Интегрированный урок-конференция «По следам Насти и Митраши»
материал по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок-конференция «По следам Насти и Митраши» (6 класс)
Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный на уроках географии и литературы в 6 классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца").
Дидактические задачи;
1. Проанализировать текст сказки-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца".
- Научить учащихся работать над исследованием (исследование, его оформление и презентация).
- Воспитать бережное и внимательное отношение к северной природе, к северным народным традициям; научить работать в микро-группах.
Методы (приёмы) и формы работы на уроке;
- Работа в группах (в сотрудничестве).
- Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + каждый в группе отвечает за свою часть.
- Проектная деятельность учащихся.
- Исследовательская деятельность учащихся.
- ИКТ (интерактивная доска, презентации, Microsoft Office, поисковая система Yandex).
- Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту (элементы).
- Элементы фронтальной работы.
- Языковой анализ текста (элементы).
Учитель | Учащиеся |
1. Разработать проект урока. 2. Предложить микро-группам | 1. Выбрать тему исследования (из 2. Проанализировать текст сказки-были М.М. 3. Провести исследование (оформление, |
Ход урока
Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный на уроках географии и литературы в 6 классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца").
Учебные задачи:
- Проанализировать текст сказки-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца".
- Изучить жанровое своеобразие произведения М.М. Пришвина.
- Исследовать лесную флору и фауну.
4. Изучить народные традиции, представленные в сказке-были.
5. Показать взаимоотношения человека и природы.
6. Исследовать топонимику сказки-были М.М. Пришвина.
7. Изучить северные ремёсла (резьба по дереву).
8. Изучить северный крестьянский быт середины XX века.
9_Развить навыки устной и письменной речи.
I. Организационный момент.
Электронная презентация цели и задач урока.
II. Актуализация опорных ЗУН.
Учитель. Сегодня мы с вами пробуем новую форму проведения урока - урок-конференцию. При подготовке к нему вам было предложено 9 тем для исследования. Готовясь к уроку, вы проделали колоссальную работу. Многое было затруднительно для вас, но вы хорошо справились со всем. Давайте теперь посмотрим на результат вашей работы, поделимся полученными знаниями с одноклассниками, оценим работу друг друга.
Конференция как форма урока разрешает Вам после внимательного прослушивания выступления задать интересующие Вас вопросы по данной теме, соблюдая 5-ти минутный регламент.
( Рефлексия)
III. Презентация проектов
Исследование | Результат |
1. Тема. | 1. Презентация (форма) |
2. Введение (актуальность темы; цель, задачи и методы | 2. Содержание |
исследования). | 3. Вывод |
3. Теоретическая часть (по тексту). | |
4. Практическая часть. | |
5. Заключение (выводы по исследованию). | |
6. Библиография. |
Исследование № 1. Жанровое своеобразие произведения М.М. Пришвина.
Исследование | ------------------------------------------- Результат |
Теоретическая часть. Определение понятий "сказка", "быль", "легенда"; жанровые особенности; их отражение в произведении М. Пришвина. | 1. Устное выступление. 2. Презентация. |
Исследование № 2. Топонимия.
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Определение понятий "топоним", "топонимика", "топонимия". Анализ топонимов сказки-были: Слепая елань, Палестинка, борина Высокая грива, Звонкая борина, Блудово болото, Сухая речка, г. Переславль-Залесский и другие имена собственные. | 1. Рисунок карты или 2. Презентация. |
Исследование № 3. Северный крестьянский быт середины XX века.
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. | 1. Устное |
выступление. | |
Анализ понятий текста: предрассветный час, труба пастуха, хворостина, | |
растоплять печь, чугунок, загнетка, заправлять обед, хлопотать по | |
хозяйству, полоть (огурцы, картошку), мотыжить (свеклу), задать корм | |
животным. |
Исследование № 4. Северные ремёсла (резьба по дереву).
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Определение понятий "бондарство", "бондарь". История ремесла. Анализ понятий текста: фуганок, ладило, обруч, бочонок, шайка, кадушка. Описание работы; рисунки, схемы; образцы пород деревьев (сосна, берёза, осина). | 1. Устное выступление. 2. Электронная |
Исследование № 5. Ягодная аптека (северные рецепты).
