Технология развития критического мышления через чтение и письмо как путь выращивания личности
статья по литературе по теме

«Технология развития критического мышления через чтение и письмо» – это открытая образовательная технология, которая развивает у субъектов обучения (коим является и педагог) открытость ума, умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, креативность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности. Особенно актуальным представляется использование названной технологии в организации учебной деятельности в рамках изучения курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…». Интегрируя занятия по курсу в программу по литературе, я вижу, как растут духовно мои ученики, при этом приобретая столь незаменимые сегодня навыки обработки информации и работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rkm_na_literature.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

как путь  выращивания  личности

           Вечный вопрос -  как сделать, чтобы урок литературы был не только информативным, но и развивал у детей желание читать, работать с текстом – каждый учитель решает по-своему. Для меня ответ нашелся в применении  технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Узнав о ней из журнальной статьи, я захотела познакомиться с этой технологией поближе и выяснила, что она пронизана духом развивающего обучения, такого  родного моей учительской душе.

           «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» – это открытая образовательная технология, которая развивает у субъектов обучения (коим является и педагог) открытость ума, умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, креативность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности. Особенно актуальным представляется использование названной технологии  в организации учебной деятельности в рамках изучения курса по  Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…». Интегрируя занятия по курсу в программу по литературе, я вижу, как  растут духовно мои ученики, при этом  приобретая столь незаменимые сегодня навыки обработки информации и работы с текстом.

         В процессе освоения названной технологии  для меня важно  научить  выявлять главное, сопоставлять полученную информацию с имеющимся опытом и знаниями, решать возникающие проблемы для дальнейшей социализации ребенка и  формированию ключевых компетенций: коммуникативных, мыслетехнических,  рефлексивных, творческих.

        Сегодня очевидно, что в школе надо учить не запоминанию большого объема информации, а способам ее получения, структурирования,  процессу  усвоения знаний. Достичь этого в традиционной когнитивной (знаниевой) парадигме трудно. Применение технологии развития  критического мышления через чтение и письмо  в педагогической деятельности учителя позволяет развить  познавательные способности и познавательные процессы личности –  разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие –  посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций. Наиболее благоприятными условиями для этого являются материалы курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…», специально ориентированные на гуманистическое, деятельное сострадание, имеющие этико-правовую специфику.   Важно, что использование этой технологии  направлено на удовлетворение потребностей личности в безопасности, уважении, самоактуализации, самоутверждении, общении, игре, в познании, в творчестве, тем самым выполняя воспитательные задачи школьного коллектива, способствует развитию активного словарного запаса (устной и письменной речи), формирует творческие, коммуникативные компетенции.    

          Для того чтобы помочь ученику в будущем стать социально успешным, должен измениться не только учитель, но и сам стиль обучения. Из обычного ретранслятора знаний  учитель превращается в дирижёра, режиссёра, организатора учебной деятельности. Его задача – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания.   Организовать учебный процесс именно таким образом можно, если использовать в своей работе современную  педагогическую технологию – «Развитие критического мышления через чтение и письмо».  

        Чем интересна эта технология нам, филологам? Тем, что каждый её приём работает на формирование у ребят филологической компетенции. Письменная деятельность рождает в ребенке вкус к размышлению, к слову, развивает читательские способности для создания собственного мнения и высказывания собственных мыслей. Известно, что потребность в творчестве есть одна из главных духовных потребностей человека и в то же время это важное активизирующее условие технологии познания, так как потребность в творчестве актуализирует процесс познавательной активности.  

         Познавательная деятельность учащихся строится таким образом, чтобы каждый ученик на каждом уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал на разных уровнях.

          Работа  в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» заставила меня еще глубже вдуматься в идеи Л.С. Выготского. Особо я хотела бы остановиться на сформулированном им дидактическом принципе сочетания требовательности с уважением к личности. Умение ставить перед учащимися задачи, направлять их мыслительную деятельность на решение этих задач на основе высокой культуры общения – это  важное качество учителя, осваивающего современные образовательные технологии.

        «Творение –  это всегда эмоционально насыщенный процесс, активное стремление к воплощению образов воображения. Муки творчества включают в себя в интегрированном виде аффект, интеллект и волю. Это и есть подлинная основа и движущее начало творчества», - писал Л.С. Выготский. Одной из основных и, наверное, самых сложных задач в школе является развитие творческих способностей детей и учителя. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Стремление развить эти качества в себе и детях и движет мною при внедрении  технологии развития критического мышления  в свою собственную деятельность.

         Я как учитель  готова принимать изменения и продолжать учиться преподаванию: тщательно наблюдать, анализировать, в соответствии с анализом формулировать новые задачи обучения. Ведь педагогическое наблюдение и анализ, а также самоанализ, рефлексия проведенного урока гармонично вливаются в процесс самосовершенствования учителя.

        Учебный процесс в технологии строится исходя из того, что многие личностные психические свойства ребенка проявляются и формируются в ходе собственной приносящей удовлетворение деятельности. Этому аспекту в  технологии уделяется особое внимание. Удовольствие, которое ребенок получает в процессе обучения, и удовлетворение познавательной деятельностью относятся к важнейшим факторам достижения каждым учеником высокого конечного результата.

