рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Данная программа предоставлена для работы в 10 классе профильного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt_litera_10.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе 10 класс

№ п/п

Наименование раздела программы

Количество часов

Тема урока

(этап проектной деятельности)

Тип урока

(форма и вид деятельности учащихся)

Элементы содержания

(основные понятия и определения)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

корректировка

1

1

Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской  литературы 19 века.

Урок усвоения новых знаний

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков

Тезисный план или конспект лекции учителя

Повторить основные направления в литературе 19 века, работа с учебником ,стр. 2-6

2

1

Обзор русской  литературы первой половины 19 века. Классицизм, сентиментализм, романтизм.

Повторительно- обобщающий урок

Россия в первой половине 19 века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины 19 века. Национальное самоопределение русской литературы

Работа со словарем, запись лекции учителя

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. С. Пушкина с использованием презентации учащихся

3

1

А. С. Пушкин.  Основные вехи жизни  и творчества поэта. Презентация учащихся

Повторительно- обобщающий урок

Краткий образ жизни и творчества А.С.Пушкина. Романтическая лирика периода  Южной и Михайловских ссылок. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека («Погасло дневное светило», «Элегия»

Выразительное чтение стихотворений; индивидуальное сообщение об особенностях лирического героя Пушкина; ответы учащихся на проблемные вопросы: чем отличается романтическая лирика Пушкина периода Южной ссылки от стихотворений поэта, написанных в Михайловском; почему увлечение романтическими идеалами в зрелом творчестве поэта уступает место реализму?

Подготовить сообщение о лирике поэта, анализ предложенных стихов.

4

1

А. С. Пушкин.  Гуманизм и философская глубина лирики поэта.

Повторительно- обобщающий урок

Вечные темы» и их философское осмысление в поэзии А.С. Пушкина (любовь и дружба, свобода и творчество, человек и природа, жизнь и смерть, смысл человеческого бытия).

Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ анализируем стихов поэта

Выучить наизусть стихотворение А. Пушкина ( по выбору)

5

1

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Урок развития речи

Стихотворения «Подражания Корану», «Вновь я посетил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...». и другие

Чтение наизусть

Прочитать и проанализировать трагедию  « Борис Годунов».  

6

1

А. С. Пушкин. Трагедия  « Борис Годунов». Жанровое  своеобразие, основные темы и проблемы пьесы.

Повторительно- обобщающий урок

Конфликт личности и государства в драме. Образ  Бориса Годунова . «Мысль народная » в драме

История: образ Бориса Годунова, чтение и анализ драмы , проблематика произведения

Прочитать и проанализировать поэму « Медный всадник»

7

1

А. С. Пушкин. Поэма  «Медный всадник». Своеобразие жанра и композиции произведения.

Повторительно- обобщающий урок

Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Художественная символика поэмы.

История: преобразовательная деятельность Петра Первого. Литература: образ маленького человека в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель

Прочитать  « Речь  о Пушкине», подготовить сообщение о казачестве в исторических взглядах А.С.Пушкина, презентация учащихся

8

1

Ф.М.Достоевский. «Речь о Пушкине» Значение А.С.Пушкина для русской и мировой культуры. Сообщение на тему «Казачество в исторических взглядах А.С.Пушкина» Презентация

Урок усвоения новых знаний

Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина в мировой культуре,  Достоевский о Пушкине  

Выразительное чтение; устное словесное рисование; сравнительный анализ;   ответы на проблемные вопросы:

Подготовиться к тестированию по творчеству А. С. Пушкина

9

1

Тестирование по творчеству А.С.Пушкина.

Урок  контроля

Контроль  умений и навыков учащихся по пройденному материалу

тест

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. С. Пушкина с использованием ИКТ

10

1

М.Ю.Лермонтов. Основные вехи жизни  и творчества поэта. Своеобразие художественного мира М. Ю. Лермонтова. Презентация учащихся.

Повторительно- обобщающий урок

Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова: чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием в стихотворениях «Как часто пёстрою толпою окружён...» и др.

проблемные вопросы:  в чём причина трагического одиночества героя Лермонтова?

Выучить наизусть стихотворение М. Лермонтова( по выбору, проанализировать лирику поэта.

11

1

М. Ю. Лермонтов. Основные мотивы лирики поэта

Повторительно- обобщающий урок

Адресаты любовной лирики Лермонтова. Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции любви. Анализ стихотворений «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобой»,  др.

основные мотивы лирики Лермонтова, своеобразие его художественного мира,  соотношение  в нём романтических  и реалистических  традиций. Умение  анализировать и интерпретировать стихотворения

Выучить наизусть стихотворение М. Лермонтова ( по выбору,

12

1

Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова. Казачьи мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова.

Урок развития речи

Чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием в стихотворениях «Как часто пёстрою толпою окружён...»

 и др.

Чтение наизусть

Прочитать и проанализировать поэму «Демон»

13

1

М. Ю. Лермонтов. Поэма « Демон» Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова

Урок усвоения новых знаний

Образ главного героя  в поэме, проблематика произведения, романтические и реалистические в поэме.

Чтение и полноценное восприятие текста, проблематика произведения

Подумать над вопросами по поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»

14

1

Философское звучание поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»

Урок усвоения новых знаний

Образ главного героя  в поэме, проблематика произведения, романтические и реалистические в поэме.

 Работа с  внетекстовыми материалами (мемуарами, воспоминаниями, записками) Своеобразное раскрытие образа

Подготовиться к тестированию по творчеству М. Ю, Лермонтова

15

1

Тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Урок  контроля

Контроль  умений и навыков учащихся по пройденному материалу

тест

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н. В. Гоголя с использованием ИКТ

16

1

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Повесть «Невский проспект». Столкновение живой души и пошлого мира в повести. Презентация учащихся.

Урок усвоения новых знаний

Обзор жизни и творчества Н.В. Гоголя. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Соотношение мечты и действительности

Литература: образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина («Евгений Онегин»), в «Шинели» и «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.

Прочитать и проанализировать « Невский проспект»

17

1

Н.В.Гоголь. Стилистические особенности петербургских повестей Н.В.Гоголя. В.Г.Белинский «О русской повести и повестях Н. В. Гоголя» Презентация учащихся на тему «Мир казачества в изображении Н.Гоголя»

Урок усвоения новых знаний

Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры на примере петербургских повестей

Устное словесное рисование; краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы: в чём заключается своеобразие Петербурга Н.В. Гоголя?

Подготовить черновики сочинения

18

1

Р.р Домашнее сочинение по произведениям русской  литературы первой половины 19 века

Урок развития речи

Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему

Текст сочинения. Формулировка основной мысли работы, сравнение черновых и беловых вариантов плана к сочинению

Написать сочинение

19

1

Обзор русской  литературы  второй половины 19 века. Основные тенденции в развитии реалистической литературы.

Урок усвоения новых знаний

Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860 г. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Русская журналистика данного периода. Раскол редакции журнала «Современник»

Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы, беседа

Подготовить сообщение в виде презентации о русской журналистике

20

1

Русская журналистика второй половины 19 века. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование  национального театра

Урок усвоения новых знаний

Борьба между сторонниками некрасовской школы и представителями «чистого искусства». Расцвет сатиры. Осмысление национального характера как задача искусства

Составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. Островского с использованием ИКТ

21

1

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Драма «Гроза» Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе.

