Технологическая карта урока "Чтение» (Литературное чтение) для обучающихся 5 «В» класса И. Суриков "Ярко светит солнце"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Керимова Изольда Лермонтовна

 

 

 

Технологическая карта

урока "Чтение» (Литературное чтение)

для обучающихся 5 «В» класса

Тема: И. Суриков "Ярко светит солнце"

 

                            

 

 

 

 

Выполнила: Керимова И.Л.

Дата: 14.10.2021г.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                               

Санкт-Петербург

2021 – 2022

 

 

 Класс:

Учитель: Керимова И.Л.

Дата проведения: 14.10.2021г

Тема урока: И. Суриков "Ярко светит солнце"

 

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Цель урока: создание условий для обучения учащихся осознанному, выразительному чтению стихотворения

Задачи:

обучающие:

- учить понимать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное

- продолжать   совершенствовать навык чтения детей вслух

  развивающие:

 - развивать и обогащать речь учащихся;

воспитывающие:

- воспитывать умение слушать друг друга

 - воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения

коррекционные: совершенствовать артикуляционный аппарат обучающихся;

здоровье формирующие: профилактика возможного переутомления обучающихся путем смены деятельности, двигательной паузы, подбор этапов урока с учетом психофизических особенностей детей.

 

Планируемые результаты.

Предметные

Личностные

Уметь читать вслух, воспринимать на слух произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по тексту произведения.

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Методы обучения: продуктивный, словесный, наглядный, практический.

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

 

Место проведения: учебный класс ГБОУ школы №584 «Озерки»

 

Время занятия: 35 минут

 

Педагогические технологии (элементы):

 

  • Технология образовательных достижений (учебных успехов)
  • Элементы игровой технологии.
  • Организация учебной деятельности с учётом коррекционно- педагогических требований.
  • Психолого-педагогическая поддержка эмоционального состояния обучающихся.
  • Здоровье формирующие технологии.

 

 

 

Ресурсы урока:

для учителя:

            -  учебно-методическая документация

учебник «Чтение 5 класс» для специальных (коррекционных) учебных заведений VIII вида, З.Ф. Малышева

             - технологическая карта урока

               - рабочая программа

             - планируемые результаты АООП (ФГОС УО)

Дидактический материал обучающий:

Для обучающихся:

  • раздаточный материал: листы с заданиями
  • учебник «Чтение 5 класс» для специальных (коррекционных) учебных заведений VIII вида, З.Ф. Малышева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Планируемые

результаты

1.Организационный момент, проверка готовности, мотивация.

Учитель организует начало урока.

Здравствуйте, ребята.

Начинаем урок чтения.

Скажите, что мы читали на прошлом уроке?

 

Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу.

 

Личностные

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.  Чтение текста Г. Скребицкого "Июнь",

3. Определение цели урока. Постановка задач.

Проверка домашнего задания: выразительное чтение текста Г.Скребицкого «Июнь», стр.53.

- (Упражнение на развитие мышления): Тёплый длинный-длинный день. В полдень

крохотная тень. Зацветает в поле колос, подаёт кузнечик голос. Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка? (июнь)

4) Беседа:

– О каком месяце говорится в загадке? Почему вы так считаете?

–Как загадка и спрятанные слова связаны с темой, которую мы изучали на прошлом уроке?

– Какой текст мы читали?

– Что было задано?

Обучающиеся читают текст Г.Скребицкого "Июнь"

 

Ответы обучающихся.

Предметные

 

4. Изучение нового материала с элементами самоконтроля, самооценки.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением

И. Сурикова «Ярко солнце светит…»

1)Чтение стихотворения учителем, стр.54.

2)Вопросы на восприятие:

- Понравилось ли стихотворение?

- О каком времени года это стихотворение? Почему вы так считаете?

– Какое время суток описано в стихотворении?

3)Чтение стихотворения учащимися про себя.

4)Чтение по строфам с устным рисованием:

I строфа – Какую картину вы представляете, читая эти строки? Какими красками мы нарисуем эту

картину? (солнечное утро, светит ярко солнце, голубеет небо, тепло, даже жарко)

II строфа - Какую картину вы представляете, читая эти строки? Какими красками мы нарисуем эту

картину? Какие запахи чувствуете? Почему? Как вы понимаете выражение «пестреют яркие цветы»;

«золотом облиты тёмные листы»? (зелёный луг с разными цветами, пахнет свежей травой,

ромашкой, иван-чаем, колокольчиками, клевером, маком, блики солнца играют на траве)

III строфа - Какую картину вы представляете, читая эти строки? Какими красками мы нарисуем эту

картину? Какие звуки слышите? Как вы понимаете выражение «дремлет лес»? (Ни ветерка, вокруг

тихо, вдали зеленеет лес, и только пение жаворонка нарушает эту тишину)

4)Вывод: автор описывает жаркий летний день. – С каким настроением он это делает? Почему?

(радостным, светлым, автор наслаждается летним жарким днем). Что хотел нам сказать автор?

