рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Епишина Людмила Алексеевна

программа по литературе расчитана на 68 часов. В нее включены произведения русской и зарубежной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr_po_lit_8klass.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Рабочая программа по литературе в 8 "В"  классе составлена учителем русского языка и литературы второй квалификационной категории Епишиной Людмилой Алексеевной на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2008 г. Соответствует учебному плану ГБОУ СОШ №2063  г.Московский и предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений для изучения на базовом уровне. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

   Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 8 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г.

   В 8 "В" классе 26 учащихся, на «4» и «5» успевают 8 человек. Базовый уровень усвоен всеми учениками. Контингент учащихся неоднороден: высокий уровень мотивации к предмету имеют 30% , низкий – 15%. На уроках предполагается продолжать работу над выразительным чтением, техникой чтения, усилены формы контроля, предусмотрено использование много игровых и творческих заданий, которые развивают интерес к предмету.

   В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений, развивающим устную и письменную речь учащихся.

Содержание дисциплины.

   Цели литературного образования определяет характер конкретных задач, стоящих перед учащимися на уроках литературы:

   - сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

   - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

   - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

   - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

   Изучение литературы в 8-ом классе – это второй этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-ом классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

   Большое внимание в программе уделяется изучению литературы XX века, так как необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанров, их многообразию и развитию.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8-ого класса.

К концу учебного года восьмиклассники должны знать и уметь:

   - видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

   - обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

   - видеть своеобразие решения общей проблемы писателями разных эпох;

   - комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

   - привлекать критическую статью для интерпретации художественного произведения;

   - различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

   - определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

   - сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

   - выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности в пределах общего жанра;

   -  осмысливать художественную деталь, её связь с другими деталями и текстом в целом;

   - видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

   - находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения и мотивировать ими выбор жанра;

   - сопоставлять жизненный материл и художественный сюжет произведения;

   - выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

   - сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

   - писать отзыв об экранизации эпического произведения, о телеспектакле;

   - писать рецензию на произведение отечественной и зарубежной литературы;

   - редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Календарно-тематическое планирование

№ п \п

Всего часов

 Количество часов

Плановые сроки

Скорректированные сроки

1

Введение. Русская литература и история.

1

04.09

2

Устное народное творчество

2

2.1

Народные песни: лирические и исторические. Частушка как малый песенный жанр

1

08.09

2.2

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1

10.09

3

Из древнерусской литературы

2

3.1

«Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Невского

1

15.09

3.2

«Шемякин суд» как сатирическое  произведение XVII века.  

1

17.09

4

Из литературы XVIII века

3

4.1

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе.«Недоросль» (сцены). Тест

1

22.09

4.2

Анализ эпизодов комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1

25.09

4.3

Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в лит.18века.

1

29.09

5

Из литературы ХIХ века

30

5.1

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Историческая основа басен

1

02.10

5.2

И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

1

06.10

5.3

К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» и русская история.  Т.Л. Дума

1

18.10

5.4

 А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

1

20.10

5.5

Историческая тема в творчестве

А.С.Пушкина

1

25.10

5.6

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».История создания произведения.

1

27.10

5.7

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Швабрин.  Гринев и Савельич

1

02.11

5.8

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Швабрин.  Гринев и Савельич

1

03.11

5.9

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

08.11

5.10

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С.Пушкина.

1

10.11

5.11

Гуманизм и историзм в романе «Капитанская дочка». Понятие о романе.

1

15.11

5.12

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести.

1

17.11

5.13

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве

1

26.11

5.14

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри».Мцыри как романтический герой.

1

28.12

5.15

Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри». Анализ эпизода.

1

03.12

5.16

Р/р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

05.12

5.17

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя.

1

10.12

5.18

Комедия «Ревизор»: история создания. «Ревизор» в оценке современников.

1

12.12

5.19

Разоблачение пороков чиновничества. Развитие представления о комедии, сатире, юморе

1

17.12

5.20

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге»

1

19.12

5.21

Особенности композиции.

Р/р Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении»

1

24.12

5.22

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

1

26.01

5.23

Мечта и реальность в повести Гоголя «Шинель». Образ Петербурга.

1

09.01

5.24

М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. Художественно - политическая сатира на общественные порядки.

1

14.01

5.25

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».  

1

16.01

5.26

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа«Старый гений». 

1

21.01

5.27

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально - нравственные проблемы в рассказе «После бала». 

1

23.01

5.28

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

1

28.01

5.29

Нравственные проблемы повестиЛ.Н.Толстого «Отрочество»

1

30.01

5.30

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова

1

04.02

6

Из литературы XX века

8

6.1

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» Психологизм рассказа

1

06.02

6.2

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» 

1

11.02

6.3

А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственная проблема рассказа«Куст сирени». 

1

13.02

6.4

Итоговое тестирование по творчеству Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна

1

25.02

6.5

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия».

1

27.02

6.6

С.А.Есенин. Слово о поэте.«Пугачёв» - поэма на историческую тему.

1

04.03

6.7

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина А.С. и Есенина С.А. Подготовка к домашнему сочинению

1

06.03

6.8

И.С.Шмелёв. Слово о писателе.«Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

11.03

7

Писатели улыбаются

6

7.1

Журнал «Сатирикон». Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М.Зощенко «История болезни»

1

13.03

7.2

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

18.03

7.3

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина

1

20.03

7.4

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». 

1

25.03

7.5

Василий Теркин – защитник родной страны. Юмор. Авторские отступления.

1

27.03

7.6

А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе  «Возвращение». 

1

01.04

8

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

3

8.1

Боевые подвиги и военные будни в творчестве Исаковского, Окуджавы, Фатьянова, Ошанина

1

03.04

8.2

В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. Проблемы рассказа«Фотография, на которой меня нет». 

1

15.04

8.3

Р/р  Сочинение «Великая

Отечественная война в литературе ХХ века»

1

17.04

9

Русские поэты о Родине, родной природе.

2

9.1

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине

1

22.04

9.2

Мотивы воспоминания, грусти, надежды.

1

24.05

.

10.2

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

1

06.05

10.3

Ж.Б.Мольер«Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство.

1

08.05

10.4

Черты классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл комедии.

1

13.05

10.5

Дж.Свифт. Слово о писателе.«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство  общества.

1

15.05

10.6

В.Скотт. Слово о писателе.«Айвенго» - исторический роман.

1

20.05

10.7

Зачет «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе». Летнее чтение

1

22.05

11

Резерв

4

27-31.05

Литература

  •  Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.
  • Ерёмина О. А. «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г.
  • Чернец Л. В. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2002.
  • Безносов Э. Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа.
  • Золотарёва И. В., Крылова Т. А. Поурочные разработки по литературе, 8 кл., М.: Просвещение, 2003 г.
  • Пустошкина А. А. Современные открытые уроки литературы, 8-9 классы – Ростов н/Дону, 2003 г.
  • Чижов Д. Г. Тесты: Литература, 8 класс. Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....