Рабочая программа по литературе. 9 класс.
рабочая программа (литература, 9 класс) по теме

Павлова Наталья Леонидовна

 

Пояснительная записка.

                Рабочая программа учебного предмета Литература составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по литературе и по программе для общеобразовательных  учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.

Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 68 часов  в соответствии с примерным региональным планом  специальных (коррекционных) классов 6 вида, утверждённым приказом ГлавУО №946 от 04. 06.2007 г. «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в  развитии.»  В связи с тем, что обучающиеся  специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 6 вида учатся в основной школе 6 лет, учебный материал перераспределён по годам.  Программный материал в 9 классе начинается с изучения поэмы С.А.Есенина «Е. Пугачев», а заканчивается изучением комедии  А.С. Грибоедов «Горе от ума». 

Преподавание литературы в 9 классе строится по хронологическому принципу. Разделы  программы соответствуют основным  этапам развития русской литературы. В отличие от примерной программы в рабочей программе в разделе «Из литературы 20 века» включено изучение произведений: И. С. Шмелев «Как я стал писателем»,  Журнал «Сатирикон», Тэффи, О. Дымов,  А. Аверченко,  «Всеобщая история», обработанная Сатириконом,  Тэффи «Жизнь и воротник», М. А. Осоргин «Пенсне». В 9 классе затронута одна из ведущих проблем – взаимосвязь литературы и истории, роль литературы в духовной жизни общества.

                Литература - ведущая  учебная  дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные     ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.                    Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.            В соответствии с этим целью литературного образования становится:                                                                                                                                                                                                     -   формирование представлений о специфике литературы как искусства слова;                                   - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;                                                                                                                                                                           - развитие эстетических и творческих способностей учащихся, художественного вкуса;                           - формирование навыков анализа и интерпретации литературного произведения;                                              - формирование общего представления об историко-литературном процессе.                                              Задачи литературного образования:                                                                                                                              -  освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы;                      - развитие читательской компетенции обучающихся;                                                                                  - освоение необходимых для понимания специфики произведений теоретико-литературных понятий;                                                                                                                                                             - вовлечение в творческую деятельность и создание возможности для раскрытия личностного потенциала.                                                                                                                                                                                  Контроль ЗУН осуществляется в разнообразных формах:                                                                                 - создание связного высказывания по теме;                                                                                                                       - сжатый и подробный пересказ отрывка  произведения или полного произведения;                         - анализ эпизода;                                                                                                                                                                      - анализ поэтического текста;                                                                                                                                                             - выразительное чтение наизусть;                                                                                                                                   - составление плана произведения;                                                                                                                                - письменный ответ на вопрос;                                                                                                                                          -  написание сочинения;                                                                                                                                                        - выполнение тестового задания.                                                                                                                                    Углублению восприятия и оценки прочитанного будут способствовать разнообразные средства обучения: иллюстрации художников к произведениям, картины и фотографии, записи музыкальных произведений, словари литературных терминов, монографии по творчеству писателей, материалы Интернета.                                                                                                                                                                         Требования к умениям и навыкам учащихся 9-го класса.                                                                   В результате изучения литературы обучающийся должен:                                                                                             знать / понимать:                                                                                                                                                                      - образную природу словесного искусства;                                                                                                                             - содержание изученных литературных произведений;                                                                                              - основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова;                                                                           - изученные теоретико – литературные понятия.                                                                                                   Уметь:                                                                                                                                                                                             - воспринимать и анализировать художественный текст;                                                                                      - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы план прочитанного;                                                                                                                                                                                                           - определять род и жанр литературного произведения;                                                                                             - выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;                                                                                                                                                              - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;                                                                                                                                                                                                          - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;                                          - выявить авторскую позицию;                                                                                                                                        - выражать свое отношение к прочитанному;                                                                                                                            - выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;                                                                                                                            - владеть различными видами  пересказа;                                                                                                                   - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;                               - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано  отстаивать                свою;                                                                                                                                                 - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях.                                          Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:                                                                                                                                                                  - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;                                                                                                                                              - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;                                                           - поиска нужной информации о литературе,  о конкретном произведении и его авторе (справочная литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета).          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2012_9_literatura_pavlova_n._l.docx58.33 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка.

        Рабочая программа учебного предмета Литература составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по литературе и по программе для общеобразовательных  учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.

Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 68 часов  в соответствии с примерным региональным планом  специальных (коррекционных) классов 6 вида, утверждённым приказом ГлавУО №946 от 04. 06.2007 г. «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в  развитии.»  В связи с тем, что обучающиеся  специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 6 вида учатся в основной школе 6 лет, учебный материал перераспределён по годам.  Программный материал в 9 классе начинается с изучения поэмы С.А.Есенина «Е. Пугачев», а заканчивается изучением комедии  А.С. Грибоедов «Горе от ума».  

