Бинарный урок (литература – история) в 9 классе на тему: «Кавказ: вчера, сегодня, завтра»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Цель: Знакомство с литературными героями и реальными историческими деятелями Кавказской войны, знакомство с бытом и жизнью жителей Кавказа по страницам истории и литературному произведению.
Задачи:
1. Назвать особенности Кавказской войны.
2. Познакомить учащихся с главными действующими лицами войны и главными героями повести М.Ю. Лермонтова «Бэла».
3. Выделить особенности жизни жителей Кавказа по литературному произведению, сравнить с современностью.
4. Воспитать толерантность, уважение к быту и культуре других народностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бинарный урок(литература и история) | 71 КБ |
55_gnb.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарный урок (литература – история) в 9 классе на тему:
«Кавказ: вчера, сегодня, завтра»
Цель: Знакомство с литературными героями и реальными историческими деятелями Кавказской войны, знакомство с бытом и жизнью жителей Кавказа по страницам истории и литературному произведению.
Задачи:
- Назвать особенности Кавказской войны.
- Познакомить учащихся с главными действующими лицами войны и главными героями повести М.Ю. Лермонтова «Бэла».
- Выделить особенности жизни жителей Кавказа по литературному произведению, сравнить с современностью.
- Воспитать толерантность, уважение к быту и культуре других народностей.
Эпиграфы урока: «Права она или нет - это моя Родина».
«Если мы не прикончим войну, война прикончит нас».
Вид урока: нестандартный урок
Термины: Мюридизм, имам, имамат, наибы, газават, мирной князь, кунак, гяур, шапсуды.
Оборудование: карты, портреты, даты, национальные блюда, диск МР3 с песней, национальный костюм.
План урока:
- Знакомство с целью и задачами урока.
- Особенности Кавказской войны, вспомнить всё.
- Работа с понятиями.
- О произведении М.Ю. Лермонтова «Бэла».
- Характеристика исторических образов русских и горцев.
- Характеристика литературных образов русских и горцев.
- Быт, обычаи прошлого и настоящего жителей Кавказа.
- Рефлексия (тест).
- Лирическое завершение.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя (слово Куликовой И.Н.)
Знакомит ребят с целями и задачами урока.
Маврина О.Г.: Ребята, у вас на столах лежит табель для оценивания выступлений своих товарищей. Оценивать можно по ходу выступления в пятибалльной системе.
(Песня «Медленная лезгинка», на фоне звучат вступительные слова учителя)
Куликова И.Н.: Всё, всё в этом крае прекрасно! Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Кавказ был колыбелью бессмертной поэзии М.Ю. Лермонтова. С самого раннего детства он познакомился с этим благодатным краем и до конца своей короткой жизни пронес его в сердце. И где бы он ни был, его согревала и духовно укрепляла любовь к Родине. С мыслями о ней он уезжал на Кавказ, возвращался в Москву, Петербург, чтобы по высшему повелению царя вновь отправиться в далекую ссылку под свист пуль и звон клинков. Он писал:
Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!
Ребята, а что это была за война? Слово учителю истории Мавриной О.Г.
- Особенности Кавказской войны (слово Мавриной О.Г.)
Маврина О.Г.: Ребята, Кавказскую войну мы с вами изучали в 8 классе. Многое вы помните, а что-то осталось для вас неизвестным. Давайте немного повторим то, что вы знаете из курса истории России.
Беседа:
- Почему война называется Кавказской?
- Вспомните основную причину войны?
- Чем закончилась война?
- Давайте проведём словарную разминку.
Что значат: мюридизм, имам, имамат, наибы, газават, мирной князь, кунак, гяур, шапсуды.
На доске таблица: «Хроника Кавказской войны 1817 – 1864»
даты | события |
1817 | Наступление русских на Чечню и Дагестан |
1820-е гг. | Начало освободительного движения народов Кавказа против агрессии со стороны России. |
1821-1826 гг. | Жестокое подавление восстаний в Кабарде, Адыгее, Чечне. |
1820-1830 гг. | Образование на территории Чечни и Дагестана имамата (военно-теократического государства), объявившего России газават. |
К.1840-н.1850 гг. | Отход горского населения от движения Шамиля. |
1 апреля 1859 г. | Взятие русскими столицы имамата аула Ведено. |
26 августа 1859 г. | Плен Шамиля в ауле Гуниб. |
1864 г. | Подавление последних очагов сопротивления. |
- Маврина О.Г: Ребята, о Кавказе написано много литературных произведений. Одно из них – «Бэла» М.Ю. Лермонтова.
Слово Ирине Николаевне.
