Рабочая программа по литературе 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Огнева Анастасия Александровна

Здесь выложены рабочие программы по русскому языку, литературе , музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l6.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Карабашского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Карабаша »

Утверждаю  ______________

Директор школы Петухова Г.В.

Рабочая программа по литературе

6 класс

             Составитель: учитель

 русского языка и литературы

Огнева Анастасия Александровна

Согласовано  «    » ______________ 2012г.

Зам.  Директора по УВР ________________ Андрусенко Т.Г.

Рассмотрено на заседании ГМО «    » ______________ 2012г.

Руководитель ГМО____________________

Карабаш  2012 – 2013  учебный год

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2009).

 Календарно-тематический план ориентирован на использование учебной хрестоматии: Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2009 г. А также дополнительных пособий для учителя:

Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Полухиной / авт.-сост. С. Б. Щадрина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 282 с.

Фадеева Т. М. Дидактические материалы по литературе: 6-й Кл.: к учебнику В. П. Полухиной «Литература. 6 кл.». – М.: Экзамен, 2006. – 92 с.

Турьянская Б. И., Холодкова Л. А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М., 2001. – 224 с.

Литература 5-8 классы. Тесты / Сост. Н. Н. Коршунова-М.: «Дрофа», 1997 г.

Олимпиадные задания по литературе. 6 класс / Сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 158 c.

Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов  жизнедеятельности.  

С   этих  позиций   обучение  рассматривается   как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:

-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • устного   пересказа  (подробному,   выборочному,   сжатому,     от  другого  лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  •  свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;
  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  •  отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
  •  способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной

компетенциями. 

Таким  образом,  компетентностный подход к  созданию  календарно-тематического     планирования     обеспечивает     взаимосвязанное     развитие     и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает обучение программному материалу за   68 часов в объёме 2 часов в неделю.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов (базовый уровень):

должны знать:

  • основные историко-культурные    сведения,  необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;
  •  теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;
  •  биографические сведения о писателях;
  • содержание изученных литературных произведений;

должны    уметь: 

  • ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);
  • выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
  •  владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
  • владеть навыками анализа художественного текста;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  •  составлять план прочитанного;
  • выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
  •  характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
  • выражать своё отношение к прочитанному;
  • писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;
  • владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;

способны решать следующие жизненно-практические задачи: 

  • применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Система уроков (тема и цель урока)

Дидактическая модель

Педагогические средства

Вид деятельности
Творческие и индивидуальные 

 задания

1.

Литература как художественное отражение жизни (1 ч).
Цели: дать учащимся представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; понятие авторства, героя литературного произведения; выявление уровня литературного развития уч-ся.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная;
Индивидуальная: подготовить сообщения о мифологии разных народов

2.

Устное народное творчество (1ч). Обрядовый фольклор.
Цели: познакомить уч-ся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учащихся.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментарий, беседа

Использование для решения познавательных задач справочных пособий по литературе.

3.

Пословицы и поговорки. Загадки. (1ч.)
Цели:
 дать понятие о пословицах и поговорках как малых фольклорных жанрах; активизировать и закрепить знания уч-ся о пословицах и поговорках; прямой и переносный смысл пословиц.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя,

Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение

4.

Древнерусская литература (1ч). «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке».
Цели: ввести уч-ся в мир древнерусской литературы, продолжить знакомство с её жанрами, постичь нравственные аспекты, учить художественному пересказу  произведения.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, работа с учебником, комментированное чтение, беседа

Составление конспекта.

5.

Литература XIX в (25 ч). А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину».
Цели: познакомить с жизнью Пушкина в период учёбы в Царскосельском лицее; учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет; познакомить с жанром стих-я-послания; тема дружбы в стихотворении.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, сообщения учащихся, слайд-материалы; портреты, выставка книг, репродукция И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»; фотографии Царского Села.

Совершенствование навыков работы с книгой, словарём, Интернет-ресурсами.

6.

Стихотворение А. С. Пушкина «Узник».
Цели: познакомить с основными мотивами лирики поэта (мотив неволи в стих-нии); дать понятие об интонации стих-ния; обучение выразительному чтению.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, обучение чтению.

Анализ текста и устного высказывания
Умение вступать в речевое общение

7.

Р./р. А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека.
Цели: познакомить с Пушкиным-художником, способном видеть красоту окружающей природы; понятие о двусложных размерах; знакомство с новыми фигурами речи (антитеза, приём контраста); понятие темы и поэтической идеи стих-ния; показать роль композиции в понимании смысла стих-я..