Преподавание литературы в 9 классе строится по хронологическому принципу. Разделы  программы соответствуют основным  этапам развития русской литературы. В отличие от примерной программы в рабочей программе в разделе «Из литературы 20 века» включено изучение произведений: И. С. Шмелев «Как я стал писателем»,  Журнал «Сатирикон», Тэффи, О. Дымов,  А. Аверченко,  «Всеобщая история», обработанная Сатириконом,  Тэффи «Жизнь и воротник», М. А. Осоргин «Пенсне». В 9 классе затронута одна из ведущих проблем – взаимосвязь литературы и истории, роль литературы в духовной жизни общества.

        Литература - ведущая  учебная  дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные         ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.                     Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.           В соответствии с этим целью литературного образования становится:                                                                                                        -   формирование представлений о специфике литературы как искусства слова;                        - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;                                                                                        - развитие эстетических и творческих способностей учащихся, художественного вкуса;                - формирование навыков анализа и интерпретации литературного произведения;                        - формирование общего представления об историко-литературном процессе.                         Задачи литературного образования:                                                                        -  освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы;                - развитие читательской компетенции обучающихся;                                                - освоение необходимых для понимания специфики произведений теоретико-литературных понятий;                                                                                        - вовлечение в творческую деятельность и создание возможности для раскрытия личностного потенциала.                                                                                              Контроль ЗУН осуществляется в разнообразных формах:                                                - создание связного высказывания по теме;                                                                - сжатый и подробный пересказ отрывка  произведения или полного произведения;                - анализ эпизода;                                                                                        - анализ поэтического текста;                                                                                - выразительное чтение наизусть;                                                                        - составление плана произведения;                                                                        - письменный ответ на вопрос;                                                                        -  написание сочинения;                                                                                - выполнение тестового задания.                                                                        Углублению восприятия и оценки прочитанного будут способствовать разнообразные средства обучения: иллюстрации художников к произведениям, картины и фотографии, записи музыкальных произведений, словари литературных терминов, монографии по творчеству писателей, материалы Интернета.                                                                                                    Требования к умениям и навыкам учащихся 9-го класса.                                         В результате изучения литературы обучающийся должен:                                                знать / понимать:                                                                                        - образную природу словесного искусства;                                                                - содержание изученных литературных произведений;                                                - основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова;                                        - изученные теоретико – литературные понятия.                                                        Уметь:                                                                                                        - воспринимать и анализировать художественный текст;                                                - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы план прочитанного;                                                                                                        - определять род и жанр литературного произведения;                                                - выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;                                                                                        - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;                                                                                                        - сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;                        - выявить авторскую позицию;                                                                        - выражать свое отношение к прочитанному;                                                                - выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;                                                                - владеть различными видами  пересказа;                                                                - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;                - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано  отстаивать         свою;                                                                                - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях.                        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:                                                                                        - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;                                                                                - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;                                - поиска нужной информации о литературе,  о конкретном произведении и его авторе (справочная литература,   периодика, телевидение, ресурсы Интернета).                                        Содержание тем учебного курса.                                                                1. Из русской литературы 20 века.                                                        С.А.Есенин. (2ч.)                                                                                        Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.                                                          «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.                        Учащиеся должны знать:                                                                                - факты и сведения о жизни и творчестве С.А.Есенина;                                                - содержание художественного произведения;                                                        - определение драматической поэмы;                                                                - идейное своеобразие произведения;                                                                - художественные особенности поэмы.                                                                Должны уметь:                                                                                        - анализировать и оценивать образы героев поэмы;                                                        - выделять главную мысль произведения;                                                                - сопоставлять образ Е.Пугачева в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.                                                                                         Использовать в практической деятельности:                                                        - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.                                Приобретать опыт:                                                                                        - анализа художественных приемов раскрытия характеров  героев;                                        - выявления художественных особенностей лирического произведения;                                - сравнения произведений разных литературных жанров.                                                И .С. Шмелев. (2)                                                                                Краткий рассказ о писателе.                                                                                «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально - биографическими  (мемуары, воспоминания, дневники).                Учащиеся должны знать:                                                                                - факты и сведения о жизни и творчестве И.С.Шмелева;                                                - содержание рассказа, задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего произведения.                                                                        Должны уметь:                                                                                        - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей.                                                                        Использовать в практической деятельности:                                                        - умение работать с текстом и создавать свой по аналогии.                                                Приобретать опыт:                                                                                        - развитие творческих способностей.                                                                                                                                                                                Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»» (отрывки). (1).  Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.                                                                        Учащиеся должны знать:                                                                                - понятие о сатире и юморе;                                                                                - факты и сведения о жизни Тэффи, О.Дымова, А.Аверченко.                                        Должны уметь:                                                                                        - пересказывать  основные узловые сцены;                                                                - выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения.        Использовать в практической деятельности:                                                        - участие  в диалоге.                                                                                        Приобретать опыт:                                                                                        - выявление художественных особенностей произведения.                                                М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (2).                                