Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Дербышева Нина Николаевна

Программа по учебнику В.Я Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_literature_8_klass.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе в 8 классе

Ахметьевской основной общеобразовательной школы

Дербышевой Нины Николаевны

учителя 1 квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«31» августа 2011 года

Руководитель МО                                Заместитель                             Руководитель МБОУ

____/Зайдуллина Ф.М./                руководителя по УВР                     «ООШ»

Протокол №1 от                          ______/Зиганшина Р.Г./               ____/Гайнутдинова В.С./

«5» сентября  2011г.                                                                       Приказ №   от

                                                  «2» сентября 2011г.                     «2» сентября 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

       К учебнику «Русская литературы» , 8 класс, авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина

Составитель: Дербышева Н.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Ахметьевская осногвная общеобразовательная школа».

Статус документа

       Примерная программа по русской литературе для школ с русским языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

        Примерная программа конкретизирует содержание образовательного стандарта, предлагает возможное структурирование содержания предмета, учитывает возрастные особенности учащихся, специфику предмета, определяет минимальный набор сочинений, дает примерное распределение учебных часов по разделам.

          Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе Примерной программы среднего общего образования, авторской программы: Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева «Литература», утвержденный МОРФ (М., 2004) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (М., 2007).

Структура документа

           Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов, требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс.

                                Пояснительная записка

            Учебный предмет Литература – часть образовательной области Филологии. Он тесно связан с обществоведением, историей государства и родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность.

              В основе курса – русская классика.  Сохранив авторов, с которыми входили в жизнь многие поколения русских людей программа включает и новые их произведения и много новых имен, значительно расширяя знакомство с миром поэзии и прозы, особенно  отчетливо обогащение этой системы заметно в разделах, посвященных литературе ХХ века (Тэффи, И.С. Шмелёв, А.П. Платонов, А.А. Блок). Богатство тем, видов произведений, их жанров важно не само по себе: можно и нужно показать богатство литературы чувством и мыслью, разнообразием и свободой их выражения. В данной программе предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

              Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания,  сколько как средство гармонического развития личности.

Отсюда цель  литературного образования:

- воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя.

Цель литературного образования определяет задачи:

- поддерживать интерес к чтению;

- формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

- обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое  понимание художественных произведений;

-  обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства;

- развивать эстетический вкус учащихся.

    Место учебного предмета в федеральном базисном учебном плане.      

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 578 ч. для обязательного изучения учебного предмета Литература. В V – VIII по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю; в IX – XI классах по 105 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю.

Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год.

  Примечание:

     по решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

                                      Основное содержание

  Введение (1 ч)

  Литература и история

  Устное народное творчество (2 ч)

  Исторические и лирические народные песни «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Частушки, предания.

   Из древнерусской литературы (2 ч)

   Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

    Из литературы XVIII века (6 ч.)

«Шемякин суд».

Н.М. Карамзин

«Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. События и характеры герое

И.А. Крылов

Басни «Лягушки, просящие царя», Обоз», Историческая основа басен.

Из литературы XIX века (31 ч)

К.Ф. Рылеев

Дума «Смерть Ермака». Связь с русской историей.

А.С. Пушкин

«История Пугачевского бунта». «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Жанровое своеобразие. Особенности  композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Пугачев и народ в повести. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Средства характеристики героев повести. Смысл названия повести. Роль эпиграфов.

М.Ю. Лермонтов

«Мцыри». Идейное содержание поэмы.

Н.В. Гоголь

«Ревизор». История создания комедии. Приемы сатирического изображения. Мастерство композиции и речевых характеристик. Хлестаков и хлестаковщина. Значение авторских ремарок. Особенности композиционной структуры. «Ревизор» в театре и в кино.

И.С. Тургенев

«Ася». Особенности историзма. Характеристика героев повести. Повесть «Ася» в русской критике. Образ «Тургеневской девушки».

М.С. Салтыков-Щедрин

«История одного города». Сатирическая направленность.