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, беседа по тексту.

Анализ текста и устного высказывания
Умение вступать в речевое общение

8-10

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский».
Цели: знакомство с исторической подоплёкой романа; ввести в проблематику произведения; раскрыть понятия «сюжет» и « композиция»;  познакомить с композицией данного произведения; совершенствование умений составлять план пр-ния.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному; фрагменты из кинофильма «Дубровский»

План как вид информационной переработки текста.

11.

А. С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина» («Метель»,  «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
Цели: познакомить с циклом «Повести Белкина»; содержанием повестей; рассмотреть их художественное своеобразие, композиционные особенности; нравственные аспекты (тема «маленького человека»).

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, беседа по прочитанному, дискуссия на тему...

Владение монологи-
ческой  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

12.

Р/р. Подготовка к сочинению. «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина?».
Цели: активизация умений составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу. 

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Слово учителя

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

13.

М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи».
Цели: вспомнить основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; познакомить с биографич. основой стих-я «Парус»;  основные мотивы лирики поэта в целом и основной мотив стих-я (жажда борьбы и свободы); приём сравнения как основа построения стихотворения «Тучи»; работать над выразительным чтением стих-я, умением анализировать, делать выводы.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг.

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, умение вступать в речевое общение.

14-15.

Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М. Ю. Лермонтова
Цели: продолжить знакомство с лирикой Лермонтова; дать понятия антитезы и метафоры; показать антитезу как основной композиционный приём в стихотворениях («Листок», «Утёс», «На севере диком…»); продолжить знакомство со стихотворными размерами; обучение анализу лирического произведения; работать над выразительным чтением.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение

Анализ текста и устного высказывания
Умение вступать в речевое общение.

16.

Н. В. Гоголь. «Ночь перед рождеством».
Цели: познакомить уч-ся с нежинским периодом жизни Н. В. Гоголя; отметить своеобразие композиции «Вечеров на хуторе близ Диканьки»; отметить своеобразие языка и стиля; вспомнить понятие «олицетворение».

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг, репродукции картин А. И. Куинджи, И. Е. Репина.

Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение

17-18.

Работа над повестью «Ночь перед  рождеством».
Цели: дать определение жанра повести; продолжить работу над повестью, сосредоточить внимание учащихся на элементах характеристики героя, умении выделять самостоятельно отдельные художественные детали, определять начало и конец художественного пересказа.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение

План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в подробном виде в соответствии с целью учебного задания.

19.

Усвоение содержания повести «Ночь перед  рождеством».
Цели: вспомнить понятие «юмор», раскрыть его природу, специфику; отметить фольклорные элементы в повести; обучение художественному пересказу эпизодов.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение

Умение осуществлять поиск необходимой информации.

20.

Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Стихотворение «Железная дорога».
Цели: познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и  юности Некрасова, которые повлияли на его творчество; познакомить со стихотворением «Железная дорога»; показать своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа;

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портрет, репродукция картины К. А. Савицкого

Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение.

21.

Н. А. Некрасов. Работа над стихотворением «Железная дорога».
Цели: рассмотреть художественные особенности стих-ния (сочетание реальности и фантастики); постижение нравственного аспекта поэзии Некрасова; продолжить знакомство с трёхсложными стихотворными размерами.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, комментированное чтение.

 Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

22-23.

Н. С.  Лесков. Сказ «Левша». Анализ «Сказа…».
Цели: 1) сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове; познакомить с историей создания «Левши» и идейным смыслом произведения; дать определение сказа, начать работу над сказом; 2) работать над выборочным пересказом, особенностями языка произведения, словарем;

Объяснительно-иллюстративная и частично-поисковая.

Слово учителя, комментированное чтение, портрет, иллюстрации.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов, умение вступать в речевое общение.

24.

«Портрет» Левши.
Цели: начать работу над характеристикой Левши; отметить своеобразие произведения, его связь с фольклором; продолжить работу над непонятными  учащимся словами; составление цитатного плана.

Объяснительно-иллюстративная и частично-поисковая.

Чтение по ролям, беседа по вопросам

План как вид информационной переработки текста.

25.

Р/р. Изложение на тему  
«Левша в гостях у англичан».              
Цель: совершенствование навыков излагать содержание эпизода близко к тексту, сопровождая цитатами (из сказа Лескова).

