Бинарный урок (литература – история) в 9 классе на тему: «Кавказ: вчера, сегодня, завтра»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Маврина Ольга Григорьевна

 

Цель:  Знакомство с литературными героями и реальными историческими деятелями Кавказской войны, знакомство  с бытом  и жизнью жителей Кавказа по страницам истории и литературному произведению.

Задачи:

1.     Назвать особенности Кавказской войны.

2.     Познакомить  учащихся с главными  действующими  лицами  войны и главными  героями  повести  М.Ю. Лермонтова «Бэла».

3.     Выделить особенности жизни жителей Кавказа по литературному произведению, сравнить с  современностью.

4.     Воспитать  толерантность, уважение  к  быту и культуре других   народностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный урок (литература – история) в 9 классе на тему:

«Кавказ:  вчера, сегодня, завтра»

Цель:  Знакомство с литературными героями и реальными историческими деятелями Кавказской войны, знакомство  с бытом  и жизнью жителей Кавказа по страницам истории и литературному произведению.

Задачи:

  1. Назвать особенности Кавказской войны.
  2. Познакомить  учащихся с главными  действующими  лицами  войны и главными  героями  повести  М.Ю. Лермонтова «Бэла».
  3. Выделить особенности жизни жителей Кавказа по литературному произведению, сравнить с  современностью.
  4. Воспитать  толерантность, уважение  к  быту и культуре других   народностей.

Эпиграфы урока:  «Права она или нет - это моя Родина».

«Если мы не прикончим войну, война прикончит нас».

Вид урока: нестандартный урок

Термины: Мюридизм, имам, имамат, наибы, газават, мирной князь, кунак, гяур, шапсуды.

Оборудование:  карты,  портреты,  даты,  национальные блюда,  диск  МР3 с песней,  национальный костюм.

План  урока:

  1. Знакомство с целью и задачами урока.
  2. Особенности Кавказской войны, вспомнить всё.
  3. Работа с понятиями.
  4. О произведении М.Ю. Лермонтова «Бэла».
  5. Характеристика исторических образов русских и горцев.
  6. Характеристика литературных образов русских и горцев.
  7. Быт, обычаи прошлого и настоящего жителей Кавказа.
  8. Рефлексия (тест).
  9. Лирическое завершение.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя (слово Куликовой  И.Н.)

Знакомит ребят с целями и задачами урока.

Маврина О.Г.: Ребята, у вас на столах лежит табель для оценивания выступлений своих товарищей. Оценивать можно по ходу выступления в пятибалльной системе.

(Песня  «Медленная  лезгинка»,  на фоне звучат вступительные слова учителя)

Куликова И.Н.:  Всё, всё в этом крае прекрасно! Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Кавказ  был  колыбелью  бессмертной  поэзии  М.Ю. Лермонтова. С  самого  раннего  детства  он  познакомился  с  этим  благодатным  краем  и  до  конца  своей  короткой  жизни  пронес  его  в  сердце. И  где  бы  он  ни  был, его  согревала  и  духовно  укрепляла  любовь  к  Родине. С мыслями  о  ней  он  уезжал  на  Кавказ,  возвращался  в  Москву,  Петербург,  чтобы  по  высшему  повелению  царя  вновь  отправиться  в  далекую  ссылку  под  свист  пуль  и  звон  клинков. Он  писал:

Кавказ! Далекая  страна!

Жилище  вольности  простой

И  ты  несчастьями  полна

И  окровавлена  войной!

Ребята, а что это была за война? Слово учителю истории Мавриной О.Г.

  1. Особенности Кавказской войны (слово Мавриной  О.Г.)

Маврина О.Г.: Ребята, Кавказскую войну мы с вами изучали в 8 классе. Многое вы помните, а что-то осталось для вас неизвестным. Давайте  немного повторим то, что вы знаете из курса истории России.

Беседа:

  1. Почему война называется Кавказской?
  2. Вспомните  основную причину войны?
  3. Чем закончилась война?
  4. Давайте проведём словарную разминку.

Что значат: мюридизм, имам, имамат, наибы, газават,  мирной князь, кунак, гяур,  шапсуды.

