Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Брехнева Любовь Владимировна

Рабочая программа составлена по программе В.Я.Коровиной на 3 часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семёновская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована                                                                      «Утверждаю»                                                             к утверждению на Педагогическом                                                   Директор:       Шичко Т.В.          

совете                                                                                                    Приказ от_____2012г  №___                                                                                                                                            (Протокол от_____2012г №___)          

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 11 класса

2012-2013 учебный год

Учитель II категории  

Брехнёва Любовь Владимировна

Стаж работы 10 лет

                                                                 

                                                                с. Семеновка

2012

Пояснительная записка

Основные цели, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
  2. формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
  3. развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  4. воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
  5. воспитание культуры речи учащихся.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Разработана рабочая программа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09. 2010г №1439).

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы основного общего образования, авторской программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 11 классе – 105 часов, то есть из расчёта 3 часа в неделю.

Обоснование выбора данной программы для составления рабочей программы:

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Главная идея данной программы по литературе – помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку, где при написании творческой части (части С) выпускник должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на уроках литературы предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ЕГЭ. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

           Цели и задачи курса отвечают требованиям стандарта: 

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа:

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на 105 часов, в том числе 10 часов отведено на развитие речи и 18 часов на внеклассное чтение. Также запланированы обобщающие уроки и уроки-зачёты после изучения разделов.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение  новых  знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, заседание клуба знатоков, семинар.

   Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное  и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ. 

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Компетентностный подход тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредментных и предметных компетенций.

 Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

 Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.  Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщённые способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщённых способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое  внимание уделяется познавательной активности учащихся, мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает всё более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методике деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

   Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Виды и формы контроля:

Текущий, промежуточный, итоговый:

- письменный ответ на вопрос;

- зачёт;

- сочинение  на литературоведческую тему;

- тест;

- задание в формате ЕГЭ.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч.)

Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века

Литература начала XX века

Писатели-реалисты начала XX века (14 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество»

«Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа.«Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

Максим Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Три правды в пьесе.

Серебряный век русской поэзии (18 ч.)

Русский символизм и его истоки. «Старшие символисты»: Н.Минский, Д.Мержковский,  З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб.

«Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, В.Иванов.

В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны»

 К.Д.Бальмонт («Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник») А.Белый (сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна»).

Акмеизм.

Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (лекция, практикум).

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы: И.Северянин, В.Маяковский, В.Хлебников, Б.Пастернак.

Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны»

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики: «Стихи о прекрасной даме». Развитие понятия об образе-символе: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Фабрика».

Тема Родины в лирике А.Блока: «Россия», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…», «На железной дороге». Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

 Новокрестьянская поэзия. 

Н.А.Клюев: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа». Жизнь и творчество.

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери». Тема России в лирике С.А.Есенина: «Русь советская», «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину». Любовная тема в лирике С.А.Есенина: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Собаке Качалова», «Не бродить, не мять в кустах багряных…». Трагизм восприятия гибели русской деревни: «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу». Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

                                             

Литература 20-х годов (8 ч.)

Литературный процесс 20-х годов. Литературные объединения: «Пролеткульт», «Кузница», «ЛЕФ», «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья».

Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов: И.Бебель «Конармия», А.Фадеев «Разгром», Б.Пильняк «Голый год».

Поиски поэтического языка новой эпохи: А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, М.Цветаева. 

Русская эмигрантская сатира: А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», Тэффи «Ностальгия».

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира: «Прозаседавшиеся». Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского: «Лиличка!», « Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». . Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского: «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

Литература 30-х годов (25 ч.)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы: А.Ахматова, М.Цветаева; новая волна  поэтов – А.Твардовский, И.Сельвинский; А.Толстой, К.Симонов, М.Шолохов, Н.Островский.

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных».

 «Мастер и Маргарита». История создания, проблемы и герои романа.

Жанр и композиция романа. Традиции европейской и отечественной литературы.

А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован».

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…». Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой: «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Приморский сонет».

Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину». Тема родины: «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве».

М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Картины Гражданской войны. Проблемы и герои. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова. Женские судьбы. Мастерство М.А.Шолохова в романе.

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

(1 ч.)

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.  А.Ахматова, Б.Пастернак, К.Симонов.

Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова.

Драматургия К.Симонова, Л.Леонова, Е.Шварца. Значение литературы.

Литература 50-90-х годов (22 ч.)

Поэзия 60-х годов: В.Соколов, Н.Рубцов, Ю.Друнина, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов: Ю.Бондарев, В.Богомолов, В.Некрасов, В.Быков, К.Воробьёв, Б.Васильев

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Твардовского. Осмысление темы войны: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы его поэзии: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь».

Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя.

А.И.Солженицын.  Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие: «Видения на холме», «Русский огонёк», «Я буду скакать по полям задремавшей Отчизны…».

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив».

В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».

И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет».

Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта: «До свидания, мальчики», «Ты шепчешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…».

«Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов. Слово о писателе. Пьеса «Утиная охота».

Из литературы народов России (4 ч.)

М.Карим. Жизнь и творчество. Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков: «Подует ветер – всё больше листьев», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю».

