конспект и презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Баймагамбетова Ольга Николаевна

Конспект урока содержит подробный материал к уроку русского языка в 8 классе на тему "Обращение", основанный на краеведении., сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl_obrashchenie_otkr_urok_nabroski.docx25.86 КБ
Файл otkrytyy_v_8_kl.pptx1.1 МБ
Файл samoanaliz_uroka.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока  русского языка в 8 классе

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

Тип урока: урок изучения новых знаний

Технологии: :  коллективное обучение с применением метапредметного подхода и ИКТ.

Цели урока:

  1. Образовательная
  • Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
  • Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
  • Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
  1. Развивающая
  • Развивать устную речь учащихся.
  • Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
  1. Воспитательная
  • Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
  • Воспитывать любовь к родному языку,к родному краю, культуре.

Оборудование урока:

  • ПК;
  • интерактивная доска;
  • презентация.

Учебник: М.М.Разумовская  Русский язык. 8 класс. – М.: Дрофа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть на предложение , объяснить постановку знаков препинания.

Оренбургский край, ты вдохновляешь нас на великие дела: на создание картин и стихов, на научные открытия и спортивные достижения, на мужество и стойкость в защиту своей страны.

( Оренбургский край выделен запятой, так как это обращение, двоеточие стоит после обобщающего слова «великие дела» перед рядом однородных членов – однородных дополнений)

2. Целеполагание.

- Ребята, я предлагаю  вам на основе данного предложения определить тему и  цели урока.

(Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению синтаксиса и пунктуации, а так как в предложении кроме второстепенных членов  встретилось обращение, то темой, возможно, будет изучение «Обращения». Значит,  наши цели: повторить сведения об обращении, изученные в 5-7 классах, узнать что-то новое, формировать умение находить обращения в предложениях, определять правильную расстановку знаков препинания при обращении).

- Да, ребята, сегодня нам предстоит работа по систематизации знаний об обращении. Посмотрите , пожалуйста, видеоурок . Отметьте у себя в рабочих листках плюсами тот материал, который вам известен ( +), подзабыли что-то (?).

Фрагменты правила

+ или ?

Слово или словосочетание

Звательная интонация

Оценочная роль

Не является членом предложения

Выделяется запятыми, восклицательным знаком

Звательная роль

Оценочная роль

Изобразительная роль(риторическое обращение, обращение- олицетворение)

Распространенное и нераспространенное обращение

3. Исследование языкового материала на страницах 150 – 151.

- Исследуйте  самостоятельно материал учебника и пометьте  новые сведения , зафиксируйте их в своих таблицах .

- С какой интонацией в устной речи произносится обращение? (звательная интонация).

Исторический комментарий

-Интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез.

 - В каком падеже стоит обращение в записанном вами предложении? (И.п.)

        Итак, чаще всего обращение в современном русском языке стоит в И.п. и произносится со звательной интонацией. В нашем предложении адресатом речи является Оренбургский край, лицо неодушевленное. Какую роль выполняет данное обращение? (изобразительную роль, то есть это обращение-олицетворение) . Что вы можете сказать о распространенности данного обращения? (распространенное , так как состоит из двух слов, от слова» край», зависит слово «Оренбургский», к нему можно поставить вопрос).

4. Актуализация знаний.

-Найдите упражнение № 221. Прочитайте задание.( записать отрывки из песен, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, обозначить обращение, объяснить устно какую роль выполняет обращение (звательную, изобразительную, оценочную).

-2 ученика выполняют работу у доски.

- Индивидуальное задание: Душатов О.- разобрать выделенные слова по составу (не стареть, придумали, неугасимая).

 5. Физминутка.

Всем нам при общении

 Поможет обращение.

 К людям, звёздам или птицам

 Можно смело обратиться.

 Только, друг, не забывай:

 Запятые расставляй.

6.Самостоятельная работа.

- На столах у вас лежит раздаточный материал со стихами адамовских поэтов. Ваша задача: найти в них обращения, определить роль, распространенное оно или нераспространенное.

-Проверка фронтальная.

7. Анализ синтаксических конструкций.

Поэт М.Л. Михайлов и друзья- поляки.

     Яркие легендарные личности не забываются. К таким людям относится Михаил Ларионович Михайлов, родившийся в Оренбурге в далеком 1829 году и умерший в Забайкальской ссылке в 1865 году.

     Всего-то довелось поэту прожить тридцать пять лет. Первыми учителями Михаила были ссыльные поляки, научившие его немецкому, английскому, французскому языкам. Поляки сыграли в судьбе Михаила Михайлова важную роль и в его последние скорбные дни…

     Поэт, приговоренный к ссылке за вольнолюбивое творчество,  был поселен пожизненно в глухом селе Кадае. В одиночестве живя в маленькой избе с голыми стенами, поэт пишет стихи. Но и туда дошла весть о польском мятеже. Вскоре в Кадаю по этапу прибывают участники разгромленного восстания. Началось дружеское общение.