На доске таблица:  «Хроника Кавказской войны 1817 – 1864»

даты

события

1817

Наступление русских на Чечню и Дагестан

1820-е гг.

Начало освободительного движения народов Кавказа против агрессии со стороны России.

1821-1826 гг.

Жестокое подавление восстаний в Кабарде, Адыгее, Чечне.

1820-1830 гг.

Образование на территории Чечни и Дагестана имамата (военно-теократического государства), объявившего России газават.

К.1840-н.1850 гг.

Отход горского населения от движения Шамиля.

1 апреля 1859 г.

Взятие русскими столицы имамата аула Ведено.

26 августа 1859 г.

Плен Шамиля  в ауле Гуниб.

1864 г.

Подавление последних очагов сопротивления.

  1. Маврина О.Г:  Ребята, о  Кавказе  написано много литературных произведений. Одно из них – «Бэла» М.Ю. Лермонтова.

     Слово Ирине Николаевне.

  1. О произведении М.Ю.Лермонтова «Бэла» - слово Куликовой И.Н.

Куликова И.Н.:  Повесть «Бэла написана Лермонтовым в 1837 году осенью по возвращению из ссылки с Кавказа. Она была опубликована в журнале «Отечественные записки в 1839 г. И с  первых страниц своего романа он  переносит главного героя Г.А. Печорина на Кавказ, излюбленное место действия  своих произведений.  Григорий Александрович Печорин приезжает на Кавказ, когда он набедокурил в Петербурге. О Печорине нам подготовил сообщение  Юлай.

  1. Сообщение Биишева Юлая о Печорине.

Куликова И.Н.: Но сегодня мне хотелось бы больше поговорить не о главном герое, а о людях, которые принимали участие в  Кавказкой войне, об исторических деятелях, о быте и нравах горцев.  Повесть начинается со встречи 2 офицеров, участников войны. Это офицер путешественник, который едет с Тифлиса в Ставрополь и штабс-капитан Максим Максимович.  

Между ними происходит диалог. Офицер спрашивает: «Вы давно служите на Кавказе?» А максим Максимович отвечает: «Да я уж здесь служил при Алексее Петровиче». А кто такой Алексей Петрович? Что нам скажут наши исследователи?

Песня солдатская времён Кавказской войны о генерале Ермолове.

Маврина О.Г.: А мы передаём слово  Кибику  Валентину, который  подыскал материал  о генерале  Ермолове.

  1. Характеристика исторических  и литературных образов русских и горцев:
  1. Кибик В.  об «Алексее  Ермолове».

(Алексей Петрович Ермолов был главнокомандующим русскими войсками в Кавказской войне)

Маврина О,Г.: Одному человеку не под силу управлять армией. У генерала были помощники.  О помощниках   небольшую информацию предоставит Таракина Ксения.

  1. Таракина  К.  «А. Барятинский и  Н.Евдокимов»

Куликова И.Н.: Под руководством таких выдающихся людей и служил Максим Максимыч. Что это был за человек? Нас познакомит с ним Лыгин Дима.

Лыгин Дима:  сообщение о Максиме Максимыче.

Куликова И.Н.: Максим Максимыч часто использует  в своей речи такие выражения о горца, как  «азиаты, ужасные бестии, ведь эдакий народ».

А о чём нам говорит история?

Маврина О.Г.:  Давайте поговорим о горцах. Ребята, а  кто возглавлял горцев в Кавказской войне? (ответ)

Пожалуйста, более подробно  расскажет нам наш исследователь по этому  вопросу Асылбаева Роза.

Асылбаева  Р. «Шамиль».

Маврина О.Г.: Интересно, но он не мог  один противостоять натиску такой мощной русской армии. Наверняка у него были соратники. Об этом нам подготовил сообщение наш исследователь:

  1. Биишев Ю. «Наибы Шамиля»

Маврина О.Г.:  А как  описываются горцы в повести «Бэла»? Ведь насколько я помню, там есть очень яркие персонажи.