Н.С. Лесков

Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений».

Л.Н. Толстой

«После бала». История создания. Художественное своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные проблемы. Моральная ответственность человека за происходящее

А.П. Чехов

«О любви» - рассказ об упущенном счастье.

         Из литературы ХХ века (21 ч)

И.А. Бунин

Проблема счастья в рассказе «Кавказ».

В.И. Куприн

Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

М.Горький

«Челкаш» - романтическое произведение. Герой и их судьбы.

А.А. Блок

Историческая тема в творчестве Блока. Цикл стихотворений «На поле Куликовом».

С.А. Есенин

Поэма «Пугачев» М.А. Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики.

И.С. Шмелев

«Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

Тэффи. «Жизнь и воротник»

М. Зощенко. «История болезни».

В.Т. Твардовский

«Василий Теркин». Герой и автор поэмы.

А.П. Платонов

«Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».

Лирика русских поэтов о родине, родной природе.

Из зарубежной литературе (5 ч)

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта». Проблемы трагедии.

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

В. Скотт

«Айвенго»

         Тематическое распределение учебных часов

             

Количество недель

Всего часов

Уроки развития речи

сочинения

наизусть

1 четверть

9

18

2

2

2 четверть

7

14

1

1

3 четверть

10

20

2

2

4 четверть

9

18

1

2

год

35

70

6

7

Календарно-тематическое планирование

уроков литературе (2 часа в неделю, всего 68 часов)

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во

часов

Тип урока

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Вид контроля и измерители

Планируемые рез-ты

ИКТ

Дата проведения

Примечание

план

факт

Введение(1ч.)

Литератора и история


1

Изучение нового материала

Повторение изученного в предыдущих классах; обозначение цели курса литературы 8 класса; ознакомление со структурой учебника.

Текущий.  Опрос.

Устное народное творчество (2ч.)

Исторические и лирические народные песни «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Частушки, предания.


2

Изучение нового материала

Повторение жанров устного народного творчества; развитие навыков выразительного чтения, навыков анализа текста.

Текущий. Опрос.

Из древнерусской литературы (2ч.)

Житийная литература как особый жанр «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»


2

Изучение нового материала

Объяснение идейно-художественного своеобразия повести; развитие навыков анализа текста, навыков монологической речи; реализация межпредметных связей.

Текущий. Фронтальный опрос.

Из литературы XVIII века (4ч.)

«Шемякин суд».


1

Изучение нового материала

Объяснение идейно-художественного своеобразия повести; развитие навыков анализа текста, навыков монологической речи; реализация межпредметных связей.

Текущий. Опрос.

И.А. Крылов, басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

2

Комбинированный

Расширение знаний о баснописце и его баснях; развитие навыков анализа текста, выразительного чтения.

Предварительный. Конспект.

Развитие речи. Человек и история в фольклоре в древнерусской литературе и в литературе XVIII века.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение и обобщение изученного; обучение сочинению; развитие устной и письменной речи.

Текущий.

Из литературы XIX века (30ч.)

К.Ф. Рылеев Дума «Смерть Ермака». Связь с русской историей.

1

Изучение нового материала

Ознакомление с личностью писателя формирования понятия о жанре думы; развитие навыков выразительного чтения.

Предварительный. Конспект.

А.С.Пушкин. Его отношение к истории и исторической теме в стих-ии «Туча», «К…», «19 октября»

1

Изучение нового материала

Расширение представления о личности писателя как историка;

Беседа ,

выр-е чтение

А.С.Пушкин «История Пугачевского бунта». История пугачёвского восстания в худ-м произведении и историческом труде писателя.

1

Комбинированный

Расширение представления о личности писателя как историка; ознакомление с творческой историей написания повести.

Текущий.

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва.

1

Изучение нового материала

Объяснение жанрового своеобразия повести; развитие навыков анализа текста.

Текущий. Самостоятельная работа.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин.

