"Все волновало нежный ум..."
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_volnovalo_nezhnyy_um.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная  общеобразовательная  школа-интернат

«Панаевская  школа-интернат  среднего  (полного)  общего  образования»

                         

                           

                                             

                                           

                                     

                                                                                                   

                               

Провела:  учитель  русского  языка  и  литературы

Бакулина  Ирина  Геннадьевна

с.  Панаевск

2009

Мероприятие  по  литературе

«Все  волновало  нежный  ум…» (Лицейские  годы  А.  С.  Пушкина)

Цель  внеклассного  мероприятия:    

-  познакомить  с  лицейским  периодом  жизни  А.  С.  Пушкина  через стихи,  воспоминания  самого  поэта;

-  развивать  навыки  выразительного  чтения  наизусть,  навыки  публичных  выступлений

-  воспитывать  любовь  к  поэзии,  патриотизм,  гордость  за  великую  литературу.

Оборудование: слайды  с   изображением  А.  С.  Пушкина,  его  лицейских  друзей,  Г.  Р.  Державина  и  др.

 Эпиграф:                           Друзья  мои,  прекрасен  наш  союз!

                                                                                       А.  С.  Пушкин

Ход    мероприятия

1 ведущий.  Лицейская  республика.  Тридцать  меленьких  лицеистов.  Один  из  них  исключен  из  Лицея.  Остальные  двадцать  девять,  и  среди  них – Пушкин.

2 ведущий.  Обладая  памятью  необыкновенной,  Пушкин  уже  на  одиннадцатом  году  был  хорошо  знаком  с  французской  литературой.  Девяти  лет  он  читал  «Жизнеописания»  Плутарха,  «Илиаду»  и  «Одиссею»  Гомера.

1 ведущий.   Императорский  Царскосельский  лицей – привилегированное  учебное  заведение – призван  был  готовить  юношество,  «особо  предназначенное  к  важнейшим  частям  службы  государственной».        Он  должен  был  воспитывать  своих  питомцев  в  духе  непримиримом  к  идеям  французской  революции.                    Император  Александр  I  лично  утвердил  в  1811  году  список  первых  воспитанников  лицея  и      

лично  раздал  им  через  шесть  лет  награды  и  дипломы.

              Но  вышло  так,  что  именно  в  Царскосельском  лицее,  где  расцветал  гений  Пушкина,  зрели

Свободолюбивые  настроения.  Из  его  стен  вышли  и  отправились  на  каторгу  самые  близкие  друзья  Пушкина – Пущин  и  Кюхельбекер.

2  ведущий.  Царю  доносили,  что  в  «лицее  начали  читать  все  запрещенные  книги».

1  ведущий.  Среди  двадцати  восьми  лицеистских  товарищей  Пушкина,  как  во  всяком  человеческом  обществе,  были  люди  различных  взглядов,  склонностей  и  характеров.

2  ведущий.  В  первые  годы  самый  близкий  друг  Пушкина – И.  Пущин.  Их  кельи  на  четвертом  этаже – рядом,  под  номерами  13  и 14,  их  разделяет  лишь  дощатая  перегородка.  До  глубокой  ночи  беседуют  друзья:

Чтец  1:  Ты  вспомни  быстрые  минуты  первых  дней,

                 Неволю  милую,  шесть  лет  соединенья,

                 Печали,  радости,  мечты  души  твоей,

                 Размолвки  дружества  и  радость  примиренья…

1  ведущий.  Такими  же  друзьями  Пушкина  были  Дельвиг  и  Кюхельбекер.

Чтец  2:  Дай  руку,  Дельвиг!  Что  ты  спишь?

                 Проснись,  ленивец  сонный!

                 Ты  не  под  кафедрой  сидишь,

                 Латынью  усыпленный.

                  Взгляни:  здесь  круг  твоих  друзей,

                  Бутыль  вина  налита,

                  За  здравье  нашей  Музы  пей,

                  Парнасский  волокита.

           В  лине  зародилась  дружба  двух  поэтов.  После  лицея  никто  не  был  Пушкину  ближе  Дельвига.

