Мастер-класс по литературе
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Попова Александра Валерьевна

Мастер-класс по литературе с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо для 11 класса по рассказу Е.И. Замятина "Дракон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер-класс по литературе918 КБ
Office presentation icon master-klass_drakon.ppt446.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

Учителя МБОУ СОШ п. Солидарность

ПОПОВОЙ АЛЕКСАНДРЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В «БРЕДОВОМ МИРЕ» РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

(ПО РАССКАЗУ Е.И. ЗАМЯТИНА «ДРАКОН»)

Дракон 

Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане -- слева, справа, вверху, внизу -- голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь -- белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху -- пустые. И дыра в тумане: рот.

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

-- ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

-- Ну, и что же -- довел?

-- Довел: без пересадки -- в Царствие Небесное. Штыком.

Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.

И вдруг -- из пустых рукавов -- из глубины -- выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу -- и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.

-- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!

Дракон сбил назад картуз -- и в тумане два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их -- в бредовом мире -- не было слышно. Скрежетал трамвай.

-- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!

Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул -- и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.

Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.

Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.

1918 

Основная задача урока литературы и моя на каждом уроке – научить жизни. Можно услышать резонное замечание, что научить этому невозможно. Научить, может, и нет, но в моих силах создать условия, продемонстрировать примеры и заставить задуматься: как правильно поступить в той или иной ситуации. А ситуация выбора и поиски правильного решения – это и есть проекция нашей жизни. Поэтому для сегодняшнего мастер-класса я выбрала урок внеклассного чтения в 11 классе по небольшому, но, на мой взгляд, необычайно содержательному и полемичному произведению нашего земляка Евгения Ивановича Замятина «Дракон». Этот текст не входит в обязательный минимум содержания литературного образования, как роман-антиутопия «Мы». Но я считаю, что его целесообразно демонстрировать 11-классникам именно перед изучением романа, в таком случае, открыв для себя художественный мир писателя в малой форме, они смогут найти правильные ключи к такому сложному и многоаспектному произведению, как роман «Мы». И есть еще одна причина, по которой я выбрала именно этот текст – это его историчность. Необходимо сделать оговорку, что рассказ «Дракон», наряду с еще 2 произведениями («Пещера», 1920, «Мамай», 1920), входит в так называемый «петроградский цикл», который создавался писателем в суровые годы революции и Гражданской войны. А поскольку я являюсь и учителем истории, то считаю, литературные памятники не только открывают нам культурную характеристику той или иной эпохи, они раскрывают саму эпоху в том свете, в котором она предстала перед современниками. Именно поэтому я подвожу своих учеников, что рассказ в 1 страницу мы воспринимаем не только как литературный памятник эпохи, но и как своеобразный исторический документ, свидетельство очевидца. Здесь прослеживаются и межпредметные связи, которые особенно важно учитывать при изучении литературы и истории.

Главный критерий, которым я руководствуюсь при выборе темы урока, при отборе материала и, самое главное, приемов работы с учениками, – это осмысление, т.е. ясное представление о том, чему я хочу научить, как я буду это делать, какие этапы познания должен пройти на уроке ученик.

Наверное, именно поэтому работа над уроком на основе технологии РКМЧП мне показалась интересной и несложной. Разработку урока я начала с выбора текста – небольшого по объему, яркого, дающего учителю возможность выбора заданий, связанных не только с решением проблем на его основе, но и с использованием уже ранее полученных знаний, а также с исследовательской деятельностью учащихся.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ (ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ) – 11 класс (как общеобразовательный, так и профильный- социально-гуманитарный)

ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА-

Трансляция педагогического опыта освоения и применения на практике технологии развития критического мышления через чтение и письмо

ЗАДАЧИ-

Показать на практике приемы работы с текстом в рамках данной технологии,

- проследить результаты нового подхода к литературоведческому анализу эпического текста в школе,

Продемонстрировать связь между критическим прочтением авторского текста и созданием собственного,

 - показать эффективность использования технологии в рамках подготовки к итоговой аттестации выпускников по русскому языку

-повысить интерес к творческому наследию Е. И. Замятина

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ

Программа “Чтение и письмо для развития критического мышления” разработана Международной ассоциацией чтения, проект ORAVA университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы пособий – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В основу программы положены идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Одна из целей – научить работать с текстом научным и художественным и создавать собственные творческие письменные работы. Что особенно актуально в современной системе выпоскной аттестации. Но главное – подготовить учеников к жизни в обществе, научить их сотрудничать и уживаться с людьми в современном мире.
Для этого необходимо уметь выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно
. Традиционно школа знакомила учеников с продуктами мышления, но редко демонстрировала процессы, с помощью которых эти знания были получены. Программа развивающего обучения тоже учит учиться, добывать знания, работать в группах. Разница в том, что американская система развития критического мышления – это не школьная программа в нашем понимании. Это технология организации учебного процесса, которая применима к любой программе и к любому предмету. Многие приемы равно применимы в начальной школе и в студенческой аудитории. Однако технология не должна распространяться просто как набор приемов, ведь конечная цель в работе с детьми все-таки не усвоение каких-то конкретных знаний, а социализация ребенка. Технология-то рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск ее решения.

Технология универсальна, надпредметна и открыта к диалогу с другими методами и приемами. В частности меня привлекает возможность ее сочетания с технологией интегрированного обучения.

Чем еще привлекает меня данная технология? Детей не легко  мотивировать. Технология РКМЧП  позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:

  1. формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
  2. развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
  3. формирование культуры чтения и письма;
  4. формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  5. стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
  6. запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Глоссарий:

Развитие - необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

 Мышление - процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.

Критический – от «критика» (от греческого «kritike» -оценка, разбор, обсуждение; следовательно «критический» - делающий оценку, разбор и пр.)