Из зарубежной литературы (11 ч.)

Д.Б.Шоу. Пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион».

Т.С.Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения.

Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.

Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

                        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (105 часов)


         

                Название темы

Кол-во часов

(всего)

Кол-во часов на р/р

Внеклассное чтение

1

Введение

1

2

Литература начала XX века.

Писатели-реалисты начала XX века

15

2

3

Серебряный век русской поэзии

18

3

4

Литература 20-х годов

8

1

5

Литература 30-х годов

25

5

6

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

1

7

Литература 50-90-х годов

22

2

5

8

Из литературы народов России

4

2

9

Из зарубежной литературы

11

8

105

10

18

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

 за курс XI класса

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
  2. Тексты художественных произведений.
  3. Сюжет, особенности композиции.
  4. Типическое значение характеров главных героев произведения.
  5. Основные понятия по теории литературы.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи.

            Учащиеся должны уметь:

  1. Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
  2. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  3. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
  4. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  5. Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
  6. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  7. Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
  8. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
  9. Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
  10. Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
  11. Пользоваться словарями различных типов, справочниками.

Литература и средства обучения

Учебник: В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Русская литература XX века.11 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

Дополнительная литература:

  1. Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло. Русская литература XX века. 11 класс. Тематическое планирование к учебнику В.А.Чалмаева и С.А.Зинина. 2-е издание. М.: ООО «ТИД – «Русское слово – РС», 2006г.
  2. Н.В.Егорова, Н.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе в двух частях. 10 класс. М.: «Вако», 2005г.
  3. М.А.Нянковский. Уроки литературы в 11 классе. Развёрнутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2005г.
  4. В.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. С.-П.: «Паритет», 2006г.
  5. Н.М.Скоркина. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 класс. Волгоград, «Учитель – АСТ»
  6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва:  Локид-Пресс, 2007.
  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
  3. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.
  4. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.
  5. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург:  Фактория, 2006.
  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
  10. Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

Электронные  пособия

  1. Диск «Хрестоматия школьника».
  2. Литература 5-11 классы. Редактор презентаций
  3. Хрестоматия школьника. Литература.
  4. Хрестоматия школьника по русской литературе
  5. Русская литература от Нестора до Маяковского
  6. Русская поэзия XVII-XX веков
  7. Библиотека школьника по литературе
  8. Русская драматургия от Сумарокова до Хармса

 

                         

                                   Календарно-тематическое планирование курса

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Виды, формы контроля

план

факт

Введение (1ч.)

1.

1.Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века (лекция).

1

Предварительный тестирование

Литература начала XX века (48 ч.)

Писатели-реалисты начала XX века (15 ч.)

2

1.И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество»

1

Опрос, практикум

3-4

2-3.И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа

2

Текущий фронтальный опрос

5-6.

4-5.Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

2

Текущий

Практикум

проверка групповой работы

7

6.Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

1

Текущий

Практикум

8

7.А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести

2

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

9-10

8-9. Р/р. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» Подготовка к сочинению.

2

Итоговый

Сочинение

11-12

10-11.М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль»

2

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

13

12. «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга

2

Текущий

Опрос

практикум

14-15

13-14.Три правды в пьесе «На дне». Смысл названия пьесы

2

Текущий

Опрос

Практикум, проверка групповой работы

16

15. К/р. Письменная работа по творчеству М.Горького.

1

Итоговый

Сочинение

Серебряный век русской поэзии (18 ч.)

17

1. Русский символизм и его истоки. «Старшие символисты»: Н.Минский, Д.Мержковский,  З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб.

«Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, В.Иванов

1

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

18

2. В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны»

1

Текущий

Практикум

проверка групповой работы

19

3. В/ч. Лирика поэтов-символистов: К.Д.Бальмонт («Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник») А.Белый (сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна»).

1

Текущий

Практикум

проверка групповой работы

20

4.Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма: Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузмина (лекция).

1

Текущий

проверка исследования

21-22

5-6.Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

2

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

23

7.Футуризм как литературное направление. Русские футуристы: И.Северянин, В.Маяковский, В.Хлебников, Б.Пастернак. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны»

1

Текущий

Практикум

проверка групповой работы

тест

24

8.А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики: «Стихи о прекрасной даме»

1

Текущий

Практикум проверка групповой работы

25

9.Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. Развитие понятия об образе-символе: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Фабрика»

1

Текущий

Практикум

проверка групповой работы

26

10.Тема Родины в лирике А.Блока: «Россия», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…», «На железной дороге»

1

Текущий

Практикум

проверка групповой работы

27-28

11-12.Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира

2

Текущий

проверка исследования тест

29

13. В/ч. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа». Жизнь и творчество.

1

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

30

14.С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»

1

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

31

15.Тема России в лирике С.А.Есенина: «Русь советская», «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину»

1

Текущий

Практикум

проверка групповой работы

32

16.Любовная тема в лирике С.А.Есенина: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Собаке Качалова», «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (практикум).

1

Текущий

Практикум проверка групповой работы

33

17.Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни: «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу»

1

Текущий

Практикум проверка групповой работы

34

18. В/ч. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

Литература 20-х годов (8 ч)

1

Текущий

проверка исследования

35

1.Литературный процесс 20-х годов. Литературные объединения: «Пролеткульт», «Кузница», «ЛЕФ», «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» (лекция).