Урок усвоения новых знаний

Обзор жизни и

творчества

А.Н. Островского.

Роль драматурга в

создании русского

национального те-

атра. Островский -

наследник

Д.И. Фонвизина,

А.С. Грибоедова,

Н.В. Гоголя

Кон-

спект лекции

учителя;

сравнитель-

ный анализ

текста пьес с

фрагментами

из спектаклей

и кинофиль-

мов, снятых

по мотивам

произведений Островского

Прочитать и проанализировать 1-2 д.

22

1

А. Н. Островский. Драма « Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства» Образ города Калинова.

Урок усвоения новых знаний

Урок-

«путешествие» по городу Калинову.  Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие второстепенных персонажей

Выборочный пересказ, комментированное чтение, анализ текста драмы; ответы на проблемные вопросы: почему произведения А.Н. Островского критик Н.А. Добролюбов назвал «пьесами жизни

Прочитать и проанализировать 3 д.

23

1

Образ Катерины в драме А.Островского «Гроза»

Урок усвоения новых знаний

Своеобразие внутреннего конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов пьесы.

Выразительное чтение; анализ текста драмы; ответы на проблемные вопросы: что превалирует в поступках Катерины -«ум» или «сердце»?

Дочитать пьесу до конца, вопросы и задания.

24

1

Душевная трагедия Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»

Урок усвоения новых знаний

Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса

Почему возникает в монологах Катерины  образ вольной птицы? Трагедия одиночества

Подумать над проблематикой пьесы А.Н.Островского «Гроза»

25

1

Нравственная проблематика пьесы А.Н.Островского «Гроза»: тема греха, возмездия и покаяния.

Урок усвоения новых знаний

Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе

Чтение по ролям; анализ текста драмы; индивидуальное сообщение «Сценические интерпретации роли Катерины»; ответы на проблемные вопросы: что значит антитеза понятий «воля»-«неволя» для героев

Подготовиться к тестированию по творчеству Пушкина, Лермонтова , Гоголя, Островского

26

1

Драма А.Н.Островского  « Гроза» в русской критике Н.А.Добролюбов « Луч света в темном царстве» (фрагменты) Современные трактовки пьесы.

Урок усвоения новых знаний

Анализ критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Обучение конспектированию статьи. Сравнительный анализ оценки образа Катерины Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым

Конспект статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»; ответ на проблемный вопрос: почему у Добролюбова и Писарева, критиков, принадлежащих к одному демократическому лагерю, разные трактовки образа

Проанализировать статью Н.А.Добролюбова « Луч света в темном царстве

27

1

Тестирование по творчеству А.Н.Островского.

Урок  контроля

Контроль  умений и навыков учащихся по пройденному материалу

тест

Ознакомиться с комедией «Лес»,вопросы и задания

28

1

А.Н.Островский. Комедия  «Лес» Сатирическое изображение жизни  пореформенной России. Идеалы народной нравственности в драматургии А.Н.Островского  

Урок усвоения новых знаний

Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н. Островского. Углубление понятий о драме как роде литературы. Жанровое своеобразие «

Анализ текста драмы; индивидуальное сообщение «Символика имён и фамилий в пьесах А.Н. Островского»; ответы на проблемные вопросы: в чём своеобразие жанра пьесы

Подготовить черновики сочинения  по пьесе А.Н.Островского «Гроза

29-30

2

Классное сочинение по произведениям  А.Н.Островского

Уроки развития речи

Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему

Текст сочинения. Формулировка основной мысли работы, сравнение черновых и беловых вариантов плана к сочинению

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф. Тютчева, используя ИКТ

31

1

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие лирики Презентация учащихся

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. Наследник классицизма и поэт-романтик. Основные мотивы лирики Тютчева (человек и природа,земля и небо). Философский характер тютчевского романтизма.

Выразительное чтение стихотворений; тезисный план доклада о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева. Ответы на проблемные вопросы: почему поэзию Тютчева называют философской; как пейзажная лирика поэта помогает понять «душу и язык» природы?

Выучить наизусть стихотворение Ф. Тютчева ( по выбору)

32

1

Основные темы и образы лирики Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворений «О, как убийственно мы любим» и др.

Урок усвоения новых знаний

Тютчев-политик и Тютчев-поэт («более всего я люблю Россию и поэзию»). Дипломатическая деятельность Тютчева, оценка им судьбы России в контексте мировых проблем. Две ипостаси образа России в творчестве поэта:

Выразительное чтение стихотворений; ответы на вопросы проблемного характера: противопоставлены ли в творчестве Тютчева две ипостаси образа Родины?

Проанализировать философские стихи Ф.И.Тютчева

33

1

Философский характер поэзии Ф. И. Тютчева

Урок усвоения новых знаний

Автобиографизм

любовной лирики

Ф.И. Тютчева,

предполагающий

поэтизацию не событий, а переживаний. Любовь как

стихийная сила и

«поединок роковой».

Выразительное чтение

стихотворении;   индивидуальное

сообщение о

«Денисьевском цикле»

Ф.И. Тютчева.

Ответы на

проблемные

вопросы: в

чём причина

трагедии героини цикла

Выучить наизусть стихотворение Ф. Тютчева ( по выбору)

34

1

Выразительное чтение наизусть стихотворений Ф. И. Тютчева.

Урок развития речи

Художественное своеобразие лирики Тютчева

Чтение наизусть

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. Фета, используя ИКТ

35

1

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Презентация учащихся

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчест-

во А.Фета. Борьба

за дворянскую фа-

милию Шеншин и

бессмертие, дан-

ное именем Фет.

Идеалист-лирик и

рационалист-

хозяйственник в

одном лице. Фет и

теория «чистого

искусства». «

Запись тези-

сов лекции

учителя о

творческом

пути А. Фета;

выразитель-

ное чтение

стихотворе-

ния. Ответы

на вопросы

проблемного

характера:

принимаете

ли вы пози-

цию Фета,

твердившего о тайне поэтического слова,

Проанализировать лирику А. Фета, выучить наизусть стихотворения поэта

36

1

Основные темы и образы лирики А. А. Фета. Анализ стихотворений « Это утро, радость эта…» и др.

Урок усвоения новых знаний

Поэзия Фета и литературная традиция. «Вечные» темы в лирике Фета (тема творчества, любви, природы, красоты). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие произведений А. Фета: психологизм переживаний,

Выразительное чтение стихотворений, ответы на проблемные вопросы: почему свою позицию Фет определял как «служение чистой красоте»; в чём заключается своеобразие эпитетов и метафор Фета, создающих неповторимую музыкальность стихов?

Сравнить лирику Ф. Тютчева и А. Фета, проектная деятельность учащихся

37

1

Выразительное чтение наизусть стихотворений А. А. Фета. Защита творческих проектов «Любовь в жизни  Ф. И. Тютчева и А.А.Фета.»

Урок развития речи

Художественное своеобразие лирики Фета

Чтение наизусть, защита проектов

Подготовить черновики сочинений на предложенную тему

38

1

Сочинение по творчеству Ф. И. Тютчева и А.А.Фета.