Репродуктивная и частично поисковая

Работа с текстом

Создание письменных высказываний, адекватно передающих информацию с заданной степенью свернутости

26.

А. П. Чехов. Анализ рассказа «Толстый и тонкий».
Цели: организовать «встречу»  учащихся с А.П. Чеховым – писателем и человеком; раскрыть природу смешного в рассказах Чехова.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портреты Чехова 80-х годов

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.

27.   

А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия». «Смерть чиновника».
Цели: продолжить знакомство с творчеством Чехова; работать над понятиями: анекдот, притча, юмор, сатира, комическое, приёмы изображения комического; работать над характеристикой композиции.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, беседа по вопросам, по содержанию.

Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, умение вступать в речевое общение

28-29.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов (урок-концерт).
Цели: расширить знания уч-ся о русской поэзии XIX – начала XX века; продолжить работу над выразительным чтением уч-ся; совершенствование навыков анализа поэтического текста.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портреты, выставка книг, музыкал. Фрагменты из «Времен года» П. И. Чайковского

Уметь находить и использовать информацию.

30.

Обобщающий урок по разделу «Литература XIX века».
Цели: 1) проверить знание текстов литературных произведений; 2) знание истории литературы; 3)
знание изученных сведений по теории литературы;

Поисковая

Проблемные задания различного уровня сложности

Владение монологи-
ческой  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

31.

Литература XX века (23 ч). А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Корова» .
Цели: дать сведения из биографии А. П. Платонова; познакомить с рассказом «Корова»; показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портрет писателя.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.

32-33.

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».
Цели: продолжить знакомство с творчеством писателя; отметить ряд особенностей творческой манеры ;  анализ внутреннего мира героев; авторское отношение к изображаемому; нравственные вопросы, затронутые в рассказах (труд как нравственное содержание человеческой жизни).

Объяснительно-иллюстративная

Беседа по вопросам, анализ эпизодов, устное словесное рисование.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.

34.

М. М. Зощенко. Автор и его герой. Рассказ «Галоша».
Цели: познакомить с биографией; дать понятие о сатире; показать связь стиля повествования с жизненным материалом и образом автора.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, портрет, чтение, беседа по прочитанному

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов.

35.

Автор и герой в рассказах Зощенко. Своеобразие языка и жанра. Рассказ «Встреча». 
Цели: показать взаимоотношения автора и героя-повествователя; отметить особенности языка и жанра.

Объяснительно-иллюстративная и частично поисковая

Беседа по прочитанному, работа по вопросам

Приведение примеров, под-
бор аргументов, формулирование выводов

36-37.

М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» Цели: знакомство с фактами биографии; жанр «сказка-быль»; познакомить с идейно-художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев.

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Слово учителя и подготовленных учащихся о писателе; выставка книг писателя

Уметь работать с информационными источниками готовить сообщение по теме.

38-40.

Анализ содержания  сказки-были «Кладовая солнца».
Цели: 1) подвести к определению главной идеи произведения; совершенствование навыков сопоставления героев, эпизодов; анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне…»; нравственные проблемы в «сказке-были»; 2) рассмотреть особенности композиции; обсудить смысл названия; сказочные мотивы в повествовании и их художественная функция.

Объяснительно-иллюстративная

Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

41-42.

Ю. М. Нагибин. Рассказ «Мой первый друг, мой друг бесценный». 
Цели: познакомить с биографией писателя; совершенствовать навыки выразительного чтения и  анализа текста.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам.

Отражение устной форме результатов своей деятельности

43-46.

Великая Отечественная война в произведениях русской литературы. Цели: познакомить с творчеством К. Симонова, С. Орлова, Д. Самойлова;  осмысление темы войны.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.
Аудиозаписи песен  В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», А. В. Александров «Священная война» и др.

Отражение устной форме результатов своей деятельности

47.

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
Цели: познакомить с биографией писателя; жанр рассказа, сюжет, конфликт; совершенствовать навыки выразительного чтения и  анализа текста.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Уметь работать с информационными источниками готовить сообщение по теме.

48.

«Весело и интересно проведенный день» (нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой») Цели: обсуждение нравственных проблем (честность, долг, доброта); понятие «детали»; пейзаж и его художественная роль в рассказе.

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному.

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

49.

В. Г. Распутин. «Уроки французского».
Цели: познакомить с личностью писателя; знакомство с содержанием рассказа; отражение в рассказе трудностей послевоенного времени; рассмотреть приёмы характеристики героя; понятия посвящения, предисловия.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа по прочитанному, по вопросам.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение.

