Практическая работа по литературе "Дневник Васютки Шадрина"(по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро")
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Джандосова Рамиля Канатовна
Данная разработка создана для того,чтобы научить детей составлять дневниковые записи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_vasyutki_shadrina.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет : литература

Тема урока: «Дневник Васютки Шадрина» (учебник «Литература 5 класс»; авторы Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова , М.: Вентана- Граф,2012)

Тип урока : практическая работа

Форма деятельности: индивидуальная

Целевые установки на достижение результата:

Личностные : потребность в самовыражении,  уважение к личности и её достоинствам

Метапредметные: развивать умение формулировать своё мнение,самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в их исполнение,проводить наблюдение, выделять главное и второстепенное в тексте,

Предметные :  развивать умение анализировать художественный текст, познакомить учащихся с жанром дневниковых записей, формировать умение оформлять дневниковую запись

Оборудование : листы А-4, карандаши цветные, учебник «Литература 5 класс»

Ход урока

  1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Оформление титульной части работы (тема, фамилия и имя ученика ,выполнившего работу)

  1.  Психологическая подготовка класса к выполнению  работы

Понравился ли вам рассказ?

Что нового для себя вы открыли?

Каким вы увидели главного героя рассказа?

Перескажите кратко ,что же произошло с Васюткой?(презентация слайд 3-4)

На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в путешествие в тайгу, попробуем посмотреть на всё глазами главного героя.

  1. Знакомство с темой урока.

Запишите тему урока «Дневник Васютки Шадрина»

Знакомо ли вам слово дневник? Дайте определение термину.

Дневни́к — совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты. Такие записи («записки») организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности, формирование «я»

Для чего нужен личный дневник?

Я думаю , что и в вашем классе есть дети ,которые ведут дневники.

Как вы думаете, что у нас с вами должно получится в итоге.

  1. Практическая работа

Первые два дня заполняются с помощью учителя,остальные самостоятельно

Вопросы для обсуждения

Когда происходит действие? В какое время года? Найдите доказательство в тексте.

Сколько дней Васютка пробыл в тайге?Следовательно , сколько дней у нас с вами должно получиться?

 Разделите лист на 5 равных частей. Расставьте даты.

День первый.

Что побудило мальчика отправиться в тайгу?

В какой момент он понимает ,что заблудился? Найдите этот эпизод.

Опишите состояние мальчика.

Почему он ,человек, который хорошо знаком с таёжными законами ,вдруг испугался?

Как он повел себя в сложившейся ситуации?

Как вы понимаете слова дедушки: «Тайга наша кормилица хлипких не любит!»

Как мальчик провёл ночь?

Заполнение первого дня в дневниковой записи.

28августа

Я отправился в тайгу за орехами для рыбаков . Там  встретил глухаря и решил поохотиться . Но пока я  бегал за этой птицей, совсем забыл про затеси и потерялся. Вот дурень!

Сначала  меня охватил испуг, ведь много охотников погибло здесь. Долго я бегал по лесу, пытаясь выбраться, но безуспешно. Успокоиться и взять себя в руки мне помогли  слова дедушки: «Тайга хлипких не любит!» Я развёл огонь, запасся дровами, приготовил ужин из добычи. Во время ужина вспомнил мамку и мне взгрустнулось. Как же домой хочется!

Убрав всё за собой,  лёг спать, но ружьё держал на всякий случай при себе. Среди ночи меня очень испугал  корень- выворотень . Но и с этим  страхом мне удалось справиться. Может быть завтра я выберусь из тайги…

Правильно ли составлена дневниковая запись? Что можно исключить? Помните дневник- мвыражение состояния души человека!

День второй

С чего начинается день мальчика?

Кого он встретил? Почему он не убил белку? Как мальчик относится к природе?

А какую роль играет описание тайги в рассказе? Откройте страницу 258,прочитайте описание тайги и ответьте на вопрос.

Какие художественные средства использует автор,какую роль они играют в этом описании?

Как себя чувствует Васютка в этот момент?

Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику в этот день?

Где провёл мальчик вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?

Как вы думаете,почему с огоньком мальчику стало веселее?

29 августа

Новый день…  с утра я встретил белку, поговорил с ней немного. Ах! Если бы она меня понимала… Сегодня тайга мне открылась с другой стороны:мрачная, равнодушная,она похожа на море. Как- то мрачновато стало на душе:она такая большая ,куда же мне идти? Как найти выход? И никто мне не поможет…

 Я пошёл искать путь домой.  По дороге я чуть не увяз в болоте…

Одно озеро я перепутал с Енисеем,надежда найти дорогу домой испарилась. Это озеро было настолько унылым, что я невольно расплакался. Мне опять  вспомнились родители, друзья, учительница. Как же мне захотелось к ним, я бы больше не хулиганил, честное слово!

Да и погода не радовала:  большое количество звёзд обещало ,по народным  приметам, холод.  

Ночевать остался я прямо на берегу озера. Только вот заснуть не удалось.  На душе стало горько, когда с неба упала звезда, это значило, что чья-то жизнь оборвалась. А может, это моя???

Самостоятельно заполните дневник

30августа

31августа

1сентября

  1. Творческая работа.

Ответьте письменно на вопрос: повышенный уровень(на выбор):какое название вы выбрали бы для этого рассказа «Жив» (первая публикация ) или «Васюткино озеро». Объясните свой выбор.

Стр.274 творческое задание №5

Базовый уровень:задания на выбор

стр 274 творческое задание №3 какой вам представлялась тайга,когда вы читали рассказ? Попробуйте её нарисовать

Стр. 274 рубрика Обсудим вместе.

  1. Подведение итогов за урок.
  2. Определение домашнего задания.

1.сообщение или презентация о жизни и творчестве Ф.А.Искандере

2.читать рассказ «Мальчик и война»

Объяснить, почему данное произведение является рассказом.

Подумайте над эпиграфом к учебной статье

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")

Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".  На уроке предполагается  учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать ...

урок- презентация по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок-презентация по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" с применением регионального компонента (В.Виард "Приключения Кеши")...

Конспект урока по теме: Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына "Озеро Сегден" и фрагмента рассказа Ф. Искандера "Святое озеро"

Общекультурные подходы в оценке природной красоты в произведениях Солженицына и Искандера....

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Внедрение в повседневную практику школы ФГОСов требует от учителей некоторой переориентации, изменения подхода к проведению уроков.Данный материал является попыткой разработки одного из уроков согласн...

География 8 класс "Практическая работа. Озера России."

Данный материал является частью урока и может быть использован на уроках географии 8 класс при изучении темы "Озера"  в разделе "Внутренние воды России"....

Практическая работа "Озера"

Практическая работа составлена с применением современных средств обучения (космические снимки)...