Мастер-класс по литературе
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Мастер-класс по литературе с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо для 11 класса по рассказу Е.И. Замятина "Дракон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс по литературе | 918 КБ |
master-klass_drakon.ppt | 446.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
Учителя МБОУ СОШ п. Солидарность
ПОПОВОЙ АЛЕКСАНДРЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В «БРЕДОВОМ МИРЕ» РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
(ПО РАССКАЗУ Е.И. ЗАМЯТИНА «ДРАКОН»)
Дракон
Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане -- слева, справа, вверху, внизу -- голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь -- белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.
На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху -- пустые. И дыра в тумане: рот.
Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
-- ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
-- Ну, и что же -- довел?
-- Довел: без пересадки -- в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
И вдруг -- из пустых рукавов -- из глубины -- выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу -- и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
-- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз -- и в тумане два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир.
Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их -- в бредовом мире -- не было слышно. Скрежетал трамвай.
-- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул -- и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.
Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
1918
Основная задача урока литературы и моя на каждом уроке – научить жизни. Можно услышать резонное замечание, что научить этому невозможно. Научить, может, и нет, но в моих силах создать условия, продемонстрировать примеры и заставить задуматься: как правильно поступить в той или иной ситуации. А ситуация выбора и поиски правильного решения – это и есть проекция нашей жизни. Поэтому для сегодняшнего мастер-класса я выбрала урок внеклассного чтения в 11 классе по небольшому, но, на мой взгляд, необычайно содержательному и полемичному произведению нашего земляка Евгения Ивановича Замятина «Дракон». Этот текст не входит в обязательный минимум содержания литературного образования, как роман-антиутопия «Мы». Но я считаю, что его целесообразно демонстрировать 11-классникам именно перед изучением романа, в таком случае, открыв для себя художественный мир писателя в малой форме, они смогут найти правильные ключи к такому сложному и многоаспектному произведению, как роман «Мы». И есть еще одна причина, по которой я выбрала именно этот текст – это его историчность. Необходимо сделать оговорку, что рассказ «Дракон», наряду с еще 2 произведениями («Пещера», 1920, «Мамай», 1920), входит в так называемый «петроградский цикл», который создавался писателем в суровые годы революции и Гражданской войны. А поскольку я являюсь и учителем истории, то считаю, литературные памятники не только открывают нам культурную характеристику той или иной эпохи, они раскрывают саму эпоху в том свете, в котором она предстала перед современниками. Именно поэтому я подвожу своих учеников, что рассказ в 1 страницу мы воспринимаем не только как литературный памятник эпохи, но и как своеобразный исторический документ, свидетельство очевидца. Здесь прослеживаются и межпредметные связи, которые особенно важно учитывать при изучении литературы и истории.
Главный критерий, которым я руководствуюсь при выборе темы урока, при отборе материала и, самое главное, приемов работы с учениками, – это осмысление, т.е. ясное представление о том, чему я хочу научить, как я буду это делать, какие этапы познания должен пройти на уроке ученик.
Наверное, именно поэтому работа над уроком на основе технологии РКМЧП мне показалась интересной и несложной. Разработку урока я начала с выбора текста – небольшого по объему, яркого, дающего учителю возможность выбора заданий, связанных не только с решением проблем на его основе, но и с использованием уже ранее полученных знаний, а также с исследовательской деятельностью учащихся.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ (ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ) – 11 класс (как общеобразовательный, так и профильный- социально-гуманитарный)
ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА-
Трансляция педагогического опыта освоения и применения на практике технологии развития критического мышления через чтение и письмо
ЗАДАЧИ-
Показать на практике приемы работы с текстом в рамках данной технологии,
- проследить результаты нового подхода к литературоведческому анализу эпического текста в школе,
Продемонстрировать связь между критическим прочтением авторского текста и созданием собственного,
- показать эффективность использования технологии в рамках подготовки к итоговой аттестации выпускников по русскому языку
-повысить интерес к творческому наследию Е. И. Замятина
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ
Программа “Чтение и письмо для развития критического мышления” разработана Международной ассоциацией чтения, проект ORAVA университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы пособий – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В основу программы положены идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Одна из целей – научить работать с текстом научным и художественным и создавать собственные творческие письменные работы. Что особенно актуально в современной системе выпоскной аттестации. Но главное – подготовить учеников к жизни в обществе, научить их сотрудничать и уживаться с людьми в современном мире.
Для этого необходимо уметь выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. Традиционно школа знакомила учеников с продуктами мышления, но редко демонстрировала процессы, с помощью которых эти знания были получены. Программа развивающего обучения тоже учит учиться, добывать знания, работать в группах. Разница в том, что американская система развития критического мышления – это не школьная программа в нашем понимании. Это технология организации учебного процесса, которая применима к любой программе и к любому предмету. Многие приемы равно применимы в начальной школе и в студенческой аудитории. Однако технология не должна распространяться просто как набор приемов, ведь конечная цель в работе с детьми все-таки не усвоение каких-то конкретных знаний, а социализация ребенка. Технология-то рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск ее решения.
Технология универсальна, надпредметна и открыта к диалогу с другими методами и приемами. В частности меня привлекает возможность ее сочетания с технологией интегрированного обучения.
Чем еще привлекает меня данная технология? Детей не легко мотивировать. Технология РКМЧП позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:
- формирование нового стиля мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
- развитие базовых качеств личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
- формирование культуры чтения и письма;
- формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
- запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Глоссарий:
Развитие - необратимый процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.
Мышление - процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.
