерстве ораторского искусства, умения сделать свое публицистическое выступление убедительным, логичным, насыщенным доводами и фактами текста.

-Воспитательные:

-содействовать формированию чувства гуманизма, милосердия, сострадания слабому, обиженному судьбой, обездоленному или оступившемуся человеку;

-побуждать учеников вникать в субъективные и социальные причины нищеты;

-побуждать к тому, чтобы ученики увидели в изгоях общества несчастные человеческие души;

-помочь осознать, что проблемы «дна» не должны оставаться на обочине социального процесса;

-содействовать формированию активной гражданской позиции – внутренней потребности поддержать нуждающегося, действенно помочь ему, внести возможную лепту в соцзащиту беднейших слоев;

-формировать коллективистское  начало в учащихся, ориентируя его на деятельность в коллективе;

-способствовать воспитанию жизнестойкости, активного противодействия сложным обстоятельствам, адаптации выпускника к сложной взрослой жизни;

-воспитание уважительного отношения к собеседникам, толерантности в решении проблем;

-воспитание культуры дискуссионной беседы;

-воспитание чувства ответственности при работе в коллективе, желания поделиться с товарищами своими мыслями, находками, мнением;

-возбуждать чувство самоуважения, уверенности.

-Образовательные:

-обобщить и систематизировать знания учащихся по тексту пьесы М.Горького «На дне»;

-обеспечить знание судеб ночлежников Костылева;

-добиться осмысления проблем, поднимаемых автором через  тему босячества, понимания авторской позиции.

Оборудование:

-Иллюстрации – сцены из постановки МХАТА, 1902 г.:

  1. Сцена из IV действия
  2. Программа первого спектакля
  3. Группа босяков
  4. Сцена из III действия
  5. Фотографии первых исполнителей

-Таблица-эпиграф, таблица-заставка

-Диск – записи:

  1. Ф.Шаляпин  «Солнце всходит и заходит»
  2. Вадим Козин «Нищая». Комп. А.А. Алябьев. Сл. П.-Ж. Беранже. Пер. Д.Т. Ленского

-Раздаточный материал:

  1. Результаты анкетирования
  2. Карточка «Ознакомьтесь с информацией  дня сегодняшнего»
  3. Текст стихотворения «Нищая» П-Ж Беранже, пер. Д.Т.Ленского
  4. Текст стихотворения П.-Ж. Беранже «Безумцы»

-Рабочий материал:

  1. Ватман
  2. Маркеры

Технология критического мышления. Урок защиты концептуальных карт

Ход урока

Оргмомент.

        Объявление темы.

Начиная от себя…

        Приглашение к соразмышлению по заявленной теме. Актуализация программного материала. На фоне тихой  мелодии «Солнце всходит и заходит» ученики знакомятся с результатами опроса, проведенного накануне (Информационный раздаточный материал на учебных столах):

***

Информация к размышлению

Языком цифр

Без комментария

(Результаты опроса старшеклассников

школы № 353 г. Москвы)

1

Что испытываете Вы, когда видите опустившегося, пьяного человека?

а

Брезгливость, отвращение

29

б

Недоумение: как можно дойти до такого?

16

в

Жалость

30

г

Не обращаю внимания

25

2

Что чувствуете Вы, когда видите немощного, убогого пожилого человека, калеку?

а

Неприятное впечатление

16

б

Недоумение: зачем такие живут?

4

в

Жалость

69

г

Не обращаю внимания

11

3

Как поступаете Вы, когда у Вас просят милостыню нуждающиеся в ней?

а

Подаю

81

б

Отхожу прочь

19

4

Что руководит Вами, когда Вы  подаёте нуждающемуся?

а

Милосердие

54

б

Не обедняю

22

в

Хочется выглядеть достойно

5

5

Что руководит Вами, если Вы не подаёте просящему?

а

Копейкой дело не поправишь

6

б

Это не моя проблема

4

в

Пусть о нем (ней) позаботятся близкие

г

У меня своих проблем хватает

3

д

Нет возможности

6

6

Как поступаете Вы, когда у Вас попрошайничают те, кто сделал это своим ремеслом?

а

Подаю – пусть только отстанут

9

б

Презрительно отхожу прочь

91

7

Считаете ли Вы, что государство обязано решать проблемы нищенствующих слоёв?

а

Да

73

б

У государства есть другие, более важные проблемы

11

в

Нет. Дело выживания – личное дело каждого

16

8

Считаете ли Вы, что государство сегодня  в состоянии решить проблемы «дна»?

а

Да

37

б

Нет

63

9

Если «нет», то почему?

а

Нет материальных, финансовых возможностей

6

б

Нет цивилизованных способов очистки «дна»

27

в

Нет желания заниматься этим

30

10

Исключаете ли Вы для себя  опасность «выломиться» из нормальной жизни на «дно»?

а

Да

24

б

Нет

71

5 - не знаю…

11

Если «нет», то возможные «рифы»?

а

Превратности судьбы

60

б

Болезнь

41

в

Совершение преступления

9

г

Несовершенство законов, адвокатской защиты, социальной поддержки

34

12

Если «да», то почему?