В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

ФАЗА ВЫЗОВА

ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛА

ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

Проследим их развитие и взаимодействие на примере анализа рассказа «Дракон»

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

  1. Знакомство аудитории с текстом.
  2. Вызов – обращение к названию, фамилии автора – кластер «Дракон» (горящая пасть, когти, мифологичность, легенда….)

- Когда вы видите название предложенного для анализа рассказа, какие ассоциации с возможным содержанием текста у вас возникают?

Составление кластера.

! Вывод: дракон – мифологическое существо, способное к полету, огнедышащее, вызывающее страх, ужас, несущее гибель.

Ученик сам определяет свои знания и незнания. Стадия вызова – это целеполагание

запись уже известной информации с последующим ее сопоставлением с реальным текстом – рефлексия ожиданий

Но никто не может ассоциировать дракона с человеком, солдатом! Задача – при дальнейшем знакомстве с текстом выяснить правильными ли были наши ожидания и предположения. Всели нам известно о данном явлении или не

  1. Знакомство с текстом. Вторая стадия – непосредственное восприятие новой информации. Чем этот этап отличается от классического – знакомства с новым материалом на уроке? Тем, что технология использует такие приемы, которые позволяют направить восприятие. Вспомните, случалось ли с вами такое: читаете книгу, слушаете собеседника – а сами думаете о своих проблемах? Что вы почерпнете из книги или из беседы? Или ничего, или очень немного. Вот именно это и происходит с большинством наших учеников.

Наша задача – только организовать процесс.

Приемы:

  1. «Чтение с остановками» (чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы);

Первая часть текста:

Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане -- слева, справа, вверху, внизу -- голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь -- белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху -- пустые. И дыра в тумане: рот.

- Кто же оказывается драконом в рассказе?  (молодой, невысокого роста солдат-революционер)

- Правильными ли были наши первые ассоциации?

- В каком мире существует дракон? (туман, неизвестность)

- Какую черту подмечает автор в образе дракона? (пустота, «дыра», шинель болталась, носки сапог пустые, рот - дыра)

- Как вы понимаете слово «драконо-люди»?

Продолжение чтения:

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:

-- ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!

-- Ну, и что же -- довел?

-- Довел: без пересадки -- в Царствие Небесное. Штыком.

Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.

 

- Что проясняет диалог? (революционную борьбу, конкретизирует эпоху и социальное противостояние)

- Обратите внимание на речь дракона. Как она характеризует героя? (подчеркивает неестественность, ничтожность, скудность и жестокость персонажа, демонстрирует низкую образованность)

- Какая черта в очередной предстает перед нами, усиленная лексическим повтором? (пустота)

- Каковы ваши предположения по поводу дальнейшего развития действия? (очередное столкновение интеллигентом, драка, убийство)

Третья часть текста:  

И вдруг -- из пустых рукавов -- из глубины -- выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу -- и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.

-- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!

Дракон сбил назад картуз -- и в тумане два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир.

Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их -- в бредовом мире -- не было слышно. Скрежетал трамвай.

-- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!

Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул -- и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.

Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.

Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.

- Оправдались ли наши предположения по поводу финала?

- В чем неожиданность развязки? (в драконе просыпается человек)

- По каким признакам мы это определили? (два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир, глаза – это еще и зеркало души,  Винтовка валялась на полу)

- В чем неожиданность поступка дракона? ( он только что убил человека, но спасает воробья)

- Что меняется в его образе? (пустота заполняется: появляется дыхание и глаза)

  1. «Чтение с пометками «INSERT» (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения  текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы); 
  2. «Двойной дневник» (по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали);

Цитата

Комментарий


Люто замороженный, Петербург горел и бредил

Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане

Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир

драконо-люди

дыра в тумане: рот

несся вон из мира трамвай

оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть


Оксюморон


Метафора


Метафора

- Заполните правую часть таблицы. Как вы понимаете данные сочетания, какие литературные приемы использует Замятин?

Приемы, развивающие умение задавать вопросы:

  1. приемы «Толстые и тонкие вопросы» (.«тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать);

Класс делится на группы (дифференцированный подход) и в зависимости от состава и уровня группы ребятам предлагается составить вопросы для одноклассников, направленные на дальнейшую работу с текстом и его осмысление.

Тонкие

вопросы

Толстые

вопросы

Кто... ?

Что...?

Когда... (по-вашему происходят описываемые события)?

Как звать...?

Было ли...?

Верно ли ...?

Мог ли… (дракон пройти мимо воробья)?

Дайте три объяснения, почему... (люто замороженный город горел и бредил)?


Объясните, почему... (в тексте действуют два мира: бредовый и человечий)?


В чём различие ... (между ними)?


Почему, вы думаете...?

Предположите, что будет, если ...?


Согласны ли вы ... (что проводник интеллигентов в царствие небесное принадлежит только бредовому миру революции)?

 

Стадия рефлексии. Это – логическое завершение предыдущих действий. На этом этапе происходит присвоение нового.

И здесь важно выбрать определенную позицию. Чего мы хотим?

Составление итогового кластера и сравнение с первым:  

   

Как изображает революцию автор?

Почему человек превращается в дракона?

Можно ли остаться человеком в бредовом мире революции?

 Творческая интерпретация информации:

  1. прием «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими);
  1. прием «Нарисуйте бредовый мир» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки);
  2. прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).

  1. Актуальность опыта.

Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

мастер-класс по татарской литературе

мастер-класс https://cloud.mail.ru/public/CWWN/NTWze6EQU...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н...

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы"Презентация мастер-класса Валиуллина З.Н

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы"Презентация мастер-класса Валиуллина З.Н...