Куликова И.Н.: Ребята, познакомьте нас  с образами горцев в повести. Кого вы знаете? (перечисляют). А кто вам больше понравился?

(Песня «Горянка»)

Каримова А. : Образ Бэлы.

Куликова И.Н.: Рядом с Бэлой мы видим много мужчин кавказцев. Какие они? Начнём с её брата Азамата.  Что о  нём  нам подготовил наш исследователь Колмогоров  Виталий.

Колмогоров В. «Азамат».

Куликова И.Н.:  Рядом с ней мы видим и друга семьи – Казбича. Это настоящий джигит. Сообщение о нём подготовил Осауленко Саша. Осауленко С., «Казбич».

(Песня «Это Кавказ»)

  1. Быт и обычаи прошлого и настоящего жителей Кавказа:

Маврина О.Г.: Много у нас говорят о Кавказе, но каков он на самом деле, мы не знаем. У нас есть возможность  познакомиться с обычаями этого великого народа из уст ребят, которые жили  там и бывали там. Слово Чупанову Абдулле, даргинцу по национальности. Он расскажет нам о нравах и обычаях Кавказа.

Чупанов Абдулла: Нравы и обычаи Кавказа (рассказ сравнивается с текстом произведения).

Маврина О.Г.: Абдулманапов Расул расскажет нам немного о национальных праздника.

Абдулманапов Р.:  О праздниках.

 ( Музыка «Лезгинка»)

Куликова и.Н.:  Посмотрите, ребята,  сколько нового мы узнали сегодня о Кавказе, о коренных жителях,  о войнах. Но вы знаете, что и в наше время воны продолжаются: Первая чеченская, вторая.

Маврина О.Г.: А каковы итоги этих войн?  Нам  подведёт итоги войн  Кутукова Ксения.

Кутукова К. «Итоги войн».

Куликова И.Н.: Всем нам хотелось бы жить в мире и согласии, но помнить и знать о прошлом мы должны.

Стихотворение  о Чеченской войне.

Какая разница - кто прав, кто - виноват ?!
Когда горят живая плоть и души ?
Когда КОРАН и БИБЛИЯ набат,
Зовущий на войну, никак не глушат ?
Когда уходят люди в НИКУДА
Судьбу свою всем сердцем ненавидя ?
Когда глазницами пустыми города
Ни Бога, ни Аллаха уж не видят.

 Давайте проверим свои знания.  Проведём тест.

  1. Рефлексия (тест) 5 исторических и 5 литературных вопросов:
  1. Выделите основную причину Кавказской войны.

 а)  перемена образа жизни горцев

         *b) освоение Россией  Педкавказья

 2.   Поводом к войне стало появление на Кавказе

         *а) А. Ермолова

b) А. Барятинского

 3.   Кого из  горцев  Шамиль  назначил наибом за храбрость:

         *а) Идиль

b)  Бата

4.   Теократическое государство это-

          а)  государство, где духовная власть существует отдельно от светской.

         *b) государство, где духовная и светская власть сосредоточены в руках одного человека.

5.  Назовите потери русской армии в Кавказской войне:

          *а) 804 офицера и 24 143 нижних чинов

  b) 92 офицера и 5915 нижних чинов

6.  Максим  Максимыч  воевал  под  началом:

          *а) Алексея Петровича  Ермолова

            б)     Николая  Евдокимова.

7.Сколько  длилось  счастье  Печорина  и  Бэлы

            а)  год

         * б)  четыре  месяца.

8.Как  звали  коня  Казбича:

       * а) Карагез

          б) Гяур

9.Куда  собирался  Печорин  ехать после  смерти  Бэлы:

        *а) в  Европу

          б) в  Америку.

10.Как  сложилась  судьба  у Казбича:

         а)  сложил  голову  в  степях  

         *б)  служил   у  шапсугов.

Итоги урока.

8.  Лирическое завершение (песня в исполнении Каримовой Алины)



Предварительный просмотр:

Бинарный урок (литература – история) в 9 классе на тему:

«Кавказ:  вчера, сегодня, завтра»

Цель:  Знакомство с литературными героями и реальными историческими деятелями Кавказской войны, знакомство  с бытом  и жизнью жителей Кавказа по страницам истории и литературному произведению.

