Урок русского языка. Тема: "Наклонения глагола"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Мухаметзянова Анна Алексеевна

Урок русского языка. 6 класс. Тема "Наклонение глагола". Урок с элементами технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no_35._naklonenie_glagola.docx664.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

Цель урока:

  1. Дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в изъявительном наклонении.
  2. Научить различать наклонения глагола.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы и целей урока.
  3. Сегодняшний урок – один из серии уроков, посвященных глаголу. Мы переходим к изучению новой темы: «Наклонение глагола». Вы не знаете что это такое, давайте попробуем догадаться. Работа с толковым словарем. (Словарь лингвистических терминов и Толковый словарь)

Поставьте цели и задачи  на сегодняшний урок. Проверим, совпадают ли наши цели.

  1. Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим, что вы знаете о глаголе. Входной контроль.

 

Обмен тетрадями. Взаимопроверка.

  1. Введение нового материала.
  1. Работа с фрагментом из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». ( выразительное чтение учеником.)

Я не то ещё пропел бы,

Про себя поберегу,

Я не то ещё сыграл бы –

Жаль, что лучше не могу.

Обогреться, потолкаться

К гармонисту все идут.

Обступают.

- Стойте, братцы,

Дайте на руки подуть.

Плясуны на пару пара

С места ринулися вдруг,

Задышал морозным паром,

Разгорелся тесный круг.

  1. При каких условиях и что сделал бы герой поэмы?
  2. Какими глаголами выражается просьба, приказание гармониста?
  3. В каких глаголах выражено действие, которое происходило, происходит или будет происходить?

Выписать глаголы в три колонки. Колонки не озаглавливаем.

пропел бы                            стойте                          поберегу

сыграл бы                            дайте                            не могу

                                                         идут

                                                        обступают

                                                        ринулися

                                                        задышал

                                                        разгорелся.

Откройте учебники с. 201, пар. 83. Прочитайте статью. Какую колонку вы можете озаглавить? Подумайте над термином изъявительное. Почему это наклонение так называется. Напишите название др. колонок. Как вы догадались, что эти глаголы относятся к этим наклонениям? 

  1. Учитель сообщает о трех наклонениях глагола.

Наклонения глагола

Глаголы обозначают действие, которое возможно при определенном условии.

Учил бы

Повелительное

Условное

Изъявительное

Глаголы обозначают действие, которое кто-то кого-то побуждает сделать (просит, приказывает, советует – «повелевает»)

Учи, учите

Глаголы обозначают действие, которое происходит сейчас, происходило в прошлом, будет происходить в будущем на самом деле, явно.

Учит, учил, будет учить

 Назовите ключевые слова в каждой колонке. На что они указывают?

 Обратите внимание на примеры.

Чем глаголы каждого наклонения отличаются друг от друга? ( Изъявит. – имеет 3 формы времени, условное – частица бы, глагол только в прош. времени. Поставим эксперимент: попробуем изменить время глагола в условном наклонении. Вывод, Орфограмма – пробел. Повелительное наклонение – пока не будем говорить об образовании, только значение – просьба, приказ. Приведите по одному примеру на каждое наклонение.

  1. Закрепление изученного.
  1. Потренируемся в образовании трех форм наклонений.  Измените глаголы писать, участвовать, извиняться, извиниться по наклонениям, запишите их в таблицу.

Важно: Соблюдайте видовое соответствие.

Изъявительное наклонение

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Проверка на местах. Назовите главный признак каждого наклонения.

Мы узнали, что такое наклонение, научились их образовывать.

Как вы думаете, что ещё важно? (Находить их в тексте.)

  1. Выборочный диктант.

Выпишите из текста глаголы и определите их наклонение (читает выразительно ученик). Вы можете выписывать слова в колонки или определять наклон. у каждого слова.

…бы

Хорошо бы, если бы взрослые были как дети, а дети как взрослые.

И сидели бы папа и мама у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бабушка, я бы прищурился, всплеснул бы руками и заголосил: «Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Какой вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать. Признавайся, опять в хоккей гоняла? А это что за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка? Убери ее сейчас же с моих глаз!»

(по В.Драгунскому)

Проверка у доски. 

Условное наклонение – что обозначает?

Повелительное наклонение – что обозначает?

Изъявительное наклонение – что обозначает?

Глаголов какого наклонения в тексте больше? Почему?  Какова роль наклонений в тексте. (Выражает не реальные действия, а мечты, фантазии ребенка. Выступают в роли средств выразительности).

)

          5.   Подведение итогов. Задайте вопросы друг другу.

Оцените свою работу и работу своего товарища. Поставьте 2 оценки: ту, которую поставили себе сами и ту, которую поставил вам товарищ. Сравните оценки. Проверка.

  1. О каких трех наклонениях глагола вы узнали сегодня на уроке?
  2. Чем они отличаются друг от друга?
  3. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
  1. Самоанализ.

       

  1. Домашнее задание.

  1. Выставление оценок за урок. Орг. Момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)

Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино,  позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото....

Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"

Целью данного  урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на разв...

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Глагол. Правописание глаголов. Повторение"

Презентация у уроку русского языка в 9 классе про теме "Глагол. Правописание глаголов. Повторение изученного в 5-9 классах"...