Интересные формы работы по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Щербакова Ольга Анатольевна

Методические рекомендации по работе  над паспортом писателя и картой произведения на уроках литературы в 9-11 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интересные формы работы по литературе с учащимися 9-11 классов

Паспорт писателя (поэта, драматурга, баснописца) и карта произведения – одни из интересных и любимых ребятами форм самостоятельной работы по литературе в 9-11 классах.

Используя материалы учебника, справочной литературы, Интернета, учащиеся самостоятельно составляют паспорт писателя и карту произведения, заполняя графы в соответствии с  таблицей-образцом.

Паспорт писателя (поэта, драматурга, сказочника, баснописца и т.д.)

№ п/п

Графы паспорта

Паспортные данные

1

Фамилия, имя, отчество

2

Дата и место рождения

3

Социальное происхождение

(родители)

В какой семье родился, кто родители

4

Образование

Где учился, какое учебное заведение окончил

5

Профессия

6

Трудовая деятельность

Где работал, кем

7

Литературное творчество

Основные произведения (у крупных писателей периоды творчества)

8

Семейное положение (жена/муж, дети)

9

Круг общения

С кем из известных людей своего времени дружил, работал, общался или состоял в родственных отношениях

10

Дата и место смерти (причина, если необходимо)

11

Памятники

Наиболее известные (или необычные) памятники писателю или его героям

Карта произведения

Автор и название произведения    ______________________________________________

№п/п

         Задание

                    Содержание материала

1

Жанр

2

К какому литературному направлению относится

3

Тематика

4

Проблематика

5

Идейное содержание

6

Особенности сюжета и композиции

7

Герои и события

8

Авторская позиция

9

Художественные приемы и изобразительные средства

10

Место отдельных сцен, эпизодов

11

Связь с произведениями других авторов

12

Примечания

Работа по составлению паспорта чаще всего даётся на дом. Этот вид деятельности учащихся оправдывает себя: даже самые слабые из них выполняют её с удовольствием и, сами того не подозревая, получают необходимый минимум знаний по теме.

Карта произведения составляется в основном на уроке во время анализа произведения.

Данные формы работы удобны для систематизации знаний в конце учебного года, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ по литературе.

Паспорт поэта, драматурга

№ п/п

Графы паспорта

Паспортные данные

1

Фамилия, имя, отчество

Грибоедов Александр Сергеевич

2

Дата и место рождения

4(16) января  1795 года в Новинском  приходе, Смоленской губернии

3

Социальное происхождение

(родители)

Дворянин, мать-Настасья Федоровна Грибоедова, отец-Сергей Иванович Грибоедов, ее дальний

родственник.

4

Образование

1803 – Благородный пансион при Московском

университете

5

Профессия

Поэт, дипломат, музыкант, композитор, драматург, государственный деятель

6

Трудовая деятельность

1812 – военная служба: корнет Московского Гусарского полка;

1818-1825 – чиновник по дипломатической части при генерале А.П. Ермолове (секретарь русской миссии в Персии).

7

Литературное творчество

Комедия «Горе от ума» (первоначальное название – «Горе уму»).

8

Семейное положение (жена/муж, дети)

1828 – женился на 16-летней княжне Нине Александровне Чавчавадзе. Детей нет (узнав о гибели мужа, Нина потеряла ребёнка)

9

Круг общения

Генерал Ермолов, грузинский поэт Александр Чавчавадзе, Бегичев, Завадовский, Шереметев, Якубович

10

Дата и место смерти (причина, если необходимо)

30 января 1829 г. А.С.Грибоедов трагически погиб в Тегеране, выполняя дипломатическую миссию.

11

Памятники 

На могиле в Тифлисе жена поставила памятник, на котором начертаны слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя…»

Карта произведения

Автор и название произведения  Денис Иванович Фонвизин  «Недоросль»

№п/п

         Задание

                    Содержание материала

1

Жанр

Комедия

2

К какому литературному направлению относится

Борьба классицизма и реализма, в которой победа явно на стороне реализма: правдивое изображение жизни, а правила классицизма нарушены.

3

Тематика

  1. тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и дворовых;
  2. тема отечества и службы ему;
  3. тема воспитания;
  4. тема нравов придворного дворянства.

4

Проблематика

Проблемы гражданственности, образования и воспитания

5

Идейное содержание

Ведущий конфликт комедии – борьба передовых дворян с невежественной реакционной массой.

6

Особенности сюжета и композиции

7

Герои и события

Госпожа Простакова – грубая  и необузданная натура, невежественна, враждебно относится к просвещению. У не нет никаких нравственных понятий. Убежденная крепостница. Она чадолюбива: пойдет на все ради своего сына Митрофанущки.

Митрофанушка – баловень матери, любимец дворни, невежа и бездельник. Он груб и спесив, подобно своей матушке. С домочадцами и слугами груб. «Познания» М., его желание  не учиться, а жениться смешны; но его отношение к Еремеевне, предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.

Стародум – человек просвещенный и передовой, воспитан в духе петровского времени. Он глубокий патриот, человека ценит по его службе отечеству, горячий защитник просвещения и человечности. Нравственному воспитанию он придает большое значение. Возмущается косностью, дикостью, злонравием  помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных. Его идеи были близки передовой части общества того времени.

8

Авторская позиция

Авторская позиция отражена в речах Стародума, Правдина и Милона: «угнетать рабством себе подобных беззаконно»;  необходимо служить отечеству, а не государю; надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны; исправить нравы двора Екатерины невозможно («Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится», - говорит Стародум).

9

Художественные приемы и изобразительные средства

Основное средство создания характеров – речевая характеристика; кроме того, использованы «говорящие» фамилии героев. Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе – «зоологизация». Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил «фсе с лошатками». Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет.  Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан Богом раньше Адама (т.е. тогда, когда были созданы скоты).

10

Место отдельных сцен, эпизодов

11

Связь с произведениями других авторов

Пушкин назвал «Недоросль»  «народной комедией». Эта пьеса, по выражению Горького, является родоначальником русской «обличительно-реалистической комедии. Продолжая эту линию, в 19 веке появляются «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя.

Образы недоросля Митрофанушки и Петруши Гринева («Капитанская дочка» Пушкина) похожи, но до определенного момента, до перемены их судеб. Петр Гринев стал честным офицером, верно служил отечеству, а Митрофанушка так и остался недорослем.

12

Примечания

Пушкин называл Фонвизина «сатиры смелым властелином» и «другом свободы» («Евгений Онегин»)