Задачи:

  1. Назвать особенности Кавказской войны.
  2. Познакомить  учащихся с главными  действующими  лицами  войны и главными  героями  повести  М.Ю. Лермонтова «Бэла».
  3. Выделить особенности жизни жителей Кавказа по литературному произведению, сравнить с  современностью.
  4. Воспитать  толерантность, уважение  к  быту и культуре других   народностей.

Эпиграфы урока:  «Права она или нет - это моя Родина».

«Если мы не прикончим войну, война прикончит нас».

Вид урока: нестандартный урок

Термины: Мюридизм, имам, имамат, наибы, газават, мирной князь, кунак, гяур, шапсуды.

Оборудование:  карты,  портреты,  даты,  национальные блюда,  диск  МР3 с песней,  национальный костюм.

План  урока:

  1. Знакомство с целью и задачами урока.
  2. Особенности Кавказской войны, вспомнить всё.
  3. Работа с понятиями.
  4. О произведении М.Ю. Лермонтова «Бэла».
  5. Характеристика исторических образов русских и горцев.
  6. Характеристика литературных образов русских и горцев.
  7. Быт, обычаи прошлого и настоящего жителей Кавказа.
  8. Рефлексия (тест).
  9. Лирическое завершение.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя (слово Куликовой  И.Н.)

Знакомит ребят с целями и задачами урока.

Маврина О.Г.: Ребята, у вас на столах лежит табель для оценивания выступлений своих товарищей. Оценивать можно по ходу выступления в пятибалльной системе.

(Песня  «Медленная  лезгинка»,  на фоне звучат вступительные слова учителя)

Куликова И.Н.:  Всё, всё в этом крае прекрасно! Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Кавказ  был  колыбелью  бессмертной  поэзии  М.Ю. Лермонтова. С  самого  раннего  детства  он  познакомился  с  этим  благодатным  краем  и  до  конца  своей  короткой  жизни  пронес  его  в  сердце. И  где  бы  он  ни  был, его  согревала  и  духовно  укрепляла  любовь  к  Родине. С мыслями  о  ней  он  уезжал  на  Кавказ,  возвращался  в  Москву,  Петербург,  чтобы  по  высшему  повелению  царя  вновь  отправиться  в  далекую  ссылку  под  свист  пуль  и  звон  клинков. Он  писал:

Кавказ! Далекая  страна!

Жилище  вольности  простой

И  ты  несчастьями  полна

И  окровавлена  войной!

Ребята, а что это была за война? Слово учителю истории Мавриной О.Г.

  1. Особенности Кавказской войны (слово Мавриной  О.Г.)

Маврина О.Г.: Ребята, Кавказскую войну мы с вами изучали в 8 классе. Многое вы помните, а что-то осталось для вас неизвестным. Давайте  немного повторим то, что вы знаете из курса истории России.

Беседа:

  1. Почему война называется Кавказской?
  2. Вспомните  основную причину войны?
  3. Чем закончилась война?
  4. Давайте проведём словарную разминку.

Что значат: мюридизм, имам, имамат, наибы, газават,  мирной князь, кунак, гяур,  шапсуды.

На доске таблица:  «Хроника Кавказской войны 1817 – 1864»

даты

события

1817

Наступление русских на Чечню и Дагестан

1820-е гг.

Начало освободительного движения народов Кавказа против агрессии со стороны России.

1821-1826 гг.

Жестокое подавление восстаний в Кабарде, Адыгее, Чечне.

1820-1830 гг.

Образование на территории Чечни и Дагестана имамата (военно-теократического государства), объявившего России газават.

К.1840-н.1850 гг.

Отход горского населения от движения Шамиля.

1 апреля 1859 г.

Взятие русскими столицы имамата аула Ведено.

26 августа 1859 г.

Плен Шамиля  в ауле Гуниб.

1864 г.

Подавление последних очагов сопротивления.

  1. Маврина О.Г:  Ребята, о  Кавказе  написано много литературных произведений. Одно из них – «Бэла» М.Ю. Лермонтова.

