Рассказ А.Приставкина "Золотая рыбка"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Ахкобекова Халимат Зафировна

Чтение с остановками - эффективный прием работы с текстом. Читая текст, прогнозируем дальнейшие события, ставим вопросы и отвечаем на них. Таким образом, читатель становится активным участником диалога с книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaem_s_ost._zolotaya_rybka.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

ЧИТАЕМ С ОСТАНОВКАМИ

Анатолий Приставкин.

Рассказ «Золотая рыбка»

Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. 


Рыбок было десять. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. 

Девочек тоже было десять. Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. 


Никто не спрашивал, что она кушает. Для этого были воспитатели. 


И вдруг золотые рыбки стали исчезать. Их оказалось сперва девять, потом восемь. В углу обнаружились обглоданные головы. Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. Они только шевелили задумчиво радужными плавниками. 


И девочки решили поймать вора. Они не спали всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум 



Перед ними стояла маленькая Люсенька. Она прижимала к животу мокрую рыбку. 
- Ага, попалась, рыбка! - крикнула громко одна из девочек. 


И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством.

 Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками. 


Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала: 
- Полуночники! Опять, что ли, золотая рыбка пропала? 
И Инна ответила: 


- Нет, нянечка, не пропала. Теперь не пропадет... Теперь мы уследим.

  1. А. Приставкин в голодные военные годы вместе с сестренкой жил в детдоме. Об этом времени он вспоминал: «Голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти».   Почему, на ваш взгляд, писатель изменил финал рассказа?
  2. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
  1. Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.
  2. Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.
  3. Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.
  4. Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых – воспитателей детдома.

        3.Почему автор называет Люсеньку маленькой? На что указывает это определение?

        4.Как бы вы озаглавили теперь этот рассказ?

       5.Напишите письмо от имени одной из девочек. в котором она просит прощение у Люсеньки за свое равнодушие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Поймай рыбку"

викторина  для  учащихся  7  класса  по  теме  "Давление  жидкостей  и  газов"...

"Золотая рыбка". Сказка на новый год на татарском языке

"Золотая рыбка". Сказка на новый год на татарском языке...

Рисование с натуры игрушки-рыбки

Конспект урока для 2 класса...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....