Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Шестакова Наталья Анатольевна

Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино,  позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1_izucheniya_novogo_materiala.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon grammaticheskoe_domino.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 6  класс.

Тема: Понятие о глаголе.

Цели:

Обучающие

  • расширить представление о  глаголе как  самостоятельной части речи ;
  • показать речевую функцию глагола и его роль в создании текста;
  • повторить понятие текст, тема текста, основная мысль текста ;
  • обогатить словарный запас учащихся.

Развивающие:

развитие познавательного интереса уч-ся;

развитие умения обобщать, классифицировать, делать выводы, доказывать;

развитие умения различать глаголы по значению;

развитие монологической речи учащихся.

Воспитывающие

воспитывать интерес к культуре народа, к родному языку, к изучению лингвистики;

воспитывать дружеские отношения в группе;

вызывать у детей желание помочь друг другу  

Оборудование: учебник «Русский язык. Практика. 6 класс», набор «Грамматическое домино. Глагол», карточки с заданиями для  3 групп (раздаточный материал)

Тип урока: объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация имеющихся у  учащихся знаний

Учащимся предлагается прочитать текст (текст проецируется на экран через докумен-камеру)

Всю ночь Женьку ... комар: он ... несчастного мальчика в нос, в ухо, в левую щеку, противно ..., ... и ... . Женька и руками ..., и ногами ..., и ... на ужасного комара, и даже один раз в него ... — все бесполезно! Комар ехидно ... и снова ... на Женькино ухо! Тогда Женька ... терпение: он ... на кровати и ... было ... этому комару кулаком по спине, чтобы не ..., но комар легко ... своими прозрачными крылышками и ... на потолок.

Вопросы учителя:

  1. Понятен ли вам этот текст? Чего в нём не хватает? Вставьте пропущенные слова

Кусал, жужжал, зудел, мучил, кружил, летал, изводил, пикировал,  усмехался, ухмылялся, злобствовал, махал, дрыгал, дул, плюнул, потерял, подпрыгнул, хотел врезать, лез, взмахнул,перместился

  1. Слова какой части речи вы вставили?
  2. Что вы знаете о глаголе как о части речи?
  3. Какие признаки глагола вам уже известны? Назовите их у тех глаголов, которые вставляли в текст.
  4. Можно ли нам обойтись без глаголов? Что произойдёт если мы не будем использовать глагол?

Итак, наш урок сегодня посвящается глаголу. На этом уроке мы вместе вспомним всё, что вы знаете о глаголе как части речи, но я не случайно начала урок именно с текста. Подумайте, а что ещё мы можем сделать на этом уроке?

Уч. : выяснить, какова роль глагола в тексте.

Верно. Тогда, не откладывая на потом, начнём  собирать ваши знания о глаголе.

Я предлагаю сыграть в домино, но не простое, а грамматическое.

У вас на столах лежат конверты с карточками домино. Играть будем в парах. Суть игры: Вы берёте карточки и по очереди отвечаете на вопросы, но отвечая на вопрос, нужно приставить карточку с ответом к карточке с вопросом. Если вы отвечаете правильно, на следующий вопрос будет  отвечать ваш партнёр. Если даёте неверный ответ, то берёте из конверта красный жетон и ищете ответ в учебнике «Теория» в параграфе 82. Итак, на игру вам отводится 7 минут.

Комментарий: во время этой игры лучше всего, чтобы учитель по возможности помог тем ребятам, кто испытывает трудности с ответами. В случае, если игра затянется, то как вариант можно предложить сыграть в домино по цепочке на каждом ряду. Обычно дети быстро вспоминают признаки глагола.

     Проверяем что получилось.  (на слайде таблица с правильными ответами на вопросы)

  1. Изучение нового материала

Итак, о глаголе можно говорить много, но лучше наших писателей о нём никто не скажет.

Открываю эпиграф на доске:

«Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. 
В глаголе струится самая алая, самая артериальная кровь языка.
Да ведь и назначение глагола - выражать само действие».
А.Югов

Согласны ли вы с мнением писателя? Почему так важен глагол в нашей речи? Да, глагол выражает само действие, а какими могут быть эти действия, мы сейчас узнаем, выполняя задания по учебнику. Но упражнения я разделила на 3 группы:

  1. упр. 158 Это задание для тех, кто сомневается в своих знаниях о глаголе. Если трудно ответить на вопросы учебника, то обратитесь к Теории §82.
  2. упр. 157. прежде чем его выполнять, вы прочитайте в Теории §82 информацию о тематических группах глаголов и составьте краткую запись в тетради.
  3. упр. 160. Здесь не только нужно найти глаголы - текстовые синонимы, но и подобрать к ним другие аналогичные по значению + задание на мини-анализ текста (заголовок, тип речи, осн. мысль)

Комментарий: Выполняя эти упражнения ребята должны сделать вывод о том, что глаголы могут обозначать разные по значению действия. После выполнения этих упражнений можно попросить тех, кто выполнял упр. 157, записать группы глаголов по значению на доске.

  1.  Физкультминутка.