Сатира и юмор         в рассказах сатириконцев.                                                                Учащиеся должны знать:                                                                                - содержание рассказов.                                                                                Должны уметь:                                                                                        - понимать юмор и сатиру в художественном произведении;                                        - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей.                                                                        Использовать в практической деятельности:                                                        - анализ сцен;                                                                                                - пересказ эпизодов.                                                                                        Приобретать опыт:                                                                                        - поиска нужной информации об авторе (справочная литература);                                        - участия в диалоге по проблеме.                                                                М.А.Осоргин. (2ч.)                                                                                     Краткий рассказ о писателе.                                                                                        «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.                                                                        Учащиеся должны знать:                                                                                - биографию писателя;                                                                                - художественные особенности рассказа.                                                                Должны уметь:                                                                                        - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия;                        - уметь писать мини-сочинение на литературную тему.                                                Использовать в практической деятельности:                                                        - анализа художественного произведения;                                                                - создание связного текста на заданную тему.                                                        Приобретать опыт:                                                                                        - участие в диалоге;                                                                                        - поиска нужной информации об авторе.                                                        А.Т.Твардовский. (4ч.)                                                                                Краткий рассказ  о писателе.                                                                                «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.                                                                                                        Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда  о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.                        Учащиеся должны знать:                                                                                - основные факты и сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского;                                - творческую историю поэмы «Василий Теркин»;                                                        - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям;                                                                                        - художественные приемы и средства языка;                                                                - понятие «фольклор и литература»;                                                                        - понятие «авторские отступления как элемент композиции»;                                        - роль поэмы «Василий Теркин» во время Великой Отечественной войны;                                - фольклорные традиционные элементы и новаторство произведения;                                - какие черты характера русского воина, способствовали победе в войне с фашизмом.                Должны уметь:                                                                                        - выразительно читать главы поэмы, в том числе и наизусть;                                                - анализировать основные узловые сцены поэмы, руководствуясь заданием (характеристика образа-персонажа, особенностей композиции, образа персонажа);                        - анализировать язык произведения;                                                                        - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                                                        - писать сочинение-характеристику образа-персонажа.                                                Использовать в практической деятельности:                                                        - анализ узловых  сцен;                                                                                - умение работать с текстом;                                                                                - участие  в диалоге по проблеме;                                                                        - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.                                Приобретать опыт:                                                                                        - анализа художественных приемов раскрытия образа героя;                                        - выявление основных черт характера героя;                                                                - выявление художественных особенностей поэмы;                                                        - оценки значимости художественного произведения.                                        А.П.Платонов.        (4ч.)                                                                                Краткий рассказ  о жизни  писателя.                                                                        «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.                                                                                        Учащиеся должны знать:                                                                                - основные факты и сведения о жизни и творчестве А.П.Платонова;                                        - сюжет, герои рассказа;                                                                                - идейные особенности рассказа (утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны);                                                                                - основные особенности языка Платонова;                                                                - выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения.                                Должны уметь:                                                                                        - осознанно читать произведение, выделять главную мысль;                                        - пересказывать узловые  моменты;                                                                        - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;                          - отвечать на проблемные вопросы;                                                                        - давать оценку художественного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                                                        - писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения.                                                                                                        Использовать в практической деятельности:                                                        - комплексную работу с художественным текстом;                                                        - участие в диалоге по проблеме;                                                                        - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.                                Приобретать опыт:                                                                                        - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                                        - оценки значимости художественного произведения.                                        Литература народов России. М. Карим (1 час).                                                        Слово о писателе. Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие». Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости. Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.                                         Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                                                  - основные факты и сведения о жизни и творчестве  писателя;                                        - сюжет, герои поэмы.                                                                                Должны уметь:                                                                                        - осознанно читать произведение, выделять главную мысль;                                        - отвечать на проблемные вопросы.                                                                   Использовать в практической деятельности:                                                        - комплексную работу с художественным текстом;                                                        - участие в диалоге по проблеме.                                                                        Приобретать опыт:                                                                                        - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                                        - оценки значимости художественного произведения.                                         Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.(2).                                Традиции в изображении  народа и военных изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша». « Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.                                                         Учащиеся должны знать:                                                                                - значение подвига русского народа в Великой Отечественной войне;                                - о тяжелых испытаниях страны в военное время;                                                        - какие черты характера русского воина, способствовали победе в войне с фашизмом;                - героические и лирические  песни в годы Великой Отечественной войны;                                - призывно-воодушевленный характер песен (выражение в песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата);                                                                                - авторов, чье творчество посвящено прославлению мужества советского солдата.                        