Какова основная мысль стихотворения? Сравните стихотворение Сурикова и текст Скребицкого? Обучение выразительному чтению:

 

- Как вы думаете, в каком темпе надо читать это стихотворение? (медленном)

- С каким настроением? (светлым, радостным)

 

 

Ответы обучающихся.

Предметные

5. Динамическая пауза.

Разминка для глаз

Выполняют движения с учителем

Корригировать

внимание.

6. Первичное закрепление.

  Работа над стихотворением

А теперь вы сами прочитаете это стихотворение

Читаем по цепочке по две строчки.

Читают вслух по цепочке.

 

 

 

 

Корригировать

механическую память,

 внимание, речь.

7. Включение нового знания в систему знаний.

 

 

Сейчас я вам буду читать пословицы о труде, а вы должны её закончить. У вас на партах лежат слова к этим пословицам. Найдите подходящие слова и закончите пословицы.

  • Труд кормит, а лень…(портит).
  • Без труда не вытащишь и… (рыбку из пруда).
  • Кто не работает, тот… (не ест).
  • Землю красит солнце, а человека… (труд).

 

 

Находят подходящие слова на   карточках и заканчивают пословицу.

  • Труд кормит, а лень… (портит).
  • Без труда не вытащишь и… (рыбку из пруда).
  • Кто не работает, тот… (не ест).
  • Землю красит солнце, а человека… (труд).

 

Корригировать

механическую память,

 внимание. Коррекция

ручной моторики

 Корригировать умение

 выполнять задание по

инструкции.

8. Динамическая пауза для глаз.

Выполняем упражнения по моему показу.

Выполняют упражнения для глаз.

Корригировать

внимание.

9. Организация рефлексии

 Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?  Оцените свою работу на уроке.

Можно сказать, что вы хорошо потрудились? Какую оценку за работу на уроке вы бы себе поставили?

Анализируют, осмысливают и проговаривают свои достижения.

Корригировать

механическую память,

 внимание.

Способствовать

развитию связной речи.

10. Итоги урока. Оценки

С каким произведением мы сегодня познакомились?

О чём говорится в этом стихотворении?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Г. Сурикова "Ярко светит солнце".

 

Отвечают на вопросы.

Корригировать

 механическую память,

 внимание.

Способствовать

 развитию связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich._karta_chtenie_5v_2021g.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга)

194291 Санкт-Петербург, ул. Руднева, д. 8, корпус 3, лит. А, тел. 8(812) 558-76-76,

www.school584.ru, e-mail: 584@shko.la

                                     

Технологическая карта

урока "Чтение» (Литературное чтение)

для обучающихся 5 «В» класса

Тема: И. Суриков "Ярко светит солнце"

                             

Выполнила: Керимова И.Л.

Дата: 14.10.2021г.

                                                                                                                                                                                                                                               

Санкт-Петербург

2021 – 2022

 Класс: 5В

Учитель: Керимова И.Л.

Дата проведения: 14.10.2021г

Тема урока: И. Суриков "Ярко светит солнце"

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Цель урока: создание условий для обучения учащихся осознанному, выразительному чтению стихотворения

Задачи:

обучающие:

- учить понимать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное

- продолжать   совершенствовать навык чтения детей вслух

  развивающие:  

 - развивать и обогащать речь учащихся;

воспитывающие:  

- воспитывать умение слушать друг друга

 - воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения

коррекционные: совершенствовать артикуляционный аппарат обучающихся;

здоровье формирующие: профилактика возможного переутомления обучающихся путем смены деятельности, двигательной паузы, подбор этапов урока с учетом психофизических особенностей детей.

Планируемые результаты.

Предметные

Личностные

Уметь читать вслух, воспринимать на слух произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по тексту произведения.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения: продуктивный, словесный, наглядный, практический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Место проведения: учебный класс ГБОУ школы №584 «Озерки»

Время занятия: 35 минут

Педагогические технологии (элементы):

  • Технология образовательных достижений (учебных успехов)
  • Элементы игровой технологии.
  • Организация учебной деятельности с учётом коррекционно- педагогических требований.
  • Психолого-педагогическая поддержка эмоционального состояния обучающихся.
  • Здоровье формирующие технологии.

Ресурсы урока:

для учителя:

            -  учебно-методическая документация

учебник «Чтение 5 класс» для специальных (коррекционных) учебных заведений VIII вида, З.Ф. Малышева

             - технологическая карта урока

               - рабочая программа

             - планируемые результаты АООП (ФГОС УО)

Дидактический материал обучающий:

Для обучающихся:

  • раздаточный материал: листы с заданиями
  • учебник «Чтение 5 класс» для специальных (коррекционных) учебных заведений VIII вида, З.Ф. Малышева

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Планируемые

результаты

1.Организационный момент, проверка готовности, мотивация.

Учитель организует начало урока.

Здравствуйте, ребята.

Начинаем урок чтения.

Скажите, что мы читали на прошлом уроке?

Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу.

Личностные

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.  Чтение текста Г. Скребицкого "Июнь",

3. Определение цели урока. Постановка задач.

Проверка домашнего задания: выразительное чтение текста Г.Скребицкого «Июнь», стр.53.