Читаю стихотворение, а ребята повторяют за мной движения

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.                      Повороты головы

Шевельнулся, потянулся,                      потягиваемся

Взвился вверх и полетел,                       встаём и машем руками вверху

Солнце утром лишь проснётся,             круговые движения рук,

Бабочка кружит и вьётся.                       Взмахи руками

  1.  Закрепление новой темы

Работаем с упр. 161 часть 1. Выясняем стилистическое различие глаголов одной тематической группы.

Можно ли сказать об одном и том же действии по-разному?

Тогда работа в парах (средний уровень) с упр. 162. Нужно навести порядок в записи.

Упр. 163 выполняют ребята 1-го уровня (слабая подготовка) с последующей самопроверкой по карточкам контроля

Упр. 164 (работа для ребят 3-го уровня) Стилистическое различие синонимов. Определить, в каких ситуациях будут использоваться эти глаголы.

Делаем вывод о стилистической роли глагола в тексте: Глаголы могут употребляться в разных ситуациях, поэтому важно правильно употреблять их, соблюдая стилистическую окраску.

  1.  Проверка усвоенных знаний.

Раздаточный материал 3 уровней. Нужно поработать с текстами так, чтобы они  стали правильными с точки зрения использования глагола.

1 уровень

Исправьте ошибки в употреблении глаголов:

1). Мы посетили городской музей и вынесли из него самое ценное, самое интересное.

2). На каждого члена кружка “Юный техник” падает по пять – шесть моделей.

3) Многие животные в пустыне бросаются в спячку.

3 уровень

Выполните творческое задание упр. 165.

Запишите текст и посмотрите, глаголы каких тематических групп использованы вами в этом тексте.

2 уровень

Выберите из предложенных глаголов подходящий по смыслу и запишите исправленный вариант

  1. Волки (рыскают, рыщут) по лесу
  2. На перроне кто-то (машет, махает) платком.
  3. Портниха (мечет, метает) петли.
  4. Осетры (мечут, метают) икру.

  1. Подведение итогов урока.

Раздаточный материал: закончите предложения

  1. Сегодня на уроке мы изучали глагол, о котором я знаю____________________
  2. Глаголы могут относиться к разным тематическим группам _________________
  3. В тексте глагол играет важную роль: с его помощью обозначаются не только_______________, но и называются _________________________
  1. Домашнее задание:

§82, рассказать самое основное о глаголе.

Упр. 161 (задание 4) творческое задание на выбор: Сочинить лингвистическую сказку «Как глагол свой дом строил»



Предварительный просмотр:

Грамматическое  домино (глагол)

Цель игры: обобщение и систематизация знаний о глаголе.

Оборудование: карточки, на которых даны вопросы и ответы на другой вопрос

Содержание игры:

Карточки перемешиваются и раздаются учащимся. К заданному вопросу требуется найти правильный  ответ. Играть начинает тот, кому досталась карточка №1., а дальше работа продолжается в режиме «вопрос-ответ»

Каждый ответ подтверждается примерами.

Данную  игру можно использовать для коллективного и группового выполнения.

Карточки к игре «грамматическое домино»

Карточка№1

Чем глагол отличается от имени существительного?

Неопределенная форма-это начальная форма глагола. Она не указывает время, число и лицо. Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Что такое неопределенная  форма?

 Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что делают?

Как изменяются глаголы?

Глаголы употребляются в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.

В форме какого времени употребляются глаголы?

Глаголы изменяются по числам

Как определить время глагола?

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам.

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопрос что делает? , в будущем времени- на вопрос что будет делать? Что сделает?, в прошедшем –на вопросы что сделал? что делал?

Как определить  лицо глагола?

Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Перед суффиксом –Л  в глаголах прошедшего времени времени пишется та же гласная буква, что и перед –ть в неопределенной форме.

Как  узнать, какая гласная пишется перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени?

 Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжение.

Что называется спряжением глагола?

Глаголы могут быть первого и второго спряжения.

Какого спряжения могут быть глаголы?

У глаголов   первого спряжения окончания-ешь, -ет, -ем, -ете,-ут(-ют) с гласной Е; у глаголов второго спряжения окончания –-ишь,-ит,-им,-ите,- ат(-ят), с гласной И.

Чем различаются глаголы первого и второго спряжения?

Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, а также 11 глаголов  исключений: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть.

Остальные ( не на –ить) относятся к первому спряжению.

Как определить спряжение глагола?

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола. Необходимо определить его спряжение.

Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

В предложении глагол является сказуемым.

Каким членом предложения является глагол?

Лицо глагола определяется по местоимению, которое можно подставить к глаголу, и окончанию глагола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Глагол" 6 класс

Урок русского языка по теме "Глагол"...

Конспект и презентация на урок русского языка по теме "Глагол" 6 класс

Материал разработан к учебнику Русский язык 6 класс под редакцией М.М. Разумовской...

Конспект урока русского языка по теме Глагол 6 класс

Конспект урока русского языка по теме Глагол 6 класс...

Дистанционный урок русского языка. "Понятие о междометии". 7 класс

Предложен материал для самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения по теме, дифференцированная дидактика....

Конспект урока русского языка/ Тема: «Виды глагола» 5 класс

Дать понятие о видах глагола; учить определять вид глагола; познакомить с различиями между глаголов совершенного и несовершенного вида; воспитывать вдумчивое отношение к языковым проблемам....