а

Я сильная личность, у меня твердые принципы

12

б

У меня основательная материальная база, созданная моими родителями

13

в

Я уже много видел трудностей, уверен(а), что сумею подняться при любом ударе судьбы

10

13

Допускаете ли Вы, что в будущем, при наличии  у Вас денег и власти, Вам  захочется «копаться в грязи», вникать в проблемы  опустившихся или сломленных людей?

а

Да

44

б

Нет

51

5 – не знаю…

14

Если «да», то, по Вашему мнению, сумеете ли Вы выработать программу действенной помощи ?

а

Да

17

б

Нет

30

Построю приют для больных,  дом для престарелых…

На подходе к осмыслению эпиграфа

        Исследовательская работа.

Этапы деятельности:

 1. Рассматриваем афишу.

 2.Первые наблюдения.

 3. Мысли вслух.

        Искомые версии:

        *действуют хозяева и ночлежники

        *ночлежников ничего не объединяет

        *возраст людей разный, но более -  молодой или средний

        * «люди без имени» или с кличками

(Каждая «находка» осмысляется, бегло комментируется)

        Попутный вопрос:

        ?/ Клички – примета общения какого слоя?

        Искомые ответы:

        *деклассированных элементов

        *уголовного мира

Осмысление эпиграфа:

         По сцене моё имя Сверчков-Заволжский.

 Никто  этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени…  Понимаешь ли ты, как это обидно  – потерять  имя?  Даже собаки имеют клички…

Под «микроскопом»…

        Работа над текстом авторской ремарки. 

Задание – выделить ключевые слова. Параллельное обращение к иллюстрациям – «На дне» в постановке МХАТа

        Искомые слова:

  1. «грязное»
  2. «нары»

Разговорная разминка

Словесная зарисовка. «Утро в ночлежке». С миру – по штришку…

Вместо обобщения

Договорите фразу: «Итак, внешний и внутренний мир ночлежников…»

Постановка проблемы:

Кто виноват в изломанных судьбах ночлежников?

Групповая работа за круглыми столами.

        В группах – 6-7 человек (добровольное объединение  по принципу комфортности общения или единомыслия). «Мозговой штурм». Выработка концепций. Творческое «сворачивание» информации в художественные и словесные образы. Оформление концептуальных карт (своего рода «путеводителей» для защиты своей концепции). Концептуальная карта выполняется фломастерами на листе ватмана.

Презентация концепций

        Защищающие концепцию ученики, лидеры группы,  выступают, используя концептуальную карту. После каждой защиты – полемика, в которую включается весь класс. Оптимальный вариант - 3-4 вопроса от других групп. Отвечать на вопросы оппонентов могут  все члены защищающейся группы.

(Учитель наблюдает за активностью каждого члена группы, поощряет умение ставить стимулирующие, провокационные, интересные вопросы оппонентам, способствующие тому, чтобы выявить слабые звенья  в позиции соперников. Ведущему ученику оценку выставляет учитель, всем участникам группы – отвечавший ученик. Оценки выставляются не выше, чем лидеру. Учитель оставляет за собой право проверить объективность выставления оценки товарищам, если возникают сомнения. Учитель на равных условиях включается в дискуссию и ведет её к искомым мыслям).

Искомое направление:

  1. Воззвание к милосердию: пожалей несчастного, помоги слабому!
  2. Будь сильным! Не дай воли слабостям! Борись с порочными наклонностями!
  3. Предостережение: оступишься – можешь не подняться! Помоги себе сам!
  4. Не жалко опустившегося – побереги себя! Социальное «дно» - не только мерзкое явление разложения человеческой личности, но и опасное – источник преступлений разного рода.

  1. К этим выводам приходят сами ученики в ходе защиты концепций и правильно организованной беседе-дискуссии.  

Завершение работы

        Оценка учителем концепций, если понадобится – высказывание собственного мнения по проблеме, уточнение, если необходимо, уточнение  авторской позиции.

Положение дел сегодня

        ? // Почти риторические вопросы:

        -Пьеса поставлена 111 лет назад. Утратила ли она свою актуальность?

        - Решены ли проблемы низших слоев общества?

Вместо комментария к ученическим мнениям – распечатка новостей России.

День сегодняшний

(раздаточный материал)

***

Ознакомьтесь с информацией!

Всё не так безнадежно…

СМИ России

(Информацию подбирают назначенные учителем политинформаторы).

Пример информативного блока:

***

МОСКВА.  В столичных "ночлежках" для бездомных людей свободно около 660 мест, сообщили в прямом эфире телеканала ТВЦ заместители мэра столицы.

По их  словам, на всех станциях метро размещена информация с адресами и телефонами тех мест, где можно переночевать, поесть и получить одежду.

"В прошлом году москвичи сдали более 17 тысяч предметов одежды, которая была передана бомжам" – цифры, названные в отчете.

Представители власти призвали москвичей не быть равнодушными, глядя на замерзающего бомжа. По ее словам, с начала года на улицах столицы умерло от переохлаждения 11 человек. Передозировка алкоголя унесла жизни 163 человек, причем в основном "нормальных людей".