Должны уметь:                                                                                        - читать выразительно (в том числе и наизусть) стихи о войне;                                        - анализировать язык стихотворного произведения;                                                        - отвечать на проблемные вопросы по произведению.                                                Использовать в практической деятельности:                                                        - выразительные средства языка;                                                                        - поиска нужной информации об авторе.                                                                Приобретать опыт:                                                                                        - анализа лирического произведения;                                                                - выявление художественных особенностей лирических произведений;                                - оценки значимости  произведений.                                                                        В. П. Астафьев. (4 ч.)                                                                                Краткий рассказ  о писателе.                                                                                «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.                                                                                Учащиеся должны знать:                                                                                - основные факты и сведения о жизни и творчестве В.П.Астафьева;                                        - особенности композиции рассказа;                                                                        - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии события, дать оценку героям и событиям;                                                                                        - идейное своеобразие рассказа;                                                                        - понятие герой-повествователь;                                                                        - основные особенности языка;                                                                        - факты биографии писателя, отразившиеся в рассказе.                                                Должны уметь:                                                                                        - осознанно читать произведение;                                                                        - воспроизвести программное произведения, его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям;                                                                                                - анализировать основные узловые моменты;                                                        - составлять план произведения;                                                                        - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;                        - анализировать поступки персонажей произведения;                                                - делать сравнительную характеристику героев;                                                        - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                                                        - понимать авторское отношение к  изображаемому;                                                - уметь писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения.                                                                                                        Использовать в практической деятельности:                                                        - комплексную работу с художественным текстом;                                                        - описание героев;                                                                                        - сравнительная характеристика;                                                                        - анализ узловых сцен;                                                                                - пересказ эпизода;                                                                                        - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.                                Приобретать опыт:                                                                                        - анализа художественного произведения;                                                                - анализа художественных приемов раскрытия характеров героев;                                        - выявления основных черт характера героя.                                                        Русские поэты о Родине, родной природе.( 3).                                                И. Анненский.  «Снег»        ; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. « По вечерам», «Встреча»,  «Привет, Россия…».                                                                                                Поэты Русского Зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.                        Учащиеся должны знать:                                                                                - гражданскую поэзию русских поэтов и поэтов Русского зарубежья;                                - содержание изученных стихотворений;                                                                - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение;                        - специфические черты лирического произведения;                                                        - основные темы лирики русских поэтов.                                                                Должны уметь:                                                                                        - анализировать тему стихотворений;                                                                        - выразительно читать стихотворения, в том числе и наизусть;                                        - выделять основные мотивы стихотворений;                                                        - находить изобразительно-выразительные средства языка;                                                - выявлять особенности авторского отношения к Родине, родной природе.                                Использовать в практической деятельности:                                                        - выразительные средства языка;                                                                        - поиска нужной информации об авторе.                                                                Приобретать опыт:                                                                                        - анализа лирического произведения;                                                                - выявление художественных особенностей лирических произведений;                                - оценки значимости лирических произведений                                                         В.С. Высоцкий (1 час).  Слово о поэте.  Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю».  Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.                                                                                                Учащиеся должны знать:                                                                                - содержание изученных стихотворений;                                                                - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение;                        - специфические черты лирического произведения.                                                        Должны уметь:                                                                                        - анализировать тему стихотворений;                                                                        - выразительно читать стихотворения;                                                                - находить изобразительно-выразительные средства языка.                                        Использовать в практической деятельности:                                                        - выразительные средства языка;                                                                        - поиска нужной информации об авторе.                                                                Приобретать опыт:                                                                                        - анализа лирического произведения;                                                                - выявление художественных особенностей лирических произведений;                                - оценки значимости лирических произведений.                                                        Из зарубежной литературы. Уильям Шекспир. (3 ч.)                                                         Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».  Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.  Сонеты  № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других) Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.                                                                                         Учащиеся должны знать:                                                                                - влияние эпохи Возрождения на последующую культуру человечества;                                - о жизни и творчестве У. Шекспира;                                                                        - об исторической обстановке;                                                                        - конфликт как основа сюжета драматического произведения;                                        - содержание драматического произведения;                                                        - обозначить «вечные» проблемы в творчестве У. Шекспира;                                        - сонет как форма лирической поэзии.                                                                Должны уметь:                                                                                        - выразительно читать изученные произведения (в том числе и наизусть);                                - анализировать образы главных героев;                                                                - анализировать основные узловые сцены трагедии;                                                        - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей.                                                                         Использовать в практической деятельности:                                                        - поиска нужной информации об авторе (справочная литература);                                        - анализ сцен;                                                                                                - участие в диалоге по проблеме;                                                                        - создание связного текста на заданную проблему.                                                        Приобретать опыт:                                                                                        - анализа драматического  произведения;                                                                - анализа художественных приемов раскрытия характеров героев;                                        - оценки эстетической значимости художественного произведения.                                        Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе

Э.А. По (1 час). Слово о писателе.  Новелла «Падение дома  Ашеров».

Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.                                                 Учащиеся должны знать:                                                                                - своеобразие  новеллы;                                                                                Должны уметь:                                                                                        - осознанно читать произведение;                                                                         давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия.                        Использовать в практической деятельности:                                                        - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                                        - оценки значимости художественного произведения.                                        Приобретать опыт:                                                                                        - участия в диалоге по проблеме.                                                        Ж.Б.Мольер. (2). Слово о Мольере.                                                                        «Мещанин во дворянстве». 17 век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.        Учащиеся должны знать:                                                                                 - понятие о классицизме как литературном направлении;                                                - об исторической обстановке;                                                                        - понятие о сатире;                                                                                        - жизнь и творчество Ж.Б.Мольера;                                                                        - развивать представления о драматическом произведении;                                        - злободневность и актуальность комедии;                                                                - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события.                Должны уметь:                                                                                        - осознанно читать произведение;                                                                        - анализировать основные моменты;                                                                        - отвечать на проблемные вопросы по комедии;                                                        - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления.                                                                                Использовать в практической деятельности:                                                        -  поиска нужной информации об авторе (справочная литература);                                        - анализ сцен;                                                                                                - участие в диалоге по проблеме;                                                                        - создание связного текста на заданную проблему.                                                        Приобретать опыт:                                                                                        - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                                        - оценки значимости художественного произведения                                                - анализа драматического произведения.                                                                Свифт.(2).                                                                                                 Краткий рассказ о писателе.                                                                                «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.                                                                                Учащиеся должны знать:                                                                                - жизнь и творчество Д. Свифта;                                                                        - об исторической обстановке;                                                                        - злободневность и актуальность сатирического произведения;                                        - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям.                                                                                Должны уметь:                                                                                         - осознанно читать произведение, выделять главную мысль в каждой главе;                        - анализировать основные узловые сцены романа;                                                        - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей.                                                                        Использовать в практической деятельности:                                                        - анализ узловых  сцен;                                                                                - умение работать с текстом;                                                                                - участие  в диалоге по проблеме;                                                                        - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.                                Приобретать опыт:                                                                                        - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                                        - оценки значимости художественного произведения                                                Вальтер Скотт.        (1).                                                                                Краткий рассказ  о писателе.                                                                                «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.                Учащиеся должны знать:                                                                                - жизнь и творчество В. Скотта;                                                                        - своеобразие исторического романа «Айвенго»;                                                        - история и вымысел в романе;                                                                        - содержание художественного произведения.                                                        Должны уметь:                                                                                        - осознанно читать произведение;                                                                        - анализировать основные узловые сцены романа;                                                        - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия.                        Использовать в практической деятельности:                                                        - анализ сцен;                                                                                                - пересказ эпизодов.                                                                                Приобретать опыт:                                                                                        - поиска нужной информации об авторе (справочная литература);                                        - участия в диалоге по проблеме.                                                                        3.Из Древнерусской  литературы. (5).                                                                Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков. Подготовка к домашнему сочинению.                                                     Р.К. Алексей Кузьмич Югов – переводчик «Слова о полку Игореве».                                Р.К. Алексей Кузьмич Югов – исследователь «Слова о полку Игореве».                        Учащиеся должны знать:                                                                                - отличительные особенности древнерусской литературы;                                                - историю открытия «Слова о полку Игореве» и событий, нашедших отражение в нем;                 - исследования «Слова» и его переводы;                                                                - образ Русской земли в «Слове…»;                                                                        - слово как жанр древнерусской литературы;                                                                - фольклорные традиционные элементы и новаторство произведения;                                - система образов произведения;                                                                        - композиционные особенности произведения;                                                           - художественные приемы и средства языка;                                                                        - идейное своеобразие произведения, своеобразие «Слова…».                                        Должны уметь:                                                                                        -  выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть;                                - пересказывать основные узловые моменты, руководствуясь заданием (характеристика образа-персонажа, особенностей композиции);                                                                - создавать план указанного отрывка;                                                                        - анализировать образы героев;                                                                        - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;                - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                                                        - писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения.                                                                                                        Использовать в практической деятельности:                                                        - анализ узловых  сцен;                                                                                - умение работать с текстом;                                                                                - участие  в диалоге по проблеме;                                                                        - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.                                Приобретать опыт:                                                                                        - выявление художественных особенностей произведения;                                                - анализа художественных приемов раскрытия героев;                                                - оценки эстетической значимости художественного произведения.                                        4. Из литературы 18 века. (4).                                                                        Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.         М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.        «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки просвещения в произведениях Ломоносова.                                                                Учащиеся должны знать:                                                                                - жизнь и творчество М.В.Ломоносова;                                                                - классицизм в русской литературе 18 века;                                                                - традиционно сохраненные и новаторские черты русской литературы 18 века;                        - Ломоносов - реформатор русского языка, стихосложения, системы жанров;                        - ода как жанр лирической поэзии;                                                                        - идейное своеобразие произведений;                                                                - прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях Ломоносова.                        Должны уметь:                                                                                        - выразительно читать изученное произведение  (в том числе и наизусть);                                - выделять основные мотивы оды;                                                                        - определять стихотворный размер;                                                                        - составлять идейно-композиционный план, отражающий ведущие темы од;                        - выяснить роль художественных средств в раскрытии идейного содержания;                        - выявлять тему и идею;                                                                                - понимать авторское отношение к изображаемому;                                                         - отвечать на проблемные вопросы по произведению;                                                - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления.                                                                                 Использовать в практической деятельности:                                                        - анализ художественного произведения;                                                                - поиска нужной информации об авторе (справочной литературы);                                        - создание связного текста.                                                                                Приобретать опыт:                                                                                        - выявление художественных особенностей оды;                                                        - оценки эстетической значимости художественного произведения;                                        - участие в диалоге по проблеме.                                                                        Г.Р.Державин. (2).                                                                                        Жизнь и творчество.                                                                                «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.        «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.                                                        Учащиеся должны знать:                                                                                - жизнь и творчество Г.Р.Державина;                                                                        - содержание изученных произведений;                                                                - новаторство Г.Р.Державина;                                                                                - композиционные особенности произведения;                                                        - идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина;                                                - идейное своеобразие произведений;                                                                - историю создания произведений;                                                                         - отличительные особенности изобразительных средств языка, их назначение.                 Должны уметь:                                                                                                - выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть;                                 - анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство;                - давать оценку изученного произведения на основе личностного  восприятия и осмысления художественных особенностей;                                                                        - выявлять тему и идею;                                                                                - анализировать язык стихотворного произведения;                                                        - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления.                                                                                Использовать в практической деятельности:                                                        - выразительные средства языка;                                                                        - поиска нужной информации об авторе.                                                                Приобретать опыт:                                                                                        - анализа лирического произведения;                                                                - выявление художественных особенностей лирических произведений;                                - оценки значимости лирических произведений.                                        А.А.Радищев. (2).                                                                                Слово о писателе.                                                                                        «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.                Учащиеся должны знать:                                                                                - понятие о сентиментализме как художественном направлении;                                        - знать основные факты и сведения о жизни и творчестве А.А.Радищева;                                - историю создания «Путешествия…»;                                                                        - жанр путешествия;                                                                                        - обличительный  смысл произведения;                                                                - изображение российской действительности;                                                        - знать содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям;                                                                                - композиционные особенности произведения.                                                        Должны уметь:                                                                                        - прочитать произведение  и воспроизвести его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям;                                                                                                - выделять главную мысль в каждой главе;                                                                - анализировать образы героев;                                                                        - понимать авторское отношение к изображаемому;                                                        - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления.                                                                                Использовать в практической деятельности:                                                        поиска нужной информации об авторе (справочная литература);                                        - анализ сцен;                                                                                                - участие в диалоге по проблеме;                                                                        - создание связного текста на заданную проблему.                                                        Приобретать опыт:                                                                                        - анализа художественных приемов раскрытия образов героев;                                        - оценки значимости художественного произведения.                                        Н.М.Карамзин.(4).                                                                                Слово о писателе.                                                                                        Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общече-        ловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.                                Учащиеся должны знать:                                                                                - жизнь и творчество Н.М.Карамзина;                                                                        - сентиментализм как литературное направление;                                                        - внимание писателя к внутренней жизни человека; утверждение общечеловеческих ценностей;                                                                                                        - содержание художественного произведения основные сюжетные линии и события,                 дать оценку героям и событиям;                                                                        - композиционные особенности повествования.                                                        Должны уметь:                                                                                        - пересказывать узловые моменты;                                                                        - анализировать особенности взаимоотношений героя с другими персонажами;                        - анализировать поступки персонажей произведения;                                                - выяснить роль художественных средств в раскрытии идейного содержания;                        - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных способностей;                                                                        - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления;                                                                                - писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии произведения.                                                                                                 Использовать в практической деятельности:                                                        - комплексную работу с художественным текстом;                                                        - описание героев;                                                                                        - сравнительная характеристика;                                                                        - анализ узловых сцен;                                                                                - пересказ эпизода;                                                                                        - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему.                                