Критический – от «критика» (от греческого «kritike» -оценка, разбор, обсуждение; следовательно «критический» - делающий оценку, разбор и пр.)
В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
ФАЗА ВЫЗОВА
ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛА
ФАЗА РЕФЛЕКСИИ
Проследим их развитие и взаимодействие на примере анализа рассказа «Дракон»
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
- Знакомство аудитории с текстом.
- Вызов – обращение к названию, фамилии автора – кластер «Дракон» (горящая пасть, когти, мифологичность, легенда….)
- Когда вы видите название предложенного для анализа рассказа, какие ассоциации с возможным содержанием текста у вас возникают?
Составление кластера.
! Вывод: дракон – мифологическое существо, способное к полету, огнедышащее, вызывающее страх, ужас, несущее гибель.
Ученик сам определяет свои знания и незнания. Стадия вызова – это целеполагание
запись уже известной информации с последующим ее сопоставлением с реальным текстом – рефлексия ожиданий
Но никто не может ассоциировать дракона с человеком, солдатом! Задача – при дальнейшем знакомстве с текстом выяснить правильными ли были наши ожидания и предположения. Всели нам известно о данном явлении или не
- Знакомство с текстом. Вторая стадия – непосредственное восприятие новой информации. Чем этот этап отличается от классического – знакомства с новым материалом на уроке? Тем, что технология использует такие приемы, которые позволяют направить восприятие. Вспомните, случалось ли с вами такое: читаете книгу, слушаете собеседника – а сами думаете о своих проблемах? Что вы почерпнете из книги или из беседы? Или ничего, или очень немного. Вот именно это и происходит с большинством наших учеников.
Наша задача – только организовать процесс.
Приемы:
- «Чтение с остановками» (чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы);
Первая часть текста:
Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане -- слева, справа, вверху, внизу -- голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь -- белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.
На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху -- пустые. И дыра в тумане: рот.
- Кто же оказывается драконом в рассказе? (молодой, невысокого роста солдат-революционер)
- Правильными ли были наши первые ассоциации?
- В каком мире существует дракон? (туман, неизвестность)
- Какую черту подмечает автор в образе дракона? (пустота, «дыра», шинель болталась, носки сапог пустые, рот - дыра)
- Как вы понимаете слово «драконо-люди»?
Продолжение чтения:
Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
-- ...Веду его: морда интеллигентная -- просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
-- Ну, и что же -- довел?
-- Довел: без пересадки -- в Царствие Небесное. Штыком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
- Что проясняет диалог? (революционную борьбу, конкретизирует эпоху и социальное противостояние)
- Обратите внимание на речь дракона. Как она характеризует героя? (подчеркивает неестественность, ничтожность, скудность и жестокость персонажа, демонстрирует низкую образованность)
- Какая черта в очередной предстает перед нами, усиленная лексическим повтором? (пустота)
- Каковы ваши предположения по поводу дальнейшего развития действия? (очередное столкновение интеллигентом, драка, убийство)
Третья часть текста:
И вдруг -- из пустых рукавов -- из глубины -- выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу -- и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
-- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз -- и в тумане два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир.
Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их -- в бредовом мире -- не было слышно. Скрежетал трамвай.
-- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул -- и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.
Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
- Оправдались ли наши предположения по поводу финала?
- В чем неожиданность развязки? (в драконе просыпается человек)
- По каким признакам мы это определили? (два глаза -- две щелочки из бредового в человечий мир, глаза – это еще и зеркало души, Винтовка валялась на полу)
- В чем неожиданность поступка дракона? ( он только что убил человека, но спасает воробья)
- Что меняется в его образе? (пустота заполняется: появляется дыхание и глаза)
- «Чтение с пометками «INSERT» (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы);
- «Двойной дневник» (по ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали);
Цитата | Комментарий |
Люто замороженный, Петербург горел и бредил Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди дыра в тумане: рот несся вон из мира трамвай оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть | Оксюморон Метафора Метафора |
- Заполните правую часть таблицы. Как вы понимаете данные сочетания, какие литературные приемы использует Замятин?
Приемы, развивающие умение задавать вопросы:
- приемы «Толстые и тонкие вопросы» (.«тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать);
Класс делится на группы (дифференцированный подход) и в зависимости от состава и уровня группы ребятам предлагается составить вопросы для одноклассников, направленные на дальнейшую работу с текстом и его осмысление.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто... ? Что...? Когда... (по-вашему происходят описываемые события)? Как звать...? Было ли...? Верно ли ...? Мог ли… (дракон пройти мимо воробья)? | Дайте три объяснения, почему... (люто замороженный город горел и бредил)? Объясните, почему... (в тексте действуют два мира: бредовый и человечий)? В чём различие ... (между ними)? Почему, вы думаете...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ... (что проводник интеллигентов в царствие небесное принадлежит только бредовому миру революции)?
|
Стадия рефлексии. Это – логическое завершение предыдущих действий. На этом этапе происходит присвоение нового.
И здесь важно выбрать определенную позицию. Чего мы хотим?
Составление итогового кластера и сравнение с первым:
Как изображает революцию автор?
Почему человек превращается в дракона?
Можно ли остаться человеком в бредовом мире революции?
Творческая интерпретация информации:
- прием «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими);
- прием «Нарисуйте бредовый мир» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки);
- прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину).
- Актуальность опыта.
Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...
мастер-класс по татарской литературе
мастер-класс https://cloud.mail.ru/public/CWWN/NTWze6EQU...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н
Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н...
Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы"Презентация мастер-класса Валиуллина З.Н
Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы"Презентация мастер-класса Валиуллина З.Н...