Вопросы по произведению "АЛЫЕ ПАРУСА"
учебно-методический материал по литературе (7 класс) по теме

ВАХИТОВА НАИЛЯ ГУМАРОВНА

Вопросы по произведению "АЛЫЕ ПАРУСА" А.Грин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_alye_parusa.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Вопросы и задания к феерии Александра Грина «Алые паруса»

  1. Назовите жанр произведения? Что вы об этом знаете?
  2. Назовите героев произведения, включая второстепенных (желательно конкретизировав).
  3. Как называлась местность, где развиваются события?
  4. Как назывался город, упоминаемый в произведении недалеко от поместья?
  5. Какое расстояние было между городом и деревней? Какая преграда существовала между городом и деревней?
  6. Сколько лет исполнилось Ассоль, когда умерла её мать?
  7. Какие две детали, важные для раскрытия характеров и идеи произведения,  встречаются дважды?
  8. Сколько лет скитался Лонгрен в поисках заработка и счастья, оставив Мэри одну?
  9. Сколько лет было Ассоль, когда она осталась с отцом?

     10 В каком возрасте была Ассоль, произошло полное отчуждение между жителями деревни и их семьей? Из-за чего это произошло?

  1. Сколько лет было Ассоль, когда она научилась читать и писать? Кто ее этому научил?
  2. В каком возрасте Ассоль встречает Эгля?
  3. Найдите и зачитайте эпизод, в котором Эгль помогает Ассоль поверить в мечту.
  4.  В каком возрасте Артур Грэй решил стать рыцарем? Кто такие рыцари?
  5. Найдите или перескажите эпизоды, где Артур Грэй «пережил ощущение острого чужого сострадания? В каком возрасте  произошло ?
  6. С кем дружил  Артур Грэй, когда ему было 10 лет?
  7. Как  и в чем Артур помог Бэтси ?
  8. Почему Артур  вырос человеком, не похожим на остальных из своего сословия, круга?
  9. В каком возрасте у Артура сложилась прекрасная душа?
  10. Сколько лет было Артуру Грэю, когда он тайно покинул свой дом-замок?
  11. Кем хотел стать Артур, когда покинул дом?
  12. Сколько лет исполнилось САртуру, когда в совершенстве овладел секретами морского искусства?
  13. Кто научил морскому делу Артура?
  14. Сколько лет скитался Грей вне дома до первого возвращения? Как долго тогда Артур пробыл дома?
  15. Сколько лет исполнилось Артуру, когда он стал настоящим капитаном?
  16.  Сколько лет было  героям, когда они повстречались?

В 200 школах Татарстана пройдет «Урок чистоты»

Данная акция станет одним из мероприятий, проводимых в рамках Года экологической культуры и охраны окружающей среды в РТ.

(Казань, 15 января, «Татар-информ», Алсу Сафина). Завтра в 200 школах Татарстана, в том числе в более чем 70 казанских школах, пройдет «Урок чистоты», который будет посвящен развитию заповедного дела в республике. Об этом сообщил министр экологии и природных ресурсов РТ Артем Сидоров на брифинге в Кабинете Министров РТ, посвященном Году экологической культуры и охраны окружающей среды в РТ.

Как рассказал Артем Сидоров, республиканская эколого-просветительская акция «Урок чистоты» — масштабной акции, в которой принимают участие, как сотрудники Министерства экологии и природных ресурсов РТ, так и специалисты других природоохранных ведомств, правоохранительных органов, органов прокуратуры, общественных организаций, учебных заведений, депутаты Госсовета РТ. Предполагается, что «Уроки чистоты» будут проводиться в республике ежеквартально.

Кроме того, в рамках Года экологической культуры и охраны окружающей среды в РТ в первом квартале этого года совместно с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму РТ запланировано проведение Республиканского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных экологических организаций «Лидер года — 2013» в номинации «Молодежный эколидер». Совместно с Министерством образования и науки РТ будет проведена Поволжская экологическая конференция школьников. Учащиеся, показавшие по итогам конференции наиболее высокие результаты, в дальнейшем будут принимать участие во всероссийской экологической конференции школьников и различных международных форумах. Артем Сидоров также отметил, что в августе республика будет принимать у себя участников всероссийской олимпиады юных геологов.

