конспект урока-литературный суд
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Максимова Ольга Сергеевна

Урок проводится в 9 классе по произведению М.ю.Лермонтова "Герой нашего времени" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature_v_9_klasse.rar13.2 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 9 классе .

  Литературный суд над героем. Григорий Печорин-демон, несущий зло людям, или страдающая личность, обреченная на одиночество?

Урок-диспут.

Цели:1)Обобщить у  учащихся мнения, оценки, которые накопились в работе над романом.

2)Формировать умение учащихся в определении собственного видения поднятой проблемы.

3)В ходе диспута выяснить: кем является Печорин- страдающей личностью или безнравственным человеком.

4)Воспитывать в учащихся любовь к поэтическому слову, уважение, любовь к людям, благородство души.

 «Одни скажут, он был добрый малый, другие - мерзавец! И то, и другое будет ложно». Г.А.Печорин

Ход урока.

  1. Здравствуйте, ребята Я рада приветствовать  всех собравшихся сегодня на литературном суде.

(звучит музыка)

Итак, объявляю начало суда. Слушается дело Григория Александровича Печорина, главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» .На нашем суде присутствуют прокурор, адвокат и группа их помощников. Итогом суда станет ответ на вопрос: «Виновник Печорин или жертва? Кто он: одаренная,  терзающаяся личность или демон, несущий  людям зло? Вокруг образа этого героя велось много споров. Каждый из исследователей, критиков давал свою интерпретацию Печорина. Споры рождаются, исходя из сложного, противоречивого, трагедийного характера героя. Что же это за герой? Сейчас нам предоставляется уникальная возможность услышать самого Печорина. Что расскажет он о себе, о своем характере?

(Звучит музыка . Под нее слушаем исповедь Печорина, в это время на экране его портрет).

2.Представление героя прокурором и адвокатом, отстаивание своих позиций.

Слово предоставляется обвинению…(уч-ся представляют героя как отрицательного).

-Действие главы «Бэла» происходит на Кавказе.(Горы  Кавказа на экране).

-отношения Печорина и Максима Максимыча ( на экране Печорин и Максим Максимыч).

-Печорин и Бэла (Бэла )

-Печорин и княжна Мэри (Княжна Мэри, Грушницкий и Мэри, Печорин и княжна Мэри)

-Печорин и Вера (Вера, Вера и Печорин)

-Печорин и Грушницкий (Дуэль Печорина и Грушницкого)

Слово учителя.

Ну что ж, обвинение  было весьма убедительно. Что же ответит защита? Слово предоставляется  защите. (Уч-ся отстаивают свою точку зрения на характер Печорина).

3.ПОСЛЕ  СЛОВА ПРОКУРОРА И ЗАЩИТЫ УЧИТЕЛЬ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ К ДИСПУТУ ОБЕИМ ГРУППАМ:

ВОПРОСЫ к диспуту.

1)Мы говорим о герое, который жил в 30-е годы прошлого века. Легко ли нам понять его? Почему?

2)По каким критериям, по вашему мнению, мы судим человека? Что главное в нем? Чем определяется его ценность? Тем, что он сам о себе думает и говорит?

Очевидно, нет. Может быть, тем, что о нем говорят и думают? Это, конечно, важно, но от  чего в конечном счете зависит наше мнение о человеке?

А раньше? Может быть, тогда были другие критерии оценок?

3)Как же  характеризуют Печорина его дела и поступки? Как он поступает по отношению к людям? Именно здесь - главное.

4)Все ли поступки Печорина можно оправдать?

5)Как Печорин относится к своим поступкам? Приведите примеры из текста. Можно ли сказать, что он безрассуден? Строг ли он к себе? Оправдывает его то, что он горько кается, казнит себя?

6)Вообще, можно ли простить человеку  проступки, если он сам осуждает их? Чем становится для Печорина внутренний суд: источником терзаний, путем к перемене, самобичеванием?

7)В чем же причина одиночества героя?  Почему он не верит людям, не верит в существование дружбы, любви?

8)Какие качества Печорина вы осуждаете? Какие заслуживают одобрения и уважения?

9)Что сам Печорин говорит о своем предназначении и цели в жизни? А все ли он сделал, что мог? Не могла ли жизнь Печорина сложиться иначе? Какова, на ваш взгляд, судьба главного героя?

4 Подведение итогов суда.   Оценка работы уч-ся.

5.Д/З написать мини-сочинение «Мое заключительное выступление на диспуте о Печорине»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ...

Конспект урока "Литературная Великобритания"

План-конспект урока английского языка в 9 классе "Литературная Великобритания"...

План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей

Обобoение знаний о главных героях повести,  его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся   в  составлении характеристик литературных героев с помощью с...

Конспект урока "Литературная первооснова формы рондо. Рондо в музыке". 2 класс.

Сформировать у учащихся представление о форме рондо в музыке, литературе, живописи. На основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пластическое интонирование), показать особеннос...

конспект урока литературного краеведения "Жизнь и творчество Даля. Животные"

конспект урока содержит биографические данные Даля, план урока по изучению его творчества, а также сказки Даля о животных....

Конспект урока литературная гостиная по теме " Есенин - душа нации"

Урок, посвященный творчеству Сергея Есенина, был дан в форме гостиной и построен на интегрированной основе...