Интегрированный урок-конференция «По следам Насти и Митраши»
материал по литературе (6 класс) на тему

Макашова Лариса Валентиновна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок26.47 КБ
Office presentation icon Презентация298 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-конференция «По следам Насти и Митраши» (6 класс)

Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный на уроках географии и литературы в 6        классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца").

Дидактические задачи;

1.        Проанализировать текст  сказки-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца".

  1. Научить учащихся работать над исследованием (исследование, его оформление и презентация).
  2. Воспитать бережное и внимательное отношение к северной природе, к северным народным традициям; научить работать в микро-группах.

Методы (приёмы) и формы работы на уроке;

  1. Работа в группах (в сотрудничестве).
  2. Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + каждый в группе отвечает за свою часть.
  3. Проектная деятельность учащихся.
  4. Исследовательская деятельность учащихся.
  5. ИКТ (интерактивная доска, презентации, Microsoft Office, поисковая система Yandex).
  6. Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту (элементы).
  7. Элементы фронтальной работы.
  8. Языковой анализ текста (элементы).

Учитель

Учащиеся

1.        Разработать проект урока.

2.        Предложить микро-группам
или ученикам темы
исследований (на выбор).

1.        Выбрать тему исследования (из
предложенных учителем).

2.        Проанализировать текст сказки-были М.М.
Пришвина "Кладовая солнца" (согласно
выбранной теме).

3.        Провести исследование (оформление,
подготовка презентации)

                                                               Ход урока

Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный на уроках географии и литературы в 6 классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца").

Учебные задачи:

  1. Проанализировать текст  сказки-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца".
  2. Изучить жанровое своеобразие произведения М.М. Пришвина.
  3. Исследовать лесную флору и фауну.

4.     Изучить народные традиции, представленные в сказке-были.

5.   Показать взаимоотношения человека и природы.

6.   Исследовать топонимику сказки-были М.М. Пришвина.

7.   Изучить северные ремёсла (резьба по дереву).

8.   Изучить северный крестьянский быт середины XX века.

 9_Развить навыки устной и письменной речи.

I.  Организационный   момент.

Электронная презентация цели и задач урока.

II. Актуализация опорных ЗУН.

Учитель. Сегодня мы с вами пробуем новую форму проведения урока - урок-конференцию. При подготовке к нему вам было предложено 9 тем для исследования. Готовясь к уроку, вы проделали колоссальную работу. Многое было затруднительно для вас, но вы хорошо справились со  всем. Давайте теперь посмотрим на результат вашей работы, поделимся полученными знаниями с одноклассниками, оценим работу друг друга.

Конференция как форма урока разрешает Вам после внимательного прослушивания выступления задать интересующие Вас вопросы по данной теме, соблюдая 5-ти минутный регламент.

( Рефлексия)

III. Презентация проектов

Исследование

Результат

1.   Тема.

1.   Презентация (форма)

2.   Введение  (актуальность темы; цель, задачи и методы

2.   Содержание

исследования).

3.   Вывод

3.   Теоретическая часть (по тексту).

4.   Практическая часть.

5.   Заключение (выводы по исследованию).

6.   Библиография.

Исследование № 1. Жанровое своеобразие произведения М.М. Пришвина.

Исследование

-------------------------------------------

Результат

Теоретическая часть.

Определение понятий "сказка", "быль", "легенда"; жанровые особенности; их отражение в произведении М. Пришвина.

1.   Устное выступление.

2.   Презентация.

Исследование № 2. Топонимия.

Исследование

Результат

Теоретическая часть.

Определение понятий "топоним", "топонимика", "топонимия".

Анализ топонимов сказки-были: Слепая елань, Палестинка, борина Высокая грива, Звонкая борина, Блудово болото, Сухая речка, г. Переславль-Залесский и другие имена собственные.

1.        Рисунок карты или
схемы на листах
ватмана.

2.        Презентация.

Исследование № 3. Северный крестьянский быт середины XX века.

Исследование

Результат

Теоретическая часть.

1. Устное

выступление.

Анализ понятий текста: предрассветный час, труба пастуха, хворостина,

растоплять печь, чугунок, загнетка, заправлять обед, хлопотать по

хозяйству, полоть (огурцы, картошку), мотыжить (свеклу), задать корм

животным.

Исследование № 4. Северные ремёсла (резьба по дереву).

Исследование

Результат

Теоретическая часть.

Определение понятий "бондарство", "бондарь". История ремесла.

Анализ понятий текста: фуганок, ладило, обруч, бочонок, шайка, кадушка.

Описание работы; рисунки, схемы; образцы пород деревьев (сосна, берёза, осина).

1.        Устное выступление.

2.        Электронная
презентация.