    Перед смертью Михайлов сказал собравшимся у него полякам: «Я очень благодарен вам, братья, за все доброе». Это были, к сожалению, его последние слова.

   Похоронен он поляками не на кладбище, а на обрывистом берегу местной речки, возле могил польских ссыльных. На смерть поэта откликнулись лишь кратко несколько частных газет. Только Герцен в «Колоколе» поместил некролог на первой странице, озаглавив его одним словом «УБИЛИ».

- Ответьте на вопросы:

 1) Почему на смерть Михайлова не было официальных откликов?

2) Что имел в виду Герцен, назвав некролог «Убили»?

- Выполните задания:

1) В чем сходство и в чем различие подчеркнутых предложений? ( Сходство в обособлении определений, различие в том, что в первом предложении обособленные однородные члены ,выраженные именами прилагательными, а во втором подчеркнутом предложении- это обособленное определение, выраженное причастным оборотом, находящимся после определяемого слова «поэт».)

2) Найти предложение со следующей схемой, подчеркнуть члены предложения в третьем абзаце.

Врем.,     место    обр.д.       сказ.      Подл.    Согл.опр.       Р.п.

_ . _ . _.    . _._.    _. _. _.       ____        _____                    _ _ _ _ _  

                                               

( Вскоре в Кадаю по этапу прибывают участники разгромленного восстания.)

3) Указать в тексте обращения.(Братья)

8. Вставьте подходящие по смыслу обращения в предложения.

Слова для справок: листья, низкий дом с золотыми ставнями. золотая моя Москва, моя старушка

1)Что же ты, ………., приумолкла у окна?

2) Ещё пышней и бесшабашней шумите, осыпайтесь, ……….

3) В городах и далеких станицах о тебе не умолкнет молва, дорогая моя столица, ………..!

4) ………….., не забыть мне тебя никогда.

- В каком предложении вы встретили ещё одно обращение? ( в 3-м, дорогая моя столица)

9. Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы повторили…..

- Мы узнали…..

- На уроке мы научились…

- Самым интересным было для меня….

Оцените свою работу диагностической картой, которая лежит у вас на партах и вложите её в свою тетрадь.

?  Научился находить обращения, но остался вопрос.

!  Научился определять все особенности обращения. Могу сказать себе: «Я работал  хорошо».

!!!  Научился всему, что связано с темой урока. Я сегодня могу сказать себе: « Какой я молодец!»

Домашнее задание: на выбор

1).Сделать презентацию по теме «Обращение», показать все особенности обращения, привести примеры из художественных произведений, указать источник.

2) Упражнение 226.

Приложение .

1) Степной мой край, Адамовский район!

С тобою я связан песней лебединой…

И, как мальчишка, до сих пор влюблен

В твоих просторов царственную силу,

В твоих небес святую синеву

И журавлей тоскующую стаю. (Геннадий Толокнов)

2)Что, брательник, ищем

Там, где ветер свищет?

Ищем сладкой долюшки

Да землицы вволюшку.

Тарантас – он не машина, братец.

А лошадка – не мотор.

Сколько дней на поиски потратим?

Ты гляди какой простор!

Что за хата – полукругом?

Юртою зовут, кажись.

Эй, хозяин, будь нам другом:

Выйди с юрты, покажись. (Наталья Лабазанова)

3)В степном засушливом безлесье,

Вдали от крупных городов,

Всей нашей области известна,

Скажу при этом, и при том-

Звучишь ты хлебом, льёшься песней,

Открыта всем ветрам назло…

Ты расправляешь свои плечи-

Растешь- растешь, моё село…

Вот и околица посёлка,

С которой с детства я знаком,

За нею степь в накрапах солнца,-

Со всех сторон, со всех сторон!

И в летний зной, и в зимний холод,

В сезон дождей, и в суховей…

Адамовка, хоть ты не город,

Но ты всех краше и родней!...

(Владимир Изтляев)

  1. Рабочих будней череда:

И посевная, и страда…

Стоишь над речкой издавна,

Поселок Нижняя Кийма.

Здесь люди добрые живут,

Обычай дедов свято чтут.

Гостям постелют достарахан,

Почет, вниманье старикам.

И, знать, кому-то из семей

Приносят аисты детей.

На переменах в школе вновь

Хор детских звонких голосов.

 (Валентина Федотовна Черкасова)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 8 классе

Слайд 2

Объясните постановку знаков препинания Оренбургский край, ты вдохновляешь нас на великие дела: на создание картин и стихов, на научные открытия и спортивные достижения, на мужество и стойкость в защиту своей страны. 2

Слайд 3

Пометьте те особенности, которые показались вам новыми сведениями , зафиксируйте их в своих таблицах . Исследование языкового материала на страницах 150 – 151

Слайд 4

Исторический комментарий Интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. - В каком падеже стоит обращение в записанном вами предложении? (И.п.)

Слайд 5

Актуализация знаний . Упражнение № 221 . Выполните задание: записать отрывки из песен, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, обозначить обращение, объяснить устно какую роль выполняет обращение (звательную, изобразительную, оценочную)

Слайд 6

Физминутка . Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.