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. | 1. Электронная |
презентация. | |
Анализ понятий текста: клюква (растёт на болоте летом, собирают | |
поздней осенью или весной - она сладкая), черника, брусника, голубика, | |
костяника. Описание ягод в тексте - научное определение | |
(сравнительная характеристика). |
Исследование № 6. Лесная флора (болото).
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. | 1. Электронная |
презентация. | |
Определение понятия "флора". | |
Анализ понятий текста: болото начинается с ивы, ольхи и других | |
кустарников; на нём бывают холмы (песчаные, покрытые высоким бором | |
- борины); сосновый лес, берёза, ель, осины, трава иван-чай, | |
можжевельник, трава белоус (вдоль человеческой тропы на болоте), | |
болотный трилистник. |
Исследование № 7. Лесная фауна (птицы).
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. | Электронная |
презентация. | |
Определение понятия "фауна". | |
Анализ понятий текста: глухарь, селезень, дикая утка Кряква, снегирь, | |
бекас, кулик Кроншнеп, тетерев Косач, белая куропатка, чибис, ворона, | |
сорока, косач-токовик, рябчики, дрозд-белобровик - вечерняя птица | |
(автор передаёт звуки птиц!) |
Исследование № 8. Человек и природа (уроки выживания)
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. | 1. Устное |
выступление. | |
Анализ понятий текста: с собой в лес дети берут двуствольное ружьё | |
"тулка", манки на рябчиков, компас (стрелка), топор, хлеб, молоко, | |
чугунок картошки (не помешает), полотенце, корзину (за ягодами), по- | |
особому оделись. | |
Добывание еды и огня без спичек. | |
Экстренная ситуация - попал в болото. Как себя вести? |
Исследование № 9. Народная мудрость.
Исследование | Результат |
Теоретическая часть. Определение понятий "пословица", "поговорка". Анализ понятий текста: стрелка добрей матери, стрелка эта верней друга (друг изменит, а она нет), собака - вернейший друг человека (Травка), поиск правды (Антипыч); волк воет о себе -собака о том, кому ей служить; ворон - птица вещая; Митраша запел в трудную минуту, чтобы взбодриться; не знавши броду -не лезьте в воду (Антипыч); подальше от греха. | 1. Устное 2. Презентация. |
IV. Закрепление (рефлексия)
- Ваше впечатление от урока?
- Ваши пожелания?
V. Подведение итогов урока
Учитель: Мы (учителя) полагаем, что сегодня вы приобрели одно очень ценное умение -исследование. Ведь недаром известные психологи и педагоги утверждают, что только
добытые своими руками знания могут быть истинными и крепкими. В этом убедились герои сказки-были М.М. Пришвина, в этом, мы надеемся, убедились сегодня и Вы...
Домой было задание: написать сочинение на тему: "О чём заставила меня задуматься сказка-быль М.М. Пришвина "Кладовая солнца". (Чтение выдержек из сочинения учащихся)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Болотная местность
Гиблые болота. Слепая Елань
Болото в лесу
Елань ж. моск. ряз. тамб. обширная прогалина, луговая или полевая равнина; сиб. то же, возвышенная, голая и открытая равнина; лысина, плешина. Еланка или еланок умалит. Еланный , к елани относящ. Еланщик м. крестьянин, у которого пашня в лесу, на елани, куда и он иногда самовольно выселяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проблема выбора Насти и Митраши по сказке -были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Отличие данного урока от традиционных состоит в том, что он построен по методике Эдварда де Боно. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочн...
"Экология жилища и здоровье человека" интегрированный урок-конференция биологии и географии в 11 классе
Использование видеоинформации и анимации значительно усиливает обучающий эффект здоровье формирующих технологий. Именно, видеоинформация, в наибольшей степени ...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока-конференции по английскому языку и психологии «Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии»
Данная методическая разработка ставит целью развитие формирования целостного представления о выдающихся ученых России и Великобритании в рамках перекрестного года культуры...
Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра...
Интегрированный урок-конференция (татарский+английский)
Интегрированные уроки, в нашем понимании, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавате...
Интегрированный урок-конференция – классный час (английский язык + татарский язык) "Легко ли быть подростком" (10 класс)
Интегрированные уроки, в нашем понимании, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавате...
Конспект интегрированного урока - конференции «Генномодифицированные организмы в условиях развития современного мирового сельского хозяйства».
Конференция, как форма организации учебно-воспитательного процесса, предусматривает присутствие в одной аудитории учеников, которые объединены одной целью — решение определенной теоретической ил...