Конспект и презентация на урок русского языка по теме "Глагол" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Торбенко Марина Руслановна


Материал разработан к учебнику Русский язык 6 класс под редакцией М.М. Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Глагол 6 класс917 КБ
Файл Глагол 6 класс32.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формула удачи. УЛЫБКА – НАСТРОЕНИЕ – ВЕРА В СЕБЯ – РЕЗУЛЬТАТ.

Слайд 2

ТЕМА: «ГЛАГОЛ» ЦЕЛЬ: повторить и обобщить знания о глаголе, полученные в 5 классе

Слайд 3

«Глагол – самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая свежая артериальная кровь языка. Назначение глагола – выражать само действие!» А.Юров

Слайд 4

Игра «Не прерви цепочку» Какие морфологические признаки глагола вы знаете? Какого вида бывают глаголы? Сколько наклонений глагола мы знаем? Какие времена имеет глагол? В каком наклонении глаголы изменяются по временам? Как глаголы пишутся с НЕ? Как пишется глагол НЕНАВИДЕТЬ с НЕ? Почему? Какая морфема участвует в образовании глаголов прошедшего времени? Как называется изменение глагола по лицам и числам? А какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжениям?

Слайд 5

- I спр. имеют окончания -у(ю), - ешь, - ет, - ем, - ете, - ут, - ют. - II спр. имеют окончания - у(ю), - ишь, - ит, - им, - ите, - ат, - ят.

Слайд 6

Постоянные Непостоянные Возвратность Наклонение Вид Время Спряжение Число Переходность Лицо Род

Слайд 7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Покачайтесь, покачайтесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Покачайтесь-ка вприсядку. Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И работать все начните!

Слайд 8

раскаиваешься багаж молодежь сберечь дач стеречь мышь пастбищ ориентируешься

Слайд 9

раскаиваешься ориентируешься сберечь стеречь багаж дач пастбищ мышь молодежь

Слайд 10

. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 3 сына.

Слайд 11

НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ 1. С людьми советуйся, а ума не теряй. 2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись . 5. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.

Слайд 12

НАКЛАНЕНИЯ КЛАГОЛОВ Повелительное Сослагательное Изъявительное Советуйся наградила бы не послушался Не теряй уступил бы не бывать Не спеши Торопись Докажи Учись трудись

Слайд 13

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ Без смелости (не) возьм…ш… и крепости Днем раньше посе…ш… - неделей раньше пожн…ш… Глубже вспаш…ш… - больше хлеба возьм…ш… Волков разбуд…ш… - и сам (не) усн…ш…

Слайд 14

ВИД ГЛАГОЛА Завершать - учит - Посещать - пить - Объединять – мыть –

Слайд 15

ВИД ГЛАГОЛА Завершать - завершить Посещать - посетить Объединять – объединить учит - выучить пить - выпить мыть – помыть

Слайд 16

ПОИГРАЕМ?! Игра «Ремонт» Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

Слайд 17

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ____________ баклуши ___________ в ежовых рукавицах ___________ из мухи слона ___________ сложа руки ___________ общий язык

Слайд 18

Домашнее задание. Ребята, по выбору сделайте одно из предложенных заданий: сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…». составить кроссворд по теме «Глагол». выполнить упражнение 307 из учебника.

Слайд 19

РЕФЛЕКСИЯ. Оцени свою работу.



Предварительный просмотр:

Открытый  урок  по  русскому  языку  в  6 классе.

Тема  урока:  «Глагол»  (повторение и обобщение изученного в 5 классе)

Цели:  повторить  и  обобщить  изученный  материал в 5 классе  по  теме  «Глагол».

 Задачи:           

1)Продолжить  развитие  у  детей  орфографические  и  речевые  навыки,  умения  определять  морфологические  признаки  глагола  и    его   роль  в  тексте.

2) Воспитывать  любовь  к  родному  языку  и  красоте  родной  природы;

воспитывать в учениках доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учить помогать друг другу;

3) развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:  музыкальное  оформление,  карточки,  ролевые  игры, презентация.

Ход  урока:

  1.  Организационный  момент.
  2. Постановка  цели,  эмоциональный  настрой.

Звучит  быстрая  музыка.

-    Здравствуйте,  ребята!  Здравствуйте, уважаемые гости! Давайте  послушаем  музыку  и  настроимся  на  плодотворный  урок  русского  языка.  