В настоящее время в Москве работает восемь "ночлежек" на 1.550 мест и четыре санпропускника, в которых можно получить горячее питания и помыться.

На поэтической волне

Звучит романс в исполнении Вадима Козина

Нищая

слова П. Беранже, музыка А. Алябьева
перевод Д. Ленского

Зима, метель, и в крупных хлопьях

При сильном ветре сне валит.

У входа в храм одна, в отрепьях,

Старушка нищая стоит...

И милостыни ожидая,

Она все тут с клюкой своей,

И летом, и зимой, слепая...

Подайте ж милостыню ей!

Сказать ли вам, старушка эта

Как двадцать лет тому жила!

Она была мечтой поэта,

И слава ей венок плела.

Когда она на сцене пела,

Париж в восторге был от ней.

Она соперниц не имела...

Подайте ж милостыню ей!

Бывало, после представленья

Ей от толпы проезда нет.

И молодежь от восхищенья

Гремела «браво» ей вослед.

Вельможи случая искали

Попасть в число ее гостей;

Талант и ум в ней уважали.

Подайте ж милостыню ей!

В то время торжества и счастья

У ней был дом; не дом — дворец.

И в этом доме сладострастья

Томились тысячи сердец.

Какими пышными хвалами

Кадил ей круг ее гостей —

При счастье все дружатся с нами;

При горе нету тех друзей...

Святая воля провиденья...

Артистка сделалась больна,

Лишилась голоса и зренья

И бродит по миру одна.

Бывало, бедный не боится

Прийти за милостыней к ней,

Она ж у вас просить стыдится...

Подайте ж милостыню ей!

Ах, кто с такою добротою

В несчастье ближним помогал,

Как эта нищая с клюкою,

Когда амур ее ласкал!

Она все в жизни потеряла!

О! Чтобы в  старости своей

Она на промысл не роптала,

Подайте ж  милостыню ей!

Аукцион

«5» -  за один ответ на вопрос (знание текста пьесы).

        ?// Вы слушаете  перевод стихотворения  Беранже. Есть ли  строки других стихотворений  в тексте? Какие?

        Правильный ответ:

  1. Актер сначала забыл, но потом вспомнил стихотворение Беранже.

Дополнительный материал для особенно пытливых учащихся –

полный текст стихотворения, отрывок которого привел М.Горький

(распечатка  выдается  желающим учащимся)

П.Беранже

                                                БЕЗУМЦЫ

                      Оловянных солдатиков строем

                      По шнурочку равняемся мы.

                      Чуть из ряда выходят умы:

                      "Смерть безумцам!" - мы яростно воем.

                      Поднимаем бессмысленный рев,

                      Мы преследуем их, убиваем -

                      И статуи потом воздвигаем,

                      Человечества славу прозрев.

                      Ждет Идея, как чистая дева,

                      Кто возложит невесте венец.

                      "Прячься", - робко ей шепчет мудрец,

                      А глупцы уж трепещут от гнева.

                      Но безумец-жених к ней грядет

                      По полуночи, духом свободный,

                      И союз их - свой плод первородный -

                      Человечеству счастье дает.

                      Сен-Симон все свое достоянье

                      Сокровенной мечте посвятил.

                      Стариком он поддержки просил,

                      Чтобы общества дряхлое зданье

                      На основах иных возвести, -

                      И угас, одинокий, забытый,

                      Сознавая, что путь, им открытый,

                      Человечество мог бы спасти.

                      "Подыми свою голову смело! -

                      Звал к народу Фурье. - Разделись

                      На фаланги и дружно трудись

                      В общем круге для общего дела.

                      Обновленная вся, брачный пир

                      Отпирует земля с небесами, -

                      И та сила, что движет мирами,

                      Человечеству даст вечный мир".

                      Равноправность в общественном строе

                      Анфантен слабой женщине дал.

                      Нам смешон и его идеал.

                      Это были безумцы - все трое!

                      Господа! Если к правде святой

                      Мир дороги найти не умеет -

                      Честь безумцу, который навеет

                      Человечеству сон золотой!

                      По безумным блуждая дорогам,

                      Нам безумец открыл Новый Свет;

                      Нам безумец дал Новый завет -

                      Ибо этот безумец был богом.

                      Если б завтра земли нашей путь

                      Осветить наше солнце забыло -

                      Завтра ж целый бы мир осветила

                      Мысль безумца какого-нибудь!

                      Перевод В. Курочкина

Дом. зад. : сбор текстового материала   к диспуту «Спор о правде. Лука. Сатин. Бубнов». Закладки в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

Интегрированный урок "Судьба человека - воплощение трагической судьбы народа"

Урок патриотической направленности с пименением ЭОР...

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...

Конспект урока по родной литературе (русской) в 9 классе «Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны» (по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления»)

Конспект  урока  по родной литературе (русской)в 9 классе«Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны»(по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления&ra...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны

Знакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся,  отрабатывать навыки выразительного чтения.  монологического и диалогического высказы...