Исследование № 5. Ягодная аптека (северные рецепты).

Исследование

Результат

Теоретическая часть.

1. Электронная

презентация.

Анализ понятий текста: клюква (растёт на болоте летом, собирают

поздней осенью или весной - она сладкая), черника, брусника, голубика,

костяника. Описание ягод в тексте - научное определение

(сравнительная характеристика).

Исследование № 6. Лесная флора (болото).

Исследование

Результат

Теоретическая часть.

1. Электронная

презентация.

Определение понятия "флора".

Анализ понятий текста: болото начинается с ивы, ольхи и других

кустарников; на нём бывают холмы (песчаные, покрытые высоким бором

- борины); сосновый лес, берёза, ель, осины, трава иван-чай,

можжевельник, трава белоус (вдоль человеческой тропы на болоте),

болотный трилистник.

Исследование № 7. Лесная фауна (птицы).

Исследование

Результат

Теоретическая часть.

Электронная

презентация.

Определение понятия "фауна".

Анализ понятий текста: глухарь, селезень, дикая утка Кряква, снегирь,

бекас, кулик Кроншнеп, тетерев Косач, белая куропатка, чибис, ворона,

сорока, косач-токовик, рябчики, дрозд-белобровик - вечерняя птица

(автор передаёт звуки птиц!)

Исследование № 8. Человек и природа (уроки выживания)

Исследование

Результат

Теоретическая часть.

1. Устное

выступление.

Анализ понятий текста: с собой в лес дети берут двуствольное ружьё

"тулка", манки на рябчиков, компас (стрелка), топор, хлеб, молоко,

чугунок картошки (не помешает), полотенце, корзину (за ягодами), по-

особому оделись.

Добывание еды и огня без спичек.

Экстренная ситуация - попал в болото. Как себя вести?

Исследование № 9. Народная мудрость.

Исследование

Результат

Теоретическая часть.

Определение понятий "пословица", "поговорка".

Анализ понятий текста: стрелка добрей матери, стрелка эта верней друга (друг изменит, а она нет), собака - вернейший друг человека (Травка), поиск правды (Антипыч); волк воет о себе -собака о том, кому ей служить; ворон - птица вещая; Митраша запел в трудную минуту, чтобы взбодриться; не знавши броду -не лезьте в воду (Антипыч); подальше от греха.

1.        Устное
выступление.

2.        Презентация.

IV. Закрепление (рефлексия)

  1. Ваше впечатление от урока?
  2. Ваши пожелания?

V. Подведение итогов урока

Учитель: Мы (учителя) полагаем, что сегодня вы приобрели одно очень ценное умение -исследование. Ведь недаром известные психологи и педагоги утверждают, что только

добытые своими руками знания могут быть истинными и крепкими. В этом убедились герои сказки-были М.М. Пришвина, в этом, мы надеемся, убедились сегодня и Вы...

Домой было задание: написать сочинение на тему: "О чём заставила меня задуматься сказка-быль М.М. Пришвина "Кладовая солнца". (Чтение выдержек из сочинения учащихся)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блудово болото

Слайд 2

Болотная местность

Слайд 3

Гиблые болота. Слепая Елань

Слайд 4

Болото в лесу

Слайд 5

Елань ж. моск. ряз. тамб. обширная прогалина, луговая или полевая равнина; сиб. то же, возвышенная, голая и открытая равнина; лысина, плешина. Еланка или еланок умалит. Еланный , к елани относящ. Еланщик м. крестьянин, у которого пашня в лесу, на елани, куда и он иногда самовольно выселяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблема выбора Насти и Митраши по сказке -были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Отличие данного урока от традиционных состоит в том, что он построен по методике Эдварда де Боно. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочн...

"Экология жилища и здоровье человека" интегрированный урок-конференция биологии и географии в 11 классе

         Использование видеоинформации и анимации значительно усиливает обучающий эффект здоровье формирующих технологий. Именно, видеоинформация, в наибольшей степени ...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока-конференции по английскому языку и психологии «Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии»

Данная методическая разработка ставит целью развитие формирования целостного представления о выдающихся ученых России и Великобритании в рамках перекрестного года культуры...

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

Интегрированный урок-конференция (татарский+английский)

Интегрированные уроки, в нашем понимании, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавате...

Интегрированный урок-конференция – классный час (английский язык + татарский язык) "Легко ли быть подростком" (10 класс)

Интегрированные уроки, в нашем понимании, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавате...

Конспект интегрированного урока - конференции «Генномодифицированные организмы в условиях развития современного мирового сельского хозяйства».

Конференция, как форма организации учебно-воспитательного процесса, предусматривает присутствие в одной аудитории учеников, которые объединены одной целью — решение определенной теоретической ил...