"Творчество Пушкина"
методическая разработка по литературе по теме

ТЕМА:
 «Творчество А. С. Пушкина»
 
 

ЦЕЛИ:
 
 способствовать формированию потребности чтения художественной литературы, расширению читательского кругозора и приобретению опыта самостоятельной читательской деятельности, способствовать формированию умения сотрудничать друг с другом при выполнении проектов, доводить начатое дело до конца, содействовать воспитанию нравственных качеств на примере художественных произведений.
 
ОБОРУДОВАНИЕ:
 
 выставка книг А.С.Пушкина, выставка рисунков по сказкам Пушкина, стол, скатерть, свечи, костюмы к инсценированию сказки, фото ул. Пушкина, памятников Пушкину, иллюстрации к викторине, тесты по сказкам, карточки к итогу урока.
 
ХОД УРОКА.
1. Орг момент.
Под музыку «В гостях у сказки» дети входят в класс.
 
Постановка темы и цели урока.
-Сегодня отчётный урок по творчеству А.С. Пушкина
-О Пушкине написано столько, что, кажется, уже изучено всё до мельчайших деталей, как в биографии поэта, так и в его творчестве. Но тем не менее личность Пушкина не перестаёт быть притягательной, а каждая встреча с его творчеством-открытием. В наше время, когда хороший, чистый русский язык становится достоянием всё меньшего числа людей, возрастает интерес к языковому мастерству Пушкина, так как это источник не только речевой культуры, но и кладезь нравственности,духовности-всего того, что так необходимо современному творчеству.
-С его произведениями мы знакомы давно, но сказки Пушкина можно перечитывать много раз. К ним всегда тянет вернуться. И удивительно то, что каждый раз читаешь их заново: вроде всё уже известно, но ты опять волнуешься, переживаешь, тебе опять интересно- как будто читаешь что-то новое. Сказки Пушкина хоть и просты и понятны, но чем больше их перечитываешь, тем больше чувствуешь какую-то таинственную глубину. А глубина и мудрость его сказок гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Читая их, ребёнок незаметно умнеет, а взрослый чувствует себя ребёнком-и от этого тоже умнеет. Всё это делает сказки вечно интересными и вечно новыми.
-В процессе подготовки к уроку я видела и знаю работу, проделанную вами. И считаю, что начать надо с презентации, подготовленной....
 
 Презентация проектов.
А) -Собирая материал к уроку, мы решили подготовить презентацию о Пушкине и его сказках. Просмотр слайдов 1-7, о Пушкине, родителях, няне.
-Подключается группа ребят, подготовившая материал о няне.
 
 (ожившая картина Пушкин и няня)
 
 -Няня Арина Родионовна воспитывала поэта в его младенческие годы и преданно любила его, была с ним всё время в ссылке в селе Михайловское. Уже взрослым А.С просил свою старую няню Арину Родионовну снова рассказать ему сказки-и те, которые помнил с детства, и те, которые не слышал или забыл. Она рассказывала ему народные сказки, пела народные песни-а он слушал и записывал. На основе этих записей и используя другой фольклорный материал, почерпнутый у Арины Родионовны, Александр Сергеевич и создал затем свои необыкновенные сказки, свою волшебную страну. Арина Родионовна была большая мастерица. Пушкин понастоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, обращенных к ней. Об отношениях Пушкина к няне, самых искренних и душевно-тёплых, много говорят стихотворения «Зимний вечер», «Няне». Выразительное чтение стихотворения «Няне»

Б) Просмотр слайдов 8, 9.
 
 О сказках.
 -В те времена многие люди подражали французам и немцам. И к русским песням и сказкам относились свысока. Пушкин думал иначе Он понял, что народные песни и сказки-величайшее сокровище. Он первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник.Его сказки не похожи одна на другую. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Пушкин изумительно тонко передаёт народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками. С лёгкой усмешкой говорит о жадной и зазнавшейся старухе в «Сказке о рыбаке и рыбке». Другие сказки сродни народным песням. Нас пленяют напевность и мягкость их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского-Корсакова на создание дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане»

В) Группа художников.
 
(выставка книг, раскладушка рисунков к сказкам)
 
 -Не менее важную роль в создании русской красивой книги сыграли художники. Многие представители этого творчества выполняли художественные иллюстрации к сказкам Пушкина. Так например, Никольский и Дехтерев. Следующую книгу иллюстрировал Сперанский Ю Ковалёв С. -И нам тоже захотелось побыть художниками. Мы сами выполнили несколько иллюстраций к сказкам Пушкина и у нас получилась такая раскладушка-сборник к произведениям Пушкина.
Г) Продолжение презентации (гибель).

