Рабочая программа по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Огнева Анастасия Александровна

Здесь выложены рабочие программы по русскому языку, литературе. музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litera_9_.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Карабашского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Карабаша »

Утверждаю  ______________

Директор школы Петухова Г.В.

Рабочая программа по литературе

9 класс

             Составитель: учитель

 русского языка и литературы

Огнева Анастасия Александровна

Согласовано  «    » ______________ 2012г.

Зам.  Директора по УВР ________________ Андрусенко Т.Г.

Руководитель творческой группы  _______________

        

        Карабаш  2012 – 2013  учебный год

Пояснительная записка

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.

Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова.

Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения.

Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс). Первая

группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

В 10—11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Необходимость переработки и переиздания предлагаемой программы была обусловлена изменением учебного плана и переходом на базовый и профильный уровни изучения предмета в средней (полной) школе. Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе следующим образом определяет специфику изучения литературы на базовом уровне: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и XX веков).

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы желательно в конце курса в каждом классе, но возможна и некоторая перестановка в изучении того или иного текста (например, как это сделано в учебнике 6 класса).

Авторы программы избегают жесткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, ка— читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Анкетирование учащихся школ многих регионов России показало, как важны иллюстрации для понимания изучаемого текста художественных произведений. Художественные тексты во всех учебниках-хрестоматиях данной программы сопровождаются рисунками лучших художников-иллюстраторов. Очень важно, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских художниках, об их творчестве. Материалы о художниках, композиторах, литературоведах, философах, имена которых встречаются на страницах учебников-хрестоматий, ученики найдут в именных указателях и словарях, помещенных в конце учебной книги. Расширению представлений о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений послужат материалы о литературных местах, помещенные в учебниках и учебниках-хрестоматиях, в линии книг под общим заголовком «Читаем, думаем, спорим...».

Аннотации тем программы составлены так, чтобы учитель мог верно определить ориентиры, необходимые аспекты изучения произведения, подготовить план, конспект урока, найти оптимальные формы работы по изучению художественного произведения или творчества писателя.

Принцип кон центризм а, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора (например, познакомиться с отрывком из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносова в 7 классе и изучить оду в 9; обозначить штрихи к портретам на основе рассказа учителя, подготовленных сообщений учащихся и их выразительного чтения стихотворений Ахматовой, Цветаевой, Твардовского, Заболоцкого и других поэтов в 9 классе, пробудить интерес к личности поэта, а затем изучить их творчество в 11 классе).

Авторы программы считают необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (А. Пушкин. «Дубровский», «Сказка о мертвой царевне...»; И. Тургенев. «Бежин луг»; В. Короленко. «В дурном обществе» и др.), традиционно изучавшиеся в школе и незаслуженно исключенные из многих альтернативных программ. В то же время предлагаются для изучения ранее не входившие в программы произведения писателей Русского зарубежья и другие художественные тексты, необходимые для учащихся того или иного возраста, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской и зарубежной литературы.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5—9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10—11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы — это живое поступательное движение. Решению этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе (особенно в программе курсов 10—11 классов), к истории создания отдельных произведений, к литературным и фольклорным истокам  художественных образов,   к  вопросам  теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем).

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе). Именно поэтому в учебники-хрестоматии включены рубрики о художественном чтении, содержащие рекомендации известных актеров (Яков Смоленский, Всеволод Аксенов, Василий Лановой) и воспоминания о чтении произведений русскими писателями-классиками XIX—XX веков (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Горький, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, А. Т. Твардовский и др.). Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в Приложениях к программе. Выбор предложенных текстов зависит от учителя и учащихся.

Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы в профильном классе и пр.), особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра и на уроках риторики в старших классах. В учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т. п.). В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков,

В Приложении 1 даны примерные списки произведений для заучивания наизусть.

В Приложении 2 даны списки произведений, рекомендованных для самостоятельного чтения.

В Приложении 3 дано примерное тематическое планирование в 5—11 классах.

Большую помощь учителю и учащимся окажут пособия «Читаем, думаем, спорим...», «Практикум», подготовленные авторами учебников к каждому классу данной программы.

Программа первого концентра (5—9 классы) рассчитана на 2 часа в неделю (5—8 классы) и 3 часа в неделю {9 класс).

Примерное планирование (см. Приложение 3) дает еще один вариант расчасовки (3 часа в неделю в 5— 8 классах) для школ, которые добавляют один час на литературу из школьного компонента.

Планирование в ТО—11 классах соответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9 КЛАССА

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия) Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений Из русской литературы XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX  века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондер-ства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. ' Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия). Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-тернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Ка-тулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература

Теория  литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских

'ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения.

* Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире

i как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на

i небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 КЛАСС

Тема урока

Планируемая дата проведения

Дата проведения урока

Введение. – 1 час

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Тема 2. Из древнерусской литературы. – 2 часа

Литература Древней Руси Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»

Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, образов

Тема 3. Из литературы XVIII века. – 10 часов

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века

М. В. Л о м о н о с о в. Слово о поэте и ученом, реформаторе русского языка«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елиса-веты Петровны 1747 года» Прославление Родины, мира, науки

Урок внеклассного чтения. Г. Р. Д е ржа в и н. Слово о поэте-философе Идеи просвещения и гуманизма

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник», «Властителям и судиям»

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).

Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме.

«Бедная Лиза» как произведение сенти- * ментализма. Новые черты русской литературы

Урок развития речи Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

Тема 4. Из литературы XIX века. – 56 часов

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие 0 романтизме и реализме.

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский «Море», «Невыразимое».

Романтическая лирика XIX века. В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады.

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии.

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов

Урок развития речи. Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода

Урок развития речи. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине.

Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии»

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Система образов. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

М.Ю.Лермантов. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Молитва», «И скучно и грустно».

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк».

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним.

Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание».

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Печорин в системе мужских образов романа.

Дружба в жизни Печорина

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи

«Миргород» Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя.

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания.  Смысл названия поэмы

Система образов поэмы «Мертвые души».

Обучение анализу эпизода

Образ города в поэме «Мертвые души»

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

«Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души»

Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души»

А. Н.Островский. Слово о писателе. * «Бедность не порок». Особенности сюжета.

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

Ф. М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

Черты внутреннего мира героя повести «Белые ночи»

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

Урок внеклассного чтения.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века

А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Урок внеклассного чтения. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

Тема 5. Из литературы XX века. – 25 часов

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

И. А. Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

М. А. Б у л га к о в. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Поэтика повести  М.А. Булгакова «Собачье сердце». Смысл названия.

М.А Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

А.И. Солженицын «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни.

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор».

Русская поэзия «Серебряного века»

А.А. Блок «Ветер принёс издалека». Образы и ритмы поэта.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...»

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина.

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).

Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве».

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. «Можжевеловый куст»

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

Б. Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

А. Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы стихов о войне

Уроки внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX—XX веков А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов

Уроки внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX—XX веков

Н.Некрасов, Ф.И.Тютчев

Тема 6. Из зарубежной литературы – 8 часов

Урок внеклассного чтения. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Гораций. Слово о поэте

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).

У. Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения.

Урок внеклассного чтения. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Итоги года и задания для летнего чтения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....