Глава Министерства экологии и природных ресурсов РТ рассказал, что в прошлом году совместно с Министерством образования РТ была начата реализация проекта «Здоровье моей школы», в рамках которого учащиеся 78 школ муниципальных районов и городов обучались навыкам ведения экологического мониторинга на пришкольной территории: проводили анализ проб воздуха, воды и почвы. «Мы считаем, что этот проект положительно себя зарекомендовал. В этом году эта работа будет нами продолжена и значительно расширена», — отметил Артем Сидоров. По его словам, предполагается приступить к реализации еще одного проекта – «Зеленая школа», в рамках которого школьники совместно со специалистами их ведомства, а также Министерства лесного хозяйства РТ, будут обустраивать и озеленять свои пришкольные территории, высаживать деревья и кустарники и осваивать элементы ландшафтного дизайна.

   

                      Деепричастия совершенного и несовершенного вида (2 часа)

Знать: деепричастие сохраняет вид глагола, от которого оно образовано; деепричастие как неизменяемая часть речи не имеет окончания.

Уметь: распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида; образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида от соответствующих глагольных форм; правильно употреблять деепричастия в речи.

Оборудование: таблица «Словообразование деепричастий», сигнальные карточки.

Ход урока 1. Постановка целей и задач.

- Сегодня нам предстоит научиться создавать новые слова и правильно использовать их в речи. Этими словами будут уже известные вам деепричастия. Мы узнаем, какими способами и с помощью каких морфем можно образовать деепричастия, одинаково ли образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Но изучение нового строится на уже имеющихся знаниях, поэтому сначала займёмся повторением сведений о деепричастии, полученных вами на предыдущих уроках.

2. Повторение.Игра «Закончи фразу». Презентация

- Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает … (добавочное действие)

- Деепричастия отвечают на вопросы … (что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.)

- Деепричастие объединяет признаки … (глагола и наречия)

- Наречные признаки – это … (неизменяемость; зависимость в предложении от глагола-сказуемого; выступает в роли обстоятельства в предложении)

- Глагольные признаки деепричастия – это … (возвратность-невозвратность; вид; могут распространяться, как глаголы)

- Деепричастие, объединяя признаки наречия и глагола, показывает … (каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым)

- Из морфем в составе деепричастия отсутствует … (окончание)

- В предложении деепричастие зависит от … (глагола-сказуемого)

- Деепричастный оборот – это … (деепричастие с зависимыми словами)

- Деепричастный оборот на письме …(всегда выделяется запятыми)

- Между однородными деепричастиями, соединёнными союзом и, запятая …(не ставится)

Не с деепричастиями пишется … (раздельно)

  1. Проверка домашнего задания (из IX главы повести Гоголя Н. В. «Тарас Бульба» от слов «А из города уже выступало неприятельское войско…» до слов «…и сыпали пулями беспрерывно козаки» нужно было выписать деепричастия, определить их вид, выделить суффиксы).

Задание заранее выполнено на доске одним из учащихся или спроецировано на экран.- Назовите суффиксы деепричастий совершенного вида. - Несовершенного вида.

- Мы видим, что деепричастия совершенного и несовершенного вида имеют разные суффиксы, а сейчас нам предстоит выяснить, от каких глагольных форм они образуются: одинаковых или разных. Каково ваше мнение? (Учащиеся высказывают своё мнение, приводят доказательства).

3. Новый материал.

- Сейчас, работая с таблицей, мы узнаем, кто из вас был прав, а кто ошибался. 1) Работа с таблицей.

Словообразование деепричастий

Что дела[й’-а]?

Что сдела-в?

Основа глагола настоящего времени несовершенного вида

Основа инфинитива совершенного вида

работа[й’-у]т, сид’-ат

поработа-ть, посиде-ть

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

  работа[й’-а], сид’-а

поработа-впосиде-в

Деепричастия несовершенного вида не обрадуются от глаголов:

  1. с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут;
  2.  с основой на Г, К: бег-ут, тек-ут;
  3. с основой настоящего времени на шипящий : маж-ут

 

2) Вывод: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени несовершенного вида и суффикса – а (я), деепричастия совершенного вида – от основы инфинитива совершенного вида и суффикса – в.

4. Тренировочные упражнения. Пользуясь таблицей, запишите глагольные формы, от которых образовались деепричастия, выписанные из повести Гоголя. Только ли суффиксы – а (-я) и – в есть у этих деепричастий?