2.
 -Во многих городах нашей страны и даже за границей есть памятники А. С. Пушкину.( показ фото памятников поэту). А в нашем городе есть улица Пушкина. -Кто знает, где находится улица Пушкина?
3. Тест
-А мы подготовили вопросы для проверки. Хорошо ли вы знаете сказки Пушкина. Наши вопросы мы объединили в тест. Правильно ответив на вопросы, получите ключевое слово.
Резерв викторина.
Итог урока.
 
-Какая фраза, сказанная А. С. Пушкиным, содержит это слово?
ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!
(звучит музыка «В гостях у сказки»)
-КАЖДАЯ ЕСТЬ ПОЭМА! Сказки для всех нас, маленьких и больших, молодых и старых это урок. Их мудрости хватит на все возрасты, и вам предстоит ещё это узнавать. Молодцы! Каждый из вас подготовился к уроку. Очень удачно создана презентация, к которой смогли присоединиться другие проекты.

Тест.
 
-Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне.»?
 о) кольцо п) зеркало р) венец
 
-Сколько лет рыбачил старик? о) 3 года п) 13 лет р) 33 года
 
 -Какая расплата с Балдой была у попа?
д) мешок денег е) три щелчка ж) «большое спасибо»
 
-Как звали собаку у семи богатырей?
л) Соколко м) Сокол н) Соколик
 
 -Кто помог королевичу отыскать невесту?
д) солнце е) ветер ж) месяц
 
 -Сколько времени была царицей старуха?
 с) 2 недели т) 3 года у) 7 дней
 
-Какую службу нёс петушок в «Сказке о золотом петушке»?
 с) будильника т) сторожа у) забавы
 
-Какой отравленный фрукт съела царевна?
 с) грушу т) сливу ь) яблоко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_pushkina_r.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

 

Презентация проектов по теме «Творчество А. С. Пушкина»

 

 


ЦЕЛИ:

 

 способствовать формированию потребности чтения художественной литературы, расширению читательского кругозора и приобретению опыта самостоятельной читательской деятельности, способствовать формированию умения сотрудничать друг с другом при выполнении проектов, доводить начатое дело до конца, содействовать воспитанию нравственных качеств на примере художественных произведений.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

 

 выставка книг А.С.Пушкина, выставка рисунков по сказкам Пушкина, стол, скатерть, свечи, костюмы к инсценированию сказки, фото ул. Пушкина, памятников Пушкину, иллюстрации к викторине, тесты по сказкам, карточки к итогу урока.

 
ХОД УРОКА.

1. Орг момент.

Под музыку «В гостях у сказки» дети входят в класс.

 

Постановка темы и цели урока.

-Сегодня отчётный урок по творчеству А.С. Пушкина

-О Пушкине написано столько, что, кажется, уже изучено всё до мельчайших деталей, как в биографии поэта, так и в его творчестве. Но тем не менее личность Пушкина не перестаёт быть притягательной, а каждая встреча с его творчеством-открытием. В наше время, когда хороший, чистый русский язык становится достоянием всё меньшего числа людей, возрастает интерес к языковому мастерству Пушкина, так как это источник не только речевой культуры, но и кладезь нравственности,духовности-всего того, что так необходимо современному творчеству.

-С его произведениями мы знакомы давно, но сказки Пушкина можно перечитывать много раз. К ним всегда тянет вернуться. И удивительно то, что каждый раз читаешь их заново: вроде всё уже известно, но ты опять волнуешься, переживаешь, тебе опять интересно- как будто читаешь что-то новое. Сказки Пушкина хоть и просты и понятны, но чем больше их перечитываешь, тем больше чувствуешь какую-то таинственную глубину. А глубина и мудрость его сказок гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Читая их, ребёнок незаметно умнеет, а взрослый чувствует себя ребёнком-и от этого тоже умнеет. Всё это делает сказки вечно интересными и вечно новыми.
-В процессе подготовки к уроку я видела и знаю работу, проделанную вами. И считаю, что начать надо с презентации, подготовленной....

 

 Презентация проектов.

А) -Собирая материал к уроку, мы решили подготовить презентацию о Пушкине и его сказках. Просмотр слайдов 1-7, о Пушкине, родителях, няне.

-Подключается группа ребят, подготовившая материал о няне.