-    Ребята, как вы думаете, что  можно  делать  под  эту  музыку?  (танцевать,  веселиться,  плясать,  петь,  двигаться)

-    Какие  части  речи  вы  назвали?  (глаголы) А что такое «глагол»?

-   А как вы думаете, какова   тема  нашего  урока:  «Глагол».  А попробуйте определить цель  урока:  повторить  и  обобщить раннее изученный  материал  по  теме  «Глагол».

- Правильно! Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока.

-    Давайте подумаем,  каков  же  портрет  глагола? Для этого прочитайте  высказывание  А.Юрова  о  глаголе,  которое  будет  эпиграфом  к  нашему  уроку. Внимание на экран: «Глагол – самая  огнепышущая  часть  речи,  самая  живая  и  яркая.  В  глаголе  струится  самая  свежая  артериальная  кровь  языка.  Назначение  глагола – выражать  само  действие!» - такую  характеристику  глаголу  дал  писатель.

-    Как  вы  понимаете  их  смысл?  (глагол  обозначает  движение,  без  него  невозможно  передать  события.  Невозможно  представить  будущее,  узнать  прошлое).

- Итак,  ребята,  глагол – необыкновенная  часть  речи.  Необыкновенна  она  уже  тем,  что  обозначает  действие,  и  поэтому  глагол  обладает  огромным  потенциалом  для  выражения  бесчисленных  действий,  сопровождающих  человека  и  многообразные  аспекты  его  деятельности  (трудовой,  научной,  общественной  и  др.),  различные  явления  природы.

-  Знаете  ли  вы,  что…

По  частоте  употребления  глагол  занимает  2 место  после  имён  существи-тельных.  На  9 тысяч  слов  приходится  2,5  тысячи  глаголов.  Самыми  частыми  из  них  являются  мочь,  сказать,  говорить,  знать,  стать,  видеть,  хотеть,  пойти,  дать,  есть,  стоять,  жить,  иметь,  смотреть,  казаться,  взять,

понимать,  сделать,  делать,  значить.

Актуализация  знаний.

Игра  «Не  прерви  цепочку»,

которая  поможет  обобщить  наши  знания.  Цепочку  начинаю  я,  задавая  вопросы,  приводя  примеры.

 (Учащиеся  отвечают  на  вопросы,  приводя  примеры, а я раздаю им фишки).

  1.  Какие морфологические признаки глагола вы знаете? (П.П- вид, возврат, спряж, перех; Непост – накл, врем в из накл, лиц, числ, род)
  2. Какого  вида  бывают  глаголы? (сов и несов)
  3. Сколько  наклонений  глагола  мы  знаем?(сослаг, повел, изъяв)
  4. Какие времена имеет глагол? (наст, прош, буд)
  5. В каком наклонении глаголы изменяются по временам? (из)
  6. Как глаголы пишутся с НЕ?
  7. Как  пишется  глагол  НЕНАВИДЕТЬ  с  НЕ? Почему?
  8. Какая морфема участвует в образовании глаголов прошедшего времени? (л)
  9.  Как называется  изменение  глагола  по  лицам  и  числам?(спряжение)
  10. А какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжениям?

Работа у доски

   На доске даны признаки глагола (напечатанные и приклеенные) их надо разбить на постоянные и непостоянные: Вид, спряжение, переходность, возвратность, наклонение, время, лицо, число, род.

Работа с учебников

   Открываем учебник на странице….. и выполняем упражнение…..

Физкультминутка

-  Итак,  мы  повторили  важные  моменты  нашей  сегодняшней темы.  

А сейчас – разминка.

Покачайтесь,  покачайтесь,

Потянитесь,  распрямитесь,

Приседайте,  приседайте,

Пошагайте,  пошагайте.

Встаньте  на  носок,  на  пятку,

Покачайтесь-ка  вприсядку.

Глубоко  теперь  вздохните,

Сядьте  тихо,  отдохните.

Всё  в  порядок  приведите

И  работать  все  начните!

Предлагаю  учащимся  решить  орфографическую  задачу.

    На  доске  выведены  слова (напечатанные, каждое слово отдельно и скотчем приклеенные),  которые  нужно  разделить  на  2  группы.  Ответить  на  вопрос:  по  какому  признаку  каждую  группу,  в  свою  очередь,  можно  разделить  на  подгруппы?

Слова:  раскаиваешься (гл, возв, н.в.),  багаж(сущ, ед.ч, м.р., 2 скл),  молодежь (сущ, ед.ч, ж.р., 3 скл),  сберечь (гл., невозвр, с.в.),  дач( сущ., мн.ч.),  стеречь (гл,н.в.,невозвр),  мышь (сущ, ед.ч, ж.р., 3 скл),  пастбищ (сущ, мн.ч),  ориентируешься (гл, возвр, н.в).

-Все согласны? Если «да» поднимите карточку зелёного цвета, если «нет», то жёлтого.

-    А  теперь,  знакомьтесь  -   мои  помощники.

Ведущий.  В  некотором  царстве,  в  некотором  государстве  жил-был  царь.  И  было  у  него  3  сына.

Старший  сын:

Епифан  был  старший  брат,

Сам  себе  он  был  не  рад.

Все  б  у  парня  получалось,

- Я  бы  сделал,  я  бы  смог,

Если  б  кто-нибудь  помог.

Средний  сын:

Брат  Тимоня  средний  был.

Тот  командовать  любил.

Только  слышно  от  него:

- То  возьми!  Подай  того!

Младший  сын:

Меньший  брат  Иваном  звался.

Тот  во  все  дела  совался.

Он  зимою  дров  наколет,

А  весной  засеет  поле.

-  Слов  на  ветер  не  бросаю,

Что  надумал- выполняю!

Ведущий.  Жили  братья,  не  тужили,  да  напал  на  то  царство-государство  враг,  Змей  девятиглавый.  Обратился  царь  к  сыновьям,  чтобы  они  защитили  землю  Русскую  о т  врага.

Епифан.

Я  пошел  бы  воевать,

Если  б  не  любил  поспать,

Я  сразился  б  со  злодеем,

Самозванцем,  лиходеем,

Я  бы  Змея  победил,

Если  б  папка  разбудил!

Тимоня.

Эй.  Ванюшка!  Эй,  дурак!

Снаряжайся!  В  царстве  враг!

Есть  и  спать  не  любишь  вволю –

     Т        ак  ступай  во  чисто  поле,

Заруби  дракона  злого

Аль  доставь  сюда  живого!

Иван.

Вижу:  час  настал  мой,  братцы,

В  путь-дорожку  собираться.

Я  за  землю  за  свою

Постою  в  любом  бою!

Меч  возьму  с  собой  в  подмогу…

Тимоня.

Ну,  иди,  Ванюша,  с  Богом!

Ведущий.

А  кто  вам  больше  всего  понравился  в  сказке?  Почему?  А  почему  не  понравился  Епифан  и  Тимоня?  А  ведь  братья,  ребята,  познакомили  нас  с  наклонениями  глагола.  Каким  наклонениям  глагола  соответствуют  наши  братья?

Учитель.

А  теперь  давайте  вернемся  к  теме  нашего  урока  и  вспомним,  какие  глаголы  любят  употреблять  братья.

Задание:  из  предложений  выбрать  и  распределить   глаголы  по трём столбикам: изъявительное,  условное  и  повелительное  наклонение (1 чел у доски)

  1.  С  людьми  советуйся (пов),  а  ума  не  теряй (пов).
  2. Наградила (сослаг)  бы  я  тебя  по-царски,  да  не  послушался (изъяв)  ты  моего  совета
  3. Не  спеши (пов)  языком,  торопись (пов)  делом.
  4. Делом  к  Отчизне  любовь  докажи (пов),  лучше  учись (пов),  больше  трудись (пов).
  5. Я  бы  уступил (сослаг)  свое  место,  да  не  бывать (изъяв)  Марту  прежде  Февраля.

У всех на столе сигнальные карточки желтого (-)и зелёного (+)цвета, а при проверке учащиеся поднимают карточку нужного цвета.

Ведущий.

Давайте,  ребята, проверим, правильно ли выполнила Настя и сверим свои работы.

А теперь  снова  вернемся  к  нашей  сказке

Царь-отец  рассержен  очень,

Братьев  он  зовет  пред  очи:

Брат  Иван  пошел  сражаться -  вам  без  дела  грех  слоняться!

