Главные вкладки

    Литературный ринг
    методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

    Давидовская Елена Валерьевна

    Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnyy_ring.docx23.98 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       Литературный ринг        

                                 ( по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)

    Цель: Обобщить знания учащихся по изученному произведению; развивать          устную речь и творческие способности учащихся.

    Класс заранее делится на 3 группы; в каждой группе выбирается консультант, который будет оценивать работу каждого члена своей группы. Работу группы в целом оценивает учитель, выдавая жетоны.

     Урок начинается с разминки, отвечает та группа, участники которой раньше всех подняли руку.

    1. Викторина – разминка

    Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова?

    1. «У меня лёгкость необыкновенная в мыслях»? (Хлестаков)

    2. «Чему смеётесь, над собой смеётесь!...»? (Городничий)

    3. «Не погуби, государь! Обижательство терпим совсем понапрасну»? (Купцы)

    4. «Большому кораблю – большое плавание» (Аммос Фёдорович)

    5. «По заслугам и честь»? (Артемий Филиппович)

    6. «Эге, знаем, голубчик, в чей огород камешки бросают»? (Городничий)

    7. «Признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность»? (Хлестаков)

    8. «У меня уже такой нрав: гостеприимство с самого детства: особливо если гость - просвещённый человек»? (Городничий)

    2.Инсценирование: группы демонстрируют те эпизоды, которые им больше всего понравились (это было домашним заданием)

    3.Устное групповое сочинение (каждая группа заранее получила задание и план, по которому следует готовиться)

           -Раскройте образ Хлестакова по плану:

            1.Кто такой Хлестаков?

                                                  а) Внешность и манеры.

                                           б) Где и как он служит?

         в) Какие обстоятельства предшествовали его встрече с городничим?

    2. Почему Хлестаков был принят за ревизора?

              а) Что привлекло к нему внимание Добчинского и Бобчинского?

              б) Каким образом Хлестаков произвел впечатление «грозного ревизора» на городничего и его спутников?

             в) В результате чего у городничего  и чиновников сложилось убеждение, что Хлестаков не только ревизор, но и «государственный человек», «важная персона»?

             г) Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

     д) Когда он догадывается о том, что принят за другого, и как использует это открытие?

    3. Как характеризует Гоголь своего героя?

    -Раскройте образ городничего (Сквозник – Дмухановский А.А.) по плану:

    1. Что говорит Гоголь о внешности городничего?
    2. Какова «главная забота» городничего и как она отразилась на его характере?
    3. Как исполняет городничий свои служебные обязанности?

    а) Как он следит за городским хозяйством и благоустройством?

    б) Каковы его отношения с городским населением?

    в) В каких отношениях он с чиновниками и подчинёнными?

         4. Городничий и «ревизор» Хлестаков.

                а) Почему городничий так боялся приезда ревизора?

                б) Какие меры он принимал, чтобы обмануть ревизора?

                в) Торжество городничего и его честолюбивые планы.

                г) За что казнит себя городничий, убедившись, что обманулся?

          5. Что означает для городничего известие о приезде настоящего ревизора?

    -Дайте характеристику чиновникам по плану:

    1. Как чиновники относятся к вести о приезде ревизора?
    2. Почему чиновники боятся ревизии? Считают ли они себя действительно виновными в чём-либо?
    3. Почему Хлестаков после рассказа о Петербурге становится в их глазах почти героем? Искренне ли их почтение к нему?
    4. Почему  чиновники, представляясь Хлестакову, по очереди наедине вручают ему взятки? Как они ведут себя при этом?
    5. Как чиновники относятся к неожиданному возвышению городничего и его падению?
    6. Как оправдывают чиновники те фамилии, которыми наделил их автор?

                    Вопросы для литературного ринга

    1.Что послужило основой создания пьесы «Ревизор»?

    (В 1835 году Гоголь писал Пушкину: «Сделайте милость, дайте сюжет…, хоть какой чисто русский анекдот…»

    Пушкин рассказал Гоголю об истории, которая произошла с ним в Оренбурге, когда он совершал поездку по пугачёвским местам, а также об эпизоде, имевшем место в Новгородской губернии, где проезжий господин, выдав себя за чиновника министерства из Петербурга, обобрал городских жителей. Явления, изображённые в комедии, постоянно повторялись в действительности, особенно в отдалённых местностях, где царили открытые безобразия, произвол).

    2.Каковы чиновники высших учреждений, если судить о них на основании того, что говорится в комедии Гоголя? (например, слова Городничего: «…30 лет живу на службе, ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох, плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду; трёх губернаторов обманул!... что губернаторов, нечего и говорить про губернаторов).

    3. Николай 1 заявил после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль, а городничий в Ростове-на- Дону грозил упрятать актёров в тюрьму. Гоголь писал о постановке комедии: «Действие, произведённое ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня…» Почему возмущались и чего так испугались царь, чиновники, купцы?

    4. Как вы думаете, что произойдёт в городе после приезда настоящего ревизора? Кто из уездных чиновников смог бы в должности городничего восстановить справедливость и законность в городе? Могла ли быть другая развязка комедии?

    5. Подготовьте устное сочинение на тему «Город, в котором происходит действие «Ревизора». Существовал ли такой город на самом деле? Почему здесь нет имени (названия города)?

     6. Есть ли в этой пьесе положительный герой?

    «… Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе, - писал Гоголь. – Да, было честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение её. Это честное лицо, благородное лицо был – смех».

     Как вы понимаете эти слова Гоголя? Какие общественные пороки осмеивает его комедия?

     7.     Как вы понимаете эпиграф к пьесе «На зеркало неча пенять, коли рожа                 крива»?

    (Комедия Гоголя была как бы зеркалом, в котором отразились картины лихоимства и злоупотреблений, характерные для всей русской жизни николаевской эпохи.

    Нельзя сердиться на зеркало, если в нём видишь истинное отражение, - плоха и несправедлива сама жизнь, а не её изображение.)

       8.Более 150 лет комедия «Ревизор» не сходит со сцены. Её ставили и ставят крупнейшие театры страны. Почему, по-вашему, и в наши дни комедия пользуется неизменным успехом?

     

                                         Дополнительные вопросы.

    а) Почему Хлестаков принимает угодничество городничего за чистую монету?

    б) В Хлестакове соединились и умственное ничтожество, и убожество духовной жизни, и отсутствие нравственных убеждений, и наглая развязность, и способность к любой подлости, и стремление «сыграть роль чином выше собственной». Вы согласны с такой оценкой?

    Подведение итогов.

     

    Консультант оценивает работу каждого члена группы, последнюю колонку (оценка) заполняет учитель.

    Фамилия, имя учащихся

    Разминка

    Инсценировка

    Устное сочинение (характер-ка героев)

    Диспут

    Оценка

    Балябин  Р.(консуль

    тант)

    5

    Болдырев Н.

    5

    Баранов Ив.

    4

    Рекунова Т.

    3

    Орлова А.

    3

        -лидер                                               - акт     -  активный участник    

    - участник        -пассивен


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повторительно – обобщающий урок «Литературный ринг».

    Повторительно – обобщающий урок  «Литературный ринг».Урок литературы в 10 классе.Балина Т. И.- преподаватель русского языка и литературы Раменского политехнического техникума. Цели:Выя...

    Литературный ринг

    Может использоваться как воспитательный или классный час....

    Литературный ринг (7 класс)

    внеклассное мероприятие 7 класс...

    Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"

    обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...

    Литературная игра для 5-6 классов "Литературный ринг"

    Литературный ринг Оборудование: карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов, звезды.Ход игрыВедущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный рин...