         Поисковая познавательная активность учащегося, базирующаяся на внутренней познавательной потребности, способствует эффективному усвоению нового знания, качественному творческому преобразованию ранее полученных знаний, является положительным психологическим фундаментом процесса познания и саморазвития (самовоспитания) личности.

         Таким образом, цель современного образования – развитие индивидуальности ребенка – перекликается с целью  технологии развития критического мышления через чтение и письмо, в которой главная цель и объект – учащийся.

        Что же  подразумевают, когда говорят о критическом мышлении?

         Во-первых, критическое мышление – это мышление самостоятельное.   Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно за самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.  

          Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением –  это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.   Но главное –  каждый при этом сам решает, что ему думать. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

         Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически.   Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору сырья:  фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.  Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

          В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.   Следовательно,  сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем.  

          В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумно обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

        И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и  групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. И нет никакого противоречия в том, что первый пункт моего определения критического мышления говорит о его независимости, а этот, последний, пункт подчеркивает социальные параметры критического мышления. В конечном итоге, любой критический мыслитель работает в неком сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.

         Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами класса.

         Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как мне кажется, письменная работа  как для учителей, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа содержит в себе поиск решения некой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.

         Для учеников  письмо -  трудная, точнее, самая трудная часть учебного процесса. Естественно, что, давая письменное задание, учитель прибавляет хлопот и себе самому. Однако многие педагоги, понимая важность письма, все же добровольно идут на увеличение своей нагрузки. В ходе работы, которая может включать в себя мозговую атаку, собственно написание, доработку, редактирование и публикацию, то есть обнародование получившегося текста - учитель может обучать своих учеников, помогая им справиться с трудной задачей. Для школьников же ценно, что учитель относится к их работе с интересом и уважением и что сами они получили возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками, другими учителями, родителями и даже с людьми, которых они совсем не знают.  Утилитарная цель программы - научить умению работать с текстом научным и художественным, а также создавать собственные творческие письменные работы. Но главное  -  не работе с текстом, даже не умению самостоятельно добывать знания учат  педагоги - они учат общению и сотрудничеству со всеми людьми, то есть готовят граждан открытого общества.

       Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Технология эффективна, когда на уроке используются все основные приемы и соблюдаются все технологические фазы.

         Работа в технологии критического мышления  проходит в трех технологических  этапах – фазах:

- Вызов - пробуждение интереса к получению новой информации, актуализация имеющихся знаний;

- Осмысление содержания  - получение новой информации;

- Рефлексия  - осмысление, присвоение, рождение нового знания.

       Наиболее интересными и продуктивными, на мой взгляд, являются следующие виды деятельности:

1.Кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

2. Бортовой журнал. Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

3.  Таблица «тонких» и «толстых» вопросов –  может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут во просы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.  

 4. «Верные - неверные утверждения».

 5. Таблица: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».  

 6. Приём маркировки  текста.   

7.  «Синквейн» – стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна).

8. Взаимообучение в парах.

       Работа организована в группах, парах, используется самостоятельная научно-исследовательская работа, которая представляется на уроках в виде компьютерных презентаций.          

          Использование технологии критического мышления  направлено не только на учебные и технологические, но и на мельчайшие нравственные и этические детали урока.  Вся работа, анализ уроков, отработка каждого приема построены так, чтобы за чисто познавательными целями учитель не забывал о главной: о  внимании к личности и развитию лучших черт этой личности как индивидуума и как члена общества, сверяя с этим каждое задание, каждое действие.

         Итак, мы можем сделать вывод, что критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.

        Овладевая  стратегиями технологии, я   добиваюсь определенных успехов, из которых самым главным я считаю овладение способами мыслительной деятельности.  Учащиеся под моим руководством выявляют цель, могут сформулировать задачи, которые надо решать при выполнении того или иного задания.

         Учащийся, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нём структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.   Ориентация на критическое мышление на уроках литературы и при изучении курса по МГП «Вокруг тебя – Мир…» предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение (по тому или иному вопросу) в контексте учебной программы.

         Критически мыслящий человек - самостоятельно мыслящий, и меня особенно привлекает то, что ученики самостоятельно могут определять направления в изучении какой-либо темы.  

          Использование технологии  позволяет обеспечить три составляющие успешного проведения урока: интеллектуальную и коммуникативную составляющие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.  

        Результатом моей работы  могут служить отзывы детей об уроках литературы с использованием технологии развития  критического мышления через чтение и письмо, положительная динамика качества обучения  на уроках  литературы,  проектная  и научно-исследовательская деятельность по вопросам, связанным с изучением литературы.  

         С уверенностью могу сказать, что использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – Мир…» способствует росту уровня самооценки, готовности к аналитической деятельности, познавательной активности учащихся и развитию таких базовых качеств личности, как коммуникабельность,  мобильность, самостоятельность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

В.В. Бутакова, учитель русского языка

 и литературы высшей категории

 МБОУ СОШ №1 города Крымска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....