Вот  решите-ка  задачку!

Будет  худо  вам  иначе!

Епифан.

Головы  мне  не  сносить –

Надо  помощи  просить. ( Епифан  раздает  задания  5 учащимся карточки)

Ведущий: Карточки имеют три уровня сложности, поэтому каждый для себя определяет, что будет делать, но помните нельзя пропускать уровни:

1 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ: Вставьте  нужную  гласную и выделите  окончания  глаголов,  

2 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ: определите вид глагола

3 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ: укажите  спряжение.

Держ…тся,  ,  сруб…т,   стерп…т,  стро…мся,  пиш…м,  вытр…шь,  , гон…шь, застел…шь.

А с остальными продолжаем работать.

Ведущий.

А  Иван-то  где,  ребята?

Ой,  Ивану  трудновато!...

Камень  на  его  дороге,

Обойдется  ль  без  подмоги?

На  слайде – «камень»,  на  нем  написаны  задания:

Из  данных  пословиц  выпишите  глаголы  в  форме  2 лица  ед.ч.  Графически  выделите  орфограмму и определите спряжение глаголов:

Без  смелости  (не)  возьм…ш…  и  крепости

Днем  раньше  посе…ш… - неделей  раньше  пожн…ш…

Глубже  вспаш…ш… - больше  хлеба  возьм…ш…

Волков  разбуд…ш… - и сам  (не)  усн…ш…

Учитель  собирает  работы,  которые  дети  выполняли  в  течение  урока  для  оценивания.

- Следующий морфологический признак глагола – это вид.

Необходимо создать видовую пару глагола. К доске идут 2 учащихся.

1 спр                    2 спр                                      н.в            с.в

Завершать  -  завершить                                 учит  -  выучить

Посещать  -   посетить                                     пить -  выпить

Объединять – объединить                              мыть – помыть

Чем отличается видовая пара?                    При помощи чего образуется видовая пара?

Игра «Ремонт»

Я читаю список слов. Когда называется глагол, вам нужно хлопнуть в ладоши. Итак, приготовились.

     

   Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

Определите время глаголов, которые я называла. Какая морфема служит для образования прошедшего времени.

Следующее  задание.

Чем  являются   следующие  словосочетания  «сеет  как  из  сита;  льёт  как  из  ведра»? (Фразеологизмы) Поднимают руку и отвечают.

(бить)____________  баклуши

(ДЕРЖАТЬ)___________    в  ежовых  рукавицах

(ДЕЛАТЬ)___________  из  мухи  слона

(СИДЕТЬ)___________  сложа  руки

(НАЙТИ)___________  общий  язык

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

- Ребята,  я  очень  благодарна  вам  за  активную  работу  на  уроке.  Какие  вы  молодцы!  Как  много  вы  сумели  сегодня  сделать!  Я  уверена,  что,  повторив,  обобщив  и  систематизировав  изученное  по  теме  «Глагол»,  вы  успешно  справитесь  дома  с  творческой  работой.

Дом.  зад: Ребята по выбору сделайте одно из предложенных заданий

  1. сочинить  сказку  о  глаголе  по  данному  началу:  «Жил-был  Глагол…»
  2. составить кроссворд по теме «Глагол»
  3. выполнить упражнение из учебника.

Рефлексия

Перед вами на столе лежат карточки, на которых написаны некоторые выражения . Выберете из первой группы оранжевого цвета ответ на следующий вопрос: Как вы работали на уроке?

Теперь из группы голубого цвета: Как вы поняли тему? И с чем пойдете с урока?

И наконец, из группы розового цвета: Как вы ощущали себя на уроке?

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С заданиями справились легко

И поработали ударно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе " Предложения с вводными конструкциями"

Тип урока - закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки при-"

Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе.  Тип урока - освоение новых знаний....

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"

Данная разработка поможет при изучении новой темы "Разносклоняемые существительные". Презентация облегчит восприятие новой информации....

конспект и презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Обращение"

Конспект урока содержит подробный материал к уроку русского языка в 8 классе на тему "Обращение", основанный на краеведении., сопровождается презентацией....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Окончания имён существительных 3 склонения в Р.Д.П.падежах ед. числа.

Урок объяснения нового материала. Цель: познакомить учащихся с окончаниями имён существительных 3 склонения в Р.Д.П. падежах....