Приобретать опыт:                                                                                        - анализа художественного произведения;                                                                - анализа художественных приемов раскрытия характеров героев;                                        - оценки эстетической значимости художественного произведения        .                                 5. Из русской литературы 19 века. (3)                                                                Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. Поэзия, проза, драматургия 19 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.                        В.А. Жуковский.                                                                                        Жизнь и творчество.                                                                                        «Море». Романтический образ моря.                                                                 «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.                                                «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»- пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.                                                                                                        Р.К.  Декабристы в Кургане. (1).                                                                Учащиеся должны знать:                                                                                - характеристику русской и мировой литературы 19 века;                                                - поэзия, проза драматургия 19 века;                                                                        - русская критика, публицистика, мемуарная литература;                                                - жизнь и творчество  В.А.Жуковского;                                                                - романтизм как литературное направление;                                                                - баллады и элегии в творчестве В.А.Жуковского;                                                        - отличие романтизма от классицизма и сентиментализма;                                                - возможности поэтического языка романтика;                                                        - язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.                                - художественное своеобразие баллад.                                                                Должны уметь:                                                                                        - выразительно читать произведения;                                                                - анализировать языковые  особенности элегии, баллады;                                                 - выявлять главную мысль произведения;                                                                - анализировать образы героев произведения;                                                        - соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи, назвать основные черты этого направления.                                                                                Использовать в практической деятельности:                                                         - умение работать с текстом;                                                                                - участие  в диалоге по проблеме;                                                                        - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему;                                - выразительные средства языка.                                                                        Приобретать опыт:                                                                                        - анализа лирического произведения;                                                                - выявление художественных особенностей лирических произведений;                                - оценки значимости  произведений.                                                                А.С.Грибоедов.(9).                                                                                        Жизнь и творчество.                                                                                        «Горе от ума».  Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.                Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров. «Мильон  терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».                                                                                        Учащиеся должны знать:                                                                                - жизнь  и творчество А.С. Грибоедова;                                                                - творческую историю комедии «Горе от ума»;                                                        - специфику жанра комедии;                                                                                - содержание художественного произведения, основные сюжетные линии и события, дать оценку героям и событиям;                                                                                        - язык комедии, особенности композиции;                                                                  - смысл названия и проблема ума в комедии;                                                        - Чацкий и фамусовская Москва;                                                                        - нравственный конфликт в комедии;                                                                        - «Век нынешний и век минувший»;                                                                        - мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и другие);                - черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность языка;                        - анализ комедии в критическом этюде И.А.Гончарова «Мильон терзаний»;                        - новаторство и традиции в комедии.                                                                Должны уметь:                                                                                        - выразительно читать изученное произведение, в том числе и наизусть;                                - анализировать основные узловые сцены комедии, руководствуясь заданием (характеристика образа-персонажа, особенностей композиции);                                                  - анализировать монологи, эпизоды-сцены;                                                                - давать социально-психологическую характеристику персонажа;                                        - анализировать произведение с учетом особенностей его художественного метода;                - выявлять черты классицизма, реализма и романтизма в произведении;                                - конспектировать статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний»;                                        - давать оценку изученного произведения на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;                                                                        - писать сочинение на литературную тему: о героях, художественном своеобразии комедии.                                                                                                        Использовать в практической деятельности:                                                        - комплексную работу с художественным текстом;                                                        - выразительные средства языка;                                                                        -  поиска нужной информации об авторе (справочная литература);                                        - анализ узловых  сцен;                                                                                - участие в диалоге по проблеме.                                                                        - создание связного текста (устного и письменного) на заданную тему с учетом норм русского литературного языка.                                                                                Приобретать опыт:                                                                                        - выявление художественных особенностей комедии;                                                - анализа драматического произведения;                                                                - выявление художественных особенностей лирических произведений;                                - оценки эстетической значимости художественного  произведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.                                                                                                                                                        1. «Закон об образовании» РФ, ст. 32, п. 2.                                                        2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».                                3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03  «О введении федерального   компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».                          4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».                5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.        .        6. Литература. Примерная программа на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень). - М.: Минобразования и науки РФ, 2005.                        7. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений 5-11классы (базовый уровень); 10 - 11классы (профильный  уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2006.                                                                        8. Литература. 8кл. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В2ч. Ч. 2/Авт. – сост. В.Я. Коровина и др. Москва, «Просвещение»,2003.                        9. Литература. 9 класс.  Учебник  для  общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/   авт. – сост. В.Я. Коровина и др. Москва, «Просвещение», 2008.                                10. И.В. Золотарева, Т.А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс, Москва, «ВАКО», 2005.                                                                                11. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А.         Литература в 8 классе. Урок за уроком. Москва «Русское слово» 2000.                        12.И.В. Золотарева, Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9класс, Москва, «ВАКО», 2008.                                                                                13. Фольклор и литература Зауралья. Учебное пособие для учителей и учащихся (5-11кл.). 1 и 2 части. Курган, 2000.                                                                        14. Литература 8 класс. Методические советы. Под редакцией В. Я. Коровина.                Москва «Просвещение» 2003.                                                                        15. Фогельсон И.А. Русская литература: Книга для самостоятельной работы учащихся. Москва: Просвещение,2006.