Урок развития речи

Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему

Текст сочинения. Формулировка основной мысли работы, сравнение черновых и беловых вариантов плана к сочинению

Написать сочинение, подготовить сообщение  о жизни  и творчестве И. А. Гончарова. Презентация учащихся.

39

1

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Презентация учащихся по теме урока.

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество И. А. Гончарова. Детство, юношеские устремления, влияние пушкинского слова на становление личности писателя. «Обыкновенная история» как «стремление осветить все глубины жизни, объяснить все скрытые стороны

 Знание жизненного и творческого пути .И.А. Гончарова. Умение  использовать для решения творческих задач различные источники информации, включая Интернет-ресурсы .

Прочитать по учебнику историю создания романа  «Обломов»

40

1

И. А. Гончаров. Роман « Обломов». История создания и особенности композиции романа.

Урок усвоения новых знаний

Система образов романа. Социальная и нравственная проблематика произведения И. А. Гончарова. Особенности композиции

Краткий пересказ; комментированное чтение; установление ассоциативных связей между текстом романа и художественным фильмом Н. Михалкова; ответы на проблемные вопросы:м какую роль в жизни Обломова сыграла его «малая родина

Прочитать и проанализировать 1 часть романа «Обломов»

41

1

Глава « Сон Обломова» и ее роль в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Урок усвоения новых знаний

Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. «Петербургская» обломовщина

 Проблемный вопрос :почему невозможно сохранить в перво-зданности этот патриархально-идиллический мир?

Сравнить образы Обломова и Штольца в романе И.А.Гончарова «Обломов».

42

1

Система образов, приём антитезы в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Урок усвоения новых знаний

Приём антитезы в

романе. Нацио-

нально-культурные

и общественно-

исторические эле-

менты в системе

воспитания Обло-

мова и Штольца. Мировоззрение и стиль жизни героев.

Комментиро-

ванное чте-

ние;

ответы на проблемные вопросы: что лежит в основе дружбы Обломова и Штольца; почему Штольцу так и не удалось «зажечь внутренний свет» в душе Ильи Ильича

Прочитать 2- 3 части романа И.А.Гончарова «Обломов»

43

1

Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская

Урок усвоения новых знаний

Головная» (рассудочная) и духовно-сердечная любовь в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницы-на. Ситуация «испытания любовью» и её решение в произведении Гончарова (Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Штольц и Ольга).

Комментированное чтение; сравнительный анализ; ответы на проблемные вопросы: какой тип любви -рациональный, головной или сердечный предпочёл Обломов и почему?

Прочитать 4 часть романа , сопоставить женские образы романа

44

1

Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов». Обломов  и Агафья Пшеницына.

Урок усвоения новых знаний

Поисковая: ассоциативное сопоставление эпизодов, описывающих любовь Обломова к Агафье . Исследовательская: сравнительный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной

Сравнительный анализ; ответы на проблемные вопросы: какой тип любви -рациональный, головной или сердечный предпочёл Обломов и почему?

Дочитать роман до конца, подумать над ролью худож. Детали в романе

45

1

Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов».

Урок усвоения новых знаний

Семантика фамилии героев романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в произведении Гончарова.

Ответы на вопросы проблемного характера: в чём заключается своеобразие стиля романа И.А. Гончарова; как художественные детали помогают понять отношение автора к героям

Поразмышлять над проблемными вопросами романа И. А. Гончарова «Обломов», проект  « Нужны ли Обломовы обществу?»

46

1

Домашнее сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Уроки развития речи

Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему

Текст сочинения. Формулировка основной мысли работы, сравнение черновых и беловых вариантов плана к сочинению

Написать сочинение

47

1

Роман Гончарова «Обломов» в оценке русской критики: Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина» (фрагменты)

Урок усвоения новых знаний

Анализ критической статьи Н.А. Добролюбова «Обломов». Обучение конспектированию статьи.

Конспект статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина»; ответы на проблемные  вопросы

Подготовить презентацию о жизни и творчестве И. Тургенева

48

1

Тестирование по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Уроки развития речи

Урок  контроля

Контроль  умений и навыков учащихся по пройденному материалу

Подготовить презентацию о жизни и творчестве И. Тургенева

49

1

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. Презентация учащихся по теме урока.

Урок усвоения новых знаний

Путь писателя от «натуры чисто внешней» (А.И. Герцен) к «истинному сыну своего времени, который носит в своей груди все скорби и вопросы его» (В.Г. Белинский)

Видеопрезентация заочной экскурсии, выступления экскурсоводов

Прочитать и проанализировать 1-5 главы романа  И. Тургенева « Отцы и дети»

50

1

И.С.Тургенев. Творческая история романа « Отцы и дети» Сюжет, композиция, система образов романа

Урок усвоения новых знаний

История создания романа «Отцы и дети», отражение в нём общественно-политической ситуации в России. Ориентировочная беседа, выясняющая уровень первичного восприятия учащимися текста романа

Выборочный пересказ как результат групповой работы; анализ текста; устное словесное рисование; комментированное чтение; ответы на вопросы

Прочитать 6-10 главы романа  И. Тургенева « Отцы и дети»

51

1

Образ Базарова в романе  И. С. Тургенева

« Отцы и дети»

Урок усвоения новых знаний

Черты личности,

мировоззрения Ба-

зарова. Отношение

главного героя к

общественно-

политическим пре-

образованиям в

России, к русскому

народу, природе,

искусству, естест-

венным наукам.

Выборочный

пересказ,

анализ тек-

ста, коммен-

тированное

чтение; отве-

ты на вопро-

сы проблем-

ного характе-

ра: в чём,по

мнению Тур-

генева, за-

ключается сила и слабость нигилизма?

Глава 9, вопросы и задания

52

1

Базаров и Кирсанов в романе  И. С. Тургенева

« Отцы и дети»

Урок усвоения новых знаний

Николай Петрович -хранитель национальной русской культуры, Павел Петрович - поборник европейской цивилизации и нигилист Базаров

 С какой целью вводит в роман рассказ о семейной истории Кирсановых? Почему Тургенев сталкивает Базарова не с худшими, а с лучшими представителями дворянского общества?

Сравнительная характеристика Базарова  и Кирсанова в романе  И. С. Тургенева

« Отцы и дети

53

1

«Отцы» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Урок усвоения новых знаний

Трагедийность фигуры Базарова, его одиночество и в лагере «отцов», и в кругу «детей».

Комментированное чтение, анализ текста, Ответы на вопросы проблемного характера: почему герой романа обречён на одиночество не только в лагере отцов,

Главы 10 – 15 романа И. С. Тургенева

« Отцы и дети

54

1

Проблематика романа И.С. Тургенева « Отцы и дети»

Урок усвоения новых знаний

Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме, социально-

бытовые и обще-

человеческие стороны в романе).

Ответы на

вопросы:

 какое воплощение на

страницах

романа на-

шел «тайный

психологизм»? В чём

особенность композиции произведения и проблематики

Дочитать роман до конца, подумать над вопросами

55

1

Поэтика романа И.С.Тургенева « Отцы и дети»

Урок усвоения новых знаний

Испытание смертью и его роль в романе. Смысл финала «Отцов и детей». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе.