- О произведении М.Ю.Лермонтова «Бэла» - слово Куликовой И.Н.
Куликова И.Н.: Повесть «Бэла написана Лермонтовым в 1837 году осенью по возвращению из ссылки с Кавказа. Она была опубликована в журнале «Отечественные записки в 1839 г. И с первых страниц своего романа он переносит главного героя Г.А. Печорина на Кавказ, излюбленное место действия своих произведений. Григорий Александрович Печорин приезжает на Кавказ, когда он набедокурил в Петербурге. О Печорине нам подготовил сообщение Юлай.
- Сообщение Биишева Юлая о Печорине.
Куликова И.Н.: Но сегодня мне хотелось бы больше поговорить не о главном герое, а о людях, которые принимали участие в Кавказкой войне, об исторических деятелях, о быте и нравах горцев. Повесть начинается со встречи 2 офицеров, участников войны. Это офицер путешественник, который едет с Тифлиса в Ставрополь и штабс-капитан Максим Максимович.
Между ними происходит диалог. Офицер спрашивает: «Вы давно служите на Кавказе?» А максим Максимович отвечает: «Да я уж здесь служил при Алексее Петровиче». А кто такой Алексей Петрович? Что нам скажут наши исследователи?
Песня солдатская времён Кавказской войны о генерале Ермолове.
Маврина О.Г.: А мы передаём слово Кибику Валентину, который подыскал материал о генерале Ермолове.
- Характеристика исторических и литературных образов русских и горцев:
- Кибик В. об «Алексее Ермолове».
(Алексей Петрович Ермолов был главнокомандующим русскими войсками в Кавказской войне)
Маврина О,Г.: Одному человеку не под силу управлять армией. У генерала были помощники. О помощниках небольшую информацию предоставит Таракина Ксения.
- Таракина К. «А. Барятинский и Н.Евдокимов»
Куликова И.Н.: Под руководством таких выдающихся людей и служил Максим Максимыч. Что это был за человек? Нас познакомит с ним Лыгин Дима.
Лыгин Дима: сообщение о Максиме Максимыче.
Куликова И.Н.: Максим Максимыч часто использует в своей речи такие выражения о горца, как «азиаты, ужасные бестии, ведь эдакий народ».
А о чём нам говорит история?
Маврина О.Г.: Давайте поговорим о горцах. Ребята, а кто возглавлял горцев в Кавказской войне? (ответ)
Пожалуйста, более подробно расскажет нам наш исследователь по этому вопросу Асылбаева Роза.
Асылбаева Р. «Шамиль».
Маврина О.Г.: Интересно, но он не мог один противостоять натиску такой мощной русской армии. Наверняка у него были соратники. Об этом нам подготовил сообщение наш исследователь:
- Биишев Ю. «Наибы Шамиля»
Маврина О.Г.: А как описываются горцы в повести «Бэла»? Ведь насколько я помню, там есть очень яркие персонажи.
Куликова И.Н.: Ребята, познакомьте нас с образами горцев в повести. Кого вы знаете? (перечисляют). А кто вам больше понравился?
(Песня «Горянка»)
Каримова А. : Образ Бэлы.
Куликова И.Н.: Рядом с Бэлой мы видим много мужчин кавказцев. Какие они? Начнём с её брата Азамата. Что о нём нам подготовил наш исследователь Колмогоров Виталий.
Колмогоров В. «Азамат».
Куликова И.Н.: Рядом с ней мы видим и друга семьи – Казбича. Это настоящий джигит. Сообщение о нём подготовил Осауленко Саша. Осауленко С., «Казбич».
(Песня «Это Кавказ»)
- Быт и обычаи прошлого и настоящего жителей Кавказа:
Маврина О.Г.: Много у нас говорят о Кавказе, но каков он на самом деле, мы не знаем. У нас есть возможность познакомиться с обычаями этого великого народа из уст ребят, которые жили там и бывали там. Слово Чупанову Абдулле, даргинцу по национальности. Он расскажет нам о нравах и обычаях Кавказа.
Чупанов Абдулла: Нравы и обычаи Кавказа (рассказ сравнивается с текстом произведения).
Маврина О.Г.: Абдулманапов Расул расскажет нам немного о национальных праздника.
Абдулманапов Р.: О праздниках.
( Музыка «Лезгинка»)
Куликова и.Н.: Посмотрите, ребята, сколько нового мы узнали сегодня о Кавказе, о коренных жителях, о войнах. Но вы знаете, что и в наше время воны продолжаются: Первая чеченская, вторая.
Маврина О.Г.: А каковы итоги этих войн? Нам подведёт итоги войн Кутукова Ксения.