- У деепричастий бывают суффиксы, которые называют непродуктивными, т.к. в настоящее время они крайне редко или вовсе не участвуют в образовании новых слов. Это суффиксы –в, -вши, -ши, -учи, -ючи. Находим мы их лишь в устаревших или диалектных словах. Приведите примеры известных вам деепричастий с такими непродуктивными суффиксами, определите пласт лексики, к которому они относятся: устаревшие или диалектные.

  1. Решение лингвистических задач. На доске записаны или проецируются следующие задания:
  1. Собирая – собирают = Х (Х= -а)
  2. Х – я = петь
  3. Завертеться + Х = завертевшись
  1. Шеломя – я = Х Коллективная работа.

Задание. Распределите глаголы по рубрикам таблицы, образуйте от них деепричастия, обозначьте суффиксы деепричастий. Закончив работу, сформулируйте правило написания гласной перед суффиксами деепричастий.

Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, мыть, рыть, плыть, читать, прочитать, прийти.

Несовершенный вид

Совершенный вид

 

 

 

Проверка выполнения задания, вывод о написании гласных перед суффиксами деепричастий.

Повторение: какие способы образования видовых пар глагола представлены в нашем задании? Употребление деепричастий в речи.

- Деепричастия в устной речи используются редко, чего не скажешь о письменной. И не всегда, к сожалению, их употребление бывает безошибочным. Следующие наши упражнения будут развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи.

Задание 1. Образуйте от глагола причастия и деепричастия с зависимыми словами, обозначьте суффиксы, определите вид.

1) Беспокоиться (о чём?), тревожиться (за кого?), уверить (в чём?), управлять (чем?), победить (кого?), страдать (от чего?).

Задание 2. Работаем корректорами. Исправьте ошибки в предложениях (предложения записаны на доске или выдаются каждому ученику на карточке).

Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа.
Рассевшись по машинам, заревел мотор.
Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок.
Катаясь на лодке, луна навевала грусть.
Расчесав лошадям гривы, экипажи тронулись в путь.

- Очень важно, работая над сочинением, изложениям, следить за употреблением в тексте деепричастий, чтоб не было подобных ошибок. Работа с сигнальными карточками.

Синий цвет – есть такое деепричастие; красный – такого слова не существует.

Берегя, спя, кружа, ткя, подойдя, украся, рвя, гня, читаючи, ненавидючи, пия, зная, могши, могя, вря, соблюдая, увезя, лезя, мазая, пахая, сидя, умывая, обидев, жгя, сопя, ехая, мажа.

  1. Проверочная работа с использованием контрольного листа по теме «Причастие и деепричастие» [2].

Задание: выписать из блоков Б, В (1 вариант) и Е, Ж (2 вариант) деепричастия, определить их вид, записать глагольную форму, от которой образовано деепричастие.

(Выполненные задания проверяет либо учитель, либо консультанты).5. Подведение итогов урока.- Что вы сегодня узнали нового на уроке?- От каких глаголов можно образовать деепричастия несовершенного вида? с овершенного вида?- При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Несовершенного вида?6. Домашнее задание.


Типовая характеристика педагога, соответствующего требованиям первой квалификационной категории

Компетентность в области личностных качеств сформирована на достаточно высоком, но не максимально возможном уровне. Педагог способен к тонкому, точному и индивидуализированному восприятию внутреннего мира учащихся. Он характеризуется высокой степенью удовлетворенности от профессии и самореализованности в ней. Педагог имеет достаточно высокий уровень общей культуры, что позволяет ему свободно ориентироваться не только в своем предмете, но и в смежных предметных областях, а в результате – эффективно реализовывать свои профессиональные функции. Возможно сочетание относительно не высокой общей культуры с высоким уровнем самоорганизованности, что позволяет компенсировать недостатки и в результате обеспечивать приемлемое выполнение педагогической деятельности.

Педагог может поставить и обосновать цели и задачи учебного курса и отдельного занятия, ориентируясь на хорошее знание нормативных требований, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Проявляет не только необходимые знания, но и достаточно сформированные умения их использовать при постановке цели. Педагог может поставить и обосновать цели и задачи для каждого обучающегося в рамках учебного курса для каждого отдельного занятия по любой теме. Педагог может откорректировать цели и задачи учебного курса и отдельных занятий в зависимости от образовательных запросов обучающихся, выявленного уровня их развития, учебных достижений и др. Он периодически вовлекает обучающихся в процесс постановки цели. Требуется повышение квалификации и коррекционная работа для устранения возможных проблем: развитие умения ставить цель для учащихся на основе темы любого урока, развитие умения учитывать особенности любого возраста и индивидуальные особенности любого школьника при постановке цели, вовлекать учащихся в процесс постановки цели.