     Слово Ирине Николаевне.

  1. О произведении М.Ю.Лермонтова «Бэла» - слово Куликовой И.Н.

Куликова И.Н.:  Повесть «Бэла написана Лермонтовым в 1837 году осенью по возвращению из ссылки с Кавказа. Она была опубликована в журнале «Отечественные записки в 1839 г. И с  первых страниц своего романа он  переносит главного героя Г.А. Печорина на Кавказ, излюбленное место действия  своих произведений.  Григорий Александрович Печорин приезжает на Кавказ, когда он набедокурил в Петербурге. О Печорине нам подготовил сообщение  Юлай.

  1. Сообщение Биишева Юлая о Печорине.

Куликова И.Н.: Но сегодня мне хотелось бы больше поговорить не о главном герое, а о людях, которые принимали участие в  Кавказкой войне, об исторических деятелях, о быте и нравах горцев.  Повесть начинается со встречи 2 офицеров, участников войны. Это офицер путешественник, который едет с Тифлиса в Ставрополь и штабс-капитан Максим Максимович.  

Между ними происходит диалог. Офицер спрашивает: «Вы давно служите на Кавказе?» А максим Максимович отвечает: «Да я уж здесь служил при Алексее Петровиче». А кто такой Алексей Петрович? Что нам скажут наши исследователи?

Песня солдатская времён Кавказской войны о генерале Ермолове.

Маврина О.Г.: А мы передаём слово  Кибику  Валентину, который  подыскал материал  о генерале  Ермолове.

  1. Характеристика исторических  и литературных образов русских и горцев:
  1. Кибик В.  об «Алексее  Ермолове».

(Алексей Петрович Ермолов был главнокомандующим русскими войсками в Кавказской войне)

Маврина О,Г.: Одному человеку не под силу управлять армией. У генерала были помощники.  О помощниках   небольшую информацию предоставит Таракина Ксения.

  1. Таракина  К.  «А. Барятинский и  Н.Евдокимов»

Куликова И.Н.: Под руководством таких выдающихся людей и служил Максим Максимыч. Что это был за человек? Нас познакомит с ним Лыгин Дима.

Лыгин Дима:  сообщение о Максиме Максимыче.

Куликова И.Н.: Максим Максимыч часто использует  в своей речи такие выражения о горца, как  «азиаты, ужасные бестии, ведь эдакий народ».

А о чём нам говорит история?

Маврина О.Г.:  Давайте поговорим о горцах. Ребята, а  кто возглавлял горцев в Кавказской войне? (ответ)

Пожалуйста, более подробно  расскажет нам наш исследователь по этому  вопросу Асылбаева Роза.

Асылбаева  Р. «Шамиль».

Маврина О.Г.: Интересно, но он не мог  один противостоять натиску такой мощной русской армии. Наверняка у него были соратники. Об этом нам подготовил сообщение наш исследователь:

  1. Биишев Ю. «Наибы Шамиля»

Маврина О.Г.:  А как  описываются горцы в повести «Бэла»? Ведь насколько я помню, там есть очень яркие персонажи.

Куликова И.Н.: Ребята, познакомьте нас  с образами горцев в повести. Кого вы знаете? (перечисляют). А кто вам больше понравился?

(Песня «Горянка»)

Каримова А. : Образ Бэлы.

Куликова И.Н.: Рядом с Бэлой мы видим много мужчин кавказцев. Какие они? Начнём с её брата Азамата.  Что о  нём  нам подготовил наш исследователь Колмогоров  Виталий.

Колмогоров В. «Азамат».

Куликова И.Н.:  Рядом с ней мы видим и друга семьи – Казбича. Это настоящий джигит. Сообщение о нём подготовил Осауленко Саша. Осауленко С., «Казбич».

(Песня «Это Кавказ»)

  1. Быт и обычаи прошлого и настоящего жителей Кавказа:

Маврина О.Г.: Много у нас говорят о Кавказе, но каков он на самом деле, мы не знаем. У нас есть возможность  познакомиться с обычаями этого великого народа из уст ребят, которые жили  там и бывали там. Слово Чупанову Абдулле, даргинцу по национальности. Он расскажет нам о нравах и обычаях Кавказа.