 

 (ожившая картина Пушкин и няня)

 

 -Няня Арина Родионовна воспитывала поэта в его младенческие годы и преданно любила его, была с ним всё время в ссылке в селе Михайловское. Уже взрослым А.С просил свою старую няню Арину Родионовну снова рассказать ему сказки-и те, которые помнил с детства, и те, которые не слышал или забыл. Она рассказывала ему народные сказки, пела народные песни-а он слушал и записывал. На основе этих записей и используя другой фольклорный материал, почерпнутый у Арины Родионовны, Александр Сергеевич и создал затем свои необыкновенные сказки, свою волшебную страну. Арина Родионовна была большая мастерица. Пушкин понастоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, обращенных к ней. Об отношениях Пушкина к няне, самых искренних и душевно-тёплых, много говорят стихотворения «Зимний вечер», «Няне». Выразительное чтение стихотворения «Няне»

Б) Просмотр слайдов 8, 9.

 

 О сказках.

 -В те времена многие люди подражали французам и немцам. И к русским песням и сказкам относились свысока. Пушкин думал иначе Он понял, что народные песни и сказки-величайшее сокровище. Он первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник.Его сказки не похожи одна на другую. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Пушкин изумительно тонко передаёт народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками. С лёгкой усмешкой говорит о жадной и зазнавшейся старухе в «Сказке о рыбаке и рыбке». Другие сказки сродни народным песням. Нас пленяют напевность и мягкость их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского-Корсакова на создание дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане»

В) Группа художников.

 

(выставка книг, раскладушка рисунков к сказкам)

 

 -Не менее важную роль в создании русской красивой книги сыграли художники. Многие представители этого творчества выполняли художественные иллюстрации к сказкам Пушкина. Так например, Никольский и Дехтерев. Следующую книгу иллюстрировал Сперанский Ю Ковалёв С. -И нам тоже захотелось побыть художниками. Мы сами выполнили несколько иллюстраций к сказкам Пушкина и у нас получилась такая раскладушка-сборник к произведениям Пушкина.

Г) Продолжение презентации (гибель).


2.

 -Во многих городах нашей страны и даже за границей есть памятники А. С. Пушкину.( показ фото памятников поэту). А в нашем городе есть улица Пушкина. -Кто знает, где находится улица Пушкина?
3. Тест
-А мы подготовили вопросы для проверки. Хорошо ли вы знаете сказки Пушкина. Наши вопросы мы объединили в тест. Правильно ответив на вопросы, получите ключевое слово.
Резерв викторина.

Итог урока.

 

-Какая фраза, сказанная А. С. Пушкиным, содержит это слово?
ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!
(звучит музыка «В гостях у сказки»)

-КАЖДАЯ ЕСТЬ ПОЭМА! Сказки для всех нас, маленьких и больших, молодых и старых это урок. Их мудрости хватит на все возрасты, и вам предстоит ещё это узнавать. Молодцы! Каждый из вас подготовился к уроку. Очень удачно создана презентация, к которой смогли присоединиться другие проекты.

Тест.

 
-Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне.»?

 о) кольцо п) зеркало р) венец

 

-Сколько лет рыбачил старик? о) 3 года п) 13 лет р) 33 года

 

 -Какая расплата с Балдой была у попа?

д) мешок денег е) три щелчка ж) «большое спасибо»

 

-Как звали собаку у семи богатырей?

л) Соколко м) Сокол н) Соколик

 

 -Кто помог королевичу отыскать невесту?

д) солнце е) ветер ж) месяц

 

 -Сколько времени была царицей старуха?

 с) 2 недели т) 3 года у) 7 дней

 

-Какую службу нёс петушок в «Сказке о золотом петушке»?

 с) будильника т) сторожа у) забавы

 

-Какой отравленный фрукт съела царевна?

 с) грушу т) сливу ь) яблоко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольное итоговое тестирование по творчеству Пушкина. 10 класс.

Вариант 1. Лирика А.С.Пушкина. 10 класс1.       Назовите годы жизни А.С. Пушкина.А) 1802-1841 Б) 1789-1828 В) 1799-1837 Г) 1805-18402. В каком городе родился А.С. Пушк...

Словарные диктанты по творчеству Пушкина , Лермонтова , Гоголя .

Словарные диктанты , составленные на основе лексики классиков русской литературы. Предназначены для учащихся 9 - 10 классов. Могут использоваться для закрепления орфографических навыков, для расширени...

Болдинская осень в творчестве Пушкина

Литературно-музыкальная гостиная "Болдинская осень в творчестве Пушкина"...

Творчество Пушкина

Он оказывал благотворное влияние на писателей-современников (Рылеева, Гоголя, Лермонтова, Кюхельбекера и многих других) и на лучших русских писателей последующих поколении, вплоть до наших дней. Об эт...

Разработка внеклассного мероприятия "Мир А.С. Пушкина" (Праздник по творчеству Пушкина)

Мероприятие проводится среди параллели 5-ых или 6-ых классов, каждый класс выдвигает от себя команду на участие в конкурсах.Цели и задачи:Приобщать учащихся к творчеству А.С. Пушкина, учить понимать е...