50.

Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»). Цели: познакомить с композицией рассказа; показать сложный внутренний мир героя (портрет литературного героя); вспомнить приём антитезы.

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Беседа-размышление по прочитанному,

Владение монологи-
ческой  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

51.

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.
Цели:
 подвести к пониманию душевной щедрости учительницы, отметить её роль в жизни мальчика; обсудить смысл названия рассказа.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа по прочитанному,

Владение монологи-
ческой  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

52-53.

Р/р. Нравственный выбор моего ровесника (по произведениям В. П. Астафьева, В. Г. Распутина)
Цели: совершенствование навыков писать творческую работу по произведению, выполнять анализ эпизодов, давать характеристику героям, выражать своё отношение к прочитанному.

Поисковая

Слово учителя

Создание письменных высказываний

54.

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
Цели: познакомить с личностью писателя; знакомство с содержанием рассказа; юмор и его роль в рассказе; нравственные проблемы в произведении.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме.

55.

Твой ровесник на страницах русской литературы

Цели: познакомить с творчеством  В.П. Крапивина, А.Н. Рыбакова; продолжить формирование умения  выполнять анализ эпизодов, давать характеристику героям, выражать своё отношение к прочитанному.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Уметь работать с информационными источниками, готовить сообщение по теме.

56.

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».
Цели: дать сведения о жизни и творчестве Блока; рассмотреть понятие «художественный образ»; стилистические фигуры: антитеза, эпитет, олицетворение; символическое начало в поэзии Блока; языковые особенности.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию.

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение.

57.

Сергей Есенин. В гостях у поэта. Урок – заочное путешествие.
Цели: дать сведения о жизни и творчестве С. Есенина; тема Родины и родной природы в творчестве поэта; обучение выразительному чтению; фольклорные традиции в поэзии; понятие «аллитерации».

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, чтение с комментариями учителя, просмотр видеоматериалов, репродукций о селе Константиново

Уметь находить и использовать информацю.

58.

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты .
Цели: дать сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой; понятие псевдонима; понятие ассоциации; поэтический мир поэтессы и роль художественной детали в её поэзии.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение стихотворений

Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение

59.

Р/р. «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра).
Цели:
 совершенствование навыков составлять план, формулировать тему и выполнять творческую работу.

Объяснительно-иллюстративная, поисковая

Слово учителя

План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

60.

« По страницам учебника» (игра путешествие).
Цели: обобщить знания учащихся по русской литературе, полученные ими в течение года;

 

Поисковая

Задания дифференцированного типа

Использование для решения познаватель-
ных задач справочных пособий по литературе, в том числе в электронном
в-те

61.

Из зарубежной литературы (6 ч). Марк Твен. « Приключения Гекльберри Финна».
Цели: продолжить знакомство с творчеством М. Твена; совершенствовать навыки словесного рисования

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, беседа по прочитанному, портрет

Владение монологи-
ческой  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

62-63.

Джек Лондон. «Любовь к жизни»
Цели: познакомить с судьбой и личностью писателя; отметить жизнеутверждающую направленность его книг; совершенствовать навыки пересказа разного типа.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному, портрет

Умение работать с информационными источниками, Интернет-ресурсами и готовить сообщение по теме.

64.

Рей Дуглас Брэдбери. Смысл названия рассказа «Каникулы». 
Цели: дать биографические сведения о писателе; познакомить с жанром научно-фантастической литературы; фольклорные традиции, порядок событий в сказочном сюжете.

 

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, беседа по прочитанному, портрет

Владение монологи-
ческой  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

65.

Рей Брэдбери. Рассказ «Зеленое утро».
Цели: вспомнить понятие сюжета, композиции;
рассмотреть приём фантастики в сказках Брэдбери, обсудить роль этого приёма.

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов

66.

Э. Сетон-Томпсон – писатель, художник, человек.
Цели: познакомить с личностью писателя; рассмотреть тематику его произведений (книги о животных);

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному

Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщение

67-68.

Итоговый урок. (Рекомендация книг для летнего чтения).
Цель: 1) проверить знание текстов литературных произ-ний; 2) знание истории литературы; 3)
знание изученных сведений по теории литературы; 4)
выявление уровня литературного развития уч-ся по вопросам:
– Мои любимые литературные герои и их нравственные качества.
– Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?

Поисковая

Портреты писателей, чьё творчество изучалось в этом учебном году,  беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа.

Владение монологической  и
диалогической речью.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....