1

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

36-37

2-3.Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов: И.Бебель «Конармия», А.Фадеев «Разгром», Б.Пильняк «Голый год» (семинар).

2

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

38

4.Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи: А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, М.Цветаева.

Русская эмигрантская сатира: А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», Тэффи «Ностальгия»

 (семинар).

1

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

39-40

5-6.В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира: «Прозаседавшиеся» (лекция, беседа).

2

Текущий

Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос

41

7.Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского: «Лиличка!», « Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (практикум).

1

Текущий

Практикум проверка групповой работы

42

8. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского: «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского (беседа)

1

Итоговый

Тест

Сочинение

43

Литература 30-х годов.(25 ч)

1.Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы: А.Ахматова, М.Цветаева; новая волна  поэтов – А.Твардовский, И.Сельвинский; А.Толстой, К.Симонов, М.Шолохов, Н.Островский (лекция).

1

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

44

2.М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных» (лекция, беседа).


1

Текущий

Практикум проверка групповой работы

45-46

3-4. История создания, проблемы и герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (беседа, практикум).

1

Текущий

Практикум проверка групповой работы

47-48

5-6. Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Р/р. Подготовка к домашнему сочинению

2

Итоговый

Тест

Сочинение

49

7.К/р. Зачетная работа

1

Итоговый

зачет

50-51

8-9.А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован».

2

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

52

10.А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…» (лекция, практикум).

1

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

53

11.Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой: «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Приморский сонет» (практикум).

1

Текущий

Практикум проверка групповой работы

54-55

12-13.Поэма А.Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти (практикум).

2

Текущий

Практикум проверка групповой работы

56-57

14-15.О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» (лекция, практикум).

2

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, опрос

58-59

16-17. М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину». Тема родины: «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве» (лекция, практикум). Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.

2

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

тест

60

18.М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы» (лекция).

1

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

61-62

19-20.Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа (беседа).

2

Текущий

Практикум проверка групповой работы

63-64

21-22.Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» (беседа).

2

Текущий

Практикум проверка групповой работы

65

23.Женские судьбы в романе «Тихий Дон» (беседа).

1

Текущий

Практикум проверка исследования

66

24.Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон» (практикум).

1

Текущий

Практикум проверка исследования

67

25. К/р. Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.

1

 Итоговый

Контрольная работа

сочинение

68

Литература периода Великой Отечественной войны (1 ч) 1.Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.  А.Ахматова, Б.Пастернак, К.Симонов, А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовский, А.Платонов (лекция, беседа).

1

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

69-70

Литература 50-90-х годов(22ч)

1-2.Литература второй половины XX века. Поэзия 60-х годов: В.Соколов, Н.Рубцов, Ю.Друнина, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко (лекция, беседа).

2

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

71

3.Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов: Ю.Бондарев, В.Богомолов, В.Некрасов, В.Быков, К.Воробьёв, Б.Васильев (семинар).

1

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

72-73

4-5. А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Твардовского. Осмысление темы войны: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (лекция, практикум).

2

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

практикум

74-75

6-7. Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы его поэзии: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (лекция, практикум).


2

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

практикум

76-77

8-9. В.ч. Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

2

Текущий

Практикум проверка исследования

78-79

 10-11. А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича» (лекция, беседа).

2

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

практикум

80

12. В.ч. В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

1

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

практикум

81

13. Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие: «Видения на холме», «Русский огонёк», «Я буду скакать по полям задремавшей Отчизны…» (лекция, практикум).

1

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

практикум

82-83

14-15. «Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (лекция, беседа).

2

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

практикум

84-85

16-17. В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни». Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.

2

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

практикум

86

18. И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (беседа, практикум).

1

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

практикум

87

19. Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта: «До свидания, мальчики», «Ты шепчешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…» (практикум).

1

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос

практикум

88

20. В.ч. «Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

1

Текущий

Практикум проверка групповой работы

89

21. В.ч.  Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов. Слово о писателе. Пьеса «Утиная охота».

1

Текущий

Практикум проверка групповой работы

90

22. К/р. Письменная работа по литературе 50-90-х годов..

1

Итоговый

Контрольная работа

Из литературы народов России (4ч.)

91-92

1-2.Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет (лекция).

1

Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос

93-94

3-4. В.ч. М.Карим. Жизнь и творчество. Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков: «Подует ветер – всё больше листьев», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю».


1

Текущий

Практикум проверка групповой работы

Из зарубежной литературы (11ч.)

95-96

1-2. В.ч. Д.Б.Шоу. Пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион».

2

Предварительный

Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос

практикум

97-98

3-4. В.ч.Т.С.Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения.

2

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос, практикум

99-100

5-6. В.ч. Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

2

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос, практикум

101-102

7-8. В.ч. Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.

2

Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос, практикум

103-104

9-10.Проблемы и уроки литературы XX века (семинар).


2

Итоговый

Проверка подготовленных сообщений

105

11. Итоговый урок

1

Итоговый, тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....