Мысли вслух. Синквейн - это что-то!
статья по литературе по теме

Белоусова Елена Ильинична

Из опыта  работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sinkveyn.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Мысли вслух.

СИНКВЕЙН  КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЁМ.

(из опыта работы)

        Синквейн…. Согласитесь, красивое слово, загадочное, ласкающее слух.

В нашей сельской школе оно такое же привычное, как любое другое: сочинение, тест, эссе. В форме синквейнов дежурные по школе сдают дежурства следующему классу, поздравлением в праздничной стенгазете тоже может быть синквейн, а включать его в любую творческую работу даже стало необходимостью для наших ребят.

         Синквейн – это один из приемов новой образовательной технологии «РКМЧП», который не просто полюбился нам, но и стал своего рода визитной карточкой школы. Спросите у любого второклассника, что такое синквейн, и он, не задумываясь, ответит: «Белое стихотворение из пяти строк».

         Да, всего пять строк, но какая возможность для полета мыслей, которая не ограничевается заданной грамматической формой, а она, эта форма, есть. В первой строке дается тема (это существительное или именное словосочетание), во второй строке – описание темы (два прилагательных или причастия), третья строка состоит из 3-ех глаголов, характеризующих действие темы (мы сочли возможным использовать наречия,  пояснительные существительные при глаголах), четвертая строка – это фраза из 4-ех и более значимых слов, выражающая отношение автора к теме и являющаяся основной мыслью синквейна, пятая строка – синоним, который раскрывает или обобщает смысл темы (слово или словосочетание).

        Синквейн – это универсальный прием, который можно использовать на разных стадиях урока (напомню: базовая модель урока в технологии РКМЧП состоит из 3-ех стадий: Вызов – Осмысление – Размышление). В начале урока русского языка перед объяснением нового материала предлагаю учащимся угадать слово 1-ой строки синквейна,  т.е. его тему и тему урока.

****

Трудные, интересные

Обозначают (действие), передают (динамику), используются в повествовании.

Могут быть разными членами предложения.

Самостоятельная часть речи.

        Пятиклассники, уже знакомившиеся с глаголом как частью речи в начальной школе, могут обобщить свои знания и сформулировать тему. Цель использования синквейна в данном случае – краткое обобщение имеющихся знаний.

        На стадии Осмысления содержание составление синквейна – это вдумчивая работа с новыми понятиями. Цель приема будет интеграция новых и имеющихся знаний. Приведу пример синквейна, написанного уч-ся 7 класса после изучения темы «Наречие»:

Наречия.

Неизменяющиеся, сложные.

Обозначают (признак действия), делятся (на 2 разряда), имеют (степени сравнения).

В предложении наречия – обстоятельства.

Самостоятельная часть речи.

        Но чаще всего мы используем синквейн на стадии Размышления. Вот синквейн восьмиклассника, являющийся характеристикой литературного героя в определенный момент жизни:

                                   Петр Гринев (1-ый день самостоятельной жизни).

                                              Неопытный, любопытный.

                                         Интересуется, учится, проигрывает.

                                     Петр считает делом чести вернуть долг.

                                                   Благородный человек.

         Сложнее написать синквейн – общую характеристику героя, в которой надо продемонстрировать не только понимание образа, но и, обобщив информацию, высказать свое отношение, дать оценку. В 10 классе во время изучения романа Ф,М,Достоевского «Преступление и наказание» проводим дебаты по стандарту К.Поппера на тему «Рассольников может быть оправдан». Команда утверждения (3 спикера) оправдывает героя, команда отрицания (3 спикера) обвиняет. Затем всех учащихся (зрителей и судей, в том числе) разбиваю на 2 группы (утверждающие и отрицающие) и предлагаю синквейн, противоречащий их мнению:

                                                     

                                                        Родион Раскольников.

                                                Придавленный, отчаявшийся.

                                            Убивает, мучается, раскаивается.

