Разработка урока по произведению Л.Н.Толстого "После бала"(8 кл)
методическая разработка (литература, 8 класс) на тему

Лукомская Наталья Александровна

Материал рассматривает тему "Герои рассказа и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа "После бала" Л.Н.Толстого".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

                                                          Кашарская Средняя Школа

     План-конспект открытого урока по литературе

                                   В 8 «А» классе

Тема урока:

Герои рассказа «После бала» и их судьбы.

Контраст как основа композиции рассказа.

           Кашары.

                                                 Учитель: Лукомская Н. А.

        

                                                                Тема урока:

                                   «Герои рассказа «После бала» и их судьбы.

                                  Контраст как основа композиции рассказа.»

                                                                       СЛАЙД № 1

Цели урока:

- Раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

- Показать мастерство писателя, использовавшего прием конраста при создании рассказа.

- Понять главную мысль рассказа; человек должен чувствовать свою личную ответственность за все, что совершается в жизни.

                                                                      СЛАЙД№ 2

Ход  урока.

  1. Вступление. Слово учителя: На этом уроке вы познакомитесь с рассказом Л.Н. Толстого «После бала» повествующем об эпохе правления Николая I. Всю жизнь Толстой призывал «каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе с недостатками, к сознанию своей нравственной ответственности за свои поступки». Именно эти проблемы он и поднимает в рассказе «После бала».

В период работы над рассказом Л.Н. Толстой первоначально останавливался на нескольких вариантах названия рассказа.

Как вы думаете, почему же рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?

                                                   

                                                            СЛАЙД№ 3

(Ответы учеников) Обобщаю сказанное учениками.

- Верно, название «После бала» глубже всего раскрывает идейный смысл произведения.

И вот, чтобы лучше понять, осмыслить ту страшную действительность, увидеть отношение автора к ней, надо разобраться в композиции.

- Что такое композиция?

- Сколько частей в рассказе?

- Какая из частей вам понравилась?

- Понравилась ли вам первая часть?

А сейчас давайте мысленно представим атмосферу бала и губернского предводителя и посмотрим, как рисует рассказчик все происходящее в нем, какими словами передает свои чувства?  

                                                           СЛАЙД№ 4

(Здесь провожу словарную работу, так как многие слова устаревшие, а их толкование в учебнике не дано).

- С особой любовью Иван Васильевич говорит о Вареньке ( останавливаемся на ее портрете, описывая внешность).

(Дети выбирают из текста рассказа нужный материал)

Учитель : В описании бала дается несколько эпизодов, из которых центральным, кульминационным можно считать  - какой на ваш взгляд?

Ответы учеников: Эпизод  танца отца с дочерью.

                           

                                                     

                                                         СЛАЙД № 5

Рассмотрите иллюстрацию художника А. Пчелко к рассказу. Так ли вы себе представляете Вареньку?

(Выразительное чтение мазурки (эпизод танца))

(Ученик, получивший заранее опережающее задание, читает выразительно наизусть эпизод мазурки, запечатленный на рисунке.)

-А теперь находим  описание внешности полковника (Дети работают с текстом)

- Как веден он себя на балу?

-Уместно ли назвать его любящим и добрым отцом? Какие детали на это указывают?

- Искренен ли он к Вареньке и другим гостям бала?

-Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает с восторженным умилением?

-В каком настроении покидает Иван Васильевич дом предводителя?

Прочитайте описание пейзажа. Помогает ли эта пейзажная зарисовка понять восторженное радостное состояние героя?

Если вы заметили, во второй части рассказа краски рассказа резко темнеют, хотя герой еще радостен и счастлив.

                                                           

                                                           СЛАЙД№ 6

-Что увидел Иван Васильевич, оказавшись на широком поле , что происходило там?

(Слушаем ученика, который дает историко-бытовой комментарий о службе во времена Николая I)

-Кто помимо рассказчика наблюдает эту сцену наказания?

-Каким же предстает перед нами полковник в сцене истязания солдата?

-Какие стороны характера раскрываются в нем?

-Отчего полковник сделал вид, что не узнал Ивана Васильевича?

-Какие чувства овладели нашим героем после всего увиденного?

-Какие краски и звуки преобладают в этой части рассказа?

Учитель: Ребята, дома вы должны были провести наблюдения над языковыми  средствами, выбирать из текста ключевые слова-эпитеты, с помощью которых писатель изображает картины бала и наказание солдата. Сделайте выводы, пользуясь своими записями.

Да верно, последовательно противопоставляя основные части, писатель настойчиво подчеркивает контраст в душевном состоянии героя, в системе образов, в отдельных деталях. Контраст двух частей рассказа основан на литературном приеме антитезы. Что такое антитеза?

 Слушаю ответы учеников, затем записываем в тетрадь теоретические сведения :

Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставления понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с ее помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а все произведение.

-Почему же, на ваш взгляд, после увиденной экзекуции Иван Васильевич, даже думать перестал о военной службе?

-Иван Васильевич не женился на Вареньке. Почему?

Вывод : В рассказе Л.Н. Толстого показаны не только добрые и жестокие начала человека, но и социальная несправедливость, царящая вокруг. Писатель поднимает проблему ответственности каждого человека за все происходящее в его жизни.

А теперь, ребята, как итог урока попробуйте выполнить итоговый тест по рассказу «После бала». После проведенной работы ученики сверяют свои записи с правильными ответами на слайде.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Скалярное произведение векторов"

Отработка определения скалярного произведения, его свойств, теоремы о скалярном произведении в координатах....

Разработка урока по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"

Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению....

Методическая разработка. Урок по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина "В некотором царстве, в сказочном государстве..."

Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....

Методическая разработка урока по произведению В.К. Железникова «Чучело»

Разработка урока по русской литературе «Роль душевной красоты в жизни человека»Цели урока: 1. обучающая – познакомить с произведением В.Железникова «Чучело», вы...

Разработка урока по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок по литературе , М.Ю.Лермонтов"Бородино"...