Комментированное чтение, анализ текста, конспект мини-лекции учителя «Базаров в оценке русской критики». Ответы на вопросы проблемного характера:

Повторить образы Онегина и Печорина  в романах писателей в рамках подготовки в промежуточной аттестации

56

1

Базаров в ряду других образов русской литературы.

 Полемика вокруг романа

Урок усвоения новых знаний

Смысл финала «Отцов и детей». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М. Антонович, Н.Н. Страхов о романе.


Особенность композиции произведения и проблематики

Сравнить Базарова и Онегина

57-58

2

Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Уроки развития речи

Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему

Текст сочинения. Формулировка основной мысли работы, сравнение черновых и беловых вариантов плана к сочинению

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. К. Толстого, используя ИКТ

59

1

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Презентация учащихся.

Урок усвоения новых знаний

Художественное своеобразие лирики А.К.Толстого

Выразительное чтение стихотворений, ответы на проблемные вопросы

Прочитать и проанализировать  лирику А.К.Толстого.

60

1

А.К.Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. Анализ стихотворений «Двух станов не боец, но только гость случайный » и др.

Урок усвоения новых знаний

Художественное своеобразие лирики А.К.Толстого, анализ  стихотворений поэта.

Выразительное чтение стихотворений поэта.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н. Лескова , презентация учащихся

61

1

Н.С.Лесков. Творческая судьба писателя. Презентация  учащихся по теме урока. Сообщение  о казачьих сказах, сказках, былинах.

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество  Н. Лескова. Детство, юношеские устремления. Особенности сказа

Выразительное чтение отрывков повести , проблематика произведения

Прочитать повесть Н. С. Лесков. «Очарованный странник, вопросы и задания

62

1

Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник» Особенности сюжета повести

Урок усвоения новых знаний

Художественное своеобразие повести, проблематика образ главного героя

Поразмышлять над проблемными вопросами урока

Подумать над смыслом названия повести

63

1

Символический смысл названия повести «Очарованный странник». Стилистические особенности писателя.

Урок усвоения новых знаний

Художественное своеобразие повести, проблематика образ главного героя

Стилистические особенности писателя

Подготовиться к письменному  зачету  по повести Н. С Лескова  «Очарованный странник

64

1

Письменный зачет по повести Н. С. Лескова  «Очарованный странник»

Урок  контроля

Контроль  умений и навыков учащихся по пройденному материалу

Письменный зачет

Подготовить сообщение о жизни и творчестве  М. Е.  Салтыкова- Щедрина  , презентация учащихся

65

1

М. Е. Салтыков- Щедрин. Жизнь и творчество. Презентация  учащихся  по теме урока.

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчест-

во М.Е. Салтыкова-

Щедрина (обзор).

Судьба русской

сатиры. Сатириче-

ская летопись истории Русского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев».

Комментиро-

ванное чте-

ние; ответы на

вопросы про-

блемного ха-

рактера: справедливо ли мнение Салтыкова об отношениях власти и народа: «Начальник есть зеркало своих подчинённых, если зеркало и кривое, то в обе стороны

Сравнить

«Историю

одного горо-

да» М.Е. Сал-

тыкова-

Щедрина и «Историю государства Российского от Гостомыс-ла до Тима-шёва» А. К. Толстого

67

1

М. Е. Салтыков- Щедрин. «История одного города» Своеобразие сатирических приемов писателя.

Урок усвоения новых знаний

Исторические параллели (Павел Первый - Грустилов, Аракчеев - Угрюм-Бурчеев и др.) и приём анахронизма в произведении Салтыкова-Щедрина. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Смысл финала «Истории»

Комментиро-

ванное чте-

ние; ответы на

вопросы про-

блемного ха-

рактера: справедливо ли мнение Салтыкова об отношениях власти и народа: «Начальник есть зеркало своих подчинённых, если зеркало и кривое, то в обе стороны»?

Сравнить

«Историю

одного горо-

да» М.Е. Сал-

тыкова-

Щедрина и «Историю государства Российского от Гостомыс-ла до Тима-шёва» А. К. Толстого

67

1

Сатирическая летопись истории Российского государства.

Глава « Органчик»

Урок усвоения новых знаний

Развитие сатири-

ческих традиций

Фонвизина и Гого-

ля в произведениях

Салтыкова-

Щедрина. Две «Ис-

тории...»: конкрет-

но-историческая

манера повество-

вания А. К. Толсто-

го и сказочно-

гротескная М.Е. Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения: сарказм, ирония,гипербола, гротеск, алогизм.

Сравнитель-

ный анализ

произведений

А.К. Толстого

и М.Е. Сал-

тыкова-

Щедрина.

Ответы на

вопросы про-

блемного ха-

рактера: в

чём состоит принципиальное новаторство Салтыкова-Щедрина как сатирика; каков, по вашему мнению, жанр «Истории одного города»?

Подготовить черновики сочинения

68

1

Сочинение по повести М.Е.Салтыкова - Щедрина. «История одного города»

Уроки развития речи

Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему

Текст сочинения. Формулировка основной мысли работы, сравнение черновых и беловых вариантов плана к сочинению

Составить

литературную

композицию,

посвященную

жизни и твор-

честву Н.А.

Некрасова

-

69

1

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Презентация учащихся по теме урока.

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество поэта. Литературная композиция

Знать основные

этапы творческого

пути Н.А. Некрасова. Уметь отобрать

материал для ли- тературной композиции, систематизировать его и представить в ходе урока

Познакомиться со стихотворениями «Мы с тобой

бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...». Сравнить «Панаевский» цикл Некрасова с «Денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева

70

1

Н. А. Некрасов. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Анализ стихотворений поэта

Урок усвоения новых знаний

Вечные» темы в поэзии Н.А. Некрасова. Психологизм и бытовая конкретизация его любовной лирики. Особенности некрасовского лирического героя. «Панаевский» цикл Н.А. Некрасова и «Денисьевский» цикл Ф.И. Тютчева

Выразительное чтение стихотворений; ответы на вопросы проблемного характера: можно ли назвать цикл стихотворений, посвященных А.Я. Панаевой, «романом в стихах», лирическим дневником поэта

Вспомнить произведения Некрасова, изученные ранее, ответить на вопрос: какими предстают отношения народа и власть в его стихах, проанализировать любовную лирику

71

1

Любовная лирика Н.А.Некрасова. Сопоставительный анализ с любовной  лирикой Ф.И.Тютчева

Урок усвоения новых знаний

Особенности некрасовского лирического героя. «Панаевский» цикл Н.А. Некрасова и «Денисьевский» цикл Ф.И. Тютчева

Выразительное чтение стихотворений; ответы на вопросы проблемного характера: можно ли назвать цикл стихотворений, посвященных А.Я. Панаевой, «романом в стихах», лирическим дневником поэта?

Выучить одно

из стихотво-

рений в наизусть.   Ответить на вопрос: в чём видит Некрасов предназначение поэзии и долг поэта?

72

1

Выразительное чтение наизусть стихотворений Н. А. Некрасова

Урок развития речи

Художественное своеобразие лирики  Н. Некрасова

Чтение наизусть

Проследить, какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в  поэме Некрасова

73

1

Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Жанровое своеобразие поэмы.

Урок усвоения новых знаний

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие. Фолькло-ризм художественной литературы. Смысл фольклорных заимствований и переложений .

