Урок литературного чтения по произведению В. Набокова "Бабочки" в 4 классе
презентация к уроку по литературе по теме

Ефименко Лариса Сергеевна

 

Цель: Познакомить с творчеством В. В. Набокова.

Задачи:

1. Познакомить с произведением В. В. Набокова «Бабочки», историей его написания.

2. Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении, обогащать словарный запас детей.

3. Помочь осознать смысл произведения «Бабочки», вспомнить другие произведения о животных, насекомых, птицах.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к живому миру.

5. Формировать навык выразительного чтения, составлять характеристику героя на основе анализа его поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока82.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку2.51 МБ
Microsoft Office document icon фото с урока60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Краснодарский край

Тбилисский район

Ст. Нововладимировская

МБОУ «СОШ № 10»

Урок литературного чтения

для 4 класса

по произведению

В. Набокова

«Бабочки»

Разработала:

Ефименко Л.С., учитель начальных классов.

2008год

Цель: Познакомить с творчеством В. В. Набокова.

Задачи:

1. Познакомить с произведением В. В. Набокова «Бабочки», историей его написания.

2. Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении, обогащать словарный запас детей.

3. Помочь осознать смысл произведения «Бабочки», вспомнить другие произведения о животных, насекомых, птицах.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к живому миру.

5. Формировать навык выразительного чтения, составлять характеристику героя на основе анализа его поступков.

    Оборудование: презентация по произведению, мульт. установка, экран, диск классической музыки. Выставка книг, посвящённая бабочкам, иллюстрации и фото различных бабочек, карандаши, краски, фломастеры, листы бумаги с нарисованным контуром бабочки.

                                    Ход урока:

1.Орг. момент

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

2.Сообщение темы урока: - Сегодня я расскажу вам о творчестве писателя  Набокова.

Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в аристократической семье известного российского политика Владимира Дмитриевича Набокова. В обиходе семьи Набокова использовалась три языка: русский, английский, и французский. Будущий писатель в совершенстве владел тремя языками с раннего детства. По собственным словам, он научился читать по-английски прежде, чем по-русски. Первые годы жизни Набокова прошли в комфорте и достатке в доме Набоковых на Большой Морской в Петербурге и в их загородном имении Батово (под Гатчиной).

Литература и энтомология становятся двумя основными увлечениями Набокова. Незадолго до революции на собственные деньги Набоков издаёт сборник своих стихов. Революция 1917 года заставила Набоковых перебраться в Крым, а затем, в 1919-м, эмигрировать из России. Некоторые из семейных драгоценностей удалось вывезти с собой, и на эти деньги семья Набоковых жила в Берлине. С 1922 года Набоков зарабатывает  на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются рассказы Набокова.

Приход фашистов к власти в Германии в конце 30-х годов положил конец жизни писателя в Берлине. Жизнь Набокова с женой-еврейкой в Германии стала невозможной, их семья переезжает в Париж, а с началом Второй мировой войны эмигрирует в США. В этот период Набоков продолжает профессионально заниматься энтомологией.

адресная табличка на доме В.В. Набокова в Санкт-Петербурге  10.04.1899 - 1917 - Большая Морская улица, 47.

Круг интересов Набокова был необычно разносторонен. Он внес значительный вклад в раздел энтомологии, фокусирующийся на чешуекрылых, преподавал русскую и мировую литературу и издал несколько курсов литературоведческих лекций, создал переводы «Евгения Онегина» и «Слова о полку Игореве» на английский язык, серьезно увлекался шахматами: был достаточно сильным практическим игроком и опубликовал ряд интересных шахматных задач.

Набоков о себе: Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце — по-русски, и мое ухо — по-французски

Что мы знаем о бабочках?

Бабочки, или чешуекрылые, отряд класса насекомых. Известно около 90 тысяч видов бабочек. Представляете себе глаза бабочки? Нам кажется. Что очень маленькие. На самом деле они состоят из множества маленьких глазков. У бражника вьюнкового таких простых глазков около 27 000! А ещё у многих бабочек есть простые глазки, назначение которых непонятно ещё учёным, т.к. они спрятаны среди волосков, и найти их можно с большим трудом! Изучением бабочек (и других насекомых) занимаются учёные – энтомологи. Владимир Владимирович Набоков в своём автобиографическом романе «Другие берега» пишет: «Уже отроком (подростком) я зачитывался энтомологическими журналами…». Страсть к бабочкам он пронёс через всю жизнь. Послушайте отрывок.

3. На фоне музыки читаю выразительно. Анализ произведения.

- от чьего имени ведётся рассказ?

- какой случай из своего детства описывает в этом отрывке автор?

-Какое впечатление производит текст?

-Какие чувства и мысли у вас возникли?

-Высказывает ли автор своё отношение к произведению?

Приходилось ли вам испытывать такие чувства, о которых говорит писатель?

-С какой интонацией читается текст? В каком темпе?

- Где, по - вашему мнению, надо повысить голос? Где - понизить?

- найдите и прочитайте, как автор описывает махаона.

4. Самостоятельное чтение текста. 2 мин.

5. подготовка к выразительному чтению.

А – о – ни – чес – ко – е

Вос – тор – жен – ным

Сту – пен – ча – тых

По – пу – га – ячь – им

Рас – тво – рён – но – му

Верх – не – ко – лымск

6. Физ.минутка:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела!

7. Словарная работа.