2  ведущий.   Кюхля  «мой  брат  родной  По  музе,  по  судьбе…»  Пушкин  не  забывал  его,  когда  тот  находился  на  каторге.

1  ведущий.  Вернемся  к  жизни  в  лицее.  На  лицейских  дверях  таблички.  В  комнатах  столик,  рукомойник,  железная  кровать,  комод,  конторка,  зеркало,  стул,  чернильница  и  подсвечник  с  щипцами.

Гувернеры  и  инспекторы  внизу. Второй  этаж:  столовая,  больница,  канцелярия,  конференц-зал  (именно  здесь  читал  Пушкин  свои  стихи  Державину).  Третий  этаж – учебный.  Классы,  кабинеты,  библиотека,  место  для  отдыха  и  забав.  Воспитанники-лицеисты   -  на  четвертом  этаже.

2 ведущий.   Воспитатели  стремились  отучить  их  от  изнеженности  и  роскоши.

1  ведущий.   Лицеистам  был  предложен  заранее  выработанный режим:  подъем  по  звонку  в  шесть  утра,  одевались  и  шли  на  молитву.  От  семи  до  девяти – учебные  занятия.  В  девять  часов -  чай  с  белой  булкой.  Никаких  завтраков.  После  чая – первая  прогулка  до  десяти  часов.  С  десяти  до  двенадцати – занятия,  с  двенадцати  до  часу  дня – вторая  прогулка,  в  час – обед  из  трех  блюд.  С  двух  до  трех – чистописание  и  рисование.  С  трех  до  пяти  -  класс  (выполнение  домашних  заданий),  в  пять  часов – чай,  и  до  шести  часов – прогулка.  По  средам  и  субботам  танцы  и  фехтование.  В  субботу  -  баня.

2 ведущий.  Как  водилось  в  дворянском  обществе,  за  лицеистами  ходило  несколько  дядек:  они  чистили  сапоги,  платье  (разрешено  было  носить  только  казенное  платье),  прибирали  в  комнатах.  

           Телесных  наказаний  никогда  не  было,  а  ведь  в  большинстве  учебных  заведений  били.  И  было  даже  рекомендовано  педагогам  при  случае  применять  силу.

1  ведущий.   Вернемся  к  расписанию.  В  половине  девятого – ужин.  После  ужина,  до  десяти  часов,  отдых,  развлечения,  спортивные  упражнения.  В  десять  часов – вечерняя  молитва,  сон.

            Не  пропускают  дни  рождения  лицеистов.

            Устраивают  соревнования  по  иностранным  языкам.  Кто  случайно  заговорит  по-русски,  того  штрафуют.

Чтец  3:  Наставникам,  хранившим  юность  нашу,

                 Всем  честию – и  мертвым,  и  живым, -

                 К  устам  подъяв  признательную  чашу,

                 Не  помня  зла,  за  благо  воздадим.

                 Куницыну  дань  сердца  и  ума!

                 Он  создал  нас,  он  воспитал  наш  пламень,

                 Поставлен  им  краеугольный  камень,

                 Им  чистая  лампада  возжена.

2 ведущий.  У  лицеистов  были  прозвища.  У  Пушкина – «Француз», «Егоза – Пушкин»  иногда  ему  бросали  из  Вольтера – «помесь  тигра  с  обезьяной».  Сережу  Комовского,  который  приставал  и  ябедничал,  звали  «Лисой»  и  «Смолой».  Вольховского  (он  был  похож  на  дочь  великого  полководца  Суворова) – «Суворочкой».  Ивана  Пущина – «Жанно»,  а  за  длинный  рост – «Иван  Великий».  Антошу  Дельвига – «Тося»,  «Тосенька».  Кюхельбеккера – «Кюхля»,  «Кюхель»,  «Беккеркюхель».  А  Мясоедова – «Мясожоров».  Федю  Матюшкина  по-немецки,  ласково – «Федернельке».  Но  было  и  другое  имя,  с  которого  начинается  морская  карьера  будущего  адмирала, - «Плыть-хочется».  Зато  рыжий  ленивый  Данзас – целая   мишень  для  изощренных  прозвищ -  «Медведь»,   «Кабуд»…

 1  ведущий.   Первые  стихи  лицеистов  попадают  в  рукописные  журналы.  Увы,  до  наших  дней  сохранилось  только  название – «Неопытное  перо» - да  имена  авторов-редакторов  Пушкин,  Дельвиг,  Корсаков.