Кутукова К. «Итоги войн».
Куликова И.Н.: Всем нам хотелось бы жить в мире и согласии, но помнить и знать о прошлом мы должны.
Стихотворение о Чеченской войне.
Какая разница - кто прав, кто - виноват ?!
Когда горят живая плоть и души ?
Когда КОРАН и БИБЛИЯ набат,
Зовущий на войну, никак не глушат ?
Когда уходят люди в НИКУДА
Судьбу свою всем сердцем ненавидя ?
Когда глазницами пустыми города
Ни Бога, ни Аллаха уж не видят.
Давайте проверим свои знания. Проведём тест.
- Рефлексия (тест) 5 исторических и 5 литературных вопросов:
- Выделите основную причину Кавказской войны.
а) перемена образа жизни горцев
*b) освоение Россией Педкавказья
2. Поводом к войне стало появление на Кавказе
*а) А. Ермолова
b) А. Барятинского
3. Кого из горцев Шамиль назначил наибом за храбрость:
*а) Идиль
b) Бата
4. Теократическое государство это-
а) государство, где духовная власть существует отдельно от светской.
*b) государство, где духовная и светская власть сосредоточены в руках одного человека.
5. Назовите потери русской армии в Кавказской войне:
*а) 804 офицера и 24 143 нижних чинов
b) 92 офицера и 5915 нижних чинов
6. Максим Максимыч воевал под началом:
*а) Алексея Петровича Ермолова
б) Николая Евдокимова.
7.Сколько длилось счастье Печорина и Бэлы
а) год
* б) четыре месяца.
8.Как звали коня Казбича:
* а) Карагез
б) Гяур
9.Куда собирался Печорин ехать после смерти Бэлы:
*а) в Европу
б) в Америку.
10.Как сложилась судьба у Казбича:
а) сложил голову в степях
*б) служил у шапсугов.
Итоги урока.
8. Лирическое завершение (песня в исполнении Каримовой Алины)
Предварительный просмотр:
Бинарный урок (литература – история) в 9 классе на тему:
«Кавказ: вчера, сегодня, завтра»
Цель: Знакомство с литературными героями и реальными историческими деятелями Кавказской войны, знакомство с бытом и жизнью жителей Кавказа по страницам истории и литературному произведению.
Задачи:
- Назвать особенности Кавказской войны.
- Познакомить учащихся с главными действующими лицами войны и главными героями повести М.Ю. Лермонтова «Бэла».
- Выделить особенности жизни жителей Кавказа по литературному произведению, сравнить с современностью.
- Воспитать толерантность, уважение к быту и культуре других народностей.
Эпиграфы урока: «Права она или нет - это моя Родина».
«Если мы не прикончим войну, война прикончит нас».
Вид урока: нестандартный урок
Термины: Мюридизм, имам, имамат, наибы, газават, мирной князь, кунак, гяур, шапсуды.
Оборудование: карты, портреты, даты, национальные блюда, диск МР3 с песней, национальный костюм.
План урока:
- Знакомство с целью и задачами урока.
- Особенности Кавказской войны, вспомнить всё.
- Работа с понятиями.
- О произведении М.Ю. Лермонтова «Бэла».
- Характеристика исторических образов русских и горцев.
- Характеристика литературных образов русских и горцев.
- Быт, обычаи прошлого и настоящего жителей Кавказа.
- Рефлексия (тест).
- Лирическое завершение.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя (слово Куликовой И.Н.)
Знакомит ребят с целями и задачами урока.
Маврина О.Г.: Ребята, у вас на столах лежит табель для оценивания выступлений своих товарищей. Оценивать можно по ходу выступления в пятибалльной системе.
(Песня «Медленная лезгинка», на фоне звучат вступительные слова учителя)
Куликова И.Н.: Всё, всё в этом крае прекрасно! Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Кавказ был колыбелью бессмертной поэзии М.Ю. Лермонтова. С самого раннего детства он познакомился с этим благодатным краем и до конца своей короткой жизни пронес его в сердце. И где бы он ни был, его согревала и духовно укрепляла любовь к Родине. С мыслями о ней он уезжал на Кавказ, возвращался в Москву, Петербург, чтобы по высшему повелению царя вновь отправиться в далекую ссылку под свист пуль и звон клинков. Он писал:
Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!
Ребята, а что это была за война? Слово учителю истории Мавриной О.Г.
- Особенности Кавказской войны (слово Мавриной О.Г.)
Маврина О.Г.: Ребята, Кавказскую войну мы с вами изучали в 8 классе. Многое вы помните, а что-то осталось для вас неизвестным. Давайте немного повторим то, что вы знаете из курса истории России.