Педагог владеет навыками мотивирования и имеет необходимые знания для этого, умеет побудить интерес к предмету. Ориентируется на «интересность», яркость примеров с точки зрения восприятия конкретных учеников. Использует индивидуальный подход в оценивании учеников. Включает в обучение значимый для обучающихся материала, трансформируя нормативные задачи в личностно- значимые. Использует оценку как мотивирующий фактор. Активно использует положительную мотивацию (одобрение, похвала). Создает ситуации успеха.

Учитывает интерес обучающихся к соревнованию как форме работы и использует взаимное сравнение и сравнение с прошлыми личными результатами для мотивирования обучающихся. Включает мотивацию на позитивное отношение к школе, товарищам. В деятельности педагога присутствуют элементы соотнесения школьного обучения с личным преуспеванием ученика в системе конкретных отношений со сверстниками и взрослыми.

Педагог может успешно реализовать типовую образовательную программу, обосновать самостоятельный выбор учебников и учебных комплектов, внести необходимые допустимые изменения в программный материал. Периодически участвует в обсуждении программ на заседаниях методического объединения.

Имеет некоторое количество самостоятельных программных и методических разработок. Сравнивая различные программы, скорее видит их общие черты, чем различия. Педагог успешно реализует модифицированные с учетом принципов индивидуализации и дифференциации образовательные программы. Педагог целенаправленно обновляет методические и дидактические материалы.

Применяемые им способы принятия решений носят творческий характер, они направлены на поддержку личности учащегося. Такой учитель способен к выработке нескольких альтернативных вариантов решения, ведущий критерий при выборе альтернативы – интересы ученика.

Педагог умеет планировать учебные занятия, выбирает оптимальные методы и средства обучения. Однако его уровень умений не всегда обеспечивает высокие результаты в освоении предметного содержания, так как он недооценивает многогранность учебно-воспитательного процесса. Педагог «не всегда видит» место преподаваемой дисциплины в учебном плане, не умеет выделить главного (существенного) и второстепенного в учебном содержании, в системе понятий - для него все важно. В результате, несмотря на все усилия, некоторая часть обучающихся показывает не высокий уровень знаний, умений и навыков по предмету в целом.

Такого педагога выгодно отличает умение работать в коллективе, включаясь в систему деловых и межличностных отношений с другими участниками образовательного процесса. Для него характерны развитые практические привычки, склонности, индивидуальный стиль продуктивной педагогической деятельности; отношение к обучению как важнейшему средству самоподготовки к практической деятельности. Он обладает богатым опытом профессионального самообразования. К отличительным чертам такого педагога можно отнести: критическую оценку результатов своего труда и своих товарищей, активную позицию в вопросах эффективной организации продуктивной учебной деятельности, направленность оценивание и коррекцию учебного процесса для достижения высоких результатов деятельности.

Важнейшее из его практических умений – это умение применять теоретические знания на практике, переносить их в учебные ситуации. Варьируя степень новизны и комплексности учебного задания, педагог может определить и оценить уровень готовности учащихся к освоению и применению знаний.

1. Перепиши слова в тетрадь, вставь пропущенные буквы:

перекош_нный, выкач_нный из гаража, смеш_нный с сахаром, занавеш_нные окна, ненавид_вший, стел_щийся, клокоч_щий, трепещ_щий,кле_вший, обстрел_нный.

2. Выпиши из предложений причастия прошедшего времени.

Мощённая булыжником дорога прорезала встретившуюся на нашем пути деревню. Мы увидели дымящиеся над крышами трубы, услышали крики пастуха, погоняющего возвращавшееся с пастбища стадо, почувствовали запах только что испечённого хлеба. Мечтающие об отдыхе и ночлеге, мы постучались в ближайшую избу, окна которой были открыты настежь.

3. В каких предложениях правильно расставлены знаки препинания?

а) Улица, ведущая в гору, была свободна.

б) Покрытые инеем, скалы уходили в невиданную даль.

в)  Герасим, одарённый невиданной силой работал за четверых.