Старик   Державин

2 ведущий.  Когда  стало  известно  о  приезде  в  лицей  Державина,  учитель  словесности  Галич  уговорил  Пушкина  написать  стихи,  достойные  прочтения  перед  великим  старцем.

Чтец  4:  «Державин  был  стар.  Экзамен  его  утомил.  Он  сидел,  подперши  голову  рукою.  Поэт  дремал  до  тех  пор,  пока  не  начался  экзамен  по  русской  словесности.  Тут  он  оживился,  глаза  заблистали.  Он  слушал  с  живостью  необыкновенной».

1  ведущий.   Давайте  послушаем  самого  Пушкина.

Чтец  5:  «Наконец  вызвали  меня.  Я  прочел  мои  «Воспоминания  о  Царском  Селе»,  стоя  в  двух  шагах  от  Державина.  Я  не  в  силах  описать  состояние  души  моей.  Когда  я  дошел  до  стиха,  где  упоминаю  имя  Державина,  голос  мой   зазвенел,  а  сердце  забилось  с  упоительным  восторгом.  Я  убежал.  Державин  был  в  восторге,  он  меня.  Требовал,  хотел  обнять.  Меня  искали,  но  не  нашли».

1  ведущий.  Говорили,  будто  Гаврила  Романович  воскликнул:  «Я  не  умер».

Чтец  6:  чтение  отрывка  из  стихотворения  «Воспоминания  о  Царском  Селе».

2 ведущий.   Из  Петербурга  проникают  в  это  время  известия  о  рождении  тайного  общества.  В  лицей  приезжают  Пестель,  Муравьев,  Глинка.  Пушкин  знакомится  с  будущими  декабристами.

1  ведущий.  А  любовь,  страдания?  Ведь  без  этого  нельзя  представить  жизнь  лицеистов  и,  конечно,  Пушкина!

2 ведущий.   Пушкин,  Пущин,  Малиновский.  О  любви  все  они  давно  толкуют,  хвастают,  обсуждают.

Чтец  7:  Дай  бог  любви,  чтоб  ты  свой  век

                 Питомцем  нежным  Эпикура

                 Провес  меж  Вакха  и  Амура.

                 Так  и  мне  узнать  случилось,

                 Что  за  птица  Купидон.

                 Сердце  страстное  влюбилось,

                 Признаюсь – и  я  влюблен.

Чтец  8:  «Я  счастлив  был!..  Нет,  я  вчера  не  был  счастлив.  Поутру  я  мучился  ожиданием,  с  неописуемым  волнением  под  окошком  смотрел  на  снежную  дорогу – ее  не  было  видно!  Вдруг  нечаянно  встречаюсь  с  ней  на  лестнице – сладкая  минута!  Как  она  мила  была!  Как  черное  платье  пристало  к  милой  Бакуниной!  Но  я  не  видел  ее  с  18  часов – ах,  какое  положение,  какая  мука!  Но  я  был  счастлив  5  минут!»

Звучит  романс  «Я  вас  любил…»  29  ноября  1815  года.

1  ведущий.  Шутками,  проказами  и  вздохами  начиналась  в  эти  месяцы  пушкинская  любовная  лирика.  630  раз  в  прозе  и  в  письмах  поэта  встречаются  слова  «любовь»,  «любить»  «любимый»,  «влюбиться».

           Как  легко  и  быстро  окружающие  находили  в  поэте  легкомысленного  ветреника,  пылкого  волокиту,  искателя  наслаждений.  И  вдруг  строчки – лучшие  из  лучших.