Комментированное чтение пролога. Ответ на проблемный вопрос: почему возник спор о счастье?

Поработать над основными образами поэмы, дочитать до конца. Сравнить с помещиками из  « Мертвых душ» в рамках промежуточной аттестации

74

1

Основные темы,  образы поэмы Н. А. Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо»

Урок усвоения новых знаний

Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Особенности стиля

Комментиро-

ванное чте-

ние поэмы.

Ответы на

вопросы про-

блемного ха-

рактера: со-

гласны ли вы

с выводом, к

которому приходит поэт

Групповые

задания: под-

готовить рас-

сказ от лица

одного из ге-

роев поэмы , образ крестьянки

75

1

Судьба русской крестьянки в поэме  Н.А.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо»

Урок усвоения новых знаний

Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы

  Проблемные вопросы: какие типические черты народного характера нашли отражение в образах героев произведения Некрасова;

Подготовиться к тестированию по творчеству Н.А.Некрасова  

76

1

Тестирование по поэме   Н. А. Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо»

Урок контроля

Урок  контроля

Контроль  умений и навыков учащихся по пройденному материалу

Самостоятельно сформулировать тему сочинения по творчеству Н.А. Некрасова, подготовить развёрнутый план сочинения

77-78

2

Классное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

Урок развития речи

Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, составлять его развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании работы

Текст сочинения

Сообщение о К. Хетагурове, анализ стихов поэта.

79

1

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной  образности в русскоязычных произведениях поэта. Стихотворения из сборника «Осетинская лира»

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество К. Хетагурова. Анализ 2-3 стихотворений из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова лирике Н.А. Некрасова в осмыслении темы поэта и поэзии

чтение стихотворений, ответ на вопрос проблемного характера: чем обусловлена тематическая близость стихотворений осетинского поэта и произведений Н.А. Некрасова?

Подготовить сообщение о жизни и творчестве  Н. Г. Чернышевского с использованием презентации

80

1

Н. Г. Чернышевский. Жизнь и творчество. Роман «Что делать?» Особенности жанра и композиции романа.

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество писателя. Трагическая судьба

Особенности жанра и композиции романа«Что делать?»

Познакомиться по учебнику  с эстетическими  взглядами  Н.Г. Чернышевского и их отражением  в романе

81

1

Эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского и их отражение в романе.

Урок усвоения новых знаний

 Отражение эстетических взглядов  Н.Г. Чернышевского в романе

Выборочный анализ глав романа

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф. Достоевского, презентация учащихся

82

1

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество писателя. Презентация учащихся по теме урока.

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Детские и юношеские впечатления, их влияние на выбор тем, характеристику образов, формирование мировоззрения писателя. Традиции Н.В. Гоголя и новаторство Ф.М. Достоевского

конспект лекции учителя

Перечитать гл. 1,2, 3 части 1; гл. 1, 2 части 2; гл. 4 части 4; гл. 6 части 6. Подготовить выборочный пересказ на тему «Каким предстаёт перед нами Петербург Достоевского

83

1

Роман « Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции.

Урок усвоения новых знаний

История создания «Преступления и наказания»: замысел и его воплощение. «Великое Пятикнижие» Достоевского

Ответить на вопрос: согласны ли вы с мнением жены писателя, А.Г. Достоевской, считавшей, что художник «сумел подметить самое характерное выражение в лице

Составить краткий пересказ на тему «История семейства Мармеладовых». Перечитать главы 2, 4 части 1; гл. 2, 6, 7 части 2; гл. 6 части 5.

84

1

Своеобразие жанра, проблематика, система образов романа Ф.М.Достоевского«Преступление и наказание».

Урок усвоения новых знаний

Приёмы создания образа Петербурга в романе Ф.М. Достоевского (пейзаж, интерьер, цветопись). Панорама «Северной Пальмиры» и её отражение в произведениях русской литературы

Ответы на вопросы проблемного характера; почему Достоевский предпочитает не называть улицы и площади Петербурга, применяя приём «тайной топографии»; как Раскольников приходит к теории

Перечитать главу 5 части 3; главу 4 части 5. Подумать над вопросом: «в чём заключается смысл теории Раскольникова? Как в разговоре с Пор-фирием Петровичем и с Соней герой Достоевского пытается обосновать своё право «разрешить себе кровь по совести»?

85

1

Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его двойники. Лужин.

Урок усвоения новых знаний

Теория Раскольникова и её истоки. Нравственно-философское опровержение теории «двух разрядов». Проблема нравственного выбора

Ответы на проблемные вопросы:как Достоевский раскрывает «недодуман-ность» теории Раскольникова; является ли явка с повинной свидетельством чистосердечного раскаяния героя романа в совершённом преступлении

Групповые задания: подготовить материал для сравнительного анализа «Раскольников и Лужин», «Раскольников и Свидригайлов». Подумать над вопросом:с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова

86

1

Письменный зачет по  теории Раскольникова

Урок контроля

Урок  контроля

Зачет

Подготовить материал для сравнительного анализа образов Раскольникова и Сони.

Анализ эпизода «Соня и Раскольников за чтением истории о Лазаре

87

1

Раскольников и его двойники.  Свидригайлов

Урок усвоения новых знаний

Раскольников и его «двойники»: Лужин и Свидригайлов. Роль портрета в романе. Мотив «двойничества» в русской литературе

Выборочный пересказ текста, комментированное чтение, сравнительный анализ. Ответы на вопросы проблемного характера: как Лужин и Свидригайлов помогают читателю понять суть характера Раскольникова

Подготовить материал для сравнительного анализа образов Раскольникова и Сони.

Анализ эпизода «Соня и Раскольников за чтением истории о воскрешении Лазаря»

88

1

Образы « униженных и оскорбленных» в романе Ф.М.Достоевского. Судьба семьи Мармеладовых.

Урок усвоения новых знаний

Библейские мотивы и образы в «Преступлении и наказании». Тема гордости и смирения в романе

Выборочный пересказ текста, комментированное чтение, сравнительный анализ. Ответы на проблемные вопросы:

Подготовить комментированное чтение эпилога романа, подготовиться к защите проекта

89

1

Образы « униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского. Второстепенные персонажи романа.

Урок усвоения новых знаний

Порфирий Петрович как представитель законности и официального правосудия в романе и как авторский резонёр, логически объясняющий Раскольникову необходимость покаяния и явки с повинной

Образы Мармеладовых, Раскольниковых в романе

Подумать над вопросом: с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова, подготовиться к защите проектов

90

1

Защита и рецензирование проекта «Петербург Достоевского – соучастник преступления?»

Урок усвоения новых знаний

Проектная методика на уроке

Защита и рецензирование проекта

Образ Петербурга в произведениях Гоголя, Достоевского в рамках подготовки к промежуточной аттестации

91

1

Петербург в романе Ф.М.Достоевского. Приёмы создания образа.

Повторительно- обобщающий урок

Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского

Сравнительная характеристика

Образ Сони Мармеладовой на стр. романа

92

1

Образ Сонечки Мармеладовой. Проблема нравственного идеала автора.

Урок усвоения новых знаний

 Сравнительный анализ образов Раскольникова и Сони.