Беседа:
- Почему война называется Кавказской?
- Вспомните основную причину войны?
- Чем закончилась война?
- Давайте проведём словарную разминку.
Что значат: мюридизм, имам, имамат, наибы, газават, мирной князь, кунак, гяур, шапсуды.
На доске таблица: «Хроника Кавказской войны 1817 – 1864»
даты | события |
1817 | Наступление русских на Чечню и Дагестан |
1820-е гг. | Начало освободительного движения народов Кавказа против агрессии со стороны России. |
1821-1826 гг. | Жестокое подавление восстаний в Кабарде, Адыгее, Чечне. |
1820-1830 гг. | Образование на территории Чечни и Дагестана имамата (военно-теократического государства), объявившего России газават. |
К.1840-н.1850 гг. | Отход горского населения от движения Шамиля. |
1 апреля 1859 г. | Взятие русскими столицы имамата аула Ведено. |
26 августа 1859 г. | Плен Шамиля в ауле Гуниб. |
1864 г. | Подавление последних очагов сопротивления. |
- Маврина О.Г: Ребята, о Кавказе написано много литературных произведений. Одно из них – «Бэла» М.Ю. Лермонтова.
Слово Ирине Николаевне.
- О произведении М.Ю.Лермонтова «Бэла» - слово Куликовой И.Н.
Куликова И.Н.: Повесть «Бэла написана Лермонтовым в 1837 году осенью по возвращению из ссылки с Кавказа. Она была опубликована в журнале «Отечественные записки в 1839 г. И с первых страниц своего романа он переносит главного героя Г.А. Печорина на Кавказ, излюбленное место действия своих произведений. Григорий Александрович Печорин приезжает на Кавказ, когда он набедокурил в Петербурге. О Печорине нам подготовил сообщение Юлай.
- Сообщение Биишева Юлая о Печорине.
Куликова И.Н.: Но сегодня мне хотелось бы больше поговорить не о главном герое, а о людях, которые принимали участие в Кавказкой войне, об исторических деятелях, о быте и нравах горцев. Повесть начинается со встречи 2 офицеров, участников войны. Это офицер путешественник, который едет с Тифлиса в Ставрополь и штабс-капитан Максим Максимович.
Между ними происходит диалог. Офицер спрашивает: «Вы давно служите на Кавказе?» А максим Максимович отвечает: «Да я уж здесь служил при Алексее Петровиче». А кто такой Алексей Петрович? Что нам скажут наши исследователи?
Песня солдатская времён Кавказской войны о генерале Ермолове.
Маврина О.Г.: А мы передаём слово Кибику Валентину, который подыскал материал о генерале Ермолове.
- Характеристика исторических и литературных образов русских и горцев:
- Кибик В. об «Алексее Ермолове».
(Алексей Петрович Ермолов был главнокомандующим русскими войсками в Кавказской войне)
Маврина О,Г.: Одному человеку не под силу управлять армией. У генерала были помощники. О помощниках небольшую информацию предоставит Таракина Ксения.
- Таракина К. «А. Барятинский и Н.Евдокимов»
Куликова И.Н.: Под руководством таких выдающихся людей и служил Максим Максимыч. Что это был за человек? Нас познакомит с ним Лыгин Дима.
Лыгин Дима: сообщение о Максиме Максимыче.
Куликова И.Н.: Максим Максимыч часто использует в своей речи такие выражения о горца, как «азиаты, ужасные бестии, ведь эдакий народ».
А о чём нам говорит история?
Маврина О.Г.: Давайте поговорим о горцах. Ребята, а кто возглавлял горцев в Кавказской войне? (ответ)
Пожалуйста, более подробно расскажет нам наш исследователь по этому вопросу Асылбаева Роза.
Асылбаева Р. «Шамиль».
Маврина О.Г.: Интересно, но он не мог один противостоять натиску такой мощной русской армии. Наверняка у него были соратники. Об этом нам подготовил сообщение наш исследователь:
- Биишев Ю. «Наибы Шамиля»
Маврина О.Г.: А как описываются горцы в повести «Бэла»? Ведь насколько я помню, там есть очень яркие персонажи.
Куликова И.Н.: Ребята, познакомьте нас с образами горцев в повести. Кого вы знаете? (перечисляют). А кто вам больше понравился?
(Песня «Горянка»)
Каримова А. : Образ Бэлы.
Куликова И.Н.: Рядом с Бэлой мы видим много мужчин кавказцев. Какие они? Начнём с её брата Азамата. Что о нём нам подготовил наш исследователь Колмогоров Виталий.