          Учебно-тематический план.     9 класс.  Литература.

№  п/п

                              Тема

Кол-во часов

В том числе

творческих практических  работ

контрольных работ

    1

Из русской литературы 20 века.

   27

        1

             1

    2

Из зарубежной литературы.

   9

   

    3

Введение.

   1

       

           

    4

Из     древнерусской литературы.    

  3

         1

             1

    5

Из русской литературы 18 века.

  13

         1

             1

    6

Из  русской  литературы  19 века.

   12

         1

             1

    7

Региональный компонент.

  3

Итого

68

       4

           4

Дата

Кол-во часов

          Тематическое планирование.

  Литература 9 класс.

Тема урока.               2 часа.

Основные понятия

1-2

 2

 С. А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.                

Драматическая поэма (начальные представления)

3-4                    

  2            

И. С. Шмелев.  Краткий рассказ  о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально - биографическими  (мемуары, воспоминания, дневники).        

  5

  1

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

6-7

  2

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор         в рассказах сатириконцев.        

8-9

  2

М.А.Осоргин.   Краткий рассказ  о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.        

  10-11

 2

А.Т.Твардовский.  Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема  служения Родине.

Фольклор и литература. Авторские отступления

  12

1

 Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда  о  войне в поэме.

   13

1

 Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.        

  14-15

  2

А.П.Платонов.         Краткий рассказ  о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

  16-17

2

Изображение  негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.                

  18-20

  3

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении  народа и военных изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша». « Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические

героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.        

 21-22

  2

В. П. Астафьев.  Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени.

Герой-повествователь.

23-24

2

 Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.                        

 25-26

 2

Русские поэты о Родине, родной природе.(2).                    И. Анненский.  «Снег»        ; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. « По вечерам», «Встреча»,  «Привет, Россия…».                                                                  

  27-28

2

Поэты Русского Зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.                          

  29-30

  2

  Уильям Шекспир.  Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».  Драма как род литературы. Основной конфликт в  трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.  Сонеты № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других) Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Сонет как форма лирической поэзии.

  31-32

2

Сонеты № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других) Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

    33-34

  2

Ж.Б.Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» . 17 век-эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.                        

Классицизм. Сатира.

   35-36

  2

Свифт.        Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.        

   37

  1

Вальтер Скотт.         Краткий рассказ  о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая  Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

   38-39

 2

 Из Древнерусской  литературы.  Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения.

Слово как жанр древнерусской лит-ры

  40

1

Значение «Слова…» для русской литературы последующих веков. Подготовка к домашнему сочинению.                                            

  41-42

2

Р.К. Алексей Кузьмич Югов – переводчик «Слова о  полку  Игореве».

 Р.К. Алексей Кузьмич Югов – исследователь «Слова о полку Игореве».

  43-46

  4

Характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.        «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки просвещения в произведениях Ломоносова.

Ода как жанр лирической поэзии.

  47-48

   2

Г.Р.Державин.  Жизнь и творчество. «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.                                  «Памятник».

Традиции Горация.

  49

  1

Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.        

   50-51

   2

А.А.Радищев.        Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.        

Жанр путешествия,

   52-

   4

Н.М.Карамзин.  Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».

Сентиментализм.

   55

   

Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.        

   56-58

   

3

В.А. Жуковский.  Жизнь и творчество. «Море». Романтический образ моря.         «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.  «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»- пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не

поддавшейся губительным чарам.

59

   1

Р.К.  Декабристы в Кургане.                                                        

Баллада.

   60-62

   3

А.С.Грибоедов.  Жизнь и творчество.         «Горе от ума».  Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.        

63-65

   3

Общечеловеческое   звучание    образов   персонажей.      Меткий  афористический  язык.

   66-68

   3

Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров. «Мильон  терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....