Анализ эпизода «Соня и Раскольников за чтением истории о воскрешении Лазаря»

Выразительное чтение эпизодов, проблематика произведения

Подготовка к письменному сравнительному анализу

93

1

Письменный сравнительный анализ героев Достоевского.

Урок развития речи

Сравнительный анализ героев

Письменная работа

Подготовить комментированное чтение эпилога романа

94

1

Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.

Повторительно- обобщающий урок

Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения

Соня Мармеладова- нравственный идеал писателя

Подготовить материал для сравнительного анализа образов Раскольникова и Порфирия Петровича

95

1

Роль внутренних монологов и снов в романе. Раскольников и Порфирий Петрович.

Урок усвоения новых знаний

Своеобразное «двойничество» Раскольникова и Порфирия Петровича. Развитие Порфирием идеи «искупления вины страданием», носителем которой в романе является Миколка

Можно ли считать Порфирия Петровича своеобразным «двойником» главного героя; спасает или губит следователь Родиона Раскольникова

Подумать над проблемными вопросами

96

1

Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция в романе.

Урок усвоения новых знаний

Художественное мастерство писателя

Эпизоды , в которых прослеживаются художественные детали романа

Подготовить план сочинения по теме «Базаров и Раскольников: можно ли строить жизнь по теории?»

97

1

Роль эпилога в романе.

Урок усвоения новых знаний

Эпилог романа. Изменение в главном герое

Выборочное чтение и анализ глав романа

Подумать над смыслом названия романа

98

1

«Преступление и наказание» как философский роман. Смысл названия романа.

Урок усвоения новых знаний

Психологизм прозы Достоевского. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социально-философского романа и смысл заглавия «Преступления и наказания».

Анализ художественного своеобразия романа; ответ на вопрос проблемного характера: какое влияние оказали художественные открытия Достоевского на мировую литературу

Подготовить развёрнутый план сообщения на тему «Художественное мастерство Ф.М. Достоевского»

99

1

Эпизоды романа, раскрывающие его полифонизм и философский смысл

Урок усвоения новых знаний

Психологизм прозы Достоевского. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра социально-философского романа и смысл заглавия «Преступления и наказания

Анализ художественного своеобразия романа; ответ на вопрос проблемного характера: какое влияние оказали художественные открытия Достоевского на мировую литературу

Подготовиться к сочинению

100-101

2

Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Урок развития речи

Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой

Сочинение

Поразмышлять над проблематикой произведения

102

1

Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя

Урок усвоения новых знаний

Комментированное чтение эпилога, его связь с философской концепцией «Преступления и наказания».

 Психологизм прозы Достоевского

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Л. Толстого, презентация

103

1

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. Презентация учащихся  на тему «Мир казачества в изображении Л.Толстого»

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество Толстого. Начало творческого пути. Духовные искания писателя, их отражение в автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».

Основные этапы жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого. Понимание причин религиозно-философских исканий писателя, приведших Толстого к разрыву с официальной религией и жизнью своего круга.

Групповые задания: подготовить  проекты  о жизни и творчестве

Л.Н. Толстого «Страницы великой жизни»

104

1

Роман- эпопея « Война и мир».  История создания. Жанровое своеобразие. Особенности композиции.

Урок усвоения новых знаний

История создания романа «Война и мир». Работа Толстого с историческими документами, мемуарами и письмами современников войны 1812 г., составление «анкет» персонажей. Прототипы героев романа.

Конспект лекции учителя; устные рецензии учащихся на сочинения-миниатюры

Образы  героев на стр. романа

105

1

Система образов в романе« Война и мир» и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

Урок усвоения новых знаний

Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализовавшиеся в образах Наташи и княжны Марьи.

Ответы на проблемные вопросы: в чём, по мнению Толстого, состоит нравственная порочность «светского общества»; почему вторжение света в жизнь лучших героев романа заканчивается для них душевными страданиями;

Краткий пересказ эпизодов, изображающих   поворотные моменты в жизни Андрея Болконского: т. 1, ч.З, гл. 16, 19; т. 2,ч. 2, гл.8, 11-13; т.2, ч.З, гл. 4-6, 19; т. 3,ч. 2, гл.5, 16,25, 36-37; т. 4,

106

1

Авторские оценки личности и способы ее выражения.

Урок усвоения новых знаний

Эпизоды . в которых ярко прослеживается сущность героев.

Работа  с проблемными вопросами

Способы выражения героев.

107

1

«Внутренний человек » и « внешний человек»

Урок усвоения новых знаний

Эпизоды . в которых ярко прослеживается сущность героев

Работа  с проблемными вопросами

Сообщение о герое , проблемные вопросы

108

1

Путь идейно- нравственных исканий князя Андрея Болконского в романе «Война и мир.

Урок усвоения новых знаний

Просвещённые ге-

рои и их судьбы в

водовороте исто-

рических событий.

Духовные искания

Андрея Болконско-

го, рационализм

героя романа. Меч-

ты о славе, о «сво-

ём Тулоне» и их

крушение. Глубо-

кий духовный кри-

зис и моменты ду-

шевного просвет-

ления в жизни кня-

зя Андрея

Отве-

ты на про-

блемные во-

просы: что

восхищает

Толстого и

что писатель

не одобряет в

жизни семьи

Болконских; о

чём расска-

зало князю

Андрею небо

Аустерлица;

через какие

разочарова-

ния суждено

пройти князю

Андрею.

Краткий пе-

ресказ эпизо-

дов, связан-

ных с изо-

бражением

Пьера Безу-

хова: т. 2, ч.

1, гл. 3-6; т. 3,

ч.З, гл. 5, 26-

29, 33; эпи-

лог.

109

1

Путь идейно- нравственных исканий Пьера Безухова в романе « Война и мир

Урок усвоения новых знаний

Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Пьер в салоне А.П. Шерер и в кругу «золотой молодёжи». Женитьба на Элен. Дуэль с Долоховым. Увлечение масонством и разочарование в идее филантропии. Пьер на Бородинском поле и в занятой французами Москве

пересказ эпизодов, индивидуальное сообщение. Ответы на проблемные вопросы в ходе сравнительного анализа героев Толстого: почему и Пьер, и князь Андрей оказываются одинаково чужими в салоне Шерер

Сравнительная характеристика героев

110

1

Письменный зачет по роману Толстого. Сравнительная характеристика героев

Урок развития речи

Сравнительная характеристика

Зачет

Изображение светского общества. Москва и Петербург в романе Толстого.

111

1

Изображение светского общества. Москва и Петербург в романе Толстого.

Урок усвоения новых знаний

Москва и Петербург на страницах романа

Работа над проблемными вопросами

 Подумать над художественными средствами  создания образов Москвы и Петербурга в романе

112

1

Художественные средства создания образов Москвы и Петербурга в романе.