Колмогоров В. «Азамат».
Куликова И.Н.: Рядом с ней мы видим и друга семьи – Казбича. Это настоящий джигит. Сообщение о нём подготовил Осауленко Саша. Осауленко С., «Казбич».
(Песня «Это Кавказ»)
- Быт и обычаи прошлого и настоящего жителей Кавказа:
Маврина О.Г.: Много у нас говорят о Кавказе, но каков он на самом деле, мы не знаем. У нас есть возможность познакомиться с обычаями этого великого народа из уст ребят, которые жили там и бывали там. Слово Чупанову Абдулле, даргинцу по национальности. Он расскажет нам о нравах и обычаях Кавказа.
Чупанов Абдулла: Нравы и обычаи Кавказа (рассказ сравнивается с текстом произведения).
Маврина О.Г.: Абдулманапов Расул расскажет нам немного о национальных праздника.
Абдулманапов Р.: О праздниках.
( Музыка «Лезгинка»)
Куликова и.Н.: Посмотрите, ребята, сколько нового мы узнали сегодня о Кавказе, о коренных жителях, о войнах. Но вы знаете, что и в наше время воны продолжаются: Первая чеченская, вторая.
Маврина О.Г.: А каковы итоги этих войн? Нам подведёт итоги войн Кутукова Ксения.
Кутукова К. «Итоги войн».
Куликова И.Н.: Всем нам хотелось бы жить в мире и согласии, но помнить и знать о прошлом мы должны.
Стихотворение о Чеченской войне.
Какая разница - кто прав, кто - виноват ?!
Когда горят живая плоть и души ?
Когда КОРАН и БИБЛИЯ набат,
Зовущий на войну, никак не глушат ?
Когда уходят люди в НИКУДА
Судьбу свою всем сердцем ненавидя ?
Когда глазницами пустыми города
Ни Бога, ни Аллаха уж не видят.
Давайте проверим свои знания. Проведём тест.
- Рефлексия (тест) 5 исторических и 5 литературных вопросов:
- Выделите основную причину Кавказской войны.
а) перемена образа жизни горцев
*b) освоение Россией Педкавказья
2. Поводом к войне стало появление на Кавказе
*а) А. Ермолова
b) А. Барятинского
3. Кого из горцев Шамиль назначил наибом за храбрость:
*а) Идиль
b) Бата
4. Теократическое государство это-
а) государство, где духовная власть существует отдельно от светской.
*b) государство, где духовная и светская власть сосредоточены в руках одного человека.
5. Назовите потери русской армии в Кавказской войне:
*а) 804 офицера и 24 143 нижних чинов
b) 92 офицера и 5915 нижних чинов
6. Максим Максимыч воевал под началом:
*а) Алексея Петровича Ермолова
б) Николая Евдокимова.
7.Сколько длилось счастье Печорина и Бэлы
а) год
* б) четыре месяца.
8.Как звали коня Казбича:
* а) Карагез
б) Гяур
9.Куда собирался Печорин ехать после смерти Бэлы:
*а) в Европу
б) в Америку.
10.Как сложилась судьба у Казбича:
а) сложил голову в степях
*б) служил у шапсугов.
Итоги урока.
8. Лирическое завершение (песня в исполнении Каримовой Алины)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются ииллюстрации....
БИНАРНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ ТЕМА: «Д.Г.Байрон и М.Ю. Лермонтов»
Бинарный урок литературы и английского языка в 10 классе.Цель: расширить представление учащихся о творчестве двух великих поэтов; показать влияние поэзии Байрона на творчество Лермонтова; воспит...
Бинарный урок (литература/география) 8 класс
Минералы Урала и сказы П. Бажова замечательно соединились в одну тему открытого урока.http://rutube.ru/video/20498483beac989d74f8974c90bb06d7/?ref=logo...
Разработка плана-конспекта классного часа для 6 класса по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА"
Разработка классного часа по теме "ЧЕЛНЫ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА" для 6 класса, посвящен 85-летию со дня основания города Набережные Челны Республики Татарстан...
Конспект бинарного урока (литература, история) с элементами интеграции "На любовь своё сердце настрою..." (10 класс)
Человек приходит в жизнь, чтобы любить и уходит из жизни, любя ее. Герой купринского рассказа “Леночка” говорит: “Нет, жизнь все-таки мудра… И, кроме того, жизнь прекрасна. Она – вечное воскресен...
Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Методической целью данного урока является показ методики проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин....
Бинарный урок литературы и истории «Блокадный Ленинград в произведениях русской литературы»
Конспект бинарного урока литературы и истории...