Чтец  9:  Порой  опять  гармонией  упьюсь,

               Над  вымыслом  слезами  обольюсь,

               И  может  быть,  на  мой  закат  печальный,

               Блеснет  любовь  улыбкою  прощальной.

2 ведущий.   1817  год – последний  год  пребывания  в  лицее.  Прощаясь  с  товарищами,  Пушкин  думает  о  том,  с  какими  мыслями  каждый  смотрит  на  дорогу.

Чтец  10:  Иной,  под  кивер  спрятав  ум,

                 Уже  в  воинственном  наряде

                 Гусарской  саблею  махнул –

                 В  крещенской  утренней  прохладе

                 Красиво  мерзнет  на  параде,

                 А  греться  едет  в  караул.

                 Другой,  рожденный  быть  вельможей,

                 Не  честь,  а  почести  любя,

                 У  плута  знатного  в  прихожей

                 Покорным  плутом  зрит  себя.

                 Равны  мне  писари,  уланы,

                 Равны  закон  и  кивера,

                 Не  рвусь  я  грудью  в  капитаны,

                 И  не  ползу  в  асессора.

1  ведущий.  11  июня  1817  года  Пушкин  покинул  лицей.  Его  указательный  палец  украсило  надетое   директором  лицея  кольцо  как  символ  вечной  неразрывной  связи  их  дружеского  лицейского  круга.

2 ведущий.   «Чугунниками»  ласково  называли  их  впоследствии.

            Пушкин  завещает:

                            Не  разлучайся,  милый  друг,

                            С  свободою  и  Фебом!

             Из  лицейской  республики  поэт  увозит  с  собой  свободолюбивые  настроения  и  враждебный  самодержавию  лицейский  дух.

Чтец  11:   Хочу  воспеть  свободу  миру,

                  На  тронах  поразить  порок!

                  Тираны  мира,  трепещите!

                  А  вы  мужайтесь  и  внемлите,

                  Восстаньте,  падшие  рабы!

1  ведущий.   19  октября  1811  года  в  Царском  Селе  30  мальчиков  сели  за  парты  и  стали  одноклассниками.  Через  6  лет  29  юношей  закончат  обучение  и  получат  аттестаты.

            Класс  как класс,  мальчишки  как  мальчишки,  из  которых  выйдут  поэты  и  министры,  офицеры  и  государственные  преступники,  сельские   домоседы  и  неугомонные путешественники…

            Они  уже  при  жизни  и  вскоре  после  смерти  стали  легендой,  преданием.

Чтец  12: Друзья  мои,  прекрасен  наш  союз!

                Он,  как  душа,  неразделим  и  вечен,

                Неколебим,  свободен  и  беспечен,

                Срастался  он  под  сенью  дружных  муз.

                 Куда  бы  нас  ни  бросила  судьбина,

                 И  счастие  куда  б  ни  повело,

                 Все  те  же  мы:  нам  целый  мир  чужбина,

                 Отечество  нам  Царское  Село!

                                              Литература

1.  Праздники  в  средних  и  старших  классах.  Автор-составитель  О.  М.  Сухова. – Волгоград,  2001

2.  А.  С.  Пушкин.  Лирика. – М.:  Детская  литература, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волны. Распространение волн". - 9 класс.

закрепление материала "Волны. Распространение волн". - 9 класс....

Конспект урока по физике "Длина волны. Скорость распространения волн."

повторить причины распространение поперечных и продольных волн...

Методическая разработка урока по теме: "Механические волны. Виды механических волн"

Построение урока позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся при изучении нового материала. В ходе самостоятельной работы обучающиеся заполняют опорный конспект....

Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач.

Уроки по физике на тему "Механические волны", Общее определение волны, определение механической волны, виды волн,свойства волн, характеристики волн, подборка заданий для определения длины волны, скоро...

Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Волновые явления. Распространение волн. Харак-теристики волны: длина волны, скорость волны»

УРОК Цель урока: 1) Объяснить механизм возникновения колебаний частиц в среде          2) Дать определение механических волн. Виды механической волны:...