                                       Раскольников хочет спасти себя и близких.

                                                  Жертва обстоятельств.

                                                                     ***

                                                            Родион Раскольников.

                                                        Эгоистичный, обреченный.

                               Не смиряется, создает (теорию), оправдывает (средства).

                                          Раскольников разрешает себе «кровь по совести».

                                                                  Преступник.

       В синквейне десятиклассники ищут доказательства «чужой» точки зрения. Такое задание позволяет учащимся более внимательно прислушиваться к мнению других людей. Напоминаю ученикам:

Отстаивать свою точку зрения -                                    Еще большее умение –

Достойное умение.                                                          Уважать чужую точку зрения.

   Интересными представляются мне синквейны, подводящие итог изученной темы и демонстрирующие глубину знаний учащихся.  

                                                           Лермонтов (и его поколение).

                                                               Ищущий, отчаявшийся.

                                              Сочувствует, обвиняет,  смотрит отчужденно.

                                   Хочет видеть свое поколение активным участником жизни.

                                                             Все-таки оптимист.

                                                                           ***

Лермонтов (и Родина).

Отвергающий, любящий.

Не принимает самодержавную, воспевает народную, рисует картины природы.

Любит отчизну «страстною любовью», которую «не победит рассудок».

Патриот.

.

      Бесспорно, синквейн очень полезен в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации. Нам, филологам, он позволяет оценить словарный запас учащихся, знание темы, а для ребят является средством творческого самовыражения (каждому хоть на время хочется стать филологом и творцом!). На начальном этапе обучения синквейн обогащает словарный запас ученика, учит формулировать идею (4-ая строка), подготавливает к краткому пересказу.

       И в заключении о синквейне в рифмованных строчках:

Кратко и основное

Сказать  дело непростое.

За внешней легкостью –

Работает активно мысль:

Ищи важное, не торопись!

Закрепляем морфологию –

Части речи,

Находим слово – резюме, а прежде

Из лексики синонимы вспоминаем,

Главную мысль определяем,

Фиксируем в глагольном предложении –

И готово синквейн – сочинение.

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеактивного обучающего концерта детской филармонии "Мысли вслух".

Сценарий интеактивного обучающего концерта  детской филармонии "Мысли вслух". Для всех, кто обучает детей игре на музыкальных инструментах.Сценарий выстроен таким образом, что никаких ...

Мысли вслух

Данное пособие предназначено для начинающих педагогов в общем и учителей английского языка в частности. В его основу легли собственные наблюдения, выводы, сделанные на примере старших, опытных коллег ...

КВН Мысли вслух

Сценарий школьной команды КВН "Мысли вслух"(приветствие, домашнее задание)...

Мысли вслух

Уроки гармонии, творчества. Взгляд современного учителя технологии на образовательный процесс, в свете новых Федеральных Стандартов....

Спич на тему: «Я учитель, потому что…». «Мысли вслух»

Перед звонком, прогуливаясь по школьному коридору, я остановилась перед расписанием уроков и изумилась такому большому количеству предметов. Вы смогли бы сейчас ответить сколько предметов дети и...

Проектная работа «Мысли! Мысли Вслух!» (Thinking Out Loud!)

Проектная работа ШМО иностранных языков МБОУ СОШ № 16 «Мысли! Мысли Вслух!» (Thinking Out Loud) - на основании опыта проведения мероприятий в рамках проекта «МИР ...


 

Комментарии

Маслова Светлана Борисовна

Полностью с Вами согласна: у синквейна как технологического приёма большие возможности. Мои ученики с интересом составляют синквейны, хотя это далеко не просто.

Пахалюк Светлана Иосифовна

Доброе время суток! Мои второклассники с удовольствием справляются с этим видом работ. А как быстро усваивают части речи! Буквально, на четвертый раз уже не надо давать подробных объяснений. Справляются с успехом даже дети с трудностями в обучении. С уважением, Светлана.