1

Комбинированный

Рассмотрение пути духовного становления Гринева; развитие навыков анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Текущий.

Пугачёв и народ в повести.

1

Комбинированный

Проверка знания устаревших слов; Рассмотрение пути духовного становления Гринева; развитие навыков анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Текущий. Самостоятельная работа.

Средства характеристики героев повести на примере VIII-XII глав.

1

Комбинированный

Выявление способов и средств характеристики героев; развитие навыков анализа текста, монологической речи, выразительного чтения.

Предварительный. Конспект.

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода.

1

Комбинированный

Раскрытие смысла названия повести; доказательство, что образ героини- нравственный идеал писателя; развитие навыков анализа текста.

Предварительный. Конспект.

Подведение итогов по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

1

Урок закрепления знаний

Развитие навыков анализа текста, умения обобщать и систематизировать материал; работа над сочинением.

Заключительный. Тест.

Контрольная работа  по повести «Капитанская дочка».

1

Урок комплексного применения знаний

Углубление понимания идейно- художественного богатства произведения, разгадывание замысла автора.

Внеклассное чтение по произведению А.С.Пушкина «Пиковая дама»

1

Комбинированный

Расширение представления о творчестве писателя о теме истории в его произведениях.

Предварительный. Читательский дневник.

М.Ю. Лермонтов и история.

1

Изучение нового материала

Ознакомление с особенностями историзма эволюции подхода к истории в творчестве писателя; обобщение ранее изученного.

Предварительный. Конспект.

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

Изучение нового материала

Выявление структурных особенностей произведения,  их взаимосвязи.

Предварительный. Читательский дневник.

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания.

1

Комбинированный

Развитие навыков анализа текста, характеристики героев; выявление способов раскрытия образов главного героя.

Предварительный. Конспект.

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста; работа с критической литературой.

Заключительный. Сочинение.

Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.

1

Изучение нового материала

Углубление знаний о творческой биографии писателя; развитие знаний о драматическом роде литературы.

Текущий. Заполнение таблицы.

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению.

1

Изучение нового материала

Углубление понятии о сатире и ее средствах; закрепление знаний литературоведческих терминов.

Текущий. Составление плана сочинения.

Хлестаков и хлестаковщина.

1

Комбинированный

Развитие навыков анализа текста, характеристики героев, навыков выразительного чтения.

Предварительный. Конспект.

Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению.

Урок обобщения и систематизации знаний

Развитие навыков анализа текста, выделения композиционных элементов, монологической речи; обобщение материала предыдущих уроков.

Текущий. Составление плана сочинения.

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека»  в литературе.

1

Комбинированный

Развитие навыков рецензирования, монологической речи.

Предварительный. Наличие иллюстрационного материала.

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга.

1

Комбинированный

М.Е. Салтыков – Щедрин «История одного города».

1

Изучение нового материала

Ознакомление с биографией и творчеством писателя; расширение представления о сатирической направленности произведений писателя.

Предварительный. Конспект.

Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова – Щедрина.

1

Изучение нового материала

Расширение знаний о биографии писателя; определение нравственных проблем рассказа; развитие навыков анализа текста.

Текущий. Самостоятельная работа.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестирование.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных.

1

Изучение нового материала

Расширение знаний о биографии писателя; определение нравственных проблем рассказа; развитие навыков анализа текста.

Текущий. Тест.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе.Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»..

1

Изучение нового материала

Расширение знаний о биографии писателя; определение социально- нравственных проблем рассказа; развитие навыков анализа текста.

Текущий. Тест.

«После бала». Художественное своеобразие рассказа  контраст как основной художественный приём рассказа.

1

Комбинированный

Выявление особенностей рассказа, писательского замысла; развитие навыков анализа текста.

Предварительный. Анализ текста.

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

1

Урок внеклас

сного чтения

Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве Л.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Л.А. Фета, А.Н. Майкова.

1

Комбинированный

Поддержание интереса к поэзии; развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Предварительный.

А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

1

Изучение нового материала

Расширение представлений о личности писателя; развитие навыков выразительного чтения, анализа текста.

Текущий.

Из литературы ХХ века (21ч.)

И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ».

1

 Изучение нового материала

Расширение представлений о личности писателя; развитие навыков выразительного чтения, анализа текста.

Текущий.

Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»

1

Комбинированный

Расширение представлений о личности писателя; развитие навыков выразительного чтения, анализа текста.

Текущий.

Романтизм М. Горького. Рассказ «Челкаш»  как романтическое произведение.

1

Изучение нового материала

Расширение представлений о личности писателя, понятия о романтизме развитие навыков выразительного чтения, анализа текста.

Текущий. Тест.

Герои и их судьбы в рассказе М. Горького «Челкаш».

1

Комбинированный

Развитие навыков сравнительной характеристики героев, навыков анализа текста.

Текущий.

Подготовка к сочинению на материале рассказов Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Развитие навыков сравнительной характеристики героев, навыков анализа текста.

Предварительный.

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока.

1

Изучение нового материала

Ознакомление с личной и творческой биографией писателя, особенностями его подхода к истории; развитие навыков выразительного чтения.

Предварительный. Конспект.

А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом».

1

Изучение нового материала

Развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Текущий.

С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачёв».

1

Изучение нового материала

Ознакомление с личной и творческой биографией писателя, особенностями его подхода к истории; развитие навыков выразительного чтения.

Текущий.Самостоятельная работа.

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

Изучение нового материала

Ознакомление с личной и творческой биографией писателя, особенностями его подхода к истории; развитие навыков выразительного чтения.

Предварительный.

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

Изучение нового материала

Ознакомление с личной и творческой биографией писателя, особенностями его подхода к истории; развитие навыков выразительного чтения.

Текущий. Самостоятельная работа.

Журнал «Сатирикон». Сатирическое  изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко.

1

Изучение нового материала

Приобщение учащихся к восприятию сатиры и юмора; развитие навыков выразительного чтения, анализа текста.

Предварительный.

Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. Зощенко «История болезни».

1

Изучение нового материала

Развитие умений понимать юмор и сатиру в художественном произведении; развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текста.

Текущий. Конспект.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского и «Василий Тёркин».

1

Комбинированный

Ознакомление с жизненным и творческим путем писателя; создание эмоционального фона для восприятия поэмы; сформировать понятие о народности в литературе.

Предварительный.

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор.

1

Комбинированный

Выявление определяющих качеств героя; развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Текущий.

Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Развитие навыков самостоятельной работы над сочинением, навыков анализа поэтического текста.

Заключительный. Тест.

А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».

1

Изучение нового материала

Углубление знаний о личной и творческой биографии писателя; раскрытие нравственного смысла рассказа; определение роли художественных приемов.

Текущий.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

Комбинированный

Расширение знаний о значении поэзии в годы ВОВ; развитие навыков выразительного чтения.

Текущий.

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

1

Комбинированный

Расширение знаний о значении поэзии в годы ВОВ; развитие навыков выразительного чтения.

Предварительный.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1

Изучение нового материала

Углубление знания о личной и творческой биографии писателя; развитие навыков выразительного чтения, анализа текста.

Текущий. Тест.

Русские  поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.

2

Комбинированный

Развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Предварительный.

59-61

Из зарубежной литературы (5ч.)

У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта».

2

Изучение нового материала

Дать представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, ознакомление с биографией и творчеством писателя выявление основных проблем трагедии.

Текущий.

62-63

Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

1

Изучение нового материала

Ознакомление с биографией и творчеством писателя; выявление глубинного содержания произведения.

Текущий.

64

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

1

Изучение нового материала

Расширение понятия о жанре исторического романа; ознакомление с биографией писателя; развитие навыков анализа текста.

Заключительный.

65-68

Подведение итогов учебного года, задания на лето.

1

Подведение итогов.

 (базовый уровень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....