Блеск в окне – солнце

Банального – обычного

Флигель – веранда, пристройка

Шкап – шкаф

Чёрно – палевый – сочетание чёрного и бледно – жёлтого, тускло – жёлтого

Мадмуазель – обращение к незамужней француженке - гувернантке

Нафталин – химикат для уничтожения насекомых

Я настиг её – догнал

8. Повторение.

Давайте вспомним произведения, которые мы уже изучили о животных. Учитель зачитывает отрывки, дети определяют автора и название произведения.

9. мини тренинг:

В древнегреческом языке слова «душа» и «бабочка» обозначают одно и то же. Древние люди верили, что когда человек умирает, его душа в виде бабочки улетает из тела в природу. У каждого своя душа, свой внутренний мир. Поэтому и бабочек существуют миллионы! Сейчас из – за загрязнения природы бабочек всё меньше, да и душ, способных воспринимать бабочек как украшение природы всё меньше и меньше.

Сейчас возьмите лист бумаги с контуром нарисованной бабочки и раскрасьте её так, как хотите. Докажите, что вы яркая и талантливая личность, что вы способны воспринимать красоту природы. Покажите мне свою душу, я возьму на память ваши души – бабочки. Дети раскрашивают под музыку.  Готовых бабочек развешиваю на доске. (Некоторые ребята просят взять домой ещё немного поработать над бабочкой, я разрешаю)   

10. Запись домашнего задания.

1. Стр. 76-77, выразительное чтение.

2. Подобрать пословицы, загадки о бабочках, записать их в тетради.

3. Запиши в тетрадь слова, характеризующие мальчика – рассказчика.

11. Выставление оценок. Рефлексия.

- Подумайте, и скажите, что вы узнали нового на уроке?

- Значения каких слов вы не знали до этого?

Понравился ли вам язык, которым пишет В. В. Набоков?

Какие красивые выражения из отрывка вам запомнились?

Когда прозвенит звонок, отметьте своё настроение на доске значком. Спасибо за урок!

Литература:

  1. М. И. Байкова, Е. С. Гостимская «Поурочные разработки по чтению», Москва, «Вако», 2004 год.

  1. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения». Пер. с нем.; в 4-х томах. - М. Генезис. 1998. 2001.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению В. Набокова «Бабочки» (по отрывку из романа «Другие берега») Автор:Ефименко Л. С., учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №10», Тбилисского района Краснодарского края

Слайд 2

В. Набоков 1899 - 1977г

Слайд 3

Загородное имение в Батово

Слайд 4

Вклад в историю: преподавал русскую и мировую литературу, издал несколько курсов литературоведческих лекций профессионально занимался энтомологией, открыл новый вид бабочек . создал переводы «Евгения Онегина» и «Слова о полку Игореве» на английский язык серьезно увлекался шахматами: был сильным игроком и опубликовал ряд интересных шахматных задач.

Слайд 5

Набоков о себе: «Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце — по-русски, и мое ухо — по-французски»

Слайд 6

Уже отроком (подростком) он зачитывался энтомологическими журналами. Страсть к бабочкам писатель пронёс через всю свою жизнь.

Слайд 7

Что мы знаем о бабочках? чешуекрылые, отряд класса насекомых. Известно около 90 тысяч видов бабочек. Глаза бабочек состоят из множества маленьких глазков. У бражника вьюнкового таких простых глазков около 27 000!

Слайд 8

Занимаются изучением бабочек (и других насекомых) учёные –энтомологи.

Слайд 9

Работа с текстом - от чьего имени ведётся рассказ? - какой случай из своего детства описывает в отрывке автор? -Какое впечатление производит текст?какие чувства и мысли возникли? -Высказывает ли автор своё отношение к произведению? Приходилось ли вам испытывать такие чувства, о которых говорит писатель? -С какой интонацией читается текст? В каком темпе? - найдите и прочитайте, как автор описывает махаона.

Слайд 10

подготовка к выразительному чтению. А – о – ни – чес – ко – е Вос – тор – жен – ным Сту – пен – ча – тых По – пу – га – ячь – им Рас – тво – рён – но – му Верх – не – ко – лымск

Слайд 11

физминутка Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела!

Слайд 12

Словарная работа Блеск в окне – солнце Банального – обычного Флигель – веранда, пристройка Шкап – шкаф Чёрно – палевый – сочетание чёрного и бледно – жёлтого, тускло – жёлтого Мадмуазель – обращение к незамужней француженке - гувернантке Нафталин – химикат для уничтожения насекомых Я настиг её – догнал

Слайд 13

Домашнее задание: 1. Стр. 76-77, выразительное чтение. 2. Подобрать пословицы, загадки о бабочках, записать их в тетради. 3. Запиши в тетрадь слова, характеризующие мальчика – рассказчика.

Слайд 14

рефлексия - Подумайте, и скажите, что вы узнали нового на уроке? - Значения каких слов вы не знали до этого? Понравился ли вам язык, которым пишет В. В. Набоков? Какие красивые выражения из отрывка вам запомнились? Когда прозвенит звонок, отметьте своё настроение на доске значком. Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»

Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»...

Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях

В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Колыбельные". 2 класс.

Материал представлен в виде конспекта урока. Это интегрированный урок литературного чтения и музыки во 2 классе, который проводят два учителя- учитель начальных классов и учитель музыки. Урок посвящён...

Технологическая карта урока "Чтение» (Литературное чтение) для обучающихся 5 «В» класса И. Суриков "Ярко светит солнце"

Технологическая картаурока "Чтение» (Литературное чтение)для обучающихся 5 «В» классаТема: И. Суриков "Ярко светит солнце"...