Чупанов Абдулла: Нравы и обычаи Кавказа (рассказ сравнивается с текстом произведения).

Маврина О.Г.: Абдулманапов Расул расскажет нам немного о национальных праздника.

Абдулманапов Р.:  О праздниках.

 ( Музыка «Лезгинка»)

Куликова и.Н.:  Посмотрите, ребята,  сколько нового мы узнали сегодня о Кавказе, о коренных жителях,  о войнах. Но вы знаете, что и в наше время воны продолжаются: Первая чеченская, вторая.

Маврина О.Г.: А каковы итоги этих войн?  Нам  подведёт итоги войн  Кутукова Ксения.

Кутукова К. «Итоги войн».

Куликова И.Н.: Всем нам хотелось бы жить в мире и согласии, но помнить и знать о прошлом мы должны.

Стихотворение  о Чеченской войне.

Какая разница - кто прав, кто - виноват ?!
Когда горят живая плоть и души ?
Когда КОРАН и БИБЛИЯ набат,
Зовущий на войну, никак не глушат ?
Когда уходят люди в НИКУДА
Судьбу свою всем сердцем ненавидя ?
Когда глазницами пустыми города
Ни Бога, ни Аллаха уж не видят.

 Давайте проверим свои знания.  Проведём тест.

  1. Рефлексия (тест) 5 исторических и 5 литературных вопросов:
  1. Выделите основную причину Кавказской войны.

 а)  перемена образа жизни горцев

         *b) освоение Россией  Педкавказья

 2.   Поводом к войне стало появление на Кавказе

         *а) А. Ермолова

b) А. Барятинского

 3.   Кого из  горцев  Шамиль  назначил наибом за храбрость:

         *а) Идиль

b)  Бата

4.   Теократическое государство это-

          а)  государство, где духовная власть существует отдельно от светской.

         *b) государство, где духовная и светская власть сосредоточены в руках одного человека.

5.  Назовите потери русской армии в Кавказской войне:

          *а) 804 офицера и 24 143 нижних чинов

  b) 92 офицера и 5915 нижних чинов

6.  Максим  Максимыч  воевал  под  началом:

          *а) Алексея Петровича  Ермолова

            б)     Николая  Евдокимова.

7.Сколько  длилось  счастье  Печорина  и  Бэлы

            а)  год

         * б)  четыре  месяца.

8.Как  звали  коня  Казбича:

       * а) Карагез

          б) Гяур

9.Куда  собирался  Печорин  ехать после  смерти  Бэлы:

        *а) в  Европу

          б) в  Америку.

10.Как  сложилась  судьба  у Казбича:

         а)  сложил  голову  в  степях  

         *б)  служил   у  шапсугов.

Итоги урока.

8.  Лирическое завершение (песня в исполнении Каримовой Алины)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

БИНАРНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ ТЕМА: «Д.Г.Байрон и М.Ю. Лермонтов»

Бинарный урок литературы и английского языка  в 10 классе.Цель: расширить представление учащихся о творчестве двух великих поэтов; показать влияние поэзии Байрона на творчество Лермонтова; воспит...

Бинарный урок (литература/география) 8 класс

Минералы Урала и сказы П. Бажова замечательно соединились в одну тему открытого урока.http://rutube.ru/video/20498483beac989d74f8974c90bb06d7/?ref=logo...

Разработка плана-конспекта классного часа для 6 класса по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА"

Разработка классного часа по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА" для 6 класса, посвящен 85-летию со дня основания города Набережные Челны Республики Татарстан...

Конспект бинарного урока (литература, история) с элементами интеграции "На любовь своё сердце настрою..." (10 класс)

Человек приходит в жизнь, чтобы любить и уходит из жизни, любя ее. Герой купринского рассказа “Леночка” говорит: “Нет, жизнь все-таки мудра… И, кроме того, жизнь прекрасна. Она – вечное воскресен...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Методической целью данного урока является показ методики проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин....