"Азбука выживания в рассказеВ. Дёгтева "Выбор". Урок литературы в 11 классе.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Дедова Надежда Павловна

Анализ рассказа. Групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dedova_2.zip1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Дедова Надежда Павловна

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 1

«Азбука выживания» в рассказе  В. Дёгтева «Выбор»

литература 11 класс

Тип урока: урок, выстроенный на основе компетентностного подхода в образовании.

Вид урока: урок изучения нового.

Цель: выяснить, что помогло герою выжить в нелёгких жизненных обстоятельствах.

Задачи:

1) образовательная: познакомить старшеклассников с именем писателя В.Дёгтева и особенностями его творчества; формировать учебно-познавательные  и информационные компетенции учащихся;

2) развивающая: развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, ассоциативно-образное мышление; развивать и совершенствовать учебно-логические умения (анализ, синтез, оценка, обобщение).

3) воспитательная: создать условия для развития интереса к современной литературе; способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств,

помочь осознать значимость нравственного выбора в жизни человека; формировать коммуникативные компетенции.

Формы учебной деятельности: групповая работа, мини-проекты, беседа,

инсценирование, чтение и анализ прозаического произведения, презентация.

Оборудование урока:

1) эпиграф;

2) распечатанные тексты рассказа В. Дёгтева «Выбор»;

3) распечатанные задания для работы в группах;

4) презентация;

5) песня «В осеннем парке...»  в исп. учащегося;

6) интерьер и костюмы для инсценирования  учащимися отрывка из текста.

Ход урока

1. Вступительное слово  учителя

        «Он учитель от Бога, взявший на себя смелость и ответственность «безоглядно резко» писать об окружающих нас трагических событиях», -

так сказал о Вячеславе Дёгтеве, ярком представителе современной прозы, русский писатель Юрий Бондарев. Именно Ю. Бондареву, автору известного романа «Выбор», посвятил В. Дёгтев свой одноимённый рассказ (слайд 1).

        Сегодня  наш творческий коллектив будет готовиться к съёмкам фильма по этому рассказу. Но чтобы снять хороший фильм, нужно понять тот материал, который будет положен в основу фильма, постичь замысел автора, его идею.

        Вы прочитали рассказ дома. Я предложила мини-группе «Консультанты» попытаться определить тематику рассказа, чтобы знать, о чём мы будем снимать фильм.  

Слово учащимся:

        - тема нравственного выбора

        - тема любви на войне

        - тема одиночества

        - тема социальной неустроенности

        - ...

2. Учитель о теме и цели урока:

        Тема нашего урока - «Азбука выживания» в рассказе В. Дёгтева «Выбор».  Как можно сформулировать цель нашего урока?

        Цель: выяснить, что помогло главному герою рассказа выжить в непростых жизненных обстоятельствах. (слайд 2)

3.  Мы снимаем фильм по рассказу Вячеслава Дёгтева. Что знаем о писателе?

Мини-проект № 1  

«Интервью с автором» (выступления двух учащихся - корреспондента и В. Дёгтева) ( слайд 3)

Кор. Вячеслав Иванович, расскажите немного о себе, о детстве, о том, как всё начиналось.

В.Д.  Я родился 10 августа 1959 года на хуторе Карасилов Воронежской области в семье сельского кузнеца. Первую свою повесть написал в 15 лет и посвятил её  своему прадеду  Максиму. Он до 75 лет работал в колхозе. Отец тоже всю жизнь работает, без выходных и отпусков, встаёт в 4 утра. Когда мне говорят, что я «жаворонок», я отвечаю: «Нет, я крестьянин». В жизни очень многое значат целеустремлённость, воля и дисциплинированность. И ещё вера. Без веры ничего нет.

Кор. Кто Вы по профессии? Где учились?

В.Д.  По профессии я лётчик истребительной авиации, летал на Л-29 и МИГ-17. Офицер запаса. В 1991 году окончил Литературный институт им. Горького.

Кор.  Вячеслав Иванович, сколько книг Вы уже выпустили? Как складывается Ваша творческая судьба?

В.Д.  У меня вышло 13 книг прозы в 130 изданиях. Публикуюсь как в России, так и за рубежом. Лауреат международной Платоновской премии «Умное сердце», литературной премии  имени Александра Невского «России верные сыны» и др.

Кор.  О чём вы пишете?  Какие проблемы волнуют Вас особенно?

В.Д.  Я пишу о духовности и бездуховности, о любви и ненависти, о войне и мире, об утрате и  обретении, о доброте и жестокости...  Я рассматриваю болевые темы нашей действительности. Человек в истории России, Россия в судьбе конкретного человека...

Кор. Спасибо Вам, Вячеслав Иванович, за то, что пришли к нам, за интересную беседу. Успехов Вам!

4. Слово учителя

Динамизм сюжета, яркость изложения, внутренний лиризм и откровенная жестокость - характерные черты прозы Дёгтева. У читателей и критиков рассказы писателя вызывают неоднозначную реакцию. Дёгтев - проблемный писатель, читать его интересно, потому что он пишет о нашей с вами жизни. ( слайд 3)

5. Работа в группах (3 группы)

Перед нами сегодня стоят три задачи:

1) отобрать героев на роли;

2) подобрать материал для кадров о прошлом главных героев;  

3) проанализировать душевное состояние Романа до и после встречи с Оксаной.

а) Мини-проект № 2 « Отбор актёров» (1-я группа)

Задание: помочь отобрать актёров на главные роли. Подобрать из текста материал, воссоздающий облик, внешность героев. Доказать, что через портретные детали автор раскрывает характер персонажей. Заполнить таблицу. Рекомендовать на роль актёра.

Портретные детали

               Роман

             Оксана

1. Вид, внешность

Грязный, пропотевший, угрюмый, «дикий гусь», «пёс войны», огрубелая ладонь

Молодая, красивая, стройные, немного полноватые в икрах ноги, настоящая королева, истинная казачка

2. Глаза

Серые, стального, немного зеленоватого цвета.

Карие, выпуклые, как у породистой, преданной собаки; «в последнее время глаза у неё сделались отчего-то золотистые, с янтарным оттенком», «янтарные, прекрасные от счастья глаза»

Вопросы:

1.  О чём говорят эпитеты «серые», «стальные»? (холодные, неживые. Роман словно умер для нормальной жизни.)

2. Почему «немного зеленоватого цвета»? Что символизирует зелёный цвет? (Жизнь ещё осталась в ожесточившемся, озлобившемся герое. Зелёный цвет - цвет жизни, надежды).

3. Что хотел сказать автор сравнением «Как у породистой, преданной собаки»? (продолжательница рода, преданная мужу, матери - авторский идеал женщины)

4. Отчего глаза Оксаны в последнее время сделались «золотистые, с янтарным оттенком»? (от любви).

5. Как вы понимаете выражения « дикий гусь», «пес войны»? Почему они в кавычках? Слово мини-группе «Консультанты» ( Это реминисценция - присутствующие в тексте автора отсылки к предшествующим литературным произведениям, образам, сюжетам. «Псы войны» - у В. Шекспира» в исторической хронике «Юлий Цезарь» так называют наёмников, варваров, не останавливающихся ни перед чем рада наживы. Англичанин Нил Маршалл снял фильм «Псы войны» в 2002 году - об английских наёмниках. Выражение «дикий гусь» в 20-м веке на Западе означало наёмника.

- Почему этот образ понадобился Дёгтеву? (Роман ожесточился, потерял чувство жалости и справедливости.

- Докажите мысль, что герой ожесточился. ( История с убийством трусливого солдата, продажного московского журналиста).

6. Кого из актёров рекомендуете на роли Романа и Оксаны? (называют кого-то из класса).

б) Мини-проект № 3 «Прошлое героев» (2-я группа)

Задание: подобрать из текста материал о прошлой жизни героев, оформить его в виде нескольких кадров фильма в таблице. Выяснить роль прошлого в рассказе.

№ кадра

      Прошлое Романа

      Прошлое Оксаны

1-й кадр

Телевизор с рекламой

больная старушка-мать, нужны деньги

2-й кадр

участковый

В армии, 800 рублей в день «боевых»

3-й кадр

Жена-пианистка, настройщик

4-й кадр

Ссора с женой, раздел квартиры

5-й кадр

«конура», бутылка...

6-й кадр

война, военкомат

Вопросы:

1) Какова роль прошлого в рассказе? (мы узнаёт причины, приведшие героев на войну).

в) Мини-проект № 4 «Роман до и после встречи с Оксаной» ( 3 группа)

Задание: составить таблицу, включив в неё материал, характеризующий душевное состояние и поведение Романа 1) до встречи с Оксаной; 2) после встречи с ней.  Что изменилось и почему?

Роман до встречи с Оксаной

Роман после встречи с Оксаной

1.

Тоска и беспросветность

Немного зеленоватого цвета в глазах

2.

Не верил женщинам

Когда брал хлеб, их пальцы соприкасались

3.

пил

Любуется танцем Оксаны, восхищается её красотой

4.

убивал

Гордится чувством собственного достоинства Оксаны

5.

Пристрелил своего

Заговорил с раненой. «На душе сделалось так тепло и так легко, хоть пой, хоть скачи козлёнком».

6.

 Подставили под пули журналиста

Сделал предложение

Вопросы:

1) Одинаковы ли цели у героев? (нет. Роман спасается от «тоски и беспросветности», хочет забыть семейную драму, не верит в справедливость, становится жестоким; Оксана  хочет заработать деньги на лечение матери).

2) Почему в начале повествования нет собственных имён, а только местоимения и существительные общего значения: «гранатомётчик», «работница полевой пекарни»? (автор использует приём обобщения, раскрывает типическое в современной жизни).

3) Когда появляются имена у героев? (с развитием отношений между ними).

4) Случайно ли имя у героя - Роман? (нет, оно означает (слово мини-группе «Консультанты»: «римлянин, римский», завоеватель)

5) Как изменился Роман и почему? (в Романе просыпается человечность, способность чувствовать, верить людям, сострадать. Его спасает, возрождает любовь).

6) Как вы относитесь к поступку Романа? Что это: минутная жалость или любовь? (глубокое и сильное чувство: «сказал хрипло, но твёрдо», «словно груз сбросил» - значит, решение принял непросто).

6. Мини-проект № 5.  «Пробы» (инсценирование отрывка из рассказа, исп. ученик и ученица)

        - А-а, Роман! Здравствуй!

Видишь, как меня? Ну, ничего, это ведь не страшно. И не надолго. Мы ещё потанцуем. Ведь правда, Рома?

- Конечно, конечно. Ты только не говори много. Береги силы. Потом мы с тобой наговоримся. И натанцуемся. Ты ещё покажешь класс - в своих скрипучих сапожках-то...

- Сапог... Сапог! Слушай, будь другом... Я стеснялась этих ребят-санитаров, чужие люди, а тебя попрошу, будь другом, сними с меня левый сапог - жмёт, вражина, мочи нету! Или разрежь его, что ли, а?

- Знаешь, что... Оксана дорогая? А выходи-ка ты за меня... за меня замуж.

- Что? Замуж? Я знала, что ты рано или поздно заговоришь со мной. Я знала... Но замуж?!  Но почему именно сегодня, именно сейчас?

- Боюсь, что завтра... завтра я не осмелюсь. Так что сейчас решай.

- Какой ты... Ведь правда, всё у нас с тобой будет хорошо? Меня сейчас перевяжут, и мы с тобой ещё станцуем на нашей свадьбе... Ах, как я счастлива, Ромка!

Вопросы:

1) Что отметили бы в игре актёров?

2) Что бы вы посоветовали исполнителям?

3) Почему финал рассказа можно назвать открытым? (мы не знаем, что будет дальше).

4) О чём заставляет задуматься беззвучный плач молоденькой медсестры и горьковатый запах тополевых поленьев в конце рассказа? (это придаёт повествованию драматическое звучание...).

5) Почему рассказ назван «Выбор»? (Роман ищет нравственные устои, определяется, выбирает)

6) Какова же идея рассказа? (Как бы ни драматична была судьба человека, как бы ни ломали его обстоятельства, в  человеке сохраняется человеческое, его стержень.

7) Итоги: 

        1)Что помогает герою выжить? (вернуться к прежней жизни, снова поверить людям, ВЫЖИТЬ помогает Роману ЛЮБОВЬ.)

  2) назовите литературных героев, которые возродились к жизни благодаря любви (Онегин, Обломов, Базаров...)

        3) а в жизни вы знаете таких людей? ( Художник Сальвадор Дали, Ф.И. Тютчев, А. Блок, Б. Пастернак...)

        4) как бы вы назвали фильм по этому рассказу? («Выбор», «Любовь и война», «Роман и Оксана»...)

8) Нам осталось подобрать музыку к будущему фильму. Послушаем как вариант...

Звучит песня по гитару «В осеннем парке...» в исполнении ученика, на экране - слайды 5-12 презентации (фотографии: война в Чечне и Абхазии).

9) Дом. задание:  написать сочинение-миниатюру на тему: «Чьи традиции продолжает В. Дёгтев в рассказе «Выбор»?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...