Слайд 7

Самостоятельная работа. На столах у вас лежит раздаточный материал со стихами адамовских поэтов. Ваша задача : найти в них обращения, определить роль, распространенное оно или нераспространенное .

Слайд 8

Анализ синтаксических конструкций. Поэт М.Л. Михайлов и друзья- поляки . Яркие легендарные личности не забываются. К таким людям относится Михаил Ларионович Михайлов, родившийся в Оренбурге в далеком 1829 году и умерший в Забайкальской ссылке в 1865 году. Всего-то довелось поэту прожить тридцать пять лет . Первыми учителями Михаила были ссыльные поляки, научившие его немецкому, английскому, французскому языкам. Поляки сыграли в судьбе Михаила Михайлова важную роль и в его последние скорбные дни… Поэт, приговоренный к ссылке за вольнолюбивое творчество, был поселен пожизненно в глухом селе Кадае . В одиночестве живя в маленькой избе с голыми стенами, поэт пишет стихи. Но и туда дошла весть о польском мятеже. Вскоре в Кадаю по этапу прибывают участники разгромленного восстания. Началось дружеское общение. Перед смертью Михайлов сказал собравшимся у него полякам: «Я очень благодарен вам, братья, за все доброе». Это были, к сожалению, его последние слова. Похоронен он поляками не на кладбище, а на обрывистом берегу местной речки, возле могил польских ссыльных. На смерть поэта откликнулись лишь кратко несколько частных газет. Только Герцен в «Колоколе» поместил некролог на первой странице, озаглавив его одним словом «УБИЛИ».

Слайд 9

Михаил Ларионович Михайлов (1829 -1865)

Слайд 10

Вставьте подходящие по смыслу обращения в предложения . Слова для справок: листья, низкий дом с золотыми ставнями. золотая моя Москва, моя старушка. 1) Что же ты, ……… ., приумолкла у окна? 2) Ещё пышней и бесшабашней шумите, осыпайтесь, ……… . 3) В городах и далеких станицах о тебе не умолкнет молва, дорогая моя столица, ……… ..! 4) ………… .., не забыть мне тебя никогда. - В каком предложении вы встретили ещё одно обращение?

Слайд 11

Рефлексия

Слайд 12

Домашнее задание : на выбор 1) Сделать презентацию по теме «Обращение», показать все особенности обращения, привести примеры из художественных произведений, указать источник. 2) Упражнение 226.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 8 классе

ТЕМА УРОКА:   Предложения с обращениями. Распространенное обращение. Пунктуация при обращении.

Тип урока:  урок изучения новых знаний.

Форма урока : урок-исследование с использованием активных форм работы.

ТЕХНОЛОГИЯ:  коллективное обучение с применением метапредметного подхода и ИКТ.

На уроке были реализованы следующие задачи:

  1. Образовательная

- Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении, известных учащимся по курсу 5-7 классов, изучение статьи учебника, выявление уже известного и нового материала.

- Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).

- Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

  1. Развивающая

-Развивать устную и письменную речь учащихся.

-Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

- Развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов, развивать словарный запас, орфографическую и пунктуационную зоркость.

  1. Воспитательная

- Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.

- Воспитывать любовь к родному языку, культуре, родному краю.

- Воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга.

Данный урок является первым по счету  в теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».  При планировании урока были учтены следующие факторы: возраст детей, индивидуальные особенности.

На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно – иллюстративный.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

На 1 этапе урока была  использована  техника «знающего незнания».  Проблемный  вопрос  помог при исследовании нового материала. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся.

При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, таблица, схемы, работа с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный.

Виды  деятельности  учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, работа со схемами.

Закрепление нового материала было дано в форме заданий с текстами краеведческой тематики .  Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок учащиеся получили положительные оценки.

Применение на уроке рабочего листа и раздаточного материала позволило сэкономить время .

        Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

В конце урока был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.

 Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Метапредметный подход на уроке осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из смежного предмета (литературного краеведения).

Задачи урока реализованы, программные требования учтены.

Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе " Предложения с вводными конструкциями"

Тип урока - закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки при-"

Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе.  Тип урока - освоение новых знаний....

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"

Данная разработка поможет при изучении новой темы "Разносклоняемые существительные". Презентация облегчит восприятие новой информации....

Конспект и презентация на урок русского языка по теме "Глагол" 6 класс

Материал разработан к учебнику Русский язык 6 класс под редакцией М.М. Разумовской...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Окончания имён существительных 3 склонения в Р.Д.П.падежах ед. числа.

Урок объяснения нового материала. Цель: познакомить учащихся с окончаниями имён существительных 3 склонения в Р.Д.П. падежах....

Конспект и презентация к уроку русского языка для учащихся 6 класса "Сочинение по картине И.Левитана "Март"

В пакет материалов в ходит конспект урока, презентация к уроку, а также карточки для индивидуальной работы....