Урок усвоения новых знаний

Работа с главами романа, в которых переданы яркость и образность

Работа над проблемными вопросами, выборочное чтение

 Каков семейный уклад жизни Ростовых в романе Толстого, чтение и анализ глав романа

113

1

Семейный уклад жизни Ростовых в романе Толстого

Урок усвоения новых знаний

Работа с главами романа, передающими особенности семейного уклада Ростовых

Чтение и анализ глав романа

Каков семейный уклад жизни Болконских в романе Толстого, чтение и анализ глав романа

114

1

Семейный уклад жизни Болконских в романе  Толстого

Урок усвоения новых знаний

Работа с главами романа, передающими особенности семейного  уклада Болконских

Чтение и анализ глав романа

Подготовиться к зачету

115

1

Письменный зачет по роману Толстого. Сравнительная характеристика героев

Урок развития речи

Сравнительная характеристика героев

зачет

Подготовить сообщение о любимой героине Толстого

116

1

Любимые героини  Толстого. Наташа Ростова на пути к счастью

Урок усвоения новых знаний

Поэтичность натуры Наташи, национально-природное в её характере. «Сущность её жизни -любовь»: нравственное кре до любимой героини Толстого -  

Как вы понимаете слова Толстого, определяющие нравственное кредо Наташи: «Сущность её жизни - любовь»? Почему именно Наташа Ростова становится любимой героиней писателя?

Подготовить сообщение о любимой героине Толстого

117

1

Любимые героини  Толстого. Марья Болконская. Сравнительная характеристика  Н.Ростовой и М.Болконской.

Урок усвоения новых знаний

Сравнительная характеристика

Работа с текстом

Подготовиться к промежуточному тестированию по роману Толстого

118-119

2

Промежуточное тестирование по роману Толстого

Урок контроля

Контроль знаний и умений

Тест

Главы , в которых присутсв. война 1805 года, анализ

120

1

Изображение войны 1805 года в романе. Шенграбенское сражение

Урок усвоения новых знаний

Причины войны

1805-07 гг. Загра-

ничные походы

русской армии.

Проблема истинно-

го и ложного героизма. «Военные трутни», мечтающие о «выгодах службы под командою высокопоставленных лиц»

Почему русские войска победили при Шенгра-бене и потерпели поражение при Аустерлице

Комментированное чтение эпизодов, изображающих Шенгра-бенское и Аустерлицкое сражения

121

1

Аустерлицкое сражение в романе Толстого.

Урок усвоения новых знаний

Комментированное чтение эпизодов, изображающих Шенгра-бенское и Аустерлицкое сражения

«Заграничные походы русской армии», включив в него такие эпизоды, как «Смотр в Браунау» (т.1, ч. 2, гл. 1-2), «Переправа через Энс»

Сравнительная характеристика сражений

122

1

Сравнительная характеристика  Шенграбенского и Аустерлицкого сражений в романе Толстого

Урок развития речи

Комментированное чтение эпизодов, изображающих Шенгра-бенское и Аустерлицкое сражения

Чтение и анализ эпизодов

Эпизоды, вос-

производя-

щие события

войны 1812

года («Оставление Смоленска», «Бородинское сражение», «Совет в Филях» и др.).

123

1

Отечественная война 1812 года в жизни героев Толстого. Сообщение на тему « Патриотический фактор в истории казачества»

Урок усвоения новых знаний

 Кто нам помог в «грозе двенадцатого года»: «Барклай, зима иль русский Бог, понятие патриотизма

Чтение и анализ эпизодов

Эпизоды, вос-

производя-

щие события

войны 1812

года

124

1

Бородинское сражение как идейно- композиционный центр романа

Урок усвоения новых знаний

 Бородинское сражение как идейно- композиционный центр романа

Чтение и анализ эпизодов

Подготовиться к письменному зачету

125

1

Письменный зачет по роману Толстого

Урок развития речи

Материал пройденный по Толстому

зачет

Картины партизанской войны, значение образов Платона Каратаева и Тихона Щербатова

126

1

Картины партизанской войны, значение образов Платона Каратаева и Тихона Щербатова. Сравнительная характеристика героев.

Урок усвоения новых знаний

Картины партизанской войны, значение образов Платона Каратаева и Тихона Щербатова. Сравнительная характеристика героев

Сравнительная характеристика героев

Образы Тушина и Тимохина. Проблема национального характера в романе

127

1

Образы Тушина и Тимохина. Проблема национального характера в романе

Урок усвоения новых знаний

Образы простых людей на страницах романа

Сравнительная характеристика героев

Тема чести и бесчестия в романе Толстого

128

1

Тема чести и бесчестия в романе Толстого

Урок усвоения новых знаний

Авторская оценка войны как события, «противного человеческому разуму и всей человеческой природе

Выборочное чтение и анализ эпизодов

Подготовка к компьютерному  тестированию

129

1

Компьютерное  тестирование по роману Толстого

Урок контроля

Контроль знаний и умений

Компьютерное  тестирование

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона

130

1

Проблема истинного и ложного  героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.

Урок усвоения новых знаний

Проблема истинного и ложного  героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.

Сравнительная характеристика героев

Подумать над проблематикой романа, презентация

131

1

«Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир». Презентация на тему « Дорогой славы и утрат. Казачьи войска в период войн и революций»

Урок усвоения новых знаний

«Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир

Материал по теме, выборочное чтение эпизодов

Подготовка к сочинению

132

1

Классное сочинение по роману Толстого « Война и мир»

Урок развития речи

Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой

Сочинение

Подумать над деталями романа

133

1

Диалектика души» героев романа Толстого. Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе.

Урок усвоения новых знаний

Эпизоды, в которых прослеживаются худож. детали романа

Работа с текстом произведения

Подумать над эпилогом романа

134

1

Роль эпилога в романе Толстого

Урок усвоения новых знаний

Роль эпилога

Материал по теме, выборочное чтение эпизодов

Подумать над смыслом названия романа

135

1

Смысл названия и поэтика романа- эпопеи «Война и мир»

Урок усвоения новых знаний

Символика заглавия произведения Толстого. Всемирное значение Толстого - художника и мыслителя, его влияние на русскую и мировую литературу

Понимать, что

слово «мир» в названии романа-эпопеи символизирует и отсутствие войны и вражды, и весь свет(мироздание), и человечество, и национальный мир, и крестьянскую общину, и единение людей всех сословий

 Почему автор счёл необходимым в повествование о судьбах героев произведения включить свои философско-публицисти-ческие и исторические рассуждения

136

1

Психологизм прозы Толстого. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя

Урок усвоения новых знаний

Психологизм прозы Толстог. Всемирное значение Толстого - художника и мыслителя, его влияние на русскую и мировую литературу

 Какие традиции прозы Толстого получили дальнейшее развитие в русской и мировой литературе?

Подготовить сообщении о жизни и творчестве писателя А. Чехова, презентация

137

1

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Презентация учащихся по биографии писателя. Сообщение на тему «Казачий Таганрог»

Повторительно- обобщающий урок

Жизнь и творчество. Детство в Таганроге, гимназическая жизнь и учёба в Московском университете. Путешествие на Сахалин. Скромность Чехова-человека, нелюбовь его к афишированию себя.

Знание  основных  этапов  жизненного и творческого пути А.П. Чехова;  жанровое своеобразие его произведений; какую эволюцию претерпевает образ «маленького человека» в произведениях

Подготовить инсценирование одного из ранних рассказов Чехова

138

1

А. П. Чехов.  Рассказы «Попрыгунья», «Студент» и др. Анализ произведений писателя.

Урок усвоения новых знаний

Конфликт между сложной и пёстрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов

Чтение и анализ произведений писателя

Прочитать рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч»; ответить на вопрос: почему отклонение современной

139

1

А. П. Чехов. Рассказы. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова.