- (Упражнение на развитие мышления): Тёплый длинный-длинный день. В полдень

крохотная тень. Зацветает в поле колос, подаёт кузнечик голос. Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка? (июнь)

4) Беседа:

– О каком месяце говорится в загадке? Почему вы так считаете?

–Как загадка и спрятанные слова связаны с темой, которую мы изучали на прошлом уроке?

– Какой текст мы читали?

– Что было задано?

Обучающиеся читают текст Г.Скребицкого "Июнь"

Ответы обучающихся.

Предметные

4. Изучение нового материала с элементами самоконтроля, самооценки.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением

И. Сурикова «Ярко солнце светит…»

1)Чтение стихотворения учителем, стр.54.

2)Вопросы на восприятие:

- Понравилось ли стихотворение?

- О каком времени года это стихотворение? Почему вы так считаете?

– Какое время суток описано в стихотворении?

3)Чтение стихотворения учащимися про себя.

4)Чтение по строфам с устным рисованием:

I строфа – Какую картину вы представляете, читая эти строки? Какими красками мы нарисуем эту

картину? (солнечное утро, светит ярко солнце, голубеет небо, тепло, даже жарко)

II строфа - Какую картину вы представляете, читая эти строки? Какими красками мы нарисуем эту

картину? Какие запахи чувствуете? Почему? Как вы понимаете выражение «пестреют яркие цветы»;

«золотом облиты тёмные листы»? (зелёный луг с разными цветами, пахнет свежей травой,

ромашкой, иван-чаем, колокольчиками, клевером, маком, блики солнца играют на траве)

III строфа - Какую картину вы представляете, читая эти строки? Какими красками мы нарисуем эту

картину? Какие звуки слышите? Как вы понимаете выражение «дремлет лес»? (Ни ветерка, вокруг

тихо, вдали зеленеет лес, и только пение жаворонка нарушает эту тишину)

4)Вывод: автор описывает жаркий летний день. – С каким настроением он это делает? Почему?

(радостным, светлым, автор наслаждается летним жарким днем). Что хотел нам сказать автор?

Какова основная мысль стихотворения? Сравните стихотворение Сурикова и текст Скребицкого? Обучение выразительному чтению:

- Как вы думаете, в каком темпе надо читать это стихотворение? (медленном)

- С каким настроением? (светлым, радостным)

Ответы обучающихся.

Предметные

5. Динамическая пауза.

Разминка для глаз

Выполняют движения с учителем

Корригировать

внимание.

6. Первичное закрепление.

  Работа над стихотворением

А теперь вы сами прочитаете это стихотворение

Читаем по цепочке по две строчки.

Читают вслух по цепочке.

Корригировать

механическую память,

 внимание, речь.

7. Включение нового знания в систему знаний.

Сейчас я вам буду читать пословицы о труде, а вы должны её закончить. У вас на партах лежат слова к этим пословицам. Найдите подходящие слова и закончите пословицы.

  • Труд кормит, а лень…(портит).
  • Без труда не вытащишь и… (рыбку из пруда).
  • Кто не работает, тот… (не ест).
  • Землю красит солнце, а человека… (труд).

Находят подходящие слова на   карточках и заканчивают пословицу.

  • Труд кормит, а лень… (портит).
  • Без труда не вытащишь и… (рыбку из пруда).
  • Кто не работает, тот… (не ест).
  • Землю красит солнце, а человека… (труд).

Корригировать

механическую память,

 внимание. Коррекция

ручной моторики

 Корригировать умение

 выполнять задание по

инструкции.

8. Динамическая пауза для глаз.

Выполняем упражнения по моему показу.

Выполняют упражнения для глаз.

Корригировать

внимание.

9. Организация рефлексии

 Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?  Оцените свою работу на уроке.

Можно сказать, что вы хорошо потрудились? Какую оценку за работу на уроке вы бы себе поставили?

Анализируют, осмысливают и проговаривают свои достижения.

Корригировать

механическую память,

 внимание.

Способствовать

развитию связной речи.

10. Итоги урока. Оценки

С каким произведением мы сегодня познакомились?

О чём говорится в этом стихотворении?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Г. Сурикова "Ярко светит солнце".

Отвечают на вопросы.

Корригировать

 механическую память,

 внимание.

Способствовать

 развитию связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающего 8 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными в...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 9 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающегося 9 класса, учебный план, которого реализует адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями зд...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 7 класса для детей с ОВЗ

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 7 класса для детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость), находящегося  на индивидуал...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока литературного чтения по теме «Курский край -родина знаменитых писателей»

Познакомить с творчеством Курских писателей и поэтов.Совершенствовать навык работы с книгой; развивать речь, умение анализировать.Развивать единство эстетических и нравственных представлений при знако...

Технологическая карта урока "Ознакомительное чтение". Внеурочная деятельность 10 класс

В процессе обучения учащиеся должны овладеть тремя видами чтения: 1) чтением текстов с извлечением их основного содержания (ознакомительное чтение);2) чтением с извлечением полной информации из т...