г) Дорога, огибающая голые скалы, вьётся по глубокой ложбине.

д) Трудно определить расстояние в снежных просторах, обманывающих, неопытный глаз.

4. Спиши предложение, расставь знаки препинания, выполни разборы.

 Блюдца лилий и нити идущие3 от них в глубину очень грациозны4.  (3 морф.4-синт) 1. Укажи действительные причастия прошедшего времени:

а) испорченный;                             д) умывавший;

б) колотый;                                     е) умывающий;

в) заступившийся;                         ж) ненавидимый.

г) коловший;

5. Укажи страдательные причастия настоящего времени:

            а) пересмотревший;                                   д) рассмотренный;

            б) рассматриваемый;                                 е) реявший;

             в) слушающий;                                          ж) дышащий.

             г) слышимый;

 6. Выпиши из предложений причастия вместе с существительными, к которым они относятся; определи число, род и падеж причастий.

        Я любовался грозой, сидя в тёмной библиотеке, оглушаемый громом и ослепляемый пламенем, светло озарявшим комнату. Понемногу бушевавший весь день гром стал стихать, в комнате посветлело от месяца, показавшегося из-за сада, из-за его мокрых мотающихся ветвей. Наблюдая за изменениями в природе, я думал о том, как прекрасен и непредсказуем мир, окружающий нас.

Үгез итенә претендентлар

(яки хап та-хоп...үгез юк!)

(скетч)

Каравылчы:һай рәхмәт төшкерләре бүген дә суйганнар икән әле. Суйсыннар, фермасы белән кырып бетерсәләр дә сүзем юк. Миңа эш кимер.Азны каравыллавы да җиңелрәк...(пауза) Итен сорасаң да карун ферма мөдире бирмәс инде. Аның каравы эч-башы,үпкә-бавыры минеке булыр.Суеп бетергәнче моннан китмәскә кирәк.

Ферма мөдире:Каравылчыны әйтәм,йөри инде шакал сыман ит тирәли күзен майландырып. Бу айнымаска да ит кирәк микән әллә? Ашамый торсын әле,артык туенып кикерә башлар...(пауза)Тәк-тәк,суючыларга муенын булса да бирергә туры килер. Болар таралышкач үземә ничек тә юньлерәк өлешен эләктерермен әле.

Бухгалтер:Складка үлчәргә алып баргач итнең килограммын киметеп склад мөдиренә дә үземә дә өлеш чыгармый булмас.Үгезе зур күренә ,күбрәк киметсәң дә сизелмәс әле.

Зоотехник:Итне тагын райондагы берәр түрәгә төшереп бирергә дип алырга да и вәссәлам-туры өйгә! Җөе дә сизелмәсен алып кайтып киткәннең. Шушында фермада буталып йөреп итсез калсам мине беркем дә аңламас.

Инженер: Керемгә алынмаган,кәгазьдә күптән чыгып очкан запчастьләр ярты склад . Шуларның берәрсен читтән алып кайттым дигән булып, хет алгы ботын булсада эләктерергә иде бит инде,җай бар чакта.

Агроном:Ашлама сөйләшергә кирәк дип бу итнең берәр ун килосын булса да записка яздырып алмыйча булмас. А то бу арада өйдә холодильник та бушап тора әле.Үземнең дә гәүдәдә ит бетеп тора.

Пешекче:Ашка итне бармак очы кадәр генә калҗаларда турап салып пешерсәм, иншалла,калганын сумка тутырып алып кайтып китәргә кирәк булыр . Өйдәге холодильник тулы бугай әле ул.Урын табып булмаса берәрсенә шыпырт кына сатырмын.

Хуҗалык рәисе:Үгез ите шәп инде ул.Шоферга әйтеп арткы санын өйгә кайтарттырып куярга кирәк.Кунаклар да килеп чыгуы бар.

Ревизор:Бу ни бу?Аңлат !(Склад мөдиренә мөрәҗәгәть итә) нишләп үгез ите 1 центнер гына итеп керемгә алынган ?Кая калганы?

Склад мөдире:Тсс.Шаулама!Әнә сиңа дигәне-кәгазь капка салынып куелган.Кеше күргәнче алда шыл моннан!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»

Данным уроком можно  начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. ...

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

Проектная работа "Двухмачтовый парус "Алые паруса"

Проектная работа "Двухмачтовый парус "Алые паруса" разработана в рамках кружка...

Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.

Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...