Урок усвоения новых знаний

Многообразие фи-лософско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование,

Словесное рисование. Ответы на проблемные вопросы: почему такой ничтожный человек, как Беликов, держал в руках весь город; какой смысл вкладывает Чехов в слово «беликовщина»

Подготовка к защите проектов по Чехову

140

1

Защита и рецензирование проекта «В чем А.П.Чехов видит основу подлинной человеческой жизни?»

Урок развития речи

Творческие проекты

Защита

Подготовка к зачету

141

1

Письменный зачет по рассказам Чехова

Урок развития речи

Материал пройденный по  Чехову

Зачет

Тема пошлости и неизменности жизни в рассказах А.П.Чехова , чтение и анализ

142

1

Тема пошлости и неизменности жизни в рассказах А.П.Чехова. Проблема ответственности человека за свою судьбу.

Урок усвоения новых знаний

Стиль Чехова-

рассказчика: от-

крытые финалы,

музыкальность,

поэтичность, пси-

хологическая и

символическая де-

таль

Ответы на

проблемные

вопросы

Прочитать и проанализировать рассказы о любви

143

1

Тема любви в чеховской прозе. Рассказы  «Попрыгунья», «Палата № 6» и др.

Урок усвоения новых знаний

Проблематика рассказов. Особый характер события в мире писателя: невидимое событие, происходящее в душе, в сознании героя, открывает ему новые, неведомые ранее грани жизни

Ответить на проблемные вопросы: как сочетаются в тексте повествования три стихии: природа, быт и история; какое внимание автор уделяет организации времени

Конфликт обыденного и идеального, , «футлярное» существование, образы будущего  в рассказах  Чехова

144

1

Тема любви в чеховской прозе. Рассказы «Ионыч», «Человек в футляре» и др.

Урок усвоения новых знаний

Проблематика рассказов. Особый характер события в мире писателя:

Ответить на проблемные вопросы

Подумать над проблемными вопросами

145

1

Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, скрытый лиризм, подтекст.

Урок усвоения новых знаний

Понятие подтекста, роль детали

Ответить на проблемные вопросы

Сообщение о Чехове - драматурге

146

1

Чехов – драматург.  Драма « Три сестры». Своеобразие конфликта.

Урок усвоения новых знаний

Проблематика драмы. Особый характер событий в мире

Ответить на проблемные вопросы

Система образов в пьесе «Три сестры». Мечты и реальность в пьесе

147

1

Система образов в пьесе «Три сестры». Мечты и реальность в пьесе.

Урок усвоения новых знаний

Система образов в пьесе «Три сестры». Мечты и реальность в пьесе.

Ответить на проблемные вопросы

Прочитать и проанализировать пьесу

148

1

Тема будущего и ее своеобразное воплощение в монологах героев

Урок усвоения новых знаний

Монологи героев. Проблематика драмы

Ответить на проблемные вопросы

Прочитать 1-2 д. пьесы «Вишневый сад»

149

1

Чехов – драматург. Комедия «Вишневый сад» Особенности сюжета и конфликта пьесы

Урок усвоения новых знаний

История создания

«Вишнёвого сада»

и его первой постановки. Люди,

«заблудившиеся»

во времени. Бывшие хозяева вишнёвого сада как

олицетворение

прошлого России

Выборочное чтение, анализ глав

Прочитать 3-4 д. пьесы «Вишневый сад, анализ

150

1

Система образов в пьесе «Вишневый сад».

Урок усвоения новых знаний

Бывшие хозяева вишнёвого сада как

олицетворение

прошлого России

(Раневская, Гаев). Лирическое и трагическое начало в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Слуги и господа (Дуняша, Яша)

Ответы на проблемные вопросы: каково отношение Чехова к Раневской и Гаеву; как помогают понять характеры господ их слуг монологи

Выразительное чтение монолога Лопахина из третьего действия: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость...»

151

1

Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого в пьесе.

Урок усвоения новых знаний

Работа с текстом

  Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

152

1

Тема настоящего в пьесе Чехова «Вишневый сад».

Своеобразие конфликта в пьесе Чехова: внутреннее и внешнее действие. Противоречия образа Лопахина: «хищный зверь» и «нежная душа

Образ Лопахина, причины его неудовлетворённости «дурацкой», нескладной жизнью; почему покупка вишнёвого сада обернулась для Ермолая Лопахина окончательным разрывом с тем миром,к которому он так и не смог

Сравнить образы Нади Шуминой (рассказ «Невеста») и Ани Раневской

153

1

Тема будущего России в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Урок усвоения новых знаний

Образ будущего в произведениях Чехова. Способность молодых людей к поиску нового, их стремление порвать с прошлым, с «праздной, бессмысленной жизнью

Составить развёрнутый план ответа на вопрос: в чём заключается новаторство Чехова-драматурга

Подготовиться к тестированию

154

1

Тестирование по пьесам Чехова

Урок контроля

Контроль знаний и умений

тест

Подготовиться  к сочинению

155-156

2

Классное сочинение по произведениям  А.П.Чехова

Урок развития речи

Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой

Сочинение

Подумать над проблемами, поставленными в учебнике по Чехову

157

1

Новаторство Чехова- драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра

Урок усвоения новых знаний

Новаторство Чехова-драматурга: символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение», психологизация ремарки, роль звуковых и шумовых эффектов

Ответы на проблемные вопросы:каков основной предмет художественного исследования в пьесе Чехова; в чём видит он «трагизм мелочей жизни»;

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века , стр 128- 149, вопрсы

158

1

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века

Урок усвоения новых знаний

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм

 Конспект лекции учителя

Прочитать повесть» Г. де Мопассана; проанализировать

159

1

Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Повторительно- обобщающий урок

Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм

Конспект лекции учителя

Прочитать повесть» Г. де Мопассана; проанализировать

160

1

Г. де Мопассан. Жизнь и творчество. Новелла  «Ожерелье» Мастерство психологического анализа.

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество писателя. Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа в новелле. Неожиданность развязки

Самостоятельно анализировать и интерпретировать новеллу «Ожерелье», обращая внимание на то, какую роль Мопассан отводит психологическому анализу внутреннего мира героев

Подготовиться к защите проекта по одной из тем





Прочитать драмау «Кукольный дом

161

1

Г. Ибсен. Жизнь и творчество. Драма «Кукольный дом» Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество писателя. Сюжет и композиция новеллы. Система образов.

Самостоятельно анализировать творчество Ибсена

Сообщение о А. Рембо, стихи поэта

162

1

А. Рембо. Жизнь и творчество. Стихотворения поэта. Символические образы в стихотворениях поэта.

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество поэта.

Самостоятельно анализировать творчество поэта

Прочитать и проанализировать стихи поэта

163

1

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Особенности поэтического языка

Урок усвоения новых знаний

Чтение и анализ стихотворений

Чтение и анализ стихотворений

Подготовиться к тестированию

164-165

2

Тестирование по литературе второй половине 19 века.

Урок контроля

Контроль умений и навыков

тест

Подготовка к промежуточной аттестации

166-171

Резервные уроки